Про допущения (мультики, маркеры и конфеты) и еще всякое бла-бла:)
Общее развитиеХочу поговорить на страшные темы, полные поверий и легенд: учить или не учить ребенка рисовать, давать или не давать конфеты, показывать или нет мультики.
Алисе четыре, и я учу ее рисовать. Звучит почти как "Здравствуйте, меня зовут Лиза, и я алкоголик"))))
Короче, сейчас небольшая предыстория, а в следующем посте будет практика с картинками и всё по пунктам))
Я когда-то сама писала о том, что раскраски притупляют творческий потенциал ребенка, загоняя его в рамки и не давая творить. Это действительно так. Мне часто приходят вопросы, как же так: я писала и про фломастеры, и про раскраски, а сама даю их дочке? Или я писала про то, что надо развивать правое "образное" полушарие мозга через творчество и воображение, а сама даю задания на логику. Или я писала, что Алиса не смотрит мультики, а она уже знает, кто такой Бемби и ждет на день рождения принцессу Эльзу.
И ваши вопросы вполне уместны, поэтому я сделаю лирическое отступление. Нет, я не сдала позиции, не выгорела и не стала усаживать ребенка перед мультиками и раскрасками лишь бы отстала, просто я научилась делать допущения.
Если в двух словах, то все очень просто. Когда у женщины появляется первый ребенок, к нему не выдают инструкцию. Постепенно мы узнаем, что это за такой механизм: как определить по типу плача, чего он хочет, как ввести режим, сверяемся с календарем кризисов и утешаем себя, что через неделю это пройдет, узнаем, когда вводить прикорм и боремся с бабушками из-за печенья и конфет, вычитываем, что ползать надо много и активно, что водить за руки нельзя, что никаких ходунков, узнаем, как выбирать ортопедическую обувь и как приучить к горшку, что никаких мультиков до двух лет, и что после трех уже поздно. Из всего этого молодая мама первого ребенка составляет себе свою картину мира и свою инструкцию, которая, как ей кажется, должна быть универсальной и подходить всем. И вот она уже точно знает и рассказывает другим мамам на площадке, что высаживать над раковиной бесполезно, что не надо давать коровье молоко и переводить на общий стол в год, что самая удобная одежда - это слип, что спать на животе нельзя, что совместный сон - это зло, несущее разлад в семье, и что без соски ребенок вырастает нервным и будет искать заменители - сосать палец или карандаши, а еще хуже, если во взрослой жизни в виде сигарет и бутылки, чтобы наверстать упущенное. Молодые мамы ожесточенно спорят на предмет воспитания и развития, у них еще нет опыта, и, как правило, еще нет своего мнения на предмет того же воспитания и развития просто в силу того, что в школе не было предмета "материнство". Есть только чужое мнение, которое они где-то прочитали в виде статейки с громким заголовком типа "Вред раннего развития" или "Детсадовская уравниловка", и оно показалось им логичным.
Когда через пару-тройку лет максимализм молодой мамы отходит на задний план и появляется опыт, желательно еще подкрепленный какой-то литературой, то кроме черного и белого появляются тона и полутона. Оказывается, что ваша подруга, которая ни разу не брала ребенка спать в свою кровать (не кормила грудью, ввела прикорм в 5 месяцев, гуляла зимой меньше 2 часов в сутки, варила макароны на ужин, не давала "голопопить", не занималась по карточкам, отдала в сад, не отдала в сад, стерилизует детскую посуду до двух лет, протирает ребенка водкой при температуре, шлепнула по попе в сердцах, накормила сосиской, оставила с бабушками в год и уехала отдыхать, и так до бесконечности) тоже вполне нормальная и адекватная мама, желающая ребенку добра и руководствующаяся своей логикой, согласно полученной где-то информации. Мы все действительно разные, и у всех у нас свои представления о том, что правильно, а что нет.
