1
Достоверно известно, что пророк иногда допускал в намазе ошибки. Наставляя свою общину, он сказал: «Я обычный человек, и иногда забываю, так же как забываете вы. Если кто-либо из вас упустит что-то в намазе, то пусть сидя совершит два земных поклона».
Земные поклоны для исправления ошибок в намазе представляют собой два земных поклона, совершаемых молящимся до или после произнесения слов приветствия. Пророк сказал: «Если кто-либо из вас, находясь в намазе, сомневается, сколько ракаатов он совершил — три или четыре, — то пусть отбросит сомнение и основывается на минимуме, а затем совершит два земных поклона перед словами приветствия». В другом хадисе рассказывается, что посланник Аллаха совершил земные поклоны после произнесения слов приветствия.
При совершении земных поклонов желательно руководствоваться Сунной пророка и совершать их до произнесения слов приветствия тогда, когда пророк совершал земные поклоны до них, а после произнесения слов приветствия тогда, когда он совершал земные поклоны после них. Если же совершённая ошибка не установлена в Сунне, то молящийся может самостоятельно выбрать один из двух вариантов. Посланник Аллаха сказал: «Если человек добавил что-либо к намазу или сократил его, то пусть совершит два земных поклона».
Земные поклоны для исправления ошибок узаконены в следующих случаях:
а) Когда молящийся произнёс слова приветствия до завершения намаза. В этом случае он должен встать и довести намаз до конца, совершив два земных поклона после произнесения слов приветствия.
б) Когда молящийся добавил что-либо к намазу. Однажды, когда пророк совершил пять рак‘атов, его спросили: «К намазу что-то добавлено?» Он сказал: «Почему?» Ему сказали: «Ты отмолился пять рак‘атов», — и он совершил два земных поклона после произнесения слов приветствия.
в) Когда молящийся забыл сесть после второго рак‘ата для произнесения молитв засвидетельствования, ташаххуд. В хадисе говорится, что «однажды, когда пророк совершал с людьми полуденный намаз, он встал после первых двух рак‘атов, не сев. Люди встали вслед за ним. Когда же он завершил намаз, и люди ожидали произнесения слов привествия, он сидя возвеличил Аллаха и совершил два земных поклона перед привествием, а после этого произнёс слова привествия». Из хадиса видно, что тот, кто по рассеянности пропустил первое сидение и вспомнил об этом прежде, чем выпрямился в полной рост, должен сесть для произнесения молитв засвидетельствования. Если же он выпрямился полностью, то возвращаться назад уже нельзя, а в конце намаза следует совершить два земных поклона для исправления ошибки.
Однако, также существует мнение, что когда молящийся забыл сесть после второго ракаата для произнесения молитв засвидетельствования (ташаххуд), то совершение дополнительных земных поклонов не обязательно.
г) Когда молящийся сомневается по поводу числа совершённых рак‘атов. Посланник Аллаха сказал: «Если кто-либо из вас, находясь в намазе, сомневается, сколько он совершил — три или четыре, — то пусть отбросит сомнение и основывается на минимуме, а затем совершит два земных поклона перед словами приветствия. Если он совершит пять рак‘атов, то он исправит свою оплошность, а если он отмолился правильно, то два земных поклона будут наказанием для шайтана».
Достоверно известно, что пророк иногда допускал в намазе ошибки. Наставляя свою общину, он сказал: «Я обычный человек, и иногда забываю, так же как забываете вы. Если кто-либо из вас упустит что-то в намазе, то пусть сидя совершит два земных поклона».
Земные поклоны для исправления ошибок в намазе представляют собой два земных поклона, совершаемых молящимся до или после произнесения слов приветствия. Пророк сказал: «Если кто-либо из вас, находясь в намазе, сомневается, сколько ракаатов он совершил — три или четыре, — то пусть отбросит сомнение и основывается на минимуме, а затем совершит два земных поклона перед словами приветствия». В другом хадисе рассказывается, что посланник Аллаха совершил земные поклоны после произнесения слов приветствия.
При совершении земных поклонов желательно руководствоваться Сунной пророка и совершать их до произнесения слов приветствия тогда, когда пророк совершал земные поклоны до них, а после произнесения слов приветствия тогда, когда он совершал земные поклоны после них. Если же совершённая ошибка не установлена в Сунне, то молящийся может самостоятельно выбрать один из двух вариантов. Посланник Аллаха сказал: «Если человек добавил что-либо к намазу или сократил его, то пусть совершит два земных поклона».
Земные поклоны для исправления ошибок узаконены в следующих случаях:
а) Когда молящийся произнёс слова приветствия до завершения намаза. В этом случае он должен встать и довести намаз до конца, совершив два земных поклона после произнесения слов приветствия.
б) Когда молящийся добавил что-либо к намазу. Однажды, когда пророк совершил пять рак‘атов, его спросили: «К намазу что-то добавлено?» Он сказал: «Почему?» Ему сказали: «Ты отмолился пять рак‘атов», — и он совершил два земных поклона после произнесения слов приветствия.
в) Когда молящийся забыл сесть после второго рак‘ата для произнесения молитв засвидетельствования, ташаххуд. В хадисе говорится, что «однажды, когда пророк совершал с людьми полуденный намаз, он встал после первых двух рак‘атов, не сев. Люди встали вслед за ним. Когда же он завершил намаз, и люди ожидали произнесения слов привествия, он сидя возвеличил Аллаха и совершил два земных поклона перед привествием, а после этого произнёс слова привествия». Из хадиса видно, что тот, кто по рассеянности пропустил первое сидение и вспомнил об этом прежде, чем выпрямился в полной рост, должен сесть для произнесения молитв засвидетельствования. Если же он выпрямился полностью, то возвращаться назад уже нельзя, а в конце намаза следует совершить два земных поклона для исправления ошибки.
Однако, также существует мнение, что когда молящийся забыл сесть после второго ракаата для произнесения молитв засвидетельствования (ташаххуд), то совершение дополнительных земных поклонов не обязательно.
г) Когда молящийся сомневается по поводу числа совершённых рак‘атов. Посланник Аллаха сказал: «Если кто-либо из вас, находясь в намазе, сомневается, сколько он совершил — три или четыре, — то пусть отбросит сомнение и основывается на минимуме, а затем совершит два земных поклона перед словами приветствия. Если он совершит пять рак‘атов, то он исправит свою оплошность, а если он отмолился правильно, то два земных поклона будут наказанием для шайтана».
Читать далее