9 лет

Книга Джон Холт "Учиться без школы"

Вот что еще подумала.. Раньше ведь школы в основном для более бедных (хотя некоторые гимназии, пансионы, лицеи — нет). А богатые обычно давали домашнее обучение с гувернерами (как более качественное?) А теперь школа почему-то стала неизбежной и обязательной. В общем, что-то в этом есть..
31.05.2015
Не думаю. В гимназию шли все, но после начального домашнего образования с гувернерами.
31.05.2015
http://svonb.livejournal.com/881417.htmlНет никаких научных доказательств тому, что это как-то положительно влияет на будущее детей, что они становятся более успешными или беззаботными во взрослой жизни. Отношения между взрослыми и детьми всегда асимметричны. Это отношения мастера и ученика. Один учит, другой слушает. Родители могут лучше оценивать обстоятельства, потому что у них больше опыт, они больше знают. Они и должны устанавливать правила. Если мы хотим получить этого компетентного ребенка, то ему нужно позволить ходить в школу одному. В возрасте шести лет ребенок уже способен к этому, даже в городе с большим движением транспорта. Родители не допускают этого, но в то же время предлагают ребенку принимать решения или обсуждать каждый вопрос наравне со взрослыми. Многие взрослые поступают противоречиво, совершенно не смысля в том, что подстегивает ребенка, продвигает в развитии, а что ложится излишним грузом. "Хен", личное местоимение среднего рода, стало официальным в шведском лексиконе. Тем самым должны избегать говорить о ребенке "он" или "она". Поэтому шведские школы так упали по сравнению с международным уровнем?Эберхард: Не только по этой причине. Проблема и в наших учителях. Их авторитет ничтожен. Дети не считают нужным слушаться их, раз не слушаются и собственных родителей. Как следствие, падение результатов. Согласно исследованию Pisa шведские школьники лидируют по части прогулов уроков, оскорблений учителей и вандализма. И не забудьте: по части самоуверенности!Да, и эти дети-"пупы земли" становятся потом взрослыми, и приходят, например, на шведское телевизионное шоу "Идол". Там ищут певческие таланты, которые завтра станут суперзвездами. И вот они приходят туда, и вообще не могут петь. Но они даже не знают этого. Жюри, оправившись от изумления, спрашивает: тебе что, никто никогда не говорил, что ты не умеешь петь?"Цайт": Его родители были слишком трусливы?Эберхард: Они не хотели травмировать бедное дитя. Так и вырастают дерзкие паршивцы, идущие в мир с совершенно искаженной картиной о собственных способностях.
30.05.2015
Так?16568610-R3L8T8D-800-Pawel_Kuczynski_02.
30.05.2015
Я как ни странно уже читала эту статью где-то. Не знаю про Швецию, но, скажем, в России куча паршивцев есть, из тех, что ходили в школу. Я еще раз говорю. Не факт, что сама по себе школа или ее отсутствие хороши (или плохи). Я просто думаю, что возможны варианты и комбинации. А в нашем обществе мы привыкли думать, что школа неизбежна. Ан нет.
30.05.2015
Статья, вроде, свеженькая довольно
30.05.2015
Я тоже эту статью читала уже, но не помню, как на неё вышла :). Где-то кто-то сослался на неё, видимо. 
30.05.2015
Так он о том, что нынешние комбинации и эксперименты ни к чему хорошему не ведут, и я склонна с ним согласиться.В частности, это к вопросу об авторите учителяКартинка сама по себе, отдельная тема
30.05.2015
Мы же просто книгу обсуждаем по ходу твоего прочтения :). Ждем с нетерпением, какие решения предлагает автор книги. Я в тему уже погрузилась :) Сижу читаю блоги мамочек, противниц школ. Удивительно :), некоторые высказываются о школах так, что если убрать слово дети и школа, то складывается впечатление, что читаешь про концлагерь или тюрьму. А потом та же мамочка в комментарии невзначай бросает фразу "пока старшие дети (лет по 7-9) смотрели мультсериал про киборогов, младший ползал между ними и на экран не смотрел". Ну да, от ужасов школы мама детей спасла, конечно... Обсуждала эту тему с мужем вчера. Он у меня ооооочень умный, даже мудрый :) Он мне сразу, а мамочки-то  эти хотят свободы от чего или для чего... Пока звучит всё так, что школа — плоха, от неё нужно избавиться. А на это место-то что?  Для чего детей освобождать от школы, цель какая? (ну кроме того, чтобы жить не напрягаясь и не по правилам, а как захочется). 
30.05.2015
Плюсик Какие блоги?
30.05.2015
вот у этой мамы я несколько записей прочла и комментарии к ним, потом по предложенным ссылкам пошла на сайты про хоумскулинг и т.д. Вот эта статья даже позабавила, хотя она и в 2010 году написана, но мамы ссылки на неё дают, как всё страшно с образованием в Англии, оказывается :) (а мы и не знали, хотя мы  тут 7 лет, сын все 7 лет учится в школе. И началку мы захватили, и в государственной средней школе, и в частной поучились. Теперь вот тот самый Sixth Form. А дочка в этом учебном году пошла в Pre-School на три часа) 
30.05.2015
Вот ещё статья про анскулинг. Мама, 9 детей, художник. 
30.05.2015
Спасибо, пошла читать.Я давно слежу за фреееду в ЖЖ: надеялась почерпнуть новые идеи и на удивление именно фонтанирования идеями, ссылками и прочим образовательным материалом там нет.
30.05.2015
Я пока на конструктив и не наткнулась, только на общие рассуждения. Хотелось бы подробное описание, как эти мамы всё устроили, именно альтернативу школьному ОБРАЗОВАНИЮ. 
