Тридцать миллионов слов
Родительская библиотека"Тридцать миллионов слов" в авторстве Даны Саскинд - еще одна обязательная на мой взгляд книга в родительской библиотеке. Дла меня уже давно стало привычным, что наиболее часто в роли автора родительской литературы выступает социолог, педагог, психолог, логопед, порой педиатр. Дана Саскинд - практикующий детский хирург по вопросам кохлеарной имплантации и уже этим выбивается из ряда авторов. Ее научнуй подход к кажется таким знакомым нам ранее темам, влюбил меня в эту книгу буквально с первых страниц. Не секрет, что в серьезных вопросах мой мозг привык полагаться только на научные данные, подкрепленные статистикой и исследованиями, и этого очень не хватало в большинстве литературы для родителей, ведь что может быть важнее для матери, как не вопросы, затрагивающие будущее ее ребенка. Поэтому без преувеличения скажу, что написав "Тридцать миллионов слов" Дана Саскинд тем самым осуществила мою мечту: она не просто описала ключевые моменты в развитии речи ребенка и методы воздействия на них, но и подкрепила изложенное основательной базой научных изысканий по теме.
С самых первых страниц книга утверждает перед родителями простую истину: речь -основополагающий фактор для адекватного эмоционального и умственного развития человека. Родительская речь в окружении ребенка первых трех годов жизни предопределяет гармоничность его развития и раскрытие потенциала на многие годы в дальнейшем. Тут все имеет значение: и веселая болтовня на кухне, и похвала со стороны родителей, и стиль обращения, и словарный запас. Казалось бы, что нет ничего более очевидного, чем прямое влияние родителя на ребенка, но порой для осознания этого таки надо прочитать парочку обоснований. А как раз на примеры и научные исследования автор не скупится :)
Очень интересны результаты программы, показавшей, что бедность языковой среды родителей приводят к дефициту в примерно 30 миллионов слов (да-да, отсюда и название), и это в дальнейшем связано с отставанием в развитии речи, а так же с проблемами в школьном возрасте у 80% детей. Правильная и богатая речь родителей - это почти как манна небесная: стимулирует развитие речи у ребенка, а так же его пространственного мышления, самооценки и даже математических способностей.
Но данная книга - не просто наставления для родителей о развитии их чад. между строк с прямыми рекомендациями автор умело вплела и немного автобиограпхии, и некоторые факты о разнице социальных слоев в Америке, и то, что мы называем "о жизни в целом ". И все это интересно, правда. И лично меня заставило задуматься, очень.
Однозначно рекомендую к прочтению и по традиции ниже некоторые мои избранные цитаты.
Возможность выбора - один из действенных способов воспитания самоконтроля у детей. Когда все решения принимает взрослый, ребенок никогда не сможет обдумать действия или результаты этих действий. Если же ему предложить выбор, он будет рассматривать варианты, взвешивать их значимость, отбирать, а затем озвучивать и выполнять свое решение.
Команды и наставления - наименее эффективный метод развития словесной реакции. Бывают, конечно, моменты, когда приказания не только имеют смысл, но и необходимы. Ребенок бежит за мячом прямо навстречу машинам. Не самое подходящее время для ласкового обращения: «Солнышко, пожалуйста, не беги на перекресток. Тебя может сбить машина, будет больно». «Стой сейчас же! Там машина!» - адекватная реакция в такой ситуации, и она, конечно, не будет стимулировать развитие мышления ребенка.
Исследования подтверждают, что дети, регулярно вовлеченные в художественные занятия, также лучше читают и ведут себя лучше остальных.
Математика и чтение полностью увязаны с усвоенными правилами обучения. Искусство же в значительной мере свободно от правил. Оно помогает ребенку понять мир и ощутить свое место в нем: через многие годы это может привести к полезным и инновационным достижениям. И это еще одна причина, почему следует поощрять тягу к искусству.
Выводы доктора Кул подтверждаются данными исследования, проведенного Джорджтаунским университетом, где наблюдали за детьми, получившими не порцию китайского, а новую задачу. Двум группам детей в возрасте один-два года несколько раз показывали, как обращаться с куклой-рукавичкой в виде мышки. Как и в эксперименте Кул, одна группа смотрела на живого человека, а другая - ДВД. Результаты оказались идентичными. Дети, наблюдавшие демонстрацию вживую, могли с легкостью повторить все действия. Малыши, просматривавшие манипуляции с рукавичкой по ДВД, вообще не смогли воспроизвести их. Вывод: детский мозг лучше всего обучается при социальном взаимодействии.
Родители, принадлежащие к среднему классу, несколько фанатично «развивали в своих детях таланты и умения, поддерживали их самостоятельную точку зрения» 12 . Профессор Ларо называет такой подход «сознательной культивацией» - когда родители часами возят своих детей на занятия, занятия и снова занятия.
УСПЕШНОЕ РОДИТЕЛЬСТВО Лучше всех сформулировал это понятие писатель Уэс Мур. «Мы представляем собой продукт наших ожиданий, - писал он. - На каком-то этапе кто-то заложил эти ожидания нам в головы, и мы либо лезем за ними вверх, либо спускаемся за ними. Мою жизнь от других жизней отличало лишь то, что рядом со мной были люди, готовые достаточно долго стремиться к моим мечтам, чтобы я успел вырасти, стать взрослым и осознать, что это и мои мечты тоже».
Скачать книгу можно тут