Методы дисциплинирования ребёнка.
1. Строгое напоминание – говорите только то, что необходимо, чтобы прекратить негативные действия ребёнка. Например, строгим голосом скажи «Нет!» или «Хватит!».
2. Шкала успехов – договоритесь с ребёнком, какого поведения вы от него ожидаете, и какую награду он за это получит. Объясните также, какие последствия его ждут при непослушании. Нарисуйте специальную шкалу или график, где будете отмечать моменты, когда ребёнок хорошо себя ведёт. Наградой могут быть особенные мероприятия, посещение друзей и т.д., старайтесь только избегать материальных поощрений – деньгами, сладостями и др..
3. Расплата – если ребёнок серьёзно повредил чью-то вещь, не паникуйте, успокойте ребёнка, но потом дайте ему возможность расплатиться за сломанное – починить, отдать что-то взамен или заплатить.
4. Отмена привелегий – например, на какое-то время запретите смотреть телевизор. Убедитесь, что ребёнок понял, почему ему это запретили.
5. Тайм-аут – эффективно действует, если ребёнок потерял контроль над собой. Поместите его в безопасное для ребёнка место на определённое время, чтобы он успокоился. Время рассчитывается следующим образом: 1 минута на 1 год ребёнка, например, 5-летний ребёнок успокаивается в комнате 5 минут. Объясните ему, что время придётся продлить, если он выйдет слишком быстро.
Помещение не должно быть закрыто! Когда время выйдет, обязательно похвалите ребёнка, за то, что он успокоился.
6. Помощь профессионала – если дисциплинирование становится серьёзной проблемой, обратитесь за помощью. Профессиональную консультацию можно получить в кризисных центрах, в центрах психологической помощи и поддержки, центрах социальной помощи и др. Кроме специалистов, поддержку можно найти также у коллег, родственников, друзей.
Обратиться за помощью – это самый смелый шаг, который даётся труднее всего. Но если вы его сделаете, воспитательный процесс будет проистекать намного эффективнее.
Основы дисциплины.
• Хвалите за хорошее поведение! Это убедит ребёнка повторять действия, за которые он был поощрён. Только не перегните палку.
• Стимулируйте самостоятельность. Позвольте ребёнку принимать участие в принятии решений. Ободрите, если что-то не удаётся.
• Проговаривайте эмоции. Объясните ребёнку, что он имеет право быть сердитым, обиженным, но вы должны и научить его правильно выражать эти чувства. Говорите с детьми и о своих чувствах тоже.
• Побуждайте ребёнка брать на себя ответственность. У детей должны быть свои обязанности, соответственно возрасту и возможностям.
• Будьте сами хорошим примером. Дети лучше всего учатся, наблюдая за другими. Если хотите, чтобы ребёнок приходил вовремя, будьте пунктуальны. Хотите, чтобы он убирал свои вещи – сложите свои. Хотите, чтобы был вежливым – будьте вежливы сами и т.д.
Что делать, когда теряешь контроль над собой?
• Прежде, чем реагировать, посмотрите на ситуацию глазами ребёнка. Одна из основных задач взросления как раз и заключается в том, чтобы стать независимым. Может, иногда и вам стоит согласиться с решением ребёнка?
• Будьте осторожны со словами, которые употребляете. Такие слова, как дурак, идиот, неряха, бестолковый, заявления вроде «Ты никогда...» или «Ты всегда...» влияют на ребёнка значительно больше, чем вы можете себе представить. Вместо этого попытайтесь выяснить, почему ребёнок негативно себя ведёт.
• Избегайте физических наказаний. Удары, шлепки, подзатыльники, пощёчины не научат ребёнка приемлемым моделям поведения, зато глубоко травмируют ребёнка. Дети в первую очередь учатся себя вести на вашем примере, и насилие не является той моделью поведения, которую ребёнку стоит усваивать в первую очередь.
• Дисциплинируйте детей, а не наказывайте! Большинство взрослых считают своей обязанностью дисциплинировать своего ребёнка, и в этом они совершенно правы. Правда, однако, заключается и в том, что дисциплинирование и наказание – это разные вещи. Дисциплинируя ребёнка, вы даёте ему возможность разобраться в себе и в причинах негативного поведения, научиться себя контролировать и принимать определённые правила. Физическое наказание даёт ребёнку понять только то, что вам не понравилось, что он сделал, но не даёт установки самому контролировать своё поведение.
• Заботьтесь о своём эмоциональном и душевном благополучии. Помочь ребёнку может только человек, осознающий и способный удовлетворить свои собственные эмоциональные потребности.
• В вопросах воспитания будьте прямы, справедливы и последовательны. Когда вы сердиты или раздражены, отойдите от ребёнка, успокойтесь и тогда принимайте решение, что делать, прежде чем негативно отреагировать на его поведение.
• Радуйтесь своим успехам на поприще воспитателя! Научитесь радоваться каждому небольшому достижению и каждому положительному изменению в поведении малыша!
Фразы, которыми мы часто травмируем детей:
- «Сейчас же иди сюда!»
- «Чтобы я не видел, что ты это делаешь!»
- «Ты что, дурак?! Я тебе миллион раз это говорила!»
- «Ты ничего на можешь сделать как надо!»
- «Прекрать постоянно есть! Будешь выглядеть как толстая свинья!»
- «От тебя одни неприятности!»
- «Уйди! Мне надоело на тебя смотреть!»
- «Ты мне надоел!»
- «Замолчи! Заткнись!»
Слова-помощники:
• Ты же можешь!
• Как ты хорошо это сделал!
• Какой ты чудный!
• Я горжусь тобой!
• Без тебя я бы не смог это сделать!
• Я тебя люблю!
Скажите: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Не говорите:
Пойдём помедленнее! . . . . . . . . . . . . . . . Не беги!
Дай мне ручку! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Не трогай ничего!
Поставь ножки на пол! . . . . . . . . . . . . . . . Не лезь на диван с ногами!
Говори потише! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Не кричи!
Удостоверься, чувствует ли ребёнок себя так, как хотел бы себя чувствовать ты – любимым, уверенным в себе, нужным.