30.05.2015
вот сегодня нашла про планирование:http://www.rumvi.com/products/ebook/я-в-школу-не-хожу-хоумскулинг-на-русском/e06a059f-942a-453e-b322-7c2da594b6ec/preview/preview.htmlно случай, кажется, нетипичный и вынужденный
30.05.2015
Я прочитала, всё, что дали из этой книги. Вообще, конечно, в первый момент меня вообще такая печаль накрыла. Трое деток остались без мамы. Папа начал как-то книгу ужасно, на мой взгляд. У 11-летней девочки умерла мама, а он зачем-то всё её горе на школу списал, что ей там не нравится... :(
31.05.2015
Меня поразило, что он только через 1,5 года озаботился...
31.05.2015
да, и на это тоже я обратила внимание. Горе случилось в августе. Получается, что почти сразу после этого, начался учебный год. Год и ещё полгода она училась в школе, переживая свою трагедию, возможно, в одиночестве... :( 
31.05.2015
Мне комментарий понравился:Просто некоторые в школе "сидели", а другие ходили туда с удовольствием. Первые запирают детей дома, вторые ведут в школу :)(ответ сократила, потому что подумала, что на месте мамы 9 детей я себя не представляю, поэтому и придираться не стоит)
30.05.2015
Да,  и я ж не придираюсь, это, действительно,  удивительно — 9 детей. Читаю, обдумываю. Да, комментарий и на мой взгляд хорош :)
30.05.2015
я сначала написала длинно и придирчиво:) оно же виднеется в уведомлениях
30.05.2015
в уведомлениях только первый абзац :), прямо интересно стало, что дальше-то было у тебя :)
30.05.2015
ну я посмотрела еще биографию и работы мужа и поняла, что это стиль жизни:)меня смутила некоторая характерная шаблонность у обоих, она такая типичная...
30.05.2015
вторая ссылка — не туда ведет
30.05.2015
ой...исправила.
30.05.2015
опять про Германию:)
30.05.2015
Образование в Англии
30.05.2015
в неполные два ... читает некоторые словазато в 7 маму пугает элементарная математика...Честно, ничего страшного не заметила.Но и ничего интересного не прочла... где про то, как и чему учат?
30.05.2015
Так я потому и ссылку дала, что это вообще как будто не про Англию написано. С моей стороны это было иллюстрацией того, как один человек рассказал небылицу, а другие распространили. И теперь на эту статью ссылаются, как на источник. Ведь ссылку на эту статью я как раз увидела у мамы, которая с Германией боролась за хоумскулинг, с комментарием: а вот в Англии вообще ужас ужасный —  образование с 4-х лет. И другие дальше за ней прокомментировали: ах, какой кошмар. Но и в самой статье, если разобраться, ничего ужасного нет, ты права, а уж если ещё и скорректировать на моё знание об этом, так и совсем всё очень даже радужно  получится с образованием-то в Англии (недостатки, конечно, есть, но, как говорится, нет предела совершенству).
30.05.2015
Однобокий какой-то взгляд... Получается, что человек должен изучать только то, что ему интересно, а на все остальное можно плевать. Но это не совсем так. Каждый опыт, каждое знание нам что-то дает. Умение решать математические задачи, например, развивает логическое мышление. Зазубривание стихов — память. История дает понимание времени и перспективы и, вообще, жизни. И так далее. Да, обучение — это, действительно, способность ставить вопросы и искать на них ответы. То есть, способность анализировать. НО! Чтобы научиться анализировать, нужно сначала обзавестись большим багажом знаний. Ибо факт, информация, вырванная из контекста, сами по себе ничего не значат. И только в совокупности, в сопоставлении дают базу для анализа.
29.05.2015
Пост пока не прочитала, просто возник вопрос. Во Франции, на сколько я поняла, дети, которые не посещают школу, все равно должны раз в год сдавать аттестацию. По сути, экзамены по школьной программе. Правильно? То есть, они в любом случае должны выучить ВСЕ, что учат дети их возраста в школе. С одной лишь разницей, что обучает их этому не какая-то неизвестная тетка, а мама. Или не мама (если у нее не хватает терпения и знаний), а тоже неизвестная тетка, но за деньги. И не факт, что платная тетка лучше бесплатной. В чем тогда прелесть хоумскулинга? В том, что у детей остается чуть больше времени на дополнительные занятия, кружки по интересам? В том, что они не общаются с этими "ужасными" школьниками, а общаются только с проверенными и одобренными родителями детьми? И все время находятся под контролем родителей. Такой хоумскулинг, скорее, не ребенку нужен, а родителям. Именно для того, чтобы держать дитя под контролем.
29.05.2015
По отзывам я слышала, что при желании школьная программа за год проходится гораздо быстрее, чем за год. А суть всего этого — просто жить как тебе удобно, не в стаде. То есть например хочешь ты уехать на полгода на Бали — можешь! Хочешь посвящать свои дни рыбалке — пожалуйста. Да, иногда надо и книжку почитать, но во-первых, ты не обязан читать учебник от сих до сих, а можешь найти в библиотеке, скажем, более интересные книги на данную тематику. Во-вторых, ты можешь заниматься тогда и столько, сколько тебе удобно самому. В своем ритме. В идеале это должно еще развивать самостоятельность и приучать брать ответственность на себя. насчет контроля — нешкольные дети иной раз меньше дома бывают, чем школьные. Есть же спортивные лагеря и прочее.  
