девочки мои дорогие. я ведь ничерта про это не знаю на самом деле. поэтому - а я знаю есть тут люди, которые знаю больше и лучше - очень прошу все, что я пишу не воспринимать как истину в последней инстанции и не приписывать любые мои выкрутасы вальдорфской системе. это все очень по мотивам на самом деле)
1. ну во - первых вот вам блог настоящей хоть и в прошлом вальдорфской учительницы тык.
да, настоящий вальдорф он такой - закрытый сложный и есть о чем подискутировать.
опять один - потому что это Цвелик)
1. Вот его блог ну и видео от него о том как рисовать - это первая часть там еще есть тут
2. блог лены гринталь а вот это по мотивам но просто красиво и не спорно вовсе.
3. валдорфтв канал сергея ивашкина - я бы сказал что это такая качественная популяризация методики. они с супругой основатели Самарской вальдорфской школы
4. насколько я знаю единственная государственная школа которая работает по этой системе. 1060 - всем интересующимся о любящим рекомендую съездить к ним на из рождественскую или пасхальную ярмарки я не в курсе можно ли к ним на масленницу сейчас - и школу посмотрите и людей и удовольствие получите вход был 150 чтоль ры.
5. так же московская школа путь зерна по ссылке статьи о методе.
там кстати и знаменитая тетя Маша засветилась... тык ее тут на бб очень любят и ценят... хотя почему то молчат что и это вальдорфская педагогика....
Очень холодно зимой (обнять себя)
Мы пойдем гулять с тобой (шаг на месте)
Мы наденем шубку (гладим плечи)
Мы наденем шапку (гладим голову)
Мы наденем шарфик (гладим шею)
И ещё платок.
А потом красивые (гладим кисти)
Теплые, пушистые
Крошки рукавички
Натянем мы на ручки (движение фонарики перед собой)
Мы уже не маленькие
Мы натянем валенки (натягиваем)
Вот мы и оделись
Пора на прогулку (шаг на месте)
РЕБЕНОК И СКАЗКА. Семинар педагога центра "Рождество" Анастасии Абрамовой.
-Все ли русские народные сказки полезны для детей?
-Почему нам, современным людям, непонятна логика некоторых народных сказок?
-Каков смысл сказок "Маша и медведь", "Три медведя", "Теремок", "Репка", "Колобок"?
-Почему полезно показывать детям сказки с помощью их же игрушек?
Готовимся к Рождеству. Вот такая у нас сегодня получилась рождественская звезда.
Кальку красили сами, акварельными красками (подробный мастер-класс здесь)
К праздникам готовится и наша бабушка-прабабушка (ей идёт 89 год). Вот какие стихи она нам рассказывает:
***
Ёлка, ёлка, зелена и колка,
Откуда ты, душистая, пушистая, пришла.
Пришла я из колхоза,
Сбежала от мороза,
И много, много счастья
Детишкам принесла!
***
Девочки, беляночки,
пожалуйте на саночки.
Я мальчишко в чуечке
Прокачу по улочке!
Осенью в группе у Александры Токаревой я увидела осеннюю колыбельную. Потом в период Рождества перед колыбельными, которые поются всегда, я пела рождественскую песенку.
Сейчас идея петь какую-то особенную свою колыбельные в каждую эпоху кажется мне очень нравится. И вот я отобрала для себя несколько зимних колыбельных.
Эти физминутки можно устроить и на улице, чтобы согреться
Зайка беленький сидит Зайка беленький сидит (малыш садится на корточки) Он ушами шевелит (поднимает вверх руки и шевелит попеременно то правой, то левой ладошкой, изображая заячьи уши) Зайке холодно стоять (прижимает согнутые в локтях руки - получаются лапки зайца.) Зайка хочет погулять (ребенок переступает с ноги на ногу, приседает) Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть (встает, потирает руки и топает ногами) Зайка мишку увидал (мама изображает медведя, рычит) Зайка - прыг, и ускакал (малыш старается ускакать от медведя0
В ноябре природа испытывает состояние ожидания зимы. Становится темно, сыро и холодно. А впереди ещё самая долгая ночь и лютые морозы. Но всё это можно пережить, если хранить в душе частицу солнечного света и светить другим, быть чутким и внимательным.
