Как научить малыша засыпать самому
НасущноеУх! Тема такая, конечно)) Многие скажут: "Самая умная что ли?" Нет, обычная????. Собрала тут весь наш опыт по обучению самостоятельному засыпанию. Катя засыпает у меня сама в своей кроватке где-то с 1 года и 4 месяцев. Можно было, конечно, и раньше это сделать. Но мы были на ГВ до того момента, и мне было удобно укладывать ее под грудь. С Настей же мне приходилось только и мечтать о том, чтобы она засыпала сама в своей кроватке. Мы тут не будем обсуждать плюсы и минусы совместного сна, каждый для себя решает, что ему хорошо (как и в любом вопросе). Но вдруг кому-то что-то из информации окажется полезным, так что заглядывайте) ????
Немного предыстории. С Настей и Катей мы практиковали совместный сон. Именно так с ГВ я высыпалась, чувствовала себя бодрой. Не приходилось вскакивать по стопятьсот раз за ночь и т.д. Однако первый ребенок всегда старался сделать так, как ему было удобно и хорошо. Удобно и хорошо ей было спать с мамой - до 3-4 лет, значит, так она маме и диктовала. Поскольку мы с мужем находили выход, чтобы все-таки побыть вдвоем, меня это не сильно парило. Однако в случае с Катей я очень захотела, чтобы все было по-другому: чтобы каждая засыпала в своей постели в детской, мы с мужем как нормальные люди имели отдельную комнату. И начала искать информацию. Изучив несколько вебинаров психологов и так называемых специалистов по сну, выделила для себя следующие полезные мысли, которые мы и использовали на практике. На данный момент самостоятельный сон младшей полностью налажен, она частенько сама просится в постельку, когда устает и хочет спать. "Так не бывает!" - первая мысль, которая срывается с языка в данном случае. Я тоже не верила. Оказывается, бывает. Без укачиваний и без груди. Укачивание ребенка забирает у него часть нервной системы на всю жизнь. Часовое-двухчасое лежание у маминой груди забирает нервную систему у мамы ????. Проходили, знаю, о чем говорю.
Итак:
1. Самое важное (!), что нужно - маме самой для себя нужно РЕШИТЬ, что она будет следовать своему плану и НЕ ОТСТУПАТЬ ОТ НЕГО. Это сложно. Это чертовки сложно поначалу. Особенно когда ребенок начинает проверять тебя на прочность своими истериками. Но это кайне ВАЖНО - решить, что БУДЕТ ТАК, а не ИНАЧЕ. Не идти на поводу у ребенка. Важна СТАБИЛЬНОСТЬ!
...После одного из двухчасовых укладываний с грудью я поняла, что больше так не могу. И со следующего дня начала укладывать Катю в ее кроватке. Без ГВ, без укачиваний. В первый день истерика длилась 20 минут. Во второй день - 12 минут, на третий день - 5 минут. На четвертый день спокойно заснула сама.
2. Учитывать биоритмы сна. А еще - выработку гормонов мелатонина и кортизола. Зимой как правило дети легче всего уходят на сон с 20.00 до 20.30, летом - 20.30 - 21.00.
3. Прописать себе ритуальный час! Четкие, однотипные, последовательные действия, одни и те же каждый день (важно каждое слово).
...Мой ритуальный час с Катюней выглядит так:
19.40 - 19.50 Вместе убираем игрушки.
19.50 - 20.05 Купание.
20.05 - 20.10. Вытираемся, мажем ножки кремом, артикуляционная гимнастика у зеркала в ванной. Надеваем халатик.
20.10 - 20.20. Катя кушает творожок. (очень важно ребенка не перекармливать, а то переваривание способствует возбуждению нервной системы ребенка).
20.20 - 20.25 Надеваем подгузник и пижамку. Выбираем книги для чтения на ночь.
20.25 - 20.40. Чтение.
20.40 - 20.45. Ставим книжки на место, целуем папу (если он уже вернулся с работы). Разбираем кроватку (Катя спит в кровати с бортиками). Укладываю ее.
20.45. Выключаю свет.
20.45 - 20.55 (21.00) - Пою две колыбельные песни. Запускаем процессы торможения нервной системы (поглаживать ручки, ножки, спинку сверху-вниз - однотипно; голову и ушки не трогаем - это зона возбуждения). Еще варианты для запуска процессов томожения нервной системы (выбираем, что кому подходит, вовсе не нужно делать сразу все действия):
- укрыть одеялком;
- очень медленно покачивать малыша (не укачивать!) - это нам очень помогает при укладывании на дневной сон);
- звук "ш-ш-ш" (как волна) - в ритме, как море приливает.
...
5. Убрать из кроватки все игрушки кроме одной - "сонной". Кроватка должна быть "скучным" местом, которое располагает ко сну.
4. Если малыш отказывается ложиться:
- предложить ему водички,
- ритмично похлопывать по матрасику, приглашая прилечь,
- поглаживать пальчики,
- сесть рядом с кроваткой на стул, показывая, что мама рядом, но не сильно обращать внимание на то, что он вытворяет.
