Войти Регистрация

Пока малыш еще крошечный, вам может показаться, что о развитии речи говорить слишком рано.

Пока малыш еще крошечный, вам может показаться, что о развитии речи говорить слишком рано. 

Какая речь, в самом деле, если все, что от него можно услышать, это громогласное «У-аа!», а в те минуты, когда кроха всем доволен — «ага» и «агу», да ещё несколько маловразумительных звуков. 

Многие родители пребывают в уверенности, что до тех пор, пока их чадо чётко и осмысленно произнесёт первые слова (а это случается в возрасте около года), развитием речи заниматься нет смысла, поскольку ребёнок ещё ничего не понимает и научиться ничему не может.

А между тем, то, что нам кажется маловразумительными звуками — это и есть начало формирования речи. И главная её функция прослеживается уже сейчас — это желание ребёнка общаться. Да, не удивляйтесь, все эти звуки обращены к вам, и ваш малыш уже пытается с вами разговаривать.

Чтобы понять, как нужно общаться с младенцем, давайте разберём основные этапы формирования речи.

Крик

Когда кроха рождается и попадает из одной среды в другую, он сразу же заявляет о себе громким криком — единственным доступным ему средством общения с окружающим миром. 

Вы замечали, как делает малыш уже в 1–1,5 месяца: сначала кричит (зовёт маму), потом затихает и ждёт. Если мама не приходит, он кричит уже громче и снова ждёт. Так ребёнок даёт вам возможность включиться в первый диалог с ним.

К третьему месяцу или даже раньше меняется интонация крика. Внимательная мамочка может различить гневные восклицания, недовольство, нытьё, ворчание и т. д. Крик будет присутствовать ещё очень долго, развиваться параллельно с речью, продолжая играть важную роль в общении.

Гуление

Гуление возникает около 1-2-х месяцев и продолжается примерно до полугода. Как правило, это разные варианты звуков: гы-ы, агу-у, гэ-э, агы-ы и т. п. Постепенно «лексикон» малыша обогащается новыми интонациями и звуками, гуление становится осмысленным и более активным при появлении рядом с ним людей, с которыми можно «пообщаться».

Если хорошенько присмотреться, вы заметите, что ребёнок в возрасте 3–4 месяцев во время гуления заглядывает вам в глаза, как бы пытаясь выстроить полноценный диалог. Он учится координировать голос и взгляд, что в будущем станет основой любого контакта с людьми. 

Обязательно отвечайте малышу, поощряйте его первые «выступления». Посмотрите, как он тянется и пытается сложить свои крошечные губки так, как это делаете вы, чтобы достойно вам ответить! 

Да, ваш маленький оратор уже подражает вам и прислушивается, какие звуки у него получаются, чтобы повторять их наиболее точно. Но пока что для малютки важен не смысл слов, а ритмика речи, артикуляция звуков, различные интонации. Всему этому он усиленно учится.


Лепет

Малыш подрастает, и на смену гулению приходит лепет. Это происходит в 6–7 месяцев. Теперь вы уже слышите не только отдельные согласные звуки (они появляются чуть раньше — в 5–6 мес.), но и целые слоги: «ма», «на», «ба», «па». Сначала вроде бы случайно, потом всё чаще. Постепенно они формируются в цепочки слогов: «ма—ма-ма—ма», «ба-ба-ба-ба»

У каждого ребёнка есть два-три слога, которые он произносит по многу раз и в разных сочетаниях. В возрасте 8-ми месяцев, повторяя за взрослым, малыш умеет произносить новые слоги и сочетания нёбных или губных согласных и гласных звуков, которые до этого ещё не произносил.

Развитие речи ребёнка имеет два главных направления: пассивное владение словом (малыш уже понимает речь, обращенную к нему, но пока не умеет говорить) и активное (когда уже разговаривает сам). Пассивная речь опережает в развитии активную, и ваша задача — активизировать этот процесс развития обоих направлений. 

Возьмите кроху на руки и повторяйте ему разные слоги, но так, чтобы он хорошо видел артикуляцию ваших губ. Читайте стихи, пойте ему песенки. Главное, чтобы малыш слышал не просто посторонние разговоры взрослых, а речь, обращённую непосредственно к нему. 

Даже если вам кажется, что кроха общается сам с собой, всё равно подойдите и поговорите с ним, и тогда лепет начнёт быстрее наполняться смыслом.

Малыш уже все понимает

Примерно в этом же возрасте (с 6-ти до 8-ми мес.) ребёнок начинает ускоренными темпами учиться различать первые простые слова и небольшие предложения (то есть, идёт формирование пассивной речи). Вы уже можете ему задать вопрос: «Где кукла? Где часы?» — и малыш откликнется, повернёт головку в сторону предмета или найдет его. 

В этот период определяющую роль играет речевая среда, окружающая ребёнка. Продолжайте разговаривать с ним, иначе речевое развитие будет происходить медленно, с запозданием. Очень важно также, чтобы малютка слышал в этот период чёткую, ясную, правильную речь. Поэтому с детьми нельзя сюсюкать, агукать, подлаживаясь под их лепет.

Первые слова

На 8-9-ом месяце малыш начинает подражать новым для него звукам. Он уже произносит простые слова из удвоенных слогов: «ма—ма», «па-па». Когда кроху спрашивают о папе, маме или других знакомых людях, ребенок показывает на них пальчиком. К этому возрасту он уже прекрасно знает и своё имя.

На 10-ом месяце постепенно появляется понимание роли языка, то есть ребёнок начинает увязывать каждое новое для него слово с определённым предметом. Вы заметите, что малыш уже может осмысленно воспринимать различные команды и это значит, что уже совсем скоро он начнёт говорить. 

В этот период расширьте репертуар чтения вслух, дополните его новыми стихами, сказками. Вы должны говорить маленькому не «Давай положим вот это туда-то», а «Давай положим мишку в кроватку». Комментируйте каждое своё действие, пусть малыш слушает, смотрит и запоминает. Не бойтесь младенческих слов: «бах», «гав», «бибика» — это важный этап в развитии речи, который помогает переходу к речи взрослой.

Примерно к концу 1-го года жизни ребёнок хорошо понимает значение более десятка слов, а пять-шесть из них уже произносит самостоятельно. Лучше всего крохам удается повторять новые слова за родителями, а значит, не уставайте создавать ребёнку для этого все условия.

Мама, не волнуйся!

Не волнуйтесь, если ваш малыш, которому ещё не исполнилось и годика, говорит мало и неохотно. 

Все дети индивидуальны и слишком близко принимать к сердцу то, что у подруги ребёнок лепечет с 5-ти месяцев, а ваш оказался молчуном, право, не стоит. Говорить о задержке речевого развития в таком возрасте ещё слишком рано. 

Если вы выполняете все рекомендации: общаетесь с малышом, читаете вслух, занимаетесь его развитием, а главное, любите его — значит, очень скоро вы услышите от своего сокровища именно те слова, которых вы с таким нетерпением ждёте!

35 комментариев

Елена 22 октября 2016, 02:28
Россия, Москва

Дочери сейчас 1год 2 месяца. Зовет сестру по имени "Лера иди сюда", говорит "Лера нельзя", дай, уйди, нет, нельзя, хорошая, маленькая, мама, папа, баба, деда, да, на, так же обращается к своей тете по имени Катя. Некоторые слова говорит не уверенно и в результате произносит их тихо - например слово маленькая или слово хорошая. Она гладит собаку и говорит ее имя не полностью ( сейчас работаем над этим) Ари (собаку зовут Арина. Лишь несколько раз она произносила ее имя полностью. Есть любимые игрушки среди них мишка - она говорит ми, еще не может сказать полностью мишка. Чтобы научить ее говорить мы садимся рядом и во время игры я ей стараюсь четко по слогам произнести слово название предмета, имя человека или действие при этом показываю как двигаю губами и языком чтобы получить тот или иной звук.

Россия, Тюмень

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ "МОЗАИКА" НАПРАВЛЕНИЯ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ "МОЗАИКА": 1) КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ: • Консультативный прием логопеда; • Занятия с неговорящими детьми с 1,5 лет (ЗРР, ОНР, АЛАЛИЯ); • Сенсорно-коммуникативные группы для неговорящих и плохо говорящих детей; • Логоритмика; • Логопедический массаж; • Логопедические занятия по коррекции устной речи (ДИСЛАЛИЯ, ДИЗАРТРИЯ, ЗАИКАНИЕ); • Логопедические занятия по коррекции письменной речи (ДИСГРАФИЯ, ДИСЛЕКСИЯ); • Занятия по коррекции почерка (КАЛЛИГРАФИЯ) 2) ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ: • подгрупповая форма; • индивидуальная форма. 3) РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: • Группы раннего развития с 1,5 лет; • Группы кратковременного пребывания • ИЗО-студия. Сайт: http://rechevaya-mozaika.jimdo.com Группа в Vk: vk.com/studia_rm

Любава 22 апреля 2016, 10:32
Украина, Бровары

моему старшенькому 1.3 мес, отчетливо говорит мама, папа, бабу, деда, поезд, ти я, мяв

Ольга 6 апреля 2016, 12:01

Моей доченьке 5 лет. У нас ЗПР с аутичным спектром, моторная аллалия, дизартрия. Мы лечились в Реацентре города Калининграда два раза, с интервалом в три месяца. Сдвиги в развитии я видела уже на последней недели лечения микротоками, был очень хороший прогресс в речи и поведении (более уравновешенная стала, много слов новых и внимательность более устойчивая, стала обучаема). Я не буду много перечислять, но я вижу, что эта процедура не бессмысленная, да денег много тратится, но результат есть и хороший! Для тех, кто думает, что проблемы ребенка как-нибудь сами рассосутся и делать этого не нужно, говорю: "будет хуже", надо работать и делать все: медикаментозное лечение, по назначению невропатолога, занятия с логопедом-дефектологом, различные методики терапии с животными, думаю тоже положительно на наших городских детках скажутся.

олеся 4 февраля 2016, 08:22
Россия, Иркутск

Нам год и месяц и мы говорим мама,бааа,баба,си,гав, ааав .все показываем.я не переживаю.думаю еще рано о чем-то говорить.невролог сказал оценка речевого развития в 2,5 года.занимаемся дома.читаем,лепим,рисуем,играем.

Марго 3 февраля 2016, 06:44
Беларусь, Витебск

каждый ребенок по своему умен один будет в 2 года не говорить другой уже будет болтать ,что хочет. Он не ленится просто надо больше заниматься

Анастасия 23 сентября 2015, 21:38
Россия, Санкт-Петербург

Да,только логопеды убеждают,что при общении с ребенком категорически надо избегать таких слов,как «бах,гав и бибика»,а наоборот надо говорить слова полностью и в том значении,в котором их используют взрослые!Сомнительная статья!

лидия 13 сентября 2015, 15:55
Россия, Бронницы

нам два года тоже ленимся говорить !!!

Аннушка 7 сентября 2015, 09:52
Казахстан, Байконур

у нас доча неохотно что-то говорила, по настроению. Муж уехал на пару дней на рыбалку, она за эти два дня мне мама-мамаааа без конца)) когда муж приехал, она прибежала к нему с криками папаааа и начала обнимать и целовать)) сейчас как-то охотнее разговаривать начала. и больше новых слов появилось.

Анна 5 сентября 2015, 12:20
Россия, Москва

к логопеду надо