Сказки к Эпохе фонариков
МЕДОВАЯ КОВРИЖКА Жила-была бедная вдова. И был у нее единственный сын. Жили они в бедной хижине, с трудом добывали себе хлеб. Однажды мать заболела. Позвала она сына и говорит:
Не надо бояться нот, даже если вы не имеете музыкального образования. Играть эти мелодии очень просто. Все вальдорфские мелодии основаны на пентатонике (используют 5 нот первой октавы и две ноты второй октавы). Разучивать мелодии можно на детском пианино, а когда мелодия запомнилась, то уже напевать песенки детям без инструмента. Петь им можно перед сном: днём и вечером. Это может стать прекрасной традицией - без песни не ложиться.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному) Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками) Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями) Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами) С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.) А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки) Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Иногда (вот сейчас например) смотрю на нее и плачу от счастья. От счастья и осознания того, что она МОЯ дочь, что она у меня есть дочь... Мое продолжение....Она прекрасна...
Перевод из книги Oei, ik groei! (The wonder weeks) Hetty van de Rijt, Frans X. PlooijНеделя 64, или почти 15 месяцев В результате предыдущего скачка развития ваш малыш узнал, что такое программы. В мире программ он пока новичок – он ещё не умеет вносить в выполняемую им программу изменения в зависимости от обстоятельств, как это делаем мы, взрослые. Примерно в возрасте 61 (59-63) недели – 14 месяцев – малыш замечает, что его мир начал меняться. На него обрушивается ловина новых впечатлений. Он не справляется с их потоком: сначала нужно внести порядок в этот хаос. Ребёнок возвращается к старому и привычному и вновь идёт “подзарядиться мамой”. Наступает сложный период. Вот его признаки: ребёнок часто плачет, у него плохое настроение, он хнычет, ноет у него резкие перепады настроения: то весел, то в слезах чаще требует внимания цепляется за маму и хочет быть с ней рядом как-то подозрительно ласков как-то слишком шаловлив случаются истерики ревнует боится посторонних протестует, если вы хотите прекратить телесный контакт хуже спит просыпается как будто от ночного кошмара хуже ест временами задумчив и мечтателен чаще хватается за мягкие игрушки может впадать в младенчество не даёт одевать себя
Обиды и ссоры
В этом возрасте нытьё, требование постоянно брать на руки и уловки для привлечения внимания не встречают у матери такого терпеливого отношения, как раньше. Когда ребёнок был маленьким, такое поведение вызывало беспокойство, теперь же – раздражение. Матери дают это понять: в этом возрасте они прямо заявляют воющему чаду, что такое поведение им не нравится. Мама объясняет доступным языком, что её не устравивает. Язык начинает играть всё более важную роль. А продолжающий ныть отпрыск скорее, чем раньше, усаживается в манеж или отправляется спать. Матери считают, что в этом возрасте ребёнок вполне в состоянии вести себя лучше. Кроме того, они считают, что ребёнку пора научиться считаться с их интересами. Ребёнок растёт. Всё чаще он выражает своё несогласие с мамой. Получив отпор, он становится ещё строптивее. В результате происходят настоящие ссоры, особенно в конце сложного периода: терпение и матери, и ребёнка в это время очень быстро иссякает.
Изменения
Около 64 недели – 15 месяцев – вы заметите, что с ребёнком стало легче. Он стал более активен, возможно, вы заметите изменения в его поведении. Что он стал показывать, что хочет поступать по-своему, стал по-другому думать, иначе обращается с игрушками и вещами, что у него изменилось чувство юмора. Эти изменения происходят, потому что в этом возрасте у ребёнка зарождается способность обнаруживать и применять “принципы”. Малыш стал больше играть самостоятельно, он спокойнее, больше погружён в себя, предприимчив, наблюдателен, хочет многое делать сам. У него меньше интереса к игрушкам, больше к домашнему хозяйству. Осматривать и изучать – это сейчас самое интересное. Вы, однако, должны быть всё время поблизости!
