Стоп, война! Опыт мамы малоешки
НасущноеВсем доброго времени суток! Сегодня хотела бы затронуть тему о еде и наших детях. Скажу честно - тема питания достаточно остро стояла у меня всегда. С момента первого прикорма выяснилось, что Настя лучшей едой считала грудное молоко, а всю остальную еду напрочь отрицала. После завершения ГВ ситуация не улучшилась. Каждый прием пищи для меня был сродни битве, из которой победителем чаще всего выходила не я.. Итак, об этом, обстоятельствах и общественном мнении, как мы нашли выход из этой ситуации под катом)
(Р.S. На фото какой-то новогодний ужин из старого архива)
Итак, Настя - стройняшка и малоешка. И как часто я слышала вопросы: "а может ты невкусно готовишь?", "а может ты не так преподносишь?", "а может ты в нее пихаешь, а она в качестве протеста не ест?", "а почему у вас ребенок такой худой, наверно вы его совсем не кормите?" И т.д. Наверно мамам с похожей ситуацией все это знакомо не понаслышке. И скажу, кажется, что в вопросах с едой мы прошли огонь, воду и медные трубы.
Пытаясь избавиться от однообразия в еде, я стала приготовлению пищи уделять ну очень много времени, только бы она что-нибудь поела. На досуге даже завела кулинарный блог, чтобы записывать и не забывать, что сильно понравилось или какой опыт оказался удачным (сейчас правда я блог забросила, не до него). Это к вопросу о том, что готовить я все-таки умею и по отзывам гостей готовлю вкусно.
Насчет того, как преподнести ту же самую банальную кашу или прочее - тоже было много всего.
И "ягодки", и "грибочки", и "паруса", и "зверята" и съедобные игры бывали (особенно любила она выстроить перед собой игрушки и кормить их) - но все это было как-то одноразово.
А потом порой руки опускались настолько, что и делать ничего не хотелось. Особенно случалось это со мной после посещения эндокринолога, которая любила продолбить кукушку на предмет того, что ваш ребенок отстает в физическом развитии из-за низкого роста и веса. Давайте уже, пейте кучу химии. Сначала я спорила. Потом просто кивала головой и, конечно, ничего из лекарств не давала. Заглянув в нормы ВОЗ по развитию, увидела, что мой ребенок не так уж и отстает, а попадает в категорию "ниже среднего", что в принципе во всем мире считается нормой. Только не у наших врачей. А вот когда ребенок переедает и выходит далеко за пределы нормы - это почему-то считается хорошо. Ну да ладно, я не об этом.
С самого раннего детства я Настю приучала к самостоятельности. Никогда в нее ничего насильно не запихивала. Еще до годика она освоила ложку и вилку.
Однако знакомство - знакомством, а результат хромал. Бывали дни, когда у меня чуть ли не начиналась паника, потому что ребенок мог хоть весь день ходить голодный.
Ближе к трем годам она начала немного идти на компромисс. Она успела попробовать шоколад, мороженое - и ради них могла съесть несколько ложек супа. Но такая "торговля" тоже далеко не всегда приводила к хорошему результату.
И вот однажды подруга прислала ссылку на вебинар Светланы Бронниковой "Мифы о детском питании", где рассматривалось такие понятие как "интуитивное питание". Если будете смотреть ссылку, так под видео есть и текстовая версия. Если кратко, смысл сводится к тому, чтобы позволить есть ребенку то, что он хочет! Шоколад - так шоколад, фрукты - так фрукты.. хоть целый день. Детский организм лучше знает, что для него более необходимо. Вопрос, конечно, спорный... Скажем, я не из тех мам, которая готова кинуться исключительно на интуицию ребенка и разрешить целый день есть шоколад. Но тем не менее какие-то полезные вещи в этом подходе есть.
Одну из них я взяла на вооружение. Итак, отныне я не готовлю специально для Насти, а готовлю еду на всю семью. Получается сэкономить и время, и ресурсы.