...Когда слушаешь вебинары, кажется, что все эти "умники" (читай - специалисты по сну) и понятия не имеют, о чем говорят. Как будто о чем-то космическом, что к вам и вашему ребенку вообще никакого отношения не имеет. Как можно просто сидеть на стуле, если он истошно орет??? Я этого не понимала. Потом я просто сосредоточилась на мысли, что он так со мной общается и выражает недовольство, что МЕНЯЕТСЯ ТО, к чему он так привык. Даже взрослые люди склонны принимать перемены вштыки, что уж говорить о малышах. Но зато малыши гораздо бытрее взрослых привыкают к новому. В нашем случае новая жизнь наладилась где-то за неделю. Всего лишь неделю! Если бы я не была в эти моменты мать-кремень и пошла бы на поводу у мелкой, ничего бы не получилось. Еще раз отмечу, что в целом процессы привыкания к новому у малышей проходят бытро. В среднем 5-10 дней. У малышей с нарушениями нервной системы процесс может затянуться до месяца. В отдельных случаях - дольше.
5. Малыш долго засыпает.
Проверки нервной системой малыша новых ситуаций неизбежны. Сегодня мы отпраздновали засыпание в 21.00, а завтра она с трудом улеглась в 23.00. Это нормально. И это будет всего лишь один или несколько раз.
Если малыш долго засыпает:
- мама сидит у кроватки на стульчике, день ото дня отодвигая стульчик дальше к двери и обращая внимание малыша, что сегодня она сидит здесь, потом она сидит на этом месте, потом около двери, потом за дверью (у нас этот прием не пошел).
- мама стоит или сидит у кроватки и иногда ненадолго уходит. Например, сказать малышу - "Я пойду выключу на кухне свет и вернусь" ( выключить свет и вернуться!), на другой день "Я пойду сделаю папе чай и вернусь" (сделать чай и вернуться!), еще через пару дней "Я пойду сделаю папе чай, помою голову сестричке, полью цветы и вернусь" - все сделать и вернуться) - наверняка малыш уже заснет к тому времени. Смысл в том, чтобы дать понть малышу, что мама не обманывает, а возвращается! а мама каждый раз уходит на более длинный промежуток времени.
6. Как уйти от укачиваний.
Поставить цель - сегодня качаю 15 минут, завтра 10 минут, послезавтра 5 минут, на четвертый день вообще не качаю. Важно это процесс сокращать планомерно и не растягивать во времени. Такая же ситуация с уходом от кормлений на засыпание - сегодня даем грудь ПЕРЕД СНОМ (а не на сон) на 15 минут, завтра на 10 минут, послезавтра на 5 минут, потом не даем, а предлагаем водички.
(Мы так и сделали. За 4 дня ушли от кормления на засыпание. А казалось, что сделать это нереально сложно...)
***
И последнее - что делать, если детей двое ( и больше)? Конкретных советов на этот счет я не услышала. Единственное, что говорили спецы - это то, что ритуальный час нужен каждому ребенку. А матери остается только клонироваться)) Одно дело, когда есть помощники, и кто-то может взять на себя одного из детей, а другое дело, когда мама все делает одна.
...Муж у меня часто возвращается с работы поздно. Поэтому какое-то время я ломала голову, что делать в такой ситуации. Совмещать ли нам ритуальные часы или каждому ребенку сделать свой? Но в этом случае старший ребенок у меня оказыался в постели не раньше 22.00. Экспериментальным методом мы решили максимально совместить ритуальные часы. И сейчас я распишу наш совместный ритуальный час:
19.40 - 19.50 Вместе убираем игрушки (участвуют мама, Настя и Катя)
19.50 - 20.10 Купание Кати и все действия, включая надевание халатика (Настя в это время имеет последний шанс съесть вкусняшку или попить чаю. Иногда она этого не даелает и занимается тем, что ей нравится - вырезает снежинки, собирает пазлы...)
20.10 - 20.20. Катя кушает творожок. Настя часто присоединяется. Если нет - заканчивает свои дела, убирает за собой.
20.20 - 20.40. Чтение. (Читаю Катины книги, Настя всегда слушает)
20.40 - 20.45. Разбираем кроватку, укладываю Катю. настя выбирает себе книги на чтение, относит их на кухню, идет в ванну.
20.45. - 20.55 (21.00) - Катя засыпает, Настя в ванной.
А теперь продолжается Настин ритуальный час:
(20.55) 21.00 - 21.15 (20) Читаем Настины книги.
21.20 - 21.30 Настя идет в кровать. Я с ней рядом сижу 10-15 минут. Разговариваем шепотом, обсуждаем волнующие ее темы.
21.30 Ритуал прощания на сон. Настя придумала сама. Я ее целую, становлюсь к двери - она мне каждый вечер говорит одни и те же фразы: спокойной ночи, я тебя люблю, отдохни, хороших снов, пока! Я тоже ей повторяю эти фразы в ответ.
Пока к сожалению, мне не удалось сдвинуть ее засыпание на 21.00 (очень хочу сделать это к школе), но 21.30 меня тоже устраивает.
...
Как начать налаживать ритуал:
1) понять, вы будете это делать для одного ребенка (начинать лучше с младшего) или сразу для двоих? (не у всех дети готовы посидеть одни даже 10-15 минут)
2) расписать себе действия (я расписала в ежедневнике, сейчас уже записями не пользуюсь)
3) поставить себе цель следовать своей же инструкции.
Никто не ответит на вопрос, как сделать лучше в той или иной ситуации - только вы сами. Потому что только вы знаете своих детей лучше всех. Я всегда действую по обстоятельствам.
...
Ну вот, пожалуй, я рассказала все, что знала, и что мы применили на практике. Если информация оказалась вам полезной, буду рада, если нажмете "понравилось" и "поделиться".
А был ли у вас положительный опыт обучения малыша самостоятельному засыпанию? Поделитесь? Будет интересно почитать)
Всем удачи! ????