Автор-составитель: Пуляева Ольга Сергеевна, воспитатель 1 ясельной группы МБДОУ №128 г. Мурманска.
Материал предназначен для воспитателей групп раннего возраста.
Хочу поделиться из своего опыта работы некоторыми игровыми приемами и упражнениями по развитию речи. Данные упражнения можно вводить в минутки здоровья на занятиях или между ними.
Развитие речи детей раннего возраста.
«Родное слово является основой всякого умственного
развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно
заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».
К. Д. Ушинский.
В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи, внимании.
Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. С помощью речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему.
Воспитателю группы раннего возраста необходимо вести систематическую и целенаправленную работу по развитию речи воспитанников. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Изучив методическую литературу, я поняла, чтобы развить речь ребенка многосторонне, нужен комплексный подход. Поэтому я использую весь арсенал игровых приемов, наглядности, действий с пальчиками, артикуляционную гимнастику и т.д.
Хочу поделиться с вами некоторыми приемами и упражнениями, которые я использую в своей работе по развитию речи.
1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.
Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.
Дыхательные упражнения.
Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.
1.«Подуем на снежинку».
Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.
2. «Бабочка летает».
Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.
3.«Плывет, плывет кораблик».
Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.
Артикуляционная гимнастика.
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Упражнение «Заборчик».
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы -
Посчитаем наши зубы.
Упражнение «Хобот слоненка».
Подражаю я слону
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
2. Игры по развитию общей моторики.
Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.
Мы идем по кругу, посмотри,
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.
Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,
А потом, как аисты встали - и молчок.
3. Подвижные игры с речевым сопровождением.
Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.
Например, подвижные игры «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».
4. Логоритмические игры с самомассажем.
Во время игр с самомассажем воспитатель читает стихотворение, сопровождая слова движениями.
«Лягушата»
Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.
Выгибают спинки, спинки - тростинки
Ножками затопали, ручками захлопали,
Постучим ладошкой по ручкам немножко,
А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.
Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам,
Хлопают ладошки нас уже по ножкам.
Погладили ладошки и ручки и ножки.
Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья».
5. Игры - подражания с речевым сопровождением.
Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.
«Птичий двор»
Наши уточки с утра - «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,
Наши гуси у пруда - «Га-га-га!», «Га-га-га!»,
Наши гуленьки вверху - «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»
Наши курочки в окно - «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,
А наш Петя-петушок рано-рано поутру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»
«Произношение гласных звуков»
- А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик,
девочка укачивает куклу).
- О-о-о (разболелся зуб,удивление).
- У-у-у (гудит поезд).
-И-и-и (жеребенок ржет).
Звуки произносятся на выдохе.
6. Пальчиковые игры.
Это уникальное средство для развития речи: стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.
«Замок»
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Покрутили, постучали, потянули… и открыли.
7. Игры с различными предметами и материалами.
Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями.
«Яичко»
(катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками).
Маленькая птичка принесла яичко,
Мы с яичком поиграем,
Мы яичко покатаем,
Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.
«Крутись карандаш»
(карандаш должен быть ребристым).
Катание карандаша по столу вперед- назад,
чтобы карандаш не укатился.
Сначала одной рукой, потом другой.
Следовательно, очень важно работать над развитием речи малышей, но так же необходимо большое внимание уделять умению детей раннего возраста контактировать с окружающими людьми, учиться общаться, договариваться.
В заключение хочу сказать следующее, наши воспитанники - самые маленькие в детском саду. Они еще мало что знают, далеко не все понимают и совсем немногое умеют.
Ранний возраст по признанию специалистов всего мира - это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Наша с вами задача - сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.
Главное, ребёнок не должен нуждаются в заботе, внимании и любви со стороны взрослых и нас, в том числе.
продам комбез на тонком синтепоне, молния удобно растегивается для смены подгузника не снимая комбез полностью! внутри х/б подкладка, б/у но состояние хорошее. В подарок к нему шапку. маркировка 92, но мы носили от 80 см чтоб использовать подвороты на ручках и ножках.
800рэ+почта. осенью таких цен не будет!
