Книга Джон Холт "Учиться без школы"
Интересное3 глава
мы все называем школами. Однако школа танца, школа иностранного языка, школа сноуборда и прочие не сравнимы со школой для детей, тк в этих школах люди а) участся по своей воле с правом уйти в любой момент, если им не понравится и б) эти школы учат счто-то реально делать.
Третью главу образуют ключевые мысли про свободный выбор:
1) Неважно строга ли дисциплина в школе или это Саммерхилл, где можно делать всё, что угодно! Неважно, новаторски или традиционны методы. Хорошую школу от плохой отличает одно ---- есть ли у человека свобода выбора ходить туда или нет!!!
Автор описывает очень строгие школы (например, спортивные), но в которые человек записывается по своей воле, ходит по желанию, а может перестать ходить. Если он все еще ходит в школу, значит, для него эта школа хороша. И неважно как там строго или либерально и прочее.
То же самое и с педагогами. Холт пишет, что хороший педагог это не обязательно умный, добрый, интересный и тд... Это тот, к кому ты ходишь учиться, хотя можешь не ходить. То есть свобода!
2 и 3) Если нет равенства и один человек наделен властью над другим, то искреннего общения не получится. Ученики с малолетства будут понимать, что от учителя зависит их оценка, выговор или похвала, а учитель в свою очередь в любом провокационном моменте будет думать, как отреагировать, чтоб его самого начальство не наругало. Так учитель будет неискренен и ненастоящ. Равно как и ученики, которые будут думать не о том, как же нам перенять мудрость этого умного человека:), а о том, как бы поудачнее отвязаться (списать, сдать, не попасть под горячую руку, не восстановить против себя). Это не ситуация обучения (кроме как для малышей обучения тому, что взрослый врет, скрывает, скучен и полновластен)!
Как только один человек (даже взрослый и умный студент выпускного курса Гарварда) попадает в зависимость от другого (профессора и его права ставить оценку и написать отзыв), как приоритет тут же смещается с желания УЧИТЬСЯ, иметь свое мнение, узнавать, спорить, соглашаться или нет (или просто уйти - так как свободы уйти нет), на необходимость как-нибудь уж стерпеться и получить оценку и черт с тобой, старый хрыч. (мой пересказ вольный).
2 и 3 так как я в один абзац совместила то, что автор рассказывал о власти одного над другими и о ненастоящести личности педагога перед детьми. Педагог перед ними не живет, а следует программе.