Решать проблему или разрешать страдать?
Свалка педагогических идейОдно время назад я решила провести эксперимент - стала реагировать на слезы ребенка, которому больно (физически) молчанием, просто обнимаю и молчу. Выяснилось, что это феноменально успокаивает. Хочу рассказать об этом подробнее.
У меня до этого был богатейший опыт - работая наёмным сотрудником с детьми, был шанс научиться массе способов обращения с ними. В случаях, когда ребенок ушибся или поранился, меня просили и отвлекать, и сразу оказывать медицинскую помощь ("даже если ты просто намажешь кремом или прилепишь пластырь, будет круто, он успокоится, что ему помогли"), и проигрывать историю, как ребенок повредился, чтобы впредь он не боялся подобных ситуаций или обстановки, и просто забалтывать ("а где болит-а что болит-а как именно болит") и т.п. Когда сейчас стала писать, вспомнила, что быстрее всего успокаивало тогда несколько однообразных последовательных вопросов "А сейчас болит?", "Всё ещё болит?" и последующее напутствие "Как перестанет болеть, обязательно мне скажи". Никто из детей за несколько лет ни разу не подошел ко мне, чтобы отчитаться, что болеть перестало :)
Но сейчас я решила - молча с распростертыми объятьями общаюсь с рыдающим ребенком. Упавший, ударившийся или ударенный успокаивается меньше чем за минуту (правда, может потом ещё молча и успокоенным захотеть пообниматься, но слезы, даже очень сильные, прекращаются). Проверено. Уже не одним десятком случаев. Даже на самом склонном к нытью из известных мне сейчас детей - моей трехлетней дочери. Даже при довольно серьезном повреждении. Как раз вчера успокаивала её ударившуюся до крови на лице. Поэтому и вспомнила, что давно хотела эту статью написать.
У меня даже за последние дни родилось теоретическое объяснение этого феномена. Когда мы вокруг ребенка скачем и щебечем, мы переключаем его внимание с боли и эмоций на действие и решение проблемы. Мы не сочувствуем, не поддерживаем, а разруливаем и решаем. Мы не сочувственно говорим: "Как же тебе больно, малыш...", а указываем: "Сейчас всё исправим, успокойся!". А ребенок в большинстве случаев хочет именно сочувствия, поэтому сопротивляется, и истерика «А-а-а-а, как мне больно!» только набирает обороты. Мы ставим для себя и для ребенка задачу успокоить и успокоиться. Хотя в большинстве случаев чтобы успокоиться, ему нужно, чтобы его боль признали и его чувства приняли. Как, к слову сказать, и с любыми чувствами вообще - им нужно, чтобы их признали и приняли, а не задвинули. Но видимо именно на примере физической боли наиболее выпукло виден этот парадокс: быстрее успокаивается ребенок, которому не помогают успокоиться, а которому разрешили страдать и его в этом страдании поддержали и приняли. Хотите проверить - попробуйте!
PS: Я не имею в виду ситуации, когда оказание медицинской помощи всё-таки объективно необходимо, тогда конечно не стоит ждать и полминуты, пока ребенок успокоится, а сначала всё-таки помочь.
PPS: Очень кстати наткнулась в сети на статью Ольги Нечаевой, сама статья интересная, вокруг затрагиваемой мною темы, правда, Ольга пишет про то, как вместо сочувствия даются оценки, а я про то, как вместо сочувствия решают твою проблему.