Мое разочарование в методике Домана
Методика Домана
Есть люди, которые за раннее развитие, есть люди, которое против него. Те, кто за, в свою очередь можно разделить на тех, кто хочет результатов (научить читать, вырастить гения или просто похвастаться, что его ребенок умнее, способнее других этого же возраста) и тех, кто хочет просто дать хороший старт в будущее. Я, как в общем-то заметно по моему дневнику, за раннее развитие. Мне бы хотелось, чтобы у моего ребенка была хорошая память, образное мышление, хорошо развито внимание, в том числе к деталям, наблюдательность, сообразительность, и все это еще сочеталось с хорошим физическим развитием. У меня нет цели вырастить гения, научить ребенка раннему чтению или счету, я хочу привить любовь к изучению нового и показать, что этот мир прекрасен и удивителен и его можно изучать бесконечно. Я хочу, чтобы мой ребенок мыслил позитивно.
И вот с таким настроем я начинала изучать методики раннего развития, когда Варя еще только родилась. Пока она подрастет я как раз успею все прочесть и решить, что же мне ближе. Но оказалось, что это не так уж просто. Каждый хватит свою методику, и у каждой есть толпа восторженных последователей. Теперь-то я уже понимаю, что все методики в общем-то ведут к одной и той же цели, просто разными путями. Все дети разные, и соответственно требуются разные подходы. Поэтому методику выбираем не мы, а дети!
Я начинала с методики Домана. Про его программу физического развития я уже много раз писала и она мне очень нравится. Но сейчас я буду говорить только о его интеллектуальной программе. Самый главный принцип раннего развития - ребенку должно быть весело и интересно (об этом и Доман тоже пишет). Но как может быть ребенку интересно 3 раза в день (а то и 9 если строго по методике) смотреть карточки со словами? И так каждый день. Да, они мелькают и как говорит Доман, привлекают внимание и запоминаются правым полушарием мозга. Но видимо не всех детей привлекает мелькание карточек, да и вообще показ слов или точек по методике Домана. Варя около месяца смотрела с интересом (хотя меня хватало только на 2-3 показа и только по будням), еще месяц равнодушно, а потом она просто перестала смотреть и стала тут же отворачиваться. Я ее понимаю. Что в этих словах интересного? Ну закорючки какие-то и мама что-то говорит. Ну и что? В общем я поняла, что наверно есть дети, которым эта методика подходит, но я себе не могу их представить.
Мы пошли дальше. Есть замечательная книга французского автора Сессиль Люпан "Поверь в свое дитя". Она тоже сначала вдохновенно изучала Домана, а потом переделала его методику под своего ребенка. И вот ее подход гораздо интереснее и ближе к детям на мой взгляд (в книге еще много всего толкового и интересного, так что рекомендую ее к прочтению всем, кто еще не читал). Теперь мы смотрим слова так: я показываю одно слово и предмет, который оно означает (пока мы только существительные смотрим). Если это мебель, то я наклеила на нее карточки. Если какой-то предмет слишком крупный и я боюсь, что ребенок не поймет, что именно я показываю, я даю еще карточку и изображением. Такая форма показа совсем не Домановская, но зато ребенку интересно, а то на мой взгляд главное.