Елена Янушко "Помогите малышу заговорить"
Родительская библиотекаКнига Елены Янушко "Помогите малышу заговорить" уже давно стала бестселлером среди родителей и особенно это касается более "поздних" в плане речи детей, поэтому не думаю, что мой отзыв будет чем-то выделяться среди многих других. И тем не менее, хотелось бы даже для себя обозначить основные мысли, плюсы и недочеты в контексте попыток применения написанного на конкретно нашу ситуацию :)
Немного предистории сначала, что бы была понятна наша ситуация на момент моего знакомства с творчеством Елены Янушко.
Маша - триллингв с рождения, а более медленное развитие речи у детей с более чем одним активным яыком - отнюдь не редкость. До 2,5 лет ее активный словарный запас составлял порядка 10 слов, тогда как пассивный обеспечивал практически свободное понимание на всех трех языках. Время шло и активный словарный запас понемногу тоже сдвинулся с места, однако со свободной "взрослой" речью многих наших сверстников это было совесм несравнимо. Примерно с Машиных 2,8 я понемногу начала почитывать о развитии речи и логопедии, при этом наша семейная врач, преподаватели в пре-школе и специалисты из местного центра развития были уверены, что проблем с речью у Маши нет и надо лишь подождать. Так, в ожидании речевого прорыва я и добралась до вышеописанного издания.
В плане самообразования "Помогите малышу заговорить" - весьма неплохой источник базовой информации о развитии речи и возможных ее деффектах. В первых главах книги много внимания уделено таким вопросам, как довербальный и вербальный периоды развития речи, феномен автономной детской речи, динамика формирования фразовой речи у ребенка, гендерные различия развития речи. Все это было мне уже знакомо, но тем не менее не могу не отметить ясность и упорядоченность изложения материала. Своеобразным "связуемым звеном" между описанием базового речевого развития и дальнейшим переходом к деффектам речи и их коррекции служит таблица с указанием стадии развития речи и возможных временных диапазонов (которые вполне совпадают с аналогичными нормами в Бельгии, к слову). Именно на этой таблице у меня появились очень неоднозначные ощущения от прочтения и сейчас я попробую обьяснить, почему.
Временные рамки, принятые в качестве допустимых вариаций нормы, весьма широки, плюс-минус год, если быть точным. Например, появление грамматических форм слов возможно в диапазоне между 2,4 и 3,6 лет; словотворчество - 2,6 - 3,5 лет; проговаривание своих действий во время игры - 2,6 -3,6 лет. То есть, если ребенок начал озвучивать свои игры в 3+ года - это все еще норма, а не повод для беспокойства. Тем не менее, в одной из начальных глав книги автор акцентирует внимание на том, что выжидательная позиция родителей носит скорее негативный характер и при детектировании слабости речевого развития на фоне сверстников родителям обязательно стоит дополнительно развивать ребенка, лучше всего с участием специалиста-логопеда. Как это сочитается с нормами распределения и "личными" темпами развития конкретного ребенка я так и не поняла: ребенок с более слабым речевым развитием около 3 лет имеет еще полгода что бы нагнать сверстников согласно нормам, чем плоха в таком случае выжидательная позиция?
Примерно 3/4 книги далее после теоретического "вступления" носит практический характер и состоит из многочисленных идей, потешек, загадок и речевых каламбуров. При прочтении весго этого практического разнообразия у меня было много идей относительно реализации в мини-игры и занятия с Машей, пока я не обнаружила,что Маше, в отличии от меня, все это абсолютно и полностью не интересно, под каким "соусом "оно не было бы подано :) И полистав дальше столь воодущевляющие пособия я с чистой совестью на это все забила :)
Маша начала говорить резко, много, неожиданно, вполне грамматически-правильно и сразу на 3 языках. За день до 3-летия и теперь мы с ностальгией вспоминаем наши "молчаливые времена". Книга о помощи малышам в разговорах нам не пригодилась, кроме как для моего морального успокоения, и до сих пор одиноко ждет меня на Google Books. Да, ситуации бывают разные, но в конкретно нашем случае правы оказались бельгийские врачи и эксперты по развитию, а выжидательная позиция родителей не была столь негативной, как обещала Елена Янушко. Не уверенна, что я бы купила это пособие снова, хотя 2 евро за электронную версию мне не жаль. И не думаю, что буду применять все эти стишки-потешки к Ане, потому что на примере ее старшей сестры прекрасно поняла, всему свое время :)