Оказание первой помощи в домашних условиях
Наконец-то я нашла подтверждение своим догадкам о раннем обучении письму, счету и т.д. Если такие крутые перцы говорят, то им стоит верить (это - только кусочек интервью, взято отсюда):
Нейропсихолог, канд. психол. наук, профессор кафедры клинической психологии ф-та психологического консультирования МГППУ. Автор более 200 книг, в том числе учебников «Введение в нейропсихологию детского возраста», «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» и практических пособий, адресованных практическим психологам, педагогам и родителям.
Анна Владимировна, как, с точки зрения нейропсихолога, вы относитесь к раннему развитию детей, когда уже с 2,5-3 лет начинают учить читать, писать, считать?
Это не значит, что вы должны буквально произносить каждый день следующие семь фраз, слово в слово. Нет, пользуйтесь ими исходи из ситуации, и главное - старайтесь не просто говорить, а показывать это своим детям.
1. «Я верю в тебя»
Одна женщина поделилась своей забавной историей на эту тему. Она говорила своему трехлетнему сыну «Я верю в тебя», и, очевидно, эта вера вернулась к ней, словно бумеранг.
Однажды она долго искала свои ключи от квартиры. В определенный момент она просто завалилась на диван в отчаянии, что не может их найти. Вдруг она почувствовала, как кто-то дергает ее за штанину: «Мамочка, я знаю, ты можешь найти свои ключи. Я верю в тебя!»
Эти слова будто бы открыли ей второе дыхание. Она отодвинула комод - эврика! Ключи найдены.
Действительно, фраза «я верю в тебя» имеет по-настоящему мотивирующую силу.
"Хороший детсад - тот, в который просят принести плащик и сапожки, чтобы гулять на улице, когда моросит дождь».
"Не тратьте время и нервы на постоянное выискивание "неправильностей" у собственного ребенка!"
"Все знают, как делать детей, но не знают, что с ними делать потом".
«Если в школе звонок будет для детей, а не для учителя, и все 15 минут перемены класс будет проветриваться, в 10 раз снизится количество вирусов в воздухе и количество заболеваний».
О медицинской реформе: «Кто будет заботиться о здоровье детей, если педиатров извели в стране?»
«Главное благополучие семьи - состояние здоровья мамы. Папа должен коршуном отбить всех, и дать маме поесть, поспать, погулять».
«Нужно мужиков своих до зачатия ребенка воспитывать, и будет вам счастье. А то вы их балуете, а потом получается, как с детьми».
«Главное в прикорме - не торопиться, не суетиться, и не слушать бабушку, которая говорит, что в 2 месяца нужен желток».
«Если в семье есть часто болеющий ребенок, заведите собаку. С одним ребенком гулять забывают, а с собакой гуляют 2 раза в день».
"Любой педиатр знает: по понедельникам дети болеют чаще. А знаете почему? Потому что в воскресенье ходят в гости к бабушкам, а мерилом любви у нас, к сожалению, принято считать еду".
"Лишние мозги - главная помеха,когда речь идет о родах".
"Большинство людей рождаются здоровыми, больными их делают доктора…"
«Дача всегда лучше, чем любое море. Если ребенок 2 месяца бегает голодный, грязный, босой - это восстанавливает его здоровье за весь год».
«Дети должны быть худыми и с шилом в заднице».
На вопрос о том, в каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу: «В нашу школу лучше идти в 10 лет, а заканчивать в 11. Плохо, что в школе не дают ребенку двигаться».
"Счастливый ребенок - это,прежде всего, ребенок здоровый и только потом уже умеющий читать и играть на скрипке".
"Ребенок вообще никому ничего не должен!"
"Появившийся на свет младенец (человеческий детеныш) - такой же биологический объект, как волчонок, поросенок или медвежонок".
О подгузниках: "Суть и идеология памперсов состоит в следующем: Памперс нужен не ребенку! Памперс нужен маме!"
"Человек, придумавший памперсы, совершил подвиг!"
О сексе во время беременности:
"Беременность, в конце концов, длится всего 9 месяцев. Пусть вас утешит: муж слонихи - слон - должен терпеть аж 22 месяца!"
"Если он настаивает на этом чаще, чем вы, то нужно чередовать разъяснительную работу с эпизодическими контактами (совсем отлучать от тела не надо- конкурентки не дремлют)".