Книга Джон Холт "Учиться без школы"
ИнтересноеПолучила книгу! Начала читать! Как обещала, пересказываю ключевые моменты для заинтересованных.
В качестве аннотации: Автор Джон Холт, педагог, с большим опытом работы в школе, осознал, что школа как таковая негуманна и неумна, и в настоящем виде реформированию не подлежит, ибо надо менять все в корне! Бросил школу и предлагает и родителям "защитить своих детей от школы и ее разрушительного эффекта".
Итак, вступление и глава первая.
Вступление.
В обществе существуют твердые убеждения: а) Школа (обучение) должно быть трудным! и б) нужны проверки, оценки и соревнования.
(маленькое мое примечание: а ведь, ДА, я тоже верю и всегда неосознаваемо верила, не задумываясь, что школа должна быть трудной и учиться должно быть сложно, а как же!)
Преподавая в школе, Холт осознал, что обычный учитель не помогает детям, а тормозит их. Тому причина стресс, оценочность, а также учитель это помеха, ибо заставляет концентрироваться не на предмете изучения, а на своих требованиях к изучению (направляя, мешая и отвлекая). Тогда Холт изменил традиционному фасону преподавания и стал вести уроки свободнее. Вскоре и онс ам, и родители заметили улучшение результатов. Но школа настоятельно попросила своего педагога стать "серьезнее - учеба это вам не игры и не развлечения". См.первый миф.
Разделены понятия "ЖИТЬ" и "ОБУЧАТЬСЯ".
В школе в ходу нотации, оценочность, классы по возрасту, навязывание того, чем всем нужно сейчас по щелчку заинтересоваться. Сами знания преподносятся готовыми, навязываются в косном виде.
Неутешительный прогноз для общества, в котором дети с малолетства формируются в негуманной структуре. Почему негуманной? Одна группа людей (учителя) наделяется правом оценивать других людей (детей), навязывать им то, что они, учителя, считают нужным, а затем подвергать оценке. Наименьшее из плохого это стресс. Наибольшее это формирование сломленной личности.
Первая глава. ДЕЙСТВОВАТЬ = УЧИТЬСЯ
Школа посягает на право человека быть самому центром своей индивидуальности. Она готовит армию производителей и потребителей. Она действует самыми негодными методами как чередование угроз и поощрений и стимулирует такие качества как страх, жажда наживы (похвал, хороших оценок), конкурентность, и исполнительность вместо творчества. Человек с детства, с рождения, знает, чего он хочет. Здоровая личность должна сама вдохновляться, создавать свои планы и уметь их воплощать, конечно, в содействии с другими. Это путь творческий и радостный.
Вы видите, сколько сейчас людей не любят свою работу? Только малый процент "художников", "творцов" занимаются на работе интересным любимым делом. А ведь у каждого есть право делать то, что ему интересно (и дело тогда тоже будет делаться лучше). но это право угнетается еще с детства - в школе и навязанном обучении, которое тихо, но внушительно говорит ребенку: "ты сам не можешь, я решу за тебя, ты негоден, сиди и слушай, делай сейчас вот так, а теперь вот это, вот сяк", а потом я тебя оценю, хорош ли ты, достоин ли ты.
Автор позволяет себе помечтать об обществе, в котором люди были бы творцами своих жизней. Это было бы более радостное общество, чем то, что мы имеем.
Думать САМому, говорить, что думаешь, а также писать, читать, мечтать - это права всякого человека, фундаментальные права, сразу после права на жизнь.
Люди должны заниматься интересными вещами, которые для них важны. и это путь обучения.