29.05.2015
Ну, да, про девочку, которая осваивает годовую школьную программу за 3 дня, я прочитала))) Но тут два варианта: либо девочка — гений, либо мама приверает. Ибо девочка уже не в начальной школе учится. И та же математика у нее уже не просто таблицей умножения ограничивается. Я вот считаю, что ребенку необходима система. Ее отсутствие очень сильно расхолаживает. У маленьких детей нет понятия перспективы и времени. Они живут одним днем. И не думают о том, что обучение (не важно, школьное или домашнее) сегодня пригодится им в будущем. Вот ребенок попал на Бали: он хочет купаться в море, резвиться, веселиться, кататься с горок в аквапарке и т.д. А не читать какую-то там книгу по математике (пусть даже интересную) и решать примеры. И ты его не заставишь. Ибо ты — не система. Ты мама, которую ВСЕГДА можно прогнуть под себя. И никакую самостоятельность ты у него не разовьешь. Поскольку он, повторюсь, не понимает пока, для чего это вообще нужно.Про более интересные книги. А что мешает их взять и прочитать в дополнение к школьному учебнику?А в лагерях и прочем и школьники много времени проводят. 
29.05.2015
А ты не думаешь, что хорошо проводить время на Бали научит бОльшему?Возьми семью Дарреллов. Их отец рано умер, мама осталась вдовой с 4 детьми и свалили они из унылого Лондона на Корфу. Как организовывали учебу моно прочитать в трилогии Дж Даррела "Птицы звери и родственники" и тп. Не сомневаюсь, что ты читала, это шедевр. Джерри не ходил в школу, но стал выдающимся ученым. Его брат Ларри (знала ли ты?) это ни кто иной как Лоуренс Даррел известный писатель и интеллектуал. То есть как минимум 2 ребенка из 4х. А они просто хорошо проводили время на корфу, ага)
29.05.2015
Я не знаю, что они делали на Корфу, насколько беззаботной и лёгкой была их жизнь :), но, вот, опять из Википедии: "Среди первых домашних учителей Джеральда Даррелла было мало настоящих педагогов. Единственным исключением был натуралист Теодор Стефанидес (1896—1983). Именно от него Джеральд получил первые систематизированные познания по зоологии".  Если у кого-то есть возможность нанять в частные учителя известных ученых, писателей, то это же прекрасно :), но будет ли это обучение приносить удовольствие ребенку — ещё вопрос. Вот, из той же Википедии: "Теодор Стефанидес также стал одним из первых читателей книг «Моя семья и другие звери» Джеральда Даррелла и «The Greek Islands» Лоуренса Даррелла, став их неформальным, но крайне дотошным редактором." Т.е. личность, оценивающая успех, присутствует в этом примере. Его старший брат (который писатель) был на 13 лет старше. К моменту перезда на остров ему было уже 23 года и у него уже вышла первая книга. Так что было ли  его образование домашним, я не знаю. Но он точно его получил не на Корфу.
29.05.2015
О да! Даррел был и моим кумиром детства, наравне с Хэрриотом. Мечтала поехать на Корфу, но потом как-то не сложилось.. Да и суть там не в Корфу, а в самом образе жизни.
31.05.2015
Собственно, про Дарреллов тебе уже написали ниже))) Я лишь хотела добавить, что ты постоянно приводишь в пример известных личностей: Да Винчи, братьев Даррелл. Но они все были, если не гениями, то очень талантливыми людьми. А каков процент таких людей по отношению ко всему остальному населению Земли? Он ничтожен. Это раз. Два: все они в уже глубоко сознательном возрасте понимали необходимость самообразования. В наше время, к сожалению, в 20 лет уже поздно начинать учиться. Темп жизни другой, условия другие. Я лично хочу научить свою дочку приспосабливаться к ним с наименьшими для нее потерями. Могу, конечно, сказать: "иди против ветра, на месте не стой", не подчиняйся системе, но не буду. Ибо велика вероятность, что это закончится папертью или дуркой. Слишком большая цена за то, чтобы быть не как все.
03.06.2015
ты не обязан читать учебник от сих до сихУ нее экзамены! так что обязана (в рамках правового поля)И куда жестче, чем обычный школьник
29.05.2015
и насчет ответа, чем чужая тетка лучше школьной учительницы ответ как раз толкьо что выложила в третьей главе. "тетка" лучше тем, что у тебя будет свобода учиться с ней или нет. Если она плоха, ты просто распрощаешься с ней.
29.05.2015
Ну, учителя, в принципе, тоже никто не запрещает выбирать. Можешь хоть сто школ перебрать, пока не найдешь "своего" преподавателя.
29.05.2015
Пока главу не читала...Учитель должен быть авторитетом, наставником. Он больше знает. Он может научить.Возможность легко менять учителей меняет субординацию.(куда как кручe, чем возможность курить вместе)Как раз вырастает ребенок — капризный потребитель. Лучшим учителем для него будет тот, с которым легче, а не тот, который учит.
29.05.2015
не факт! Я пыталась найти учителя французского языка, но не нашла хорошего и в результате выучила язык сама одна дома. Вне хваста, но выучила хорошо, правда. Я не искала "легкого" учителя, а искала хорошего — или другими словами подходящего мне.
29.05.2015
Ты хотела выучить французский (что бы здесь подверкнуть? пусть "хотела")Ребенку надо по программе выучить то, что ему не надо. У него нет потребности учиться. Он точно не хочет сверх программы и хорошо. Он хочет весело, легко, сдать и забыть.
29.05.2015
это как раз неправда. Ребенок хочет учиться! он готов не есть, не спать, но учиться. Посмотри на наших детей. Дети перестают хотеть учиться только в условиях ненужной, скучной, лишней и невовремя преподанной ифнормации, которую им навязывают вне их потребности ее узнать.Ребенок постоянно хочет и жаждет учиться!
