Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch.
Развитие ребёнка от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев

Психологические особенности ребёнка второго года жизни

Кризис первого года. На этом этапе у маленького человечка возникают собственные, независимые от вас, желания.

Ваш малыш встал на ноги. Его передвижения уже не зависят от вас. Он идёт вперёд, навстречу новому, встречая на своём пути запреты и ограничения с вашей стороны. 

Такие столкновения заканчиваются гневными протестами маленького человечка. Смягчить подобные ситуации поможет понимание особенностей психики ребёнка второго года жизни, т.н. кризиса первого года.

Первая особенность — ситуативность.

Вы замечали, что вашему малышу интересна любая мелочь, попадающаяся на его глаза: цветная обёртка от конфеты, яркая тряпочка, вырванный листок из вашего глянцевого журнала и т. п.

Его любопытные глаза замечают всё вокруг. Его внимание переключается от одного предмета на другой. Ваша малютка пока не может воображать и обдумывать. 

Он только начинает знакомиться с окружающим его миром, держа в своих ручках игрушку или какой-нибудь другой предмет. А мешая малышу действовать с предметами, вы лишаете его возможности мыслить, следовательно, полноценно жить.

Стимулируйте желание своего ребёнка познавать окружающий мир. В этом вам помогут игры, которые легко организовать, например, на кухне, когда вы готовите обед. Возьмите набор контейнеров для пищи — и вы сразу убьёте двух зайцев: ваш малыш увлечённо будет открывать и закрывать контейнеры; и с не меньшим интересом вкладывать контейнеры один в другой, осваивая понятие о размере предметов.

Вторая особенность — эмоциональность восприятия окружающего мира.

Эмоциональны и мы, взрослые. Но разница в том, что мы можем управлять своими эмоциями, а маленький человечек — нет. Он открыт для всех и для всего. Радость и недовольство ваш малыш проявляет с одинаковой силой. Но в первом случае это смех, а во втором — слёзы и капризы.

Как же помочь ребёнку в этот период?

Избегайте ситуации, когда любое намерение вашего малыша встречало бы запрет. Постоянное «нельзя» убивает желание действовать и развивает пассивность, безразличие к окружающему миру. Вместо запретов предложите сыну или дочке привлекательную замену тому, что они хотят получить. Его интерес к новому предмету будет удовлетворен, а вы избежите конфликта. Вы же хотите, чтобы ваш ребёнок полноценно развивался?

Тогда запаситесь терпением. Где-то уступайте, а где-то твёрдо стойте на своём. Ребёнок должен знать, что не всё ему позволено. Маленький человечек, исследуя предметный мир, устанавливает для себя и границы дозволенного в общении с людьми, и пределы своего влияния на взрослого. Не полная, а необходимая свобода, разумные ограничения и безопасность важны для ребёнка. Нужно, чтобы ваш малыш не боялся, а верил вам.

Несколько признаков гармоничного общения малыша со взрослыми:

  • открыт, доверчив, эмоционален к вам;
  • привлекает внимание к себе и своим действиям;
  • различает вашу похвалу и порицание;
  • отзывается на ласку;
  • требует совместного участия в делах.

Все это значит, ваш ребёнок развивается полноценно, ощущает вашу любовь и внимание к себе.

Кризис первого года 

На этом этапе у маленького человечка возникают собственные, независимые от вас, желания. Если вчера всё, что нужно малышу, исходило от вас и определялось вами, то сегодня он может хотеть то, что не связано с вами. Предметы, значимые и привлекательные для вас, теперь притягивают и вашего ребёнка. 

В этот период разрывается первичная связь «ребёнок — взрослый» и прорастают ростки самостоятельности вашего малыша, повышающей его активность. Но без вашей оценки и поддержки маленькая личность не сможет осуществлять самостоятельность и активность. 

Отсюда повышенная чувствительность вашего малыша к поощрениям и порицаниям, его капризы, привлечение внимания к себе. Противоречие между стремлением к самостоятельности и зависимостью от вас — суть кризиса первого года.

Какой возраст у вашего ребенка?
Первый год развития в месяцах
От года до трех лет
С трех до семи и старше