Ниже я кратко напишу то, что нам помогало справится с проблемой малоешки (кстати, а проблема ли это - ученые до сих пор не договорились. Мне наиболее близка точка зрения - что это индивидуальная особенность организма). Да Настя все еще не отличается завидным аппетитом, но зато теперь наши завтраки, обеды и ужины перестали быть полем битвы.
1) Генетические особенности. Я поздно об этом подумала. А ведь мой муж с трудом ест по утрам раньше 10. Даже иногда вообще практически не завтракает. Настя точно такая же. Ее организм просто не готов принять солидную порцию пищи, скажет, пол-восьмого утра. Как только я это уяснила, вопрос скандалов по утрам из-за еды ушел сам собой.
2) Готовить для всех и давать ребенку право выбора еды. Ребенку просто необходимо хоть что-то в своей жизни контролировать. Особенно если это важно. И поскольку еда - это важно, Настя хочет контролировать то, что ест. Именно этот пунктик я почерпнула из интуитивного питания. Например, я приготовила котлеты, плов, гречку, салат, суп - я перечисляю все это Насте, она выбирает, что будет есть. Частенько она может сказать - !фу, я ничего этого не буду, это все гадость - хочу макароны с сыром". Я конечно же не кинусь готовить макароны с сыром, а спокойно отвечаю, если если она не хочет есть, а ее более не задерживаю. Она может идти заниматься своими делами. И как правило минут через 5 она приходит и говорит: "Ну ладно, давай гречку с котлетой"... Есть в этом и еще один плюс. Настя видит, что ест вся семья, и тоже старается это кушать. Так например она полюбила рыбу в разном виде, тушеную капусту, брокколи, фасоль... Для детишек не совсем стандартную еду. А в любимчиках теперь у нее красный рис.
3) Иногда можно подключать съедобные игры. Не каждый раз. А для разнообразия. То изображать, как открывается гараж (рот), а туда заезжают разные транспортные средства, то звери спасаются от какого-нибудь врага в укромной пещере, иногда можно устроить кормление тех-же друзей-игрушек. Или вот посмотрите у Юли Матроскиной есть интересные игры. И конечно можно придумать кучу своего. Прям на ходу :)
4) Методика "Достижение-поощрение". Есть книга чудесная - "Праздник послушания". Ее идеи мы использовали, чтобы наладить свое в том числе хромающее питание. Сначала Настя восприняла идею в штыки, но постепенно ей понравилась эта новая игра. Смысл в том, что ребенку выдаем в день несколько заданий, за успешное выполнение которых он получает карточки, наклейки, магнитики - что-то символическое. А потом может обменять эти карточки или магнитики на шоколадку, мультик или еще что-нибудь. Если собрать магнитики за несколько дней - можно "заработать" поход в кафе;). Одно-два задания в день у нас были связаны с едой - вроде того что хорошо покушать и показать маме чистую тарелку, были еще творческие - слепить поделку например или нарисовать цифру-букву, задания, которые воспитывали полезные привычки - заправить кроватку, почистить зубки и т.д.
5) На самый худой конец - обеспечить ребенка полезными перекусами. Сами понимаете, что вытащить ребенка к столу может быть целой эпопеей. И тут как бы это дико ни звучало, мне помог способ размещения еды прямо рядом с игрушками. Это кусочками нарезанное яблоко, огурчики, морковка, а если под присмотром - то можно и котлетку подсунуть или рыбу в кляре, творожную запеканку, овощное пюре и др. Главное правило - чтобы еда была в удобной форме - помещалась в детскую ручку и особо ее не пачкала (поэтому котлеты под присмотром) - ведь именно в такой удобной для ребенка форме выпускаются конфетки-печеньки.
Вот такими вот средствами мы покинули "поле битвы" и пересели за "стол переговоров". Шучу. На 100% не скажу, что довольна нынешним Настиным поведением за столом, но лед тронулся, и больше я заморачиваться с этом вопросом не буду.
Буду рада прочитать о вашем опыте по данному вопросу). Всем удачи!