29.05.2015
Еще раз: хоумскулинг проверяется экзаменом. Экзамен ребенку надо сдать. Конкретно этот предмет ему неинтересен. Он его хочет учить? Он хочет учителя посложнее по этому предмету?Нат, все действительно упирается в эти проверочные экзамены. Они не упрощают, а усложняют жзнь. Даже если от экзамена до экзамена можно валяться на Бали. Зато на экзамене им как раз надо выдать учителю ту самую "лишнюю.... все что ты написала" информацию, которую совсем не надо запоминать обыкновенному школьнику) У ребенка есть потребность учить то, что ему интересно и нужно.
29.05.2015
Это спорно. Я считаю, что учителя можно и нужно выбирать. Но не по принципу " с каким легче", а по принципу адекватности и умения заинтересовать. У меня, например, в старших классах были просто потрясающие учителя физики и биологии. И одна, и другая рассказывали на столько интересно, что класс слушал, затаив дыхание (не преувеличиваю). Мы учебники в начале года получали и в конце сдавали, ни разу не открыв. Поскольку преподавание, естественно, велось не по ним. У всего класса были очень хорошие оценки по этим предметам. И больше половины выбрали их в качестве предметов по выбору на выпускных экзаменах. Я многое и из физики, и из биологии до сих пор помню)))А вот у моей племянницы, которая в этом году 3й класс закончила, совершенно отвратительная учительница. Она задает детям и спрашивает с них темы, которыми сама не владеет. Более того! Она позволяет себе высмеивать учеников, когда они, по ее мнению, отвечают неправильно. А по факту — правильно, просто учитель сама не в теме. По-моему, это просто кошмар. Такой человек не имеет права называться учителем. Его вообще нельзя к детям допускать. Поэтому сестра хочет на следующий год перевести дочку в другой класс.
03.06.2015
омг, есть же такие "учителя" еще! позор и ужас! (отвечаю скомканно, тк лиза висит на клавиатуре)
04.06.2015
Вот, да. Есть. Поэтому тут я с тобой согласна — учителя нужно выбирать. Но это можно сделать и в рамках школы. Можно перейти в другой класс или в другую школу. При наличии мест. Никем не возбраняется.
05.06.2015
Мы где-то в одном из этих постов нашли-таки истину с Таней))) Для меня это выглядит примерно так: если условия жизни позволяют полноценное внешкольное существование, то пользоваться этим и не ходить в началку. А вот со средней школы все же начинать, тк там уже нужна дисициплина и более прицельное обучение.
05.06.2015
Ну, да. Такой вариант возможен)))
05.06.2015
Зависит от условий. Если условия это малогабаритная квартира, прогулка за гаражами и мультики по ТВ, то лучше школа. Если условия как у Даррелла на Корфу, то можно и обойтись!
05.06.2015
От условий и от финансов. Все-таки ребенка придется учить. Но уже за деньги.
05.06.2015
Да, это так.
05.06.2015
По сути я согласна. Но:есть учиться "как турист" и учиться."Историю и иностранные языки я узнавал, путешествуя по интересным мне местам"С такими знаниями он не то, что в универ не поступит, но и учиться там не сможет. А для жизни достаточно, согласна. Кому что.
28.05.2015
А зачем нужно зазубривать даты, если их можно загуглить? "В универ не поступит" — так , может, это проблема универов?!Мы привыкли к традиционному методу. Зубри всякую ерунду, от сих до сих. А нафиг? Лучше уж пусть человек узнает то, что ему интересно, учится учиться, мыслить, искать информацию. А в том, что ему надо, он может стать специалистом и вот тогда уже штудировать талмуды по теме.   
28.05.2015
Где я про зубрежку?И про универы "не сможет там учиться".Я подчеркнула, что он призывает по верхам пробежаться, и называет это "выучил". После такой "учебы" базы не будет. Нo она и не всем нужна. Ему явно нет — ему хватает отрывочных сведений для решения конкретной задачи. Ценности системы знаний он не понимает.Я бы придралась и к музыке:), но может так и можно, как в Возрождение в мастерских, только в мастерских подмастерьями по десять лет сидели...
28.05.2015
Смотря какие цели. Если человек просто получает удовольствие рисуя или играя, то и бог с ним, что у него нет за плечами 20 лет консерватории. Я думаю, лишь бы был шанс попробовать, понять, что ТВОЕ и дальше уже углубляться.
28.05.2015
Вот наконец-то мы подходим к сути. У тебя какие цели?ПС попробовать так слегка вполне можно и посещая школу, что все мы и делали.
28.05.2015
Цели пусть ставят дети сами себе! Вот это моя цель))) А я бы хотела постараться не навредить. Я слишком плохая мама, чтобы еще верить (ДО детей верила), что я могу их небывало развить и осчастливить. Теперь я надеюсь только не помешать им быть хоть пока могут счастливыми.
28.05.2015
ты не увиливай)я прекрасно понимаю, что уровень японского, подхваченнogo в токийском метро, тебя не устроит. Тогда зачем тебе эта (конкретно эта) книга?если и думать о хоумскулинге, то совсем о другом.Но: я тоже плохая мама, поэтому совсем не прочь взвалить часть забот на плечи школы: со стандартно-отработанными задачами (типа выучить хорошее, не хулиганское стихотворение наизусть) школа справляется лучше. А вот развивать все равно буду я!
28.05.2015
Опиши потенциально хороший для тебя вариант хоумскулинга!
