Почему хитрит?
Малыш подрастает и становится,с одной стороны,более самостоятельным,а с другой-более требовательным к удовлетворению своих все возрастающих потребностей
.В какой-то момент родители вдруг начинают сомневаться,всегда ли его слезы имеют реальную причину.Действительно ли ему больно,страшно,он устал или заболел?Иногда кроха капризничает,просто чтобы добиться желаемого.Не значит ли это,что он манипулирует своими родителями? ЗАМКНУТЫЙ КРУГ.Помните в притче "Волки " мальчик-пастушок "шутит",что на него напали хищники,и зовет на помощб дровосеков.В сущности,он манипулирует взрослыми,играя на их страхе,чтобы привлечь к себе внимание.Но как известно,все плохо закончилось:когда памстушку действительно понадобилась помощь дровосеков,они уже не прибежали спасать его и овечек.
Манипуляция-это управление чужими поступками,чувствами,желаниями с помощью каких-то скрытых или тайных способов.Конечно,в раннем детстве кроха управляет родителясм и другими взрослыми неосознанно.Он просто экспериментирует:"а вдруг это сработает?"-и строит скорбную мину.Дети могут придумывать несусветную чушь,чтобы только добиться внимания к себе.Такие невинные детские хитрости имеют возрастной и преходящий характер и,как правило,угасают около 4лет.Но лишь при условии,что родители не способствуют закреплению такого поведения.Наиболее распространенные формы "управления" родителями:слезы,капризы,истерики,агрессия и аутоагрессия (причигнение себе вреда).ЦЕПОЧКА МАНИПУЛЯТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ РАЗВИВАЕТСЯ ПОЭТАПНО.
1.Сначала малыш плачет не для того,чтобы как-то влиять на маму с папой,а потому ,что не может справиться со своими желаниями(напимер,он чего-то страстно хочет или,наоборот,категорически не желает что-либо делать).
2.Родитель,который очень боится "попасть в немилость"к ребенку,например,мама с заниженной самооценкой или склонная к чувству вины тут же бросается исполнять его волю,утешать и успокаивать
.3.Испытав несколько раз такой способ и убедившись,что он действенный,малыш уже целенаправленно добивается своего с помощью него,просто потому что это сработало.ЖАЛЕЮ-ЗНАЧИТ ЛЮБЛЮ?В нашей культуре-особое отношение к страданию.В русском языке понятие "жалею" очень долго приравнивалось к "люблю".Стадать всегда считалось благородно и даже полезно "Необходимы нам тиски тоски",-писал Е.Евтушенко.Но если раньше условия жизни были гораздо хуже и многим приходилось действительно несладко,то теперь нужно принять собственно решение:страдать или не страдать.Ведь мобно потереть ушибленное место и побежать дальше,а можно весь день провести с мыслями:"Всегда у меня неприятности!","Почему именно со мной такое всегда случается!","Только собрался что-то сделать-и опять!".От того,как мы относимся к неприятностям,которые буду встречаться в жизни нашего малыша,зависит очень многое в его судьбе:вырастет он ессимистом или оптимистом,его отношение к трудностям,самостоятельность,способность к творчеству и умение радоваться жизни.Я-ЖЕРТВА?НЕТ!Давайте подумаем,что возникает в результате жалости?У человека,которого жалеют(или он сам себя жалеет),снимается чувство вины:"Я не виноват,что так случилось,я-жертва.Виноват не я,а обстоятельстваядругие люди,судьба и др.)".Пожалеть себя,конечно,очень приятно!Но это унылое чувство убивает силу воли и творческую активность.А корни такой жертвенной позиции именно в раннем детстве.Как же настроить малыша на позитив?Когда родители не дают малышу ласки(не "жалеют"его)каждый день,а только в случае каких-либо неприятностей,ребенок привыкает добывать внимание через страдания..Еще одна причина формирования позиции жертвы-неумение мамочек и папочек проявлять свою любовь к ребенку иначе,чем через жалость.Поводы для такой жалости взрослые могут найти в чем угодно:роды были трудными,вес плохо набирал,ребенок маленького роста,болезненный,другие дети его обижают,с садиком не повезло,учительница строгая...Малыш,которые получает любовь именно в такой форме,вскоре начинает активно подыгрывать взрослым,рассказывая о своих неудачах и страданиях гораздно активнее,чем о своих достижениях и победах.Начинается все с невынных детских манипуляций,а затем может стать характером и судьбой человека.
ПРАВИЛЬНЫЕ СЛОВА.Жалость можно заменить только любовью.Любовь отличается от жалости верой и возможности человека,вдохновляет его на развитие,наполняет силой и энергией для жизни.Вот ключевые фрзы,которые нужно взять на вооружение родителям:
1."Правильно,надо всегда быть осторожным и звать на помощь взрослых,если сам не справляешься".
2."Ты-настоящий богатырь!Вон как здорово умеешь высокую температуру переносить,не хныкаешь".
3."Какая ты,уница,доченькая,немного поплакала из-за раны и снова стала веселая".
4."как ты круто упал!Давай потрем ушибенное место,и все пройдет"
.5."Через несколько дней твое горло перестанет болеть,и мы будем вместе есть мороженоей".Такое позитивное отношение родителей к ребенку в трудных для него ситуациях формирует его активную и творческую жизненную позицию.А жалость разрушает самооценку и веру в себя,поэтому не злоупотребляйте этим чувством.