Марк Де Толленар (Marc De Tollenaere) - известный бельгийский фотограф, специализирующийся на репортажной фотографии, автор нескольких фотокниг, аккредитованный специалист и преподаватель Manfrotto School of Xcellence.
Ведет курсы фотографии в Венеции и регулярно проводит воркшопы в Индии, Непале и Вьетнаме. Сейчас его работы находятся на экспозиции в музее итальянского города Бассано дель Граппа наряду с работами Дугласа Киркланда и Гарри Де Зиттера. В одном из залов этого музея и состоялась наша беседа.
-Марк, откуда у Вас появилась увлечение фотографией? - Фотография живет во мне давно. Это способ моего самовыражения. В детстве я всегда отличался от своих одноклассников, потому что был одним из немногих иностранцев в Италии в семидесятые годы. Я - бельгиец, родился в Ливии, мой отец имел несколько плантаций кофе в Конго. Поэтому я часто менял место жительства, 27 раз в моей жизни. Это не могло не сказаться на моем мировосприятии. Кроме того, уже в начальных классах я стал замечать, что вижу то, чего другие не замечают. Поэтому фотография для меня - это возможность рассказать о моих наблюдениях. Здесь, в Венето, происходит то же самое, я показываю местным жителям необычное за стенами их домов, то, чего они, как ни странно, никогда не видели.
- Вы помните свою первую фотографию? - Конечно. Мне было шесть лет. Мой отец привез меня на прогулку в Венецию на площадь Сан-Марко, мы забрались на Часовую башню, а когда спустились, меня переполняли эмоции, ведь я увидел наверху двух бронзовых пастухов, которые двигались и били в колокол. Я взял фотоаппарат отца и сделал свой первый в жизни снимок.
Однако есть еще одна фотография, которую я считаю первой. Первой удавшейся, в которой была реализована финальная цель. Ее я сделал в Ирландии. Однажды я увидел в поле полуразрушенный монастырь. Был полдень. Я взял фотоаппарат и щелкнул несколько раз, но освещение мне не понравилось, я не был удовлетворен тем, что получилось. Мне казалось, что типичный снимок Ирландии должен заключать в себе солнце, тени и облака. Пришлось вернуться на то же место вечером. У меня был большой фотоаппарат, 13 на 18, с удлинительным мехом, и черно-белая пленка. Я еще раз сфотографировал этот монастырь, и кадр получился замечательный. Так появился мой первый успешный снимок.
- Как вы считаете, какими качествами должен обладать хороший фотограф? - Во-первых, необходимо очень хорошо знать возможности своей фотокамеры. Их немного, но нужно изучить их досконально, чтобы фокусироваться на моменте, а не на технической стороне кадра. Если начнешь думать, какую кнопку нажать или куда заглянуть, чтобы изменить настройки, то потеряешь возможность запечатлеть что-то интересное. Помимо этого, фотограф должен понимать, что фотография - это рассказ. Хороший кадр должен о чем-то говорить. Если, к примеру, я снимаю людей, то показываю их окружение, их личность. Некоторые меня спрашивают: когда фотография "работает", а когда нет? Для меня фотография означает эмоции, положительные или отрицательные. Если они отсутствуют, значит, что-то не так. Хороший фотограф должен быть в состоянии передать свое настроение зрителю.
- Что вы предпочитаете фотографировать? - Я начинал с пейзажей. Мне нравилась природа и казалось, что это естественно и инстинктивно. Я ездил в горы и на море, и много снимал их. Сейчас же ландшафты практически не фотографирую, даже в отпуске. Меня привлекают только люди: в их окружении, дома, на рабочем месте, а также снимки стрит-лайф. Это отличная возможность понять жизнь народа той или иной местности. У меня мало "украденных", т.е. сделанных без разрешения, фотографий. В основном я снимаю тех, с кем разговариваю. Они, конечно же, знают кто я, как меня зовут, почему я здесь нахожусь. И снимаю я их тогда, когда они уже не обращают на меня внимания.
- А в чем заключается ваш секрет хорошего портрета?- Если кто-то ставит передо мной задачу сделать портрет, то, значит, фотографирую не совсем я, а тот человек. Директива идет от него. Есть определенные рамки, временные, возможно, пространственные. Например, снять завтра с утра сапожника в его мастерской. В таком случае приходится приспосабливаться к ситуации и делать всё возможное. Но если фотографирую я, то процесс происходит иначе. Сразу могу дать совет, не следует идти на съемку с фотоаппаратом в руке. Сначала надо узнать человека. Я иду туда, разговариваю с ним, смотрю, как он двигается, как жестикулирует, как отвечает на мои вопросы и очень внимательно слушаю его. Кроме того, я осматриваюсь, изучаю обстановку. Мне всегда нужно время. Так приходит идея, где и как его лучше запечатлеть.
- Каким фотоаппаратом вы пользуетесь? - Фотоаппаратом марки Nikon. Потому что они всегда делали и делают одинаковое гнездо для всех камер. Хотя у меня были и другие марки. Я считаю, что конкуренции быть не должно. На уровне таких признанных марок, как Nikon, Canon и других, важны не столько технические характеристики, они совершенствуются постоянно, сколько индивидуальное удобство. Мои ученики меня часто спрашивают, какую фотокамеру выбрать. На что я им отвечаю: не так важна марка, как твое личное ощущение аппарата. Пойди в магазин, попробуй взять в руки несколько разных моделей и посмотри, находятся ли три самые нужные тебе команды там, где ты хочешь. Фотоаппарат должен быть удобен именно для тебя.
- Что бы вы могли посоветовать начинающим фотографам? - Самое главное - смотреть как можно больше хороших снимков, изучать совершенные фотографии. Они могут нравиться или нет, это не имеет значения. А затем надо найти свое собственное видение мира. Но мы не должны видеть в этих работах стиль другого фотографа. Конечно, все мы поддаемся влиянию, однако не следует копировать других, необходимо фильтровать, пропускать через себя эти кадры и создавать новое.
А вообще, нужно иметь смелость делать то, что тебе нравится, по возможности осуществлять задуманные проекты, даже те, которые не приносят дохода в финансовом отношении. Потому что, если у тебя талант, то его обязательно заметят.
Татьяна АлексенкоФото - Т. Алексенко, М.Де Толленар ссылка на пост -
http://www.pavlodar-online.kz/news/?id={9BD754A4-49EB-4844-B979-3F2A3CA72BBF}