28.05.2015
Давай возьмем началку.Я бы хотела какой-то центр/музей науки, где дети целыми днями ставят опыты-сажают-строят-рисуют-играют в шахматы (под руковоством специалистов-студентов, обязателен энтузиазм), вылазки на ферму, прогулки по разным достопримечательностям... Ежедневно!То есть не теория в классе, а практика.При этом я уверена, что чтение и арифметика "придут сами, когда щелкнет", но по Петерсон мы занимаемся)
28.05.2015
Оляляля, а давай замутим такой проект сами!!! Это классно! Я буду там самый увлеченным учеником))
28.05.2015
Ты переезжаешь в Италию?Тут в  Риме 8 музеев сделали бесплатными, и в нашей деревни есть археологический, тоже бесплатный)Я в вашу глушь — ни за что!:)
28.05.2015
в Париже русские организовали посещение музеев для детей с экскурсиями, 5 визитов — 100 евро, платить надо сразу за все 5 визитов, если не пришел, деньги не возвращаются..... кстати не могу сказать, что я это все не смогу рассказать, если прочитаю сама.. но опять- вопрос времени....
29.05.2015
сможешь, конечно)по опыту посещения университетских музеев, я бы хотела детскую экскурсию в музее минералогии и наверное все. Остальное — просто смотреть +  расставить акценты, обратить внимание. Лучи был бы явно против)экскурсиям по культурным достопримечательностям не доверяю совсем... А уж для детей — только отбить интерес.
29.05.2015
у меня проблема, что младший музеи рассматривает только как спортивный объект, где можно полазить, повисеть и т.д., со старшей конечно, хорошо уже ходить, но вопрос — куда в этом время пристроить младшего, так что удовольствие пока это не частое...))))))) а ее я бы отвела на выставку живописи, девчонка)))))
29.05.2015
я же вожу и хожу с обоими (+муж, конечно)главное, чтобы музей был пустой (без туристов) и бабулек поменьше) В Париже наверняка подобрать можно. Мы в Королевском дворце вальс танцевали, одни в бальном зале)Даже если сумасшествие нaчинается (особенно описания зала, которые в руки можно взять, мешются — ррр), все равно видят.
29.05.2015
А мы сделаем интернациональный проект! )))
29.05.2015
ok
29.05.2015
В средней школе основная проблема — резкий переход от мягкой формы обучения к "научной", типа "детство кончилось". В ситуации, когда экзамены есть, эта проблема не решается: учебник все равно тот же самый, скучный и сложный. Науч-попом тоже не решается, потому что он с учебником не пересекается) Поэтому только учитель, который понимает эту проблему и сможет смягчить и заинтересовать. Соответственно, здесь идеал — репетиторы, но ты уверена, что найдешь именно хороших? Поскольку именно здесь школьник учится халтурить, я бы предпочла строгий хоумскулинг. Но для этого надо очень много денег.
28.05.2015
Старшая школа — только хорошая школа по интересу. но как будут там смотреть на ребенка, который не ходил в школу до? Вписаться будет сложно, мне кажется
28.05.2015
кстати, если цель будет откровенно убыточная — ваша с мужем реакция? (я больше про сына)
28.05.2015
денег не дам, благословение дам))))
28.05.2015
мне внуков хочется увидеть:)
28.05.2015
Я, вот, тоже вчера хотела много написать и рассказать. И про свой профессиональный опыт, и про родительский... А сегодня проснулась, и у меня сразу вопрос в голове тот же, а, собственно, цель-то какая :)? Какие задачи ты как мама ставишь перед домашним обучением? Кроме общих фраз про то, что школа всех ровняет и убивает творческие задатки пока никаких аргументов не прозвучало у автора книги. Я понимаю, что это только начало книги :), но всё-таки. Загляните в Википедию и прочитайте биографию автора книги: "Джон Холт получал среднее образование в элитных школах, в числе которых швейцарская школа-интернат Le Rosey (1935—36 гг.) и Нью-Гемпширская Академия Филлипса в Эксетере (1937—39 гг.). В 1943 году окончил Йельский университет по специальности промышленная инженерия". Ну да, конечно, школа ему ничего не дала, а научился он всему у жизни :) Опять же, если первое издание книги вышло в семидесятых, то с тех пор лет-то ого-го сколько пролетело. Где же сплоченные ряды Леонардо да Винчи "домашнего изготовления"?Я вчера по мотивам этого блога зашла на сайт последователей домашнего обучения или вообще аскулинга. Статьи предлагают почитать, например, "15 знаменитых людей так и не окончивших школы". Я пробежала фамилии глазами и стало даже неудобно как-то. Там есть примеры людей, которые уже в 5-10 лет вынуждены были идти и на кусок хлеба себе зарабатывать самостоятельно, какая уж там школа... а то, что известными стали, это просто замечательно, но причем же здесь хоумскулинг-то... Ещё статья "столько-то современных знаменитостей, которые были на домашнем обучении". В списке спортсмены и артисты с малых лет, те которые из-за соревнований или репетиций (съемок) и не могли посещать школу. Ну что ж если удалось найти себя уже в 6-10 лет то, конечно, зачем над учебниками время тратить. Да только спортивную статистику, не говоря уже о людях творческих профессий, не надо забывать. На несколько успешных примеров, сотни поломанных детских характеров и судеб. Потому что звёздами все быть не могут, а быть на вторых ролях или скамейке запасных и при этом не страдать, не каждому характеру по силам, мне кажется. 
29.05.2015
Нашла на русском пересказы его статей и одну книгу(прочитала пока по второй ссылке: он опять смешивает плохих учителей со школьной системой в целом. при этом он пишет об американской системе, которая явно отличается от европейских вариантов, выросших из "гимназий"):https://alternativepedagogy.wordpress.com/tag/джон-холт/http://ps.1september.ru/1999/33/3-2.htm http://tumtumtum.ru/wp-content/uploads/2014/02/John-Holt-How-Children-Learn-Russian.pdfhttp://homeschool.lv/tag/джон-холт/
29.05.2015
я согласна, гениями все же не становятся, ими рождаются и все тут. И тут уж неважно, школа- не школа и т.д., если есть голова, ее ничем не испортишь. И тут самая важная роль родителей, а не школы..