Если вернуться к нашей теме мультиков и рисования, то в какой-то момент, пройдя все те же стадии четких инструкций, я научилась, наконец, видеть градации и соотносить объемы. То есть, если ваш, скажем, трехлетний ребенок очень много читает с мамой (развивается словарный запас, фантазия, усидчивость, воображение), гуляет (получает достаточно двигательной активности и смотрит вдаль, чтобы укреплять зрение), умеет придумывать ролевые игры (способен сам придумать и воплотить сюжет, с готовностью берет на себя роль режиссера), то почему бы не дать посмотреть ребенку злосчастный мультик, одобренный вами. Если он с удовольствием есть брокколи, получает на обед суп, а на завтрак кашу, в рационе много овощей и зелени, то почему бы не дать ему конфету. Конечно, не с двуокисью токсобензохлора, а нормальную хорошую конфету. Если ребенок может прекрасно сам придумывать сюжеты для своих рисунков, рисует картины и сам их раскрашивает, почему бы иногда не порадовать его раскраской.
То есть если ребенок готов изрисовать собственноручно 10 альбомных листов, а потом просит одну раскраску - почему нет?
Так что всегда всё дело в объёмах. Иногда очень хочется получить красивый рисунок, но ты понимаешь, что нарисовать именно так у тебя сейчас не получится, зато можно приложить меньше усилий - раскрасить готовые контуры, и получить кусочек красоты, на которую будет приятно смотреть. Так что качественные красивые раскраски - это тоже своего рода стимул. Но если ребенку больше нравится раскрашивать свои собственные рисунки - это замечательно.
Тоже самое касается обучению рисовать. Если ребенок увлеченно рисует сам, сам без вашей помощи реализовал на бумаге уже множество объектов, а потом просто захотел нарисовать звездочку определенной уже знакомой формы, но получается криво и он расстраивается, почему бы не показать простой способ, как это сделать, и не давать ему расстраиваться?
Я все это пишу потому, что помню шумиху вокруг выложенных мной где-то картинок Алисы с маркером после того, как я написала, что маркеры лучше не давать. Да, маркер не делает много пользы, в первую очередь потому что ребенок не чувствует нажим. Но маркер не всегда настолько вреден, как о нем пишут, а иногда даже полезен - это ведь совсем другой тип штриховки, им тоже надо научиться работать.
Главное, чтобы каждое из этих маленьких допущений не повлекло за собой все большие допущения, а в дальнейшем и отказ выполнять что-то самостоятельно или требование что-то дать.
Как простой пример, я категорически против гаджетов в машине. Я не даю ни телефон, ни планшет, и Алиса просто не знает, что так вообще можно. Меня полностью устраивает формат наших с ней поездок, когда мы много разговариваем, играем в словесные игры, и я ничего не хочу менять. И я, зная своего ребенка, даже если будет очень трудно, не дам ей в руки ничего, чтобы просто она не знала, что можно ехать и играть или ехать и смотреть мультик, чтобы потом мне не приходилось бороться с требованиями и делать те же самые допущения))
На первых годах жизни действительно очень логично и правильно не учить рисовать ребенка, чтобы он не заучивал шаблоны, а смог сам воспринять и передать простейшие формы, научился рисовать свой дом, елку, собачку или солнышко такими, какими он их видит. Очень много интересной и крайне полезной информации на эту тему есть в книге Марины Озеровой, о которой я когда-то писала здесь. Только вот многие, прочитав книгу, когда их детям было, скажем, два года, усвоили этот момент и остановились. За эти пару лет дети подросли, теперь им 4-5, и они очень хотят рисовать вместе с родителями и знать как. И я рисую вместе с Алисой. Каждый раз я создаю новый образ одного и того же предмета. Я стараюсь показать много разных способов нарисовать то же дерево или цветок, дом или облако. Это и есть та самая грань, позволяющая ребенку выбирать, не заучивать шаблоны, а видеть разнообразие как мира, так и способов его изобразить.
В общем, все дело в объемах и их соотношении. Делать что-то иногда не страшно, если вы точно знаете, что оно не перерастет в вашей семье во "всегда".
Если сравнивать все вышесказанное с моими любимыми тортиками, то смысл такой: даже фитнес-тренер знает вкус чизкейка, потому что тоже человек))