Первобытные люди ТН
Наши будни: играем и читаем (занятия, игры, ТН)В основе ТН "Первобытные люди" книга И.Носырева "Первобытные люди" (изд. "Редкая птица") и идеи игр, взятых с различных источников. В приоритете игры на движение для детей 2,5 лет и 5,5 лет.
Тематическая неделька Каменный век
Праздничная игра "В гостях у первобытных людей"
ТН "Каменный век" (Компания "Умница"). День 1
ТН "Каменный век" (Компания "Умница"). День 3
ТН "Каменный век" (Компания "Умница"). День 5
Не только идеи игр, много интересных ссылочек "Тема Первобытный мир. Часть2".
Дополнительная литература:
1. Журнал "Ледниковый период" от издательства Хоббитека, серия "История в наклейках", 2016г.
2. Журнал "Первые люди", издательство Астрель, 2012г.
3. Журнал "Семейка Крудс", издательство Эгмонт, 2013г.
4. "Эстетические сказки" Т.А. Шорыгина, издательство "ТЦ Сфера", 2017г. (Сказки-подсказки)
5. "Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет". Тетрадь 2. Сидорова У.М. Изд. "ТЦ Сфера". (В играх использовала тему "Семья").
1 день. Австралопитек.
Во второй половине дня ( после сна) мы отправились в путешествие к древним людям:
-Переоделись соответственно времени (в ход пошли шарфы и полотенца)
- потренировались издавать различные тихие и громкие звуки, стуча себя в грудь. Шумно вдыхать воздух носом и выдыхать ртом. Ползать вперёд, назад, боком влево и вправо (одноименными рука-нога и разноименными рука-нога).
В одной комнате расстелили покрывало - "машина времени" - и уселись всей семьёй на него. Детям в руки дали игрушечный руль и игрушечный пульт. Доченька на пульте набрала набор цифр для открытия волшебного портала, сын усердно рулил в пути. Вот мы и на месте.
Заранее перед входом в другую комнату я расстелила ортопедический коврик в шахматном порядке. Дверь в комнату закрыта. В самой комнате за дверью сделала лабиринт из бельевой веревки, натянув ее между стульями. За лабиринтом "кочки" (листки бумаги, части коврика) в сторону спортивной лестницы. На лестнице и в других местах развесила фрукты: бананы, виноград, яблоки. На полу также стояла миска с темной фасолью (имитирующей землю), в ней сидели морковь и картофель.
Встречала нас в этой комнате Обезьянка (мягкая игрушка).От ее лица мы и познакомились с условиями жизни самых первых наших предков.
Все бы не плохо, но ... Доча так спешила за бананами на лестницу, что не заметила очередное препятствие и ... Бабах. Коленка болит, слезы льются ручьем. "Хорошо, что мы не древние люди. Как же они выживали?" - только сквозь слезы проговорила она.
Сын достал банан для сестрёнки. Фруктовый перекус сгладил ситуацию. Коленка немного отпустила. Мы продолжили далее. Обсудили пищевые пристрастия Австралопитеков. Дети нашли/откопали морковь и картофель, обсудили каким образом употребляем их в пищу мы сейчас. Насколько внимательны и ловки должны были быть наши предки, чтобы лазить по деревьям. А сколько могло быть опасностей, помимо риска зацепиться неудачно за ветку?
Попращавшись с обезьянкой, дети пошли переодеваться, родители устранять полосу препятствий.
Вечером мы узнали из журнала "Первые люди" почему люди стали спускаться с деревьев, как смена места жительства повлияла на внешность.
2 день. Человек умелый.
Утро мы начали с прочтения книги И.Носырева "Первобытные люди".
Основные моменты, на которые сегодня обращаем внимание, - прямохождение и речь.
Двигательная игра:
1. "Обезьянка": руки опущены вниз, колени полусогнуты. Топаем ногами и руками, прыгаем, машем руками и рассказываем, что видим вокруг себя.
2."Австралопитек": руки опущены, ходим на ногах и руках, встаём на ноги и выпрямляемся, так чтобы руки были ниже колен, достаем руками пятки, чешем спинку, плечо левое/правое и т.д. Рассказываем, что видим в таком положении. Средство общения австралопитека - крики. Кричим друг другу разными интонациями и громкостью гласные и согласные звуки (как будто подзываем друг друга, говорим об опасности, соглашаемся, не разрешаем, не одобряем и т.д.).
3. "Человек умелый": ходим прямо на двух ногах, спина чуть наклонена вперёд. Постучали кулачками, похлопали ладошками, поздоровались пальчики левой руки с пальчиками правой, поймали и бросили друг другу яблоко/мяч и т.д. Что видим в таком положении? Больше стали видеть в положении стоя, чем в предыдущих случаях? Кто быстрее из трёх предков сможет бежать? Кто больше фруктов унесет с собой (конечно, у кого руки свободны)? Попробуем? С пункта А до п.Б в разных положениях "обезьянки", "Австралопитека" и "Человека умелого" носим мягкие кубики. После такого исследования, конечно, захотелось подурачиться)
Бросали другу другу и друг в друга мягкие кубики и мячи. Говорили простые "на", "дай", "беги", "оп". Потом считали кто больше собрал кубиков, насколько больше остальных (не забыли потренироваться в счёте).
На свежем воздухе играли в прятки, давая подсказки самыми простыми словами или жестами - общались, как человек умелый. Кстати, это оказалось очень сложно, все время хотелось говорить больше) Строили из снега пещеры, рисовали палками на снегу.
После обеда из проволоки шенилл мы сделали двух человечков.
Перед полдником детям было дано задание добыть себе покушать, следуя по следам животных (на полу в разных направлениях были разложены рисунки со следами волка, человека и птицы). Дети нашли курицу, сидящую высоко в своем гнезде на яйцах. Сбили мягкими кубиками птицу и набрали яиц на полдник:
Обсудили, что новое появилось в питании Человека умелого. Как начинали охотиться, привлекая в помощь камни, потом копья и т.д. На ужин мы сами копьями-зубочистками собирали горошек консервированный.
3 день. Пещера. Семья. Собирательство и охота.
После завтрака посмотрели мультфильм "Вера и Анфиса на уроке в школе" (1988г.).
Чем человек отличается от обезьяны? В мультфильме, конечно, не о внешнем виде речь. О способности заботиться о других, держаться вместе.
Пещеру рисовали дружно на большом ватмане пальчиковыми красками, сын "малевал" тучи черным карандашом.
Сегодня мы строили пещеру из одеял и подушек, прятались в ней от дождя и хищников, просто отдыхали, ухаживали за малышами. Обсудили понятия племя, семья. Заодно достали свои семейные фотографии, разобрали родственные связи, пополнили словарный запас:
Распределяли занятия между мужчинами и женщинами:
Вечером ходили на охоту (подкрадывались ползком, быстро подбегали и хватали мягкие игрушки с дивана, с лестницы; просто бегали и ловили друг друга). Перед сном мужчины убирали большие "тяжёлые" игрушки, а женщины маленькие собирали).
4 День. Каменные орудия. Копьеметалка.
Сегодня, конечно, делали орудия из камней и веток:
Царапали рисунки "на стенах пещеры" камнями: на фото рисунок медузы и антилопы. Провести беседу о зарождении изобразительного искусства мне помогли сказки-подсказки Т.А.Шорыгиной.
Стучали камнями друг о друга, извлекая звуки. Камнями измельчили печенье, представили его корешками. Печеньем покормили на улице птиц.
Провели эксперимент: как влияет длина руки на дальность полета снежка. Бросали просто руками и с лопатки, зажатой в руке. Сначала просто была тренировка, потом усложнили: задача бросать в цель. Обсудили чем может быть полезен приобретенный навык.
Вечером разобрали какие игрушки можно забросить в коробку, а какие любят, чтобы их аккуратно поставили на место.
5 День. "Приручение" огня.
Утро началось с эксперимента: сначала подожгли кусочек бумаги - наблюдали результат; потом в бумажный стаканчик налили воду и разместили его над горящей свечой - сравнили результат с первым случаем. До кипения вода не дошла, так как сын усердно задувал свечку) Чуть теплой вода в стакане всё-таки стала. Обсудили какие опасности таит в себе огонь, и какую пользу он нам может приносить (готовим пищу, обогреваемся, свет). Сделали вывод: с огнем нужно учиться обращаться.
Поиграли в игру:
"Раздуваем огонь": вдох, короткие выдохи;
"Маленький костер" изображаем ручками приседая, "большой" - встаём на носочки, тянем ручки вверх;
" Горит костер": руками, поднятыми вверх, изображаем языки пламени;
"Греемся": трем ручки, щёчки, нос (по команде), поднимаем ножки левую, правую;
"Горячо" - отходим в сторону;
"Тигр испугался огня": уползаем на четвереньках;
"Тушим огонёк": вдох носом, долгий выдох ртом.
Слепили из пластилина человечков, оформили из веток и салфетки ("шкура") хижину, с помощью камней выложили костер, на веточки над костром положили пластилиновую дичь:
Во второй половине дня возле "пещеры" из одеял и подушек, "развели огонь" и приготовили картошку (мячи). Поиграли в "Горячую картошку" (перебрасывали мяч друг другу в хаотичном порядке, называя того кому бросают. Важно долго в руках мяч не держать -горячо).
Играли с пластилиновой поделкой. На ароматный запах жареного мяса несмело стало подходить какое-то животное. Желая отпугнуть незваного гостя, наш герой бросил кость. Гость остался доволен и пришел ещё раз, ещё ...
Вечером прочитали по книге главы ""Приручение" огня" и "Приручение собаки".
6 День. Искусство и религия. Вождь племени.
Утро началось с чтения соответствующих глав. Слепили животное-тотем из пластилина. Обсудили появление первых "музыкальных инструментов": погремушка и барабан ("Эстетические сказки" Т.А.Шорыгина, изд."ТЦ Сфера"). Вызывали дождь "ритуальным" танцем и пением.
Во второй половине дня по очереди рисовали на улице углём/мелом разных животных, пещеру и рассказывали друг другу фантастические истории, бегали от "пещеры к пещере", рычали как дикие звери и древние охотники и т.п.) Дома играли в "Вождя": ведущий показывает движение, остальные повторяют. Играли на макете, в охоте помогает собака:
Решили также задачку о том насколько дней хватит племени двух пойманных бегемотов, собранных 10 мисок ягод и т.п.? Сколько дней можно не ходить на охоту, в лес за ягодой? Как быть в случае неудачной охоты: чем кормить племя? (Задачку обыграли на игрушках для наглядности).
(Задачка с ТН "Каменный век" (Компания "Умница"). День 1:
Пошел человечек на охоту
Огромного добыл он бегемота.
Неделю ело племя бегемота.
И вновь пошел охотник на охоту.
Добыл двух бегемотов в этот раз.
На сколько дней для племени запас?)
7День. Приручение домашних животных.
В первой половине дня просмотр мультфильма "Кошка, которая гуляет сама по себе" (1988г). Обсудили животных, которые пришли первыми: какой момент в образе жизни их объединяет. Единственное нестадное животное в мультфильме - кошка. Обсудили пользу, которую приносят одомашненные звери.
Поиграли в игру:
"Кошечка-собачка": прогибаем спину, усложнение спина вниз -голова вверх (смотрим на потолок)-вдох, спина вверх -голова вниз -выдох;
"Кошечка выпускает коготки" - соответствующие движения пальчиками (кулачок сжимаем-разжимаем), ползаем плавно, медленно, опускаем ладонь на пол с кисти на пальцы перекатывая. Фырчим, рычим, мяукаем.
"Лошадка": цокаем и скачем, имитируя лошадку;
"Коза": делаем рожки, мемекаем.
И тому подобное.
На ватмане младший приклеил коров, собаку (старшая заранее вырезала из старого журнала). Старшая карандашами нарисовала ограждение из "кольев".
Играли в лото о животных, после разобрали на две группы: дикие и домашние. Играли в "Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три... фигура птицы/морская фигура/домашнего животного фигура и т.д. на месте замри", отгадывали загаданные фигуры. Фигурку коровы старшая слепила из "шарикового" пластилина, младший "ам-ам" из него приготовил:
Глава " Приручение домашних животных".
8 День. Неандертальцы. Великое оледенение.
Сегодня пользовались картой: отслеживали передвижения древних людей по континентам, вспомнили причины их кочевой жизни. Вот племя нашего Уха забрело на север... Кого же там они встретили? С какими трудностями столкнулись? Об этом мы узнаем из книги И.Носырева и журнала "Ледниковый период" (изд.Хоббитека).
Вспомнили, что означает холод: Стихи с движениями на тему Зима.
Обсудили необходимость одежды древних людей, утепления жилища. Узнали как люди использовали шкуры, кости, жир мамонта (Ледниковый период, изд.Хоббитека):
Обсудили современную одежду. Из заранее подготовленной мной летней и зимней одежды дети выбрали ту, которую оденут сегодня гулять (зимой). Выбрали одежду для летней прогулки, для езды на велосипеде, для катания на санках, для похода на спектакль. Поиграли в переодевания, заодно поработали с пуговицами, молниями, кнопками) Пересчитали пуговички на кофтах, нашли на какой больше всего застежек.
Раскрашивали одежду древних людей и собрали слова по теме:
9 День. Земледелие и оседлая жизнь.
После прочтения главы о земледелии, вспомнили как собачка Соня ("Умная собачка Соня", А.Усачев) бросала косточки вниз с балкона, мечтая о Вишнёвом саде) Древние люди не мечтали, но мы из конструктора для наших человечков сад собрали:
Кстати, человечков больше стало)
Баловались: из трубочки выдували шарики, кто дальше сможет. Посадили в горшочки салат и укроп, лук.
И на ватмане не забыли сад возвести:
10 День. Обобщающий.
Мультфильм "Семейка Крудс" сделал наше настроение. По случайному совпадению у нас оказался журнал по фильму с веселыми заданиями. Читали и выполняли с удовольствием. Не забыли обсудить, какие моменты вымышленные, какие вполне могли быть:
С удовольствием дети вспомнили "ритуальный танец вызывания дождя", охоту на мамонта (роль мамота досталась папе).
После игр узнали новое слово - Эволюция - кратко в игровой форме, вспомнили все приключения племени Уха (заключительная часть в книге И.Носырева).
Вот такое веселое путешествие во времени у нас получилось. Спасибо за внимание)