29.05.2015
несогласная я)не-гениями не рождаются!
29.05.2015
да, да!!! :)))
29.05.2015
Ура, толковые вопросы. Я, правда, иначе себе на них отвечаю. Какие цели мы преследуем, рассматривая хоумскулинг? Вот это, имхо, ключевой вопрос должен быть. Если ответ "получить гения" или "знаменитость", то (опять же по моему скромному мнению) это изначально неверный подход. Человек не выставочный пудель, чтоб пихать его за наградами и призами по жизни. так что это нет. А вот если ответ: просто получать удовольствие от жизни, пока можем и жить так, как хотим, то — почему бы и нет? Полгода дома, полгода в путешествиях. Выбирай себе занятия, что по душе. И друзей тоже. А опасения, что это тепличные условия, мне кажется, преувеличены. Человек же не будет дома сидеть обложившись ватой. Он будет жить, полноценно жить, просто не атк, как многие другие. Что ж, если взять взрослых, на тысячу человек утром бегущих в метро на работу в офис придется один, который нашел себе дело по душе, спит до полудня, потому что его работа это позволяет, а работает когда хочет. Мой бывший, скажем, оооочень успешный парень, умница (за то я его и бросила, не сомгла терпеть его ботанизма:) работает в кафешках с ноутбуком, постоянно путешествует. Его офис это его ноутбук. Сделал это все он сам себе. Он свободен как птица. Иногда правда работает ночью, так как если он уезжает из америки, то время открытия банков не совпадает со временем дня в европе))) Но это ему даже нравится. Это пример выбора жизни, не совсем такой,к ак все. Да, кто-то сумеет жить комфортнее и интереснее других. Почему не начать разрешать себе это прямо сразу?!  
29.05.2015
А этот человек способен завести семью, детей при таком образе жизни? Ведь это ответственность, суета и да, личная несвобода. Маленькие дети и комфорт — не совсем совместимые понятия :), на мой взгляд. 
29.05.2015
Ну тут все по-разному. У меня есть подруга, ну честно сказать, клуша, сидит на шее у мужа не работает, даже увлечений нет, а вот детей не хочет, лень ей. А кто-то другой, как моя другая подружка, живет в самолете между Доминиканой И Европой (разными странами причем тут) и все это вместе с сыном. Каждый под себя жизнь кроит.
29.05.2015
ну, вот, опять не получается без оценок даже у тебя. Про вторую звучит у тебя как "вот молодец", а про первую подружку  у тебя и "клуша",   и "на шее сидит", и "лень ей". Но ведь и она живет как ей хочется :), как ей нравится, расслабилась по полной. Разве ты не об этом же говоришь? Чтобы твои дети жили как им понравится, делали, что хотели, чтобы никто на них не давил, чтобы свобода была ничем не ограничена? Ты готова, к тому, что твои дети выберут способ существования не тот, который кажется интересным тебе? Вот сейчас твои детки абсолютно свободны от любого твоего руководства и управления? Сами всё решают? Что есть, когда спать, что надеть, куда пойти?
29.05.2015
Ты права. Только вторая постоянно жалуется на скуку и депрессию. Но я все равно не должна судить и оценивать, да. Мои дети, конечно, зависимы от меня. Я не ищу утопии и абсурда, что дети будут свободны как птицы.  Пока они маленькие, нам за них решать. Другой вопрос, что надо смотреть по ним — я вижу, что мой сын не готов к саду. Могу ошибаться, но если бы думала иначе, отвела бы его в сад вопреки своим мыслям на счет сада.
30.05.2015
он еще маленький! Причем "взрослеют" они быстро.Валя пошел в сад в 2,7, но проблема с памперсом была не разрешена. Когда он понял, что из-за этого он ходить больше не будет (памперс запрещен) — он за неделю дома научился, только бы вернуться в сад. Зачем ему туда? не знаю: он нежный, все время обнимается, учиться не хочет, в классе мало его ровесников... Хотя в первом полугодии учителя у него заметили страсть к рисованию, а так, как он "рисует" дома я часто позволить не могу (особенно когда холодно:)
30.05.2015
Беда современного общества — дилетантизм, и я совсем не хочу, чтобы мои дети заразились этой болезнью. (это не про хоумскулинг, а про жизнь вообще и 2ю главу в частности). Вполне вероятно, что я не права, и лучше (экономически выгоднее) относиться ко всему проще, но я уже старовата, чтобы меняться) Так что придется детям учиться, учиться и еще раз учиться, неважно кто это завещал.И о хоумскулинге бы я думала только с целью более эффективной загрузки неокрепшей детской психики и на зависть твердых мускулов.
28.05.2015
Дилетантизм процветает и несмотря на повсеместно школьно-институтские годы!Возможно даже именно поэтому? Человек за годы кривого обучения теряет способность учитсья? 
28.05.2015
нет, в плохой школе он учится делать ожидаемое на достаточном для положительной оценки уровне) в условиях рынка происходит усреднение продукта, потому что роль среднего учителя исполняет средний обыватель)))
28.05.2015
вот это меня тоже беспокоит — персонаж учителя. Дети любят восхищаться и подражать своим героям. Скушная тетка кого восхитит? А герои в школе не учат.
28.05.2015
у меня была такая "скучная тетка" по русскому языку! Как же она мне нравилась! Она что-то такое лингвистическое о словообразовании пыталась рассказывать! Как же я ей благодарна. Одна из немногих учительниц, которую я действительно помню.Да, она нравилась только одной мне в классе :)(при этом я абсолютно не помню ни темы сочинений, ничего — но раз я легко поступила в гуманитарный лицей, значит, она не напортачила и "темами о лишнем человеке" не замучала. Человек в рамках системы пытался?)
29.05.2015
Ну что ж это такое :), я, вот, учитель, но не думаю, что мои ученики считают меня скушной теткой :)Знаешь, у меня совет такой: лучше изучай сейчас вопрос хороших начальных школ, доступных вам материально и географически. Учителя бывают разные, как и школы. В школе моего сына нет ни одной скушной тётки, это раз. У него в школе преподавателей мужчин и женщин примерно поровну, это два :). А ещё у них среди учителей есть, например,  член олимпийской команды по хоккею на траве (команда заняла 4-е место на Олимпийских играх 2012 года), он спортивные дисциплины преподает. А по музыке у сына учитель —  бывший солист группы Out of the Blue. Я была с сыном на концерте этой группы. Ребята просто молодцы. А когда они среди концерта вызвали на сцену своего бывшего солиста (учителя сына), и он вышел и спел с ними пару песен, так ученики просто взорвали зал аплодисментами.Предмет Arts (сын изучал два года): организация мастер-классов с известными художниками.Про академические дисциплины и говорить нечего, всё серьезно и наука самая что ни на есть живая. Но это Кембридж, удивляться не приходится.
29.05.2015
Переехать к вам что ли:)
29.05.2015
Насчет переехать, думайте :) Но тут есть школы и с проживанием, например, The Leys.
29.05.2015
Шутить изволите?:)Ты что преподаешь?
29.05.2015
Сейчас я с дочкой дома. А вообще — математику и информатику. 
29.05.2015
я так и думала) только удивилась, что преподаешь
29.05.2015
:) так и думала, что "с дочкой дома" или что "математику"?
29.05.2015
про математику
29.05.2015
на мой взгляд, чем выше требования, тем выше результат. На этом была построена вся советская система, и она работала. И люди учились, и были счастливы... Во Франции наблюдаю лень и разгильдяйство, пришла на отчетный концерт музыкальной школы, уши завяли после второго аккорда, фальш была несусветная, а люди сидят, апплодируют, я себе задала вопрос — они что, правда не слышат, или притворяются? и все же мне подумалось, что второе.... и я быстро ушла и увела детей, чтобы не прививать этого ужаса....
29.05.2015
Про первое предложение: я бы по сути была согласна, но...возможно, у школьной системы проблемы (для детей) другие, и они влияют на низкий результат:- отсутствие практической применимости. Из-за этого теоретическое зазубривание без понимания- резкий разрыв с современными реалиями и потребностями(два примера: когда я заглянула в тетрадку ребят из биокласса, я поняла, что у них совсем другая биология. после этого наша меня перестала интересовать даже абстрактно, а с учителями биологии мне всю жизнь катастрофически не везло:) всегда по учебнику без инициативы и не про животных (это о мягкости и чуткости перехода от "Юного натуралиста" к тычинкам... у меня он не сложился);из более близкой нам области: когда родители водят ребенка на выставки современного искусства в "Гараж"(на самом деле, не обязательно так радикально, любви к импресиинистов в семье тоже достаточно), а в школе прославляют художественные качества передвижников...) — в этом случае ребенок быстро учится врать и говорить нужное учителю, ему ничего не остается делать, даже если учитель с ним согласен:) — это к разговору о дилетантизме
29.05.2015
При этом вторая проблема хоумскулингом только усугубляется:- из-за экзаменов (при их отсутствии подобные спорные темы могут быть прослушаны-упущены благодаря усилиям обеих сторон)- из-за того, что учитель — чужой человек, и ему надо будет рассказать как в учебнике (даже если ученикам он рассказывает по-другому и ученики ему-тоже:)
29.05.2015
мне кажется, что в биологии вообще все непросто, как и в медицине, если честно, у нас была классная учительница в новой школе по биологии в том плане, что мы на ее уроках больше разговаривали про половое созревание, чем про тычинки и пестики, ибо в этой форме они нас никак не интересовали, но вот биологию как науку помню только из старой школы, когда я реально изучала предмет.... Вообще надо как-то делить еще на подростковый период, надо иметь систему работы с подростками... А по поводу проблем школы — нет, это проблема французского подхода))) или просто я все никак не могу привыкнуть, но ну не любят они четко все делать, все где-то приблизительно рядышком... если брать музыку, там нет такой теории зазубривания, там практика, но результаты ужасные...
29.05.2015
просто у вас, так же как и у нас, учителя и дирекция решили, что биология музыкантам не нужна. Надо помочь с ней расправиться и только.Тут сложно как правильно: в сутках всего 24 часа, и если ребенок к старшей школе уже определился, то естественнонаучные предметы должны преподаваться в иной форме, не для экзамена, а для понимания (общих концепций?). Но так могут рассказать только хорошие специалисты-практики, которые в такое место работать не пойдут, а предпочтут учить заинтересованных детей. Новые же учебники не напишут, потому что сокращение противоречит общественному мнению о всеобщем образовании: лучше по старинке, чем так...
29.05.2015
а мне кажется, что знания глубокие, даже если и не для работы, для жизни полезны, взять то биологию, химию, физику. Вот только интегралы в жизни не применяю, а как устроен цветок или вода, или таблетка из чего может состоять, или сила противодействия, мы же каждый день с этим сталкиваемся, хорошо бы знать, но это только мое мнение, я очень любила ходить в школу именно учиться, учебники на два параграфа вперед читала сама, никто не просил, поэтому все же не может на всех равняться, равняется на середину, и это тоже правильно... но ты, по-моему тоже об этом написала, только другими словами) вообщем, менять надо сам подход к обучению, а школу оставлять)))
29.05.2015
конечно)но после "серьезного" обучения в школе у нас эти знания не появляются...я скорее о том, что наука далеко ушла вперед по сравнению со временем написания учебников, и неплохо бы понимать куда...
29.05.2015
ну как, откуда бы я знала, что существуют инфузории туфельки, если б не из школы, точно также законы ньютона, которые работают повсеместно))) тут надо определиться что такое серьезный подход ,а что такое просто своеобразный) думаю, не только наука, но и мировоззрение,по-другому мы смотрим на вещи, только никто пока не может сформулировать наш этот новый взгляд))))
29.05.2015
О новой научной парадигме говорили еще в мои школьные годы)))Так я и говорю, что для детей, которые точно не идут на специализированные факультеты вузов, как минимум в старших классах должны быть своя программа и свой учебник. Не по принципу отвязаться:), а для жизни, с практическими привязками, интересно и современно (не своеобразно, а о том, что актуально было хотя бы вчера). По химии книжку такую написали (очень рекомендую), по биологии я все еще в поиске... Точно так же в средней школе не должно линейно изучаться, потому что Древний мир, пройденный в 5 (!) классе, забыт прочно и навсегда к 11. Все эти проблемы не решаются хоумскулингом, из-за экзаменов, то есть домашний школьник все равно учит линейно и по программе сначала про тычинки (когда ему собаки по возрасту интересны...), а потом про собак... А почему не наоборот?Про инфузорий мы модели с детьми делали :)
29.05.2015
я об этом же)какие выводы ты про таблетки можешь сделать?Я как раз считала неприличным читать учебники) Зато науч-поп очень любила.
29.05.2015
понимаешь, у нас химия была в новой школе только первые полгода, потом постоянно менялись учителя, в течение полутора лет, и в 11 классе у нас пришла постоянная учительница на год, но, естесственно, было уже поздно, базовых знаний не было, интереса уже тоже, поэтому  ятолько списывала. Но мой муж проучился в колледже на меде при МГУ, и когда дети заболевают, доктора несут чушь, а муж знает как надо действовать, и это всегда работало........  Про таблетки могу сказать — что их надо пить в самом крайнем случае, но проблема- как определить этот крайний случай. Вот в последний раз прописали нам всякую бяку, и не дали мне больничный, а у ребенка аллергия высыпала, только потому что диагноз был поставлен неправильный и эту бяку пить при этой болячке было нельзя. Вообщем я за то, чтобы в школе преподавали медицину, это всем пригодится.
29.05.2015
вот, и я за...с химией в лицее у нас было аналогично) у меня был год в старой, нa нем я и выезжала. Но у меня разрыв между теорией и практикой. то есть куда это приложить...Ты же понимаешь, что медколледж при универе — это специализированное, не общее. А именно эта инфа должна быть переведена на русский для тех, кому не надо.
29.05.2015
этот отрывок типичен: такие активисты говорят о лучшем, а ратуют за упрощение.
28.05.2015
два момента пропишу.я четко помню, что то, что я в детстве ОТКРЫЛА сама и до чего дошла своми умом, что меня поразило: я помню до сих пор. это яркие воспоминания. все что учила — спорно. из колледжа банковского не помню так ничего. только если начну читать соответствующий текст — всплывет. два: насколько творческое начало сможет развиться в ребенке с окраины, у которого еще три старших брата и сестры и замотанная работой и бытом матушка.. и хорошо, если отец есть., да еще адекватный. Вот такой парень не пойдет в библиотеку и на концерт, а пойдет с друганами из соседнего дома по подворотням. 9 из 10 точно пойдут. Поэтому считаю, что либо должна быть материальная среда и достаточно образованные родители, либо школа. Т.к. успеть все просто невозможно. Помню, в детстве смотрела документальный фильм. Там семья взяла детей из школыю 8 и 12 лет. И они год на яхте плавали и изучали китов. Помню, завидовала... А если не бы дети не хотели китов? А хотели в футбол с друзьями? А друзей где брать ребенку, который "вне" среды"?  У них ведь в школе своя жизнь, а он один? В общем, в результате того, что предлагает автор, может развиться необычная личность, превосходящая многх и мыслящая совершенно иначе. Но можно и просто покалечить человеку жизнь нафиг.
28.05.2015
Скажи, а разве из школьных детей никто не ходит по подворотням с друганами??Замечание 2 — мы еще не дошли до вариантов, которые предложит автор. Я не думаю, что он предложит запирать ребенка дома или же отпускать его болтаться по улицам. Нет, я думаю, что можно обойтись без школы, но нельзя обойтись без людей, без кружков, без групп по интересам!
28.05.2015
вот это верно, ты продолжай писать!только кружки и проч. это средства и время. опять же, мама папа на работе, к примеру, по Москве, с бооольшим трудом это смогут....
29.05.2015
8)))))
28.05.2015
Правда! То, что не интересно, учить тяжело, а нужное и интересное само запоминается. Только это скорее к взрослым относится. Вот как заинткресовать ребенка тем, что ему кажется ненужным, но нужно для ежегодного экзамена?!
28.05.2015
Тоже очень интересна эта тема. Пока тему глубоко не копала. Маленькие ещё. Но , конечно, много вопросов.Как в таком случае буде происходить процесс социализации. Чем будет занят ребёнок, пока сверстники в школе. Не будет ли чувствовать себя обделённым. 
28.05.2015
Посмотрим-посмотрим, я еще туда не дочитала:)
28.05.2015
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.
Книга Джон Холт "Учиться без школы" Книга Джон Холт "Учиться без школы"