Скачок: мир принципов
Вдруг вам становится понятнее, чего ребёнок хочет и чем он занят. Это происходит благодаря тому, что его мышление стало более сложным и взрослым. Ходом его мысли теперь руководят принципы. Он как бы приподнимается над материей, как учитель, который должен абстрагироваться от материала, чтобы суметь его объяснить. Ваш малыш теперь не следует программе, как робот, а создаёт её сам, вносит изменения и даже оченивает её. Он начинает размышлять над программами. Обдумывая каждый шаг и каждое действие во время совершения программы, в мире принципов ребёнок начинает размышлять над самим процессом мышления. Он занят тем, что происходит у него в голове, и это не проходит для него даром. В мире принципов малыш обдумывает ходы, строит планы и взвешивает их последствия. Он мыслит стратегически: “Кого бы мне привлечь для получения конфетки – папу или бабушку?” Конечно, его планы ешё не так сложны и изощрённы, как у взрослого. Как Алиса в Стране чудес, бродит он по замысловатому миру принципов. Чётко понимает он лишь то, что с утра до вечера ему приходится принимать решения. Возможно, вы заметили, как его то и дело одолевают сомнения по поводу очередного выбора. “Как бы подольше не ложиться спать? Поскорее убежать? А может, вырвать цветок из горшка или выкинуть ещё какой-нибудь номер?” С помощью подобных экспериментов он изучает реакции окружающих на разные “стратегии”. Таким образом он открывает, когда лучше всего быть дружелюбным, послушным, вежливым, а когда – агрессивным или навязчивым. В этом возрасте ребёнок довольно неуклюже обращается с принципами, он пока не может примеряться к обстоятельствам.
виды ”принципов”
желание поступать по-своему, воля делает выбор проявляет инициативу даёт распоряжения другим в их занятиях ему стало важнее ощущать свою причастность и поддержку начинает проявлять собственничество в отношении игрушек Наблюдение и подражание наблюдает за другими людьми с удовольствием подражает подражает агрессивному поведению крупная моторика: делает кувырки, взбирается и т.п. мелкая моторика: например, держит карандаш имитирует “странности”: хромает, идёт согнувшись имитирует поведение, увиденное на экране или в книге Опробование стратегий, проверка границ и изобретательность экспериментирует с возможностями собственного тела прячет и находит предметы залезает внутрь чего-то или за что-то, а потом опять появляется пробует обращаться с вещами осторожно и бережно экспериментирует, решая, на чём ему остановиться проверяет содержание понятий “да” и “нет” пытается одурачить маму: например, делая вид, что не слушается экспериментирует со спусками и подъёмами, скатывает машинки и т.п. Стратегия и тактика (чаще) пытается помочь (чаще) послушен или пытается быть таковым (чаще) осторожен или бережен, или делает попытки так себя вести (чаще) соглашается с тем, что ещё мал и нуждается в помощи, а поэтому должен слушаться: например, видит опасность на улице, и поэтому идёт, держась за руку делает что-нибудь смешное с целью получить что-то или добиться от кого-то действия (чаще) ”подлизывается”, чтобы что-то заполучить (чаще) пытается добиться своего с помощью нытья даёт выход эмоциям в истерике (чаще) продолжает делать по-своему пробует добиться от других того, на что мама не согласилась
Как помочь ребёнку во время скачка
Дайте ему возможность экспериментировать со своими возможностями и реагируйте на эти попытки. Путём проб и ошибок он научится вести себя наиболее приемлемым образом. *акробатические упражнения: подчас они могут вас испугать * наблюдения над природой в вашем сопровождении * малыш учится обращаться с предметами. он хочет есть сам: не пытайтесь ему помешать! его внимание привлекают самые разнообразные предметы – следите за потенциальными источниками опасности. * язык. понимание речи становится всё лучше: ребёнок с энтузиазмом выполняет короткие задания, указывает на части тела и предметы. сам говорить по-настоящему малыш начнёт после окончания следующего скачка - в 21 месяц. в мире “принципов” большинство детей довольствуются произнесением отдельных слов, подражанию голосам животных и повторением звуков. предложите ребёнку показывать называемые вами предметы; называйте друг друга по очереди – большинство детей обожают такую игру. * подражание другим детям и взрослым: выражайте свою реакцию, только таким образом малыш сможет понять, что можно, а что нельзя, а когда что-то можно делать лучше. * ролевые игры: дайте ребёнку возможность вжиться в свою роль. поиграйте вместе с ним: это придаст ему уверенности в себе. * планирование и прогнозирование. ребёнок в мире “принципов” осознаёт последствия ваших планов и намерений и реагирует иначе, чем раньше. это не проявление строптивости, а следствие проделанного им скачка развития!
Истерики
Ребёнок пробует добиться своего с помощью крика, катания по полу, топания ногами и бросания всего подряд? Устраивает истерики по малейшему поводу? Например, если он недостаточно скоро получает внимание, ему что-то запрещают, его зовут обедать, прервав игру, или построенная им башня рушится слишком рано? Почему он устраивает такие сцены? Просто-напросто мама и его игрушки реагируют не так, как ему бы этого хотелось. Так он выражает свою фрустрацию. Первое, что ему приходит в голову, это как можно сильнее рассердиться и закатить скандал. Ему ещё предстоит открыть более успешные, быстрые и мирные способы склонить вас на свою сторону или научиться строить устойчивые башни. Пока он лишь в состоянии показать, что у него есть своя собственная воля. Поймите его чувства. Дайте ему выразить свой гнев, если у него есть в этом потребность. Помогите ему открыть другие способы достижения цели. Покажите, что вы считаетесь с ним, и попросите объяснить, чего он в действительности хочет.
Его воля – теперь закон
Ребёнок теперь желает принимать решения наравне с мамой и папой. Ему ещё предстоит понять, что не всё, что хочется, сразу же можно. И что нужно считаться с интересами других людей, даже если он не хочет поступаться своими.
Агрессия
Многие матери замечают у своих малышей в этот период вспышки агрессии. Они объяснимы. В мире “принципов” ребёнок исследует разные виды социального поведения, в т.ч. агрессивное. Он изучает, как мама, другие взрослые и дети реагируют, когда он бьёт, кусается, толкает или пинает кого-то, намеренно ломает или швыряет вещи. Дайте ребёнку понять, что вы об этом думаете. Только так он осознает, что агрессивное поведение ни у кого не вызывает интереса и радости.
Моё и твоё
Ребёнок открывает, что некоторые вещи принадлежат одному ему. Ему нужно время, чтобы понять, что значат понятия “твоё” и “моё”. Некоторые дети в это время очень сильно расстраиваются, когда другой ребёнок берёт их игрушки. Они защищают свою территорию, как могут. Им ещё предстоит научиться делиться, давать поиграть и играть вместе с другими.
Хитрости и уловки
Теперь шутки и юмор играют всё более важную роль. Неожиданные вещи часто вызывают у малыша смех, он сам начинает откалывать шутки. Иногда – с целью добиться чего-то, что другими способами не получается. Дайте ему простор для действий, но не забывайте указать на границы допустимого.
Переговоры
В этот период зарождается умение вести переговоры. Возможно, малыш открыл слова “да” и “нет”, или просто кивает и мотает головой. Иногда он сознательно употребляет противоположное по значению слово или жест, находя это забавным. Играя с этими понятиями, ребёнок находит наилучшие стратегии для достижения своих целей.
Просьбы о помощи
Малыш будет пробовать делать это разными способами. Ваша реакция поможет ему разобраться, какие из них наиболее приемлемы.
“Помощник”
С ребёнком становится всё проще договориться, он выполняет простые просьбы. Вовлекайте его в домашние занятия и сами принимайте участие в его делах. Хвалите, когда он делает что-то нужное.
Правила
Ребёнок растёт, к нему уже можно предъявлять более высокие требования. Пришло время провести чёткие границы – они нужны ему, как воздух! Прежде всего, это социальные правила поведения. Кто может научить ребёнка им лучше, чем тот, кто его любит?
Игры
Бегать, прыгать, гоняться за другими детьми, лазить, бегать и падать на матрац, кувыркаться, ходить по лестнице, вставать на приступку, спрыгивать и т.п. Гулять, ходить в зоопарк, смотреть по сторонам из рюкзака на спине папы или мамы. Указывать на предметы. Называть друг друга. Игры, потешки с движениями. Дурачиться, строить рожи, совершать неожиданные движения. Мультики со смешными зверюшками и монстрами, типа “Улицы Сезам” “Кашеварить” – дайте ребёнку посуду, продуктов, воды, пусть он приготовит что-нибудь для куклы. Вместе пылесосить, мыть посуду. Надевать мамины туфли Передразнивать его выражение лица “Ку-ку” Прятки
Что такое потуги? Авторская статья (http://www.7ya.ru/article/Chto-takoe-potugi/)
Итак, вы рожаете. У вас схватки, промежутки между ними стали совсем короткими, а сила увеличилась. После очередного осмотра врач сообщил, что шейка матки раскрылась. Что же дальше?
В первом периоде родов схватки способствовали раскрытию шейки матки, условно их можно было назвать раскрывающими. Теперь же, когда "путь открыт", задача схваток - помочь плоду покинуть уютную материнскую утробу, в которой он жил 9 месяцев.
Начинается второй период родов, который называется периодом изгнания, а схватки в этом периоде - изгоняющими. Немного неблагозвучно, мы ведь на самом деле не изгоняем малыша из его убежища, а помогаем появиться на свет самому любимому существу на свете, но, согласитесь, формулировка "период появления на свет самого любимого существа на свете" несколько длинновата для официальных документов.
Длится он у первородящих 1-2 часа, а у повторнородящих - в зависимости от числа родов и индивидуальных особенностей - от 5-10 мин до 1 часа (в среднем 30 минут). В этот период схватки становятся сильнее, продолжительность их возрастает, а промежутки между ними сокращаются. Вскоре к схваткам присоединяются потуги.
Потуги - это сокращения мышц брюшного пресса и диафрагмы (мышечной перегородки, разделяющей грудную и брюшную полости). Средняя продолжительность потуги - 10-15 секунд. Благодаря потугам повышается внутрибрюшное давление, что, вкупе с повышением внутриматочного давления (вследствие схваток), позволяет ребенку продвигаться по родовым путям. Потуги возникают рефлекторно, поскольку рождающийся плод своей предлежащей частью (головкой или тазовым концом - в зависимости от типа предлежания1) раздражает соответствующие нервные окончания в шейке матки, влагалище и мышцах тазового дна. Потуги возникают непроизвольно, но, в отличие от схваток, женщина может управлять ими.
Чего ждать от потуг?
Чаще всего потуги ощущаются как необыкновенно сильное, неудержимое желание опорожнить кишечник, выраженное неприятное давление на прямую кишку и непроизвольные сокращения мышц брюшного пресса. Однако если вы не испытываете подобных ощущений, не стоит думать, что с вами что-то не так. Это индивидуальная особенность организма. В таком случае о том, что пора тужиться, вам скажет врач. Схватки в этот период самые сильные и продолжительные, но большинство женщин утверждают, что после того как к ним присоединяются потуги, боль уменьшается. В настоящее время потуги не обезболивают, поскольку любая анестезия, уменьшая чувствительность, снижает эффективность потуг. Сейчас ведутся разработки препаратов, которые, убирая боль, не "выключали" бы потуги. Чаще всего (хотя и не всегда) после начала потуг психическое состояние женщины улучшается, поскольку она из "пассивного наблюдателя" превращается в активного участника процесса родов.
Следует знать, что, проходя по родовым путям, плод сдавливает все внутренние органы, находящиеся в непосредственной близости. Неудивительно, что во время рождения плода одновременно опорожняется кишечник и мочевой пузырь. Не стоит смущаться в связи с этим обстоятельством - наоборот, попытка предотвратить это и контролировать свои отправления только препятствует процессу родов. Знайте: (1) вы не виноваты; (2) это происходит практически с каждой роженицей; (3) никто в родