Книга Джон Холт "Учиться без школы"
ИнтересноеГлава 2.
Глава 2: Изобретение концепции обучения.
Сегодня слова "делать" и "учиться" не равны. Учиться это некий отдельный от всего процесс, который происходит в специально отведенном месте, школе, со специально обученный человеком, учителем. Учиться это долго и трудно. Так понимается сегодня учение.
Анализируя свою жизнь, я вижу, что основные знания и умения, которыми я обладаю, я овладел не в школе и не в искусственно созданных обучающих ситуациях. Например, музыку я узнал ассистируя на репетициях и концертах. Я ходил туда не с целью учиться, а просто потому , что мне это нравилось. Историю и иностранные языки я узнавал, путешествуя по интересным мне местам. Когда мне пришлось вступить в борьбу против катастрофической урбанизации моего города Бостона, я глубоко вник в законы, политику и экономику моего города. Все эти знания я не зазубривал нарочно, под порядковыми номерами, с целью их "знать", но они были необходимы мне для дела! Любое настоящее знание это живой инструмент.
Мы всегда учимся. Любой опыт и любые ситуации учат нас, но главное нас учит то, что мы ощутили перед лицом того или иного опыта. Это может делать нас сильнее, а может -слабее. Но учимся мы везде.
Мотивация к обучению - наш интерес! Если преподносимая информация не кажется лично нам интересной и значимой, то она ничему нас не научит. Двигатель обучения это любопытство и жажда учиться. Маловероятно, что информация, навязанная извне, не подпитываемая нашим к ней интересом, может нас обогатить. Если навязывание знания путем принуждения чему нас и научит, так это только презрению к себе.
Вы скажете, миллионы людей принуждают себя ежедневно идти на нудную нелюбимую работу и делают ее как миленькие, есть у них любопытство и интерес к этой работе, или нет. Что ж, они тоже учатся в это время - учатся ненавидеть себя и свои жизни.
В людях заложено творческое начало, поощряющее человека на пути открытий радостью, восторгом, горением, нетерпением, вдохновением и , наконец, удовлетворением. Питаемый этими чувствами, человек может многому научиться и многое хорошо сделать. Но питаемый понуканиями, стрессом, тревогой, спешкой и скукой, человек потеряет всякую радость и заодно и продуктивность! Он, возможно, выучит требуемое. Но забудет уже через два дня. (МОЕ ПРИМЕЧАНИЕ ДА ДА ДА) Уверенность в себе и энтузиазм лучшие учителя.
(МОЕ прим. Девочки, кто напомнит мне закон из физики? Там как-то формулировалось, что действие, сделанное по желанию, продуктивнее, чем то же, по принуждению... Это, кажется, физик какой-то сформулировал. Тут очень бы подошло по контексту).
(И еще мое - меня не учили читать. Не успели. Я сама как-то научилась, причем очень рано, к 3м уже хорошо писала и читала, причем не стишки из трех слов, а в частности Каверина). Мне до сих пор интересно и нравится читать и писать. А математике меня учили примерно 14 лет подряд и я до сих пор не знаю таблицы умножения).
Далее в главе автор рассказывает, что обучение это способность ставить вопросы и искать на них ответы. (ОЧЕНЬ ТОЧНО) А любопытство и интерес это мотивация к этому.