Математика по Доману часть 3
Методика ДоманаШАГ ТРЕТИЙ
Решение задач - это альтернатива тестированию: цель - дать ребенку возможность продемонстрировать свои знания, ЕСЛИ ОН ЭТОГО ХОЧЕТ. Здесь Вы показываете ему, что он знает, как решить задачу (а Вы для себя видите, что он действительно может ее решить).
Самый простой вид задачи - выбор из двух карточек с точками.
Например, показываете " 15" и "32", спрашиваете "Где 32?"
Если ребенок показывает неправильно или не отвечает, с неменьшим энтузиазмом и радостью в голосе пододвигаете к нему карточку с правильным ответом со словами "Вот 32, правда?"
NB! Никогда не просите ребенка сказать ответ, всегда предлагайте выбор из двух карточек.
Такое решение задачи можно провести в конце занятия на равенства.
Примеры-равенства нужно сделать более сложными.
На этом этапе не обязательно показывать все карточки из примера, достаточно показать только карточку с ответом.
Вы говорите: "22 разделить на 11 равно 2" - и показываете карточку с
точками "2", таким образом занятия будут проходить еще быстрее.
Теперь одно занятие может включать в себя,например, пример на сложение, пример на вычитание и пример на деление.
Пример занятия:
Примеры:
2 х 2 х 3 = 12
2 х 2 х 6 = 24
2 х 2 х 9 = 36
Задачи:
2 х 2х 12 = ?
48 или 52
Ежедневно - 3 занятия, в каждом занятии - 3 примера + задача в конце
Через несколько недель таких занятий переходим к примерам с разными действиями в одном примере.
На этом этапе можно давать примеры, в каждом из которых есть какой-то
объединяющий элемент - ребенку они будут интересны, т.к. тут можно
наблюдать определенные закономерности.
Примеры занятий:
40 + 15 - 30 = 25
40 + 15 - 20 = 35
40 + 15 - 10 = 45
7 + 15 + 8 = 30
7 + 8 + 15 = 30
15 + 8 + 7 = 30
4 х 3 х 5 = 60
3 х 5 х 4 = 60
5 х 3 х 7 = 60
6 х 14 : 2 = 42
6 : 2 х 14 = 42
14 : 2 х 6 = 42
NB! Будьте внимательны: не делайте в одном примере сложение/вычитание вместе с умножением/делением (в математике есть правило порядка выполнения действий, которое ни в коем случае нельзя нарушать, иначе это повлечет ошибки. Это изучается позже).
Через несколько недель добавляем еще одну составляющую примера:
56 + 20 - 4 - 4 = 68
56 + 20 - 8 - 4 = 64
56 + 20 - 16 - 4 = 56
- именно от таких примеров (состоящих из 4-х членов) ребенок получает удовольствие, так что теперь можете немного расслабиться и тоже порадоваться занятию
На этом этапе время от времени нужно показывать в одном занятии не связанные между собой примеры, но в каждом из которых, тем не менее, присутствует некая закономерность. Например:
100 : 5 :4 : 5 = 1
1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15
80 - 40 - 20 + 60 = 80
Далее рекомендуется показывать:
1. Последовательности
2. Примеры на больше/ меньше
3. Равенства и неравенства
4. Группы чисел (четные, нечетные и т.п.)
5. Дроби
6. Элементарная алгебра
ВСЕ эти разделы можно и НУЖНО учить с помощью КАРТОЧЕК с ТОЧКАМИ - именно так ребенок видит реальность, что именно происходит, а не учится манипулировать символами (как мы, взрослые).