На рассмотрение данной темы нам понадобилось 2 недели (занятия были не каждый день, по мере загруженности). В основном информация ориентирована на 5-6 лет (мы не фанаты динозавров, немного знаний было на момент изучения темы). Для возраста 2-3 года задания многие приспособлены. Много поделок, особенно из пластилина, игр с движениями. Не забывали про чтение и счёт. Основная использованная литература:
1. "Мир динозавров", серия "3D наклейки, поделки, игры, раскраски", ООО "издательство "Эксмо". (По тексту может встречаться формулировка "журнал "с пухлыми наклейками")
2. Научпопраскраска "Динозавры", изд.Аванта
3. "Детская энциклопедия динозавров", изд. "РОСМЭН"
4."Книга с секретами. Погода и климат", "издательство Робинс".
5. "Пластилиновая лаборатория Чевостика", ООО " МИФ"
6."Полная энциклопедия дошкольника", изд."РОСМЭН".
Благодарю Наталью за великолепный пост и идеи.
Ирина, спасибо за насыщенный веселыми игровыми моментами дневник.
С просторов интернета:
Используемые ссылки указаны по тексту.
1 день.
Теория взрыва, строение Солнечной системы.
Обсуждать теорию взрыва и возникновение нашей Солнечной системы мы начали в прекрасный зимний день. "Давным-давно-давно-давно огромный огненный шар разлетелся на множество кусочков", - скатали огромный снежный шар, подбросили его и пронаблюдал результат. В центре оказалась большая куча снега - мы назвали ее Солнце, на разном расстоянии от этого центра ещё несколько явных кучечек, и множество снежинок между ними. "Много-много лет вот такие маленькие и большие частички то сталкивались, то объединялись. Из подобных больших шариков стали образовываться планеты, маленькие так и летали между планет. Маленькие -метеориты, кометы. ", - руками "лепим" планеты из снега рассыпавшегося между "большими кучечками". " Метеориты и кометы не просто летали между планет, они и в планеты врезались, с ними сталкивались", - далее по тексту лепим снежки-метеориты и бросаем их в Солнце, планеты, многие пролетают мимо) Наблюдаем как от некоторые "планет" от ударов снежков отлетают кусочки снега, к другим "планетам" "прилипают" снежки - так, примерно, происходило много-много лет.
Поиграли в снежки, представляя себя планетами (каждый взял себе название планеты), снежки - метеориты.
Во второй половине дня лепим "Солнечную систему" ("Пластилиновая лаборатория Чевостика" и "Полная энциклопедия дошкольника"), с младшим формировали ширики-планеты, потом ребенок самостоятельно "занимался" пластилином:
"Солнце - очень горячая звезда (не планета), горячее кастрюли с кашей, которую готовим на плите. Солнце любой предмет нагревает. Любые кометы расплавляет. Горячие были и планеты. Но планеты меньше Солнца по размерам, и не такие сильные, чтобы все кометы сжечь. Когда в планеты падали ледяные метеориты, кометы, планеты становились прохладнее.
Очень горячие планеты рядом с Солнцем. Если рядом с кастрюлей, в которой кипит вода, будет стоять негорячая сковороду, что произойдет со сковородой? Сковорода нагреется от кастрюли. Сковорода не будет такой же горячей, как кастрюля, она будет прохладнее. Если к сковороде поставить чайник, нагреется чайник, который находится дальше всего от горячей кастрюли? Нет. Аналогично, самые близкие к Солнцу планеты горячие. Какие планеты расположены ближе всего к Солнцу? Какого они цвета?", - Меркурий (самая маленькая планета), Венера. На каком по счету месте наша голубая планета?
А вот Земля остывала. На ней появились твердая земля,по которой мы ходим, вода, воздух, и огонь, дающий тепло сохранился, не дав совсем планете замёрзнуть; и на нашей планете есть живые организмы. Сосед нашей Земли, Марс - темно-красная планета. Красного цвета Марс не потому, что горячий. На Марсе много суши красно-коричневого цвета, а воды нет.
Меркурий, Венера, Земля, Марс - это планеты земной группы. В них есть элементы, которые образовывают твердую землю, сушу, по которой мы ходим.
За Марсом следует пояс астероидов. За поясом астероидов живут планеты-гиганты.
Они состоят из газов, пыли, льда.
У некоторых планет есть спутники, кольца.
Итак, Солнце такое сильное, что не отпускало от себя планеты. Планеты стали вращаться вокруг Солнца, каждая по своей дорожке-орбите. Так они не сталкиваются друг с другом. Так безопаснее) Только на нашей планете Земля есть все четыре стихии: земля, вода, воздух и огонь.
Играем в стихии: по команде ведущего игроки выполняют движения (заранее оговоренные):
"земля" - топаем ногами,
"воздух" - вдох носом, выдох ртом или показываем, как летают птицы/самолёт,
"вода" - движения, имитирующие плавание или подбрасываем вверх снег,
"огонь" - руки поднимаем вверх, ладошками имитируем языки пламени.
2 день.
Становление планеты Земля. Строение земного шара.
"Пластилиновая лаборатория Чевостика"- срисовывали вулкан; лепили земной шар.
"Энциклопедия динозавров" и "Книга с секретами" - стадии образования Земли, движение и вращение Земли.
Обсуждаем как много лет на планете господствовали вулканы. Рассматриваем строение вулкана, зарисовываем (точнее ребенок расскрасили вулкан, нарисованный мамой, и прочёл наименования элементов):
Посмотрели фильм о современных вулканах: спящих и действующих. Представляли какое облако дыма, пепла от вулканов царило над поверхностью земли. Как остывала планета, образовывались облака.
Посмотрели стадии образования Земли по энциклопедии динозавров и с окошками:
Оговорили, что наличие воздуха, воды, земли и огня позволило появится живым существам на нашей планете. Воздухом - дышим, огонь - согревает, вода - нужна для приготовления пищи, поддержания чистоты, по земле ходим, выращиваем в ней растения, на ней строим дома. На свежем воздухе поиграли в "четыре стихии", построили "горы-вулканы".
Во второй половине дня
Лепим Земной шар, проговаривая каждый слой планеты. Оговорили, что сейчас на поверхности Земли 6 материков и 4 океана. Красным кусочком пластилина отметили свое местонахождение на слепленном макете. На трёх печенюшках посмотрели, что значит "2/3 поверхности планеты занимает мировой океан". (Моя помощь понадобилась только в лепке материков).
Провели эксперимент: включили настольную лампу, проследили вращение нашей пластилиновой модели-Земли вокруг своей оси (пластилиновая модель насадили на бамбуковую палочку, выполняющую роль оси). Определили, когда наступает ночь в месте, отмеченном красным пластилином.
Поиграли во время суток, вращая "Землю":
День - прыгаем;
Ночь - спим (закрываем глазки, ладошки под щёчки)
Утро - потягивается;
Вечер - садимся, имитируя чтение книги.
Проследили за движением пластилиновой модели вокруг лампы, обсудили явление времен года. Нашли положение Земли, соответствующее нашему времени года.
Обратили внимание на хорошо освещаемые участки планеты: обсудили жаркий климат экваториальных территорий. У полюсов лёд, т.к. лучи Солнца на полюса светят не прямо, а как бы скользят (приложили линейку - солнечный луч - от лампы к макету).
Обратили внимание какие были материки во времена зарождения жизни на планете, как они были освещены.
3 день.
Зарождение жизни на Земле. Первые растения и животные, осваивавшие сушу.
"Энциклопедия динозавров".
Рассматриваем иллюстрацию, к которой будем ещё не раз возвращаться:
Первые появились растения (водоросли).
Почему первыми появились растения? Растениям для жизни нужны вода и свет (обратили внимание на комнатные растения; в книге причины не объясняются). А животным ещё нужна пища: растения травоядным, другие животные - хищным.
Потом появились простейшие организмы (амёбы, инфузории), потом похожие на медуз и многоножек. (Для детей 6+, можно оговорить цепочку простейшие-кишечнополостные-членистоногие-и т.д)
Растения первыми же стали приспосабливаться к жизни на суше. Сначала в приводных территориях, где много влаги, потом и в более сухие места стали растения распространяться. Поскольку появилось питание для травоядных животных на суше, то и животные по-тихонечку стали осваиваться на твердой земле.
Разминка (из стихотворения Тютчева Ф.):
Сияет солнце, (руками над головой рисуем Солнце)
Волны блещут (волны показываем рукой).
На всем улыбка, жизнь во всем (улыбаемся и руки от себя и в стороны разводим).
Деревья радостно трепещут (руки на поясе, влево-право наклоны туловищем),
Купаясь в небе голубом (кружимся на носочках).
Из цветной бумаги вырезали овалы - инфузории туфельки и амёбы - разрисовали, стараясь по образцу. Сын нарезал "водоросли" - полоски зелёной бумаги, дочка склеили их - получился кустик водорослей. Поигралите в амеб-подружек, которые наблюдали как много новых жителей появляется в их водоеме, как тесно становится. Это растение на берегу растет? Но там же нет воды, он погибнет? Почему не погибнет? (Как приспособились растения к жизни на суше)
4 день.
Первые ящеры на суше.
"Энциклопедия динозавров" и "Мир динозавров".
Рассмотрели какое разнообразие растений стало на суше. За растениями потянулись на сушу и животные. Познакомились с первыми сухопутными рептилиями. Особое внимание уделили стадиям развития ящерицы в динозавра.
Игра с движениями:
Рыбка. Легли на пол на живот, сложили руки на спину. Отталкиваясь ногами, ползем. Что видим в таком положении перед собой, сбоку, вверху (поворачиваем голову, руки на спине)? Насколько удобно передвигаться таким образом?
Ластоногое существо. Лежим на полу на животе, ноги прямые. Подтягиваясь руками, ползем. Что видим перед собой в таком положении (ноги прямые, руки не поднимаем, на руки не опираемся)?
Лежим на полу на животе. Ползем с помощью рук и ног, как ящерица. Какие предметы видим в таком положении тела? С дивана на тебя смотрит хищник, ты его видишь (заранее, не заметно для ребенка положить игрушку на диван, стол и т.д.)? Каким из трёх способов проще и быстрее передвигаться?
Вывод для жизни на суше нужны четыре конечности, но заметить опасность маленькому существу, ползающему на 4 лапах сложно.
Рассматриваем стадии превращения ящерицы в динозавра:
Пробуем ползать на четвереньках и ходить на двух ногах на носочках, наклонив туловище вперёд, как динозавры. Перечислили насколько больше предметов видно в таком положении, нежели в положении ящерицы. Как быстрее добраться до шкафа, например, ползком, на четвереньках или бегом на двух ногах? Кто первый сорвёт листок с дерева или убежит от хищника?
Рассмотрели динозавриков в журнале "с пухлыми наклейками", выполнили несколько заданий:
Игра на макете. Играем в динозавров "Стегозавр и Трицератопс знакомятся". Конечно, наши герои много интересного рассказывают о себе, играют в камушки, толкают брёвнышко, бегут искать сочные листья. Смотрят как садится солнышко за горизонт и слышат голоса матерей. Мамы зовут ужинать и ложиться спать, чтобы набраться сил. Ведь завтра будет новый день и новые приключения.
Игра мемори из "Мир динозавров".
5 день
"Энциклопедия динозавров" и "Мир динозавров"
Много времени ребенок провел с журналом с "пухлыми наклейками". Соотносили динозавров из журнала с динозаврами энциклопедии. Считали количество слогов в названиях животных (хлопая в ладоши на слоге), нашли самое длинное имя. Выполняли задания на внимание, счёт, прочитали хищные слова.
На улице играли в динозавров: рычали и "выпускали коготки" (движения пальцами рук). Варили суп из снега и сухих замёрзших трав. Подумали каких динозавров сможем пригласить на травяной диетический суп).
Во второй половине дня играли с раскраской (с карточками было бы удобнее, но и с раскраской игра вполне получилась). Задача игрока определить хищный или травоядный перед ним динозавр, ведущий называет динозавра и показывает изображение. Хищный - рычим, травоядный - ползаем. Определяли по внешним признакам: когти, зубы, лапы, защитные шипы и т.д. Ребенок ни разу не ошибся, хотя меня два раза терзали сомнения по поводу правильности ее ответа. Понравившуюся Зауропельту раскрасили. По картинке составили рассказ.
6 день.
Динозавры тоже сначала были маленькие, а потом большими вырастали? Как они появлялись? Ответы на данные вопросы мы нашли в Энциклопедии динозавров. Почитали о том, как динозавры высиживали яйца и заботились о своих малышах. В интернете нашли статью о современных находках кладок яиц динозавров. Узнали, что в среднем яйца были размером 20-50 см. Удивила находка 2010 года яиц размером 100-120 см в Вологодской области. Мы измерили рост детей и представили насколько большое яйцо в 120см! Раскрашивали красками яйца динозавров (заранее вырезанные из бумаги А4). Старшая выполняла задания по журналу. Младшему было подготовлено задание каждой маме-динозавру найти ее яйцо или яйца. Яйца такого же цвета, как родитель-динозавр. Посчитали у какой маме-динозавру сколько яиц (показали на пальчиках), нашли самое большое и самое маленькое.
Игра с движениями (прошу строго не судить, придумали игру сами):
Жили-были динозавры
маленькие и большие (показываем руками).
Жили-были динозавры
Безобидные и злые (улыбаемся и сердимся).
Зауропельта и Трицератопс,
Анкилозавр и Стегозавр
любили сочную травку жевать (садимся на пол и "щиплем" руками травку)
Гадрозавр и Платеозавр
Умели листья с высоких деревьев срывать
(встаём на носочки, поднимаем руки вверх и тянемся вверх)
Архиоптерикс и Птерозавр любили высоко под облаками летать ( бегаем, имитируя руками взмахи крыльев).
В воде купался огромный Ихтиозавр (плавательные движения руками).
Своей пастью его пугал гигантский Плиозавр.
(руки сложить вместе и открывать имитируя пасть)
Жили-были динозавры давным-давно.
Из нас их не видел никто (мотаем головой, пожимая плечами)
Только специалисты-палентологи
Древние кости изучают
И точно-точно знают,
Что у наших птиц, сидящих на ветке
Динозаврами были предки. (Изображаем руками птицу на ветке).
7 день
Динозавры - предки современных птиц.
День начался с просмотра фильма о динозаврах. Узнали, что потомки динозавров встречаются нам каждый день на улице: голуби, воробьи и т.д. В энциклопедии нашли динозавров с оперением. Раскрасили археоптерикса красками. Нашли общие черты между летающими ящерами и современными птицами.
На улице рассмотрели следы голубей. Представили, ориентируясь на размеры элекростолбов: высота 6м, между столбами 50-70м, насколько большими были тиранозавры (высота около 6м, длина 15-18м). Вспомнили динозавра размером с курицу, образно показав руками.
Во второй половине дня работали над птеродактилем-дергунчиком со старшей. Долго игрушка не "пожила", т.к. младший ребенок решил изучить ее строение, разобрав на части) (возможно, если бы материал был не бумага (картон), то разобрать бы не удалось)
8 день.
Палеонтология и "скелет динозавра".
"Пластилиновая лаборатория Чевостика".
Каким волшебным образом люди узнали размеры динозавров, как динозавры жили, чем питались? Конечно, отвечая на подобные вопросы, обращаемся к развитию науки "Палеонтология".
Лепим из пластилина "лепешку" - представляя кусочек земли. Кладём на него ракушки, накрывает сверху "новым образовавшимся слоем земли". Чем больше времени, тем больше таких слоёв. Потом раскапываем. На заранее подготовленных слоях определяем какой ракушке соответствует оставленный след. (С удовольствием делали оба ребенка).
Представим, что палеонтологи в лаборатории пытаются восстановить скелет по найденным костям. Лепим скелет со старшей (заодно вспомнили функцию костей, скелета в организме, отделы скелета). Младший "восстанавливает" внешний вид динозавра:
Игра с движениями о динозаврах.
В данный день сделали фоторамки с помощью пухлых наклеек:
В журнале предлагается украсить наклейками открытки (есть в журнале). Наклеек много -хватит на все))).
На макете. Стегозавр и Трицератопс рассказывают истории о том, что тетя одного была за теми горами - там становится очень холодно и еда мёрзнет; а дядя другого пришел издалека, рассказывая как груды камней и страшная огненная река гнались за ним с громким треском. Сегодня Стегозавр и Трицератопс прощаются, так как уходят со своими семьями искать новые места, где много еды и тепло. Прощаются, желая друг другу увидеться на новом месте.
9 день
Вымирание динозавров, гипотезы.
Энциклопедия динозавров.
Много времени провели за рассматриванием динозавров, живущих в воде и летающих в небе. Подумали, как много еды нужно большим, массивным ящерам. О том, что они любят тепло и много солнечного света.
Ознакомились с теорией похолодания климата планеты, в результате столкновения с метеоритом. В Энциклопедии информация дана справочно, кратко, поэтому "обрисовывали", "домысливали" ситуацию самостоятельно. Доченька вспомнила, как поднималась пыль в сарае, когда она пыталась подмести пол, вспомнила как неприятно было дышать и чихать - решила, что так же неприятно было и ящерам. Конечно, оговорили, что погибли все динозавры не в один день. Некоторые умирали от холода, другие от голода, детёнышей рождалось все меньше и меньше - пока не исчезли совсем. Но жизнь на планете не исчезла. Выжили наиболее приспособленные животные: маленькие ящерицы, черепахи, крысы, например. Изменился климат, изменилось расположение суши, стали появляться и развиваться другие растения и животные.
На улице подумали где же сейчас насекомые, летающие летом? Куда могут спрятаться на зимовку ящерицы? Кушают ли они зимой? Могут ли двигаться? Как они приспособлены зимовать? Почему не мёрзнут другие животные зимой: лисы, зайцы, белки?
Обсудили возможность истории "Хороший динозавр". Конечно, маловероятно: Ведь человек появился после вымирания ящеров.
10 день.
Обобщающий
Отгадывали загадки о планетах, Солнце, времени суток. Удивил сын, впервые отгадав загадку! про Луну, у дочери она вызвала затруднения)
Стихи о динозаврах и несколько вопросов-ответов о древних черепахах и слове "динозавры".
Не забыли и о нашей игре с движениями) Ох, и сложные названия динозавров - до сих пор не все могу произнести, из рассмотренных нами)))))
Сегодня дети проводили раскопки: искали кости животного в крупе. Животное это появилось ещё при динозаврах (60 млн.л.н.). С тех пор мало, что в нем изменилось. Даже камни для перетирания пищи он заглатывает до сих пор, как некоторые ящеры) Сборка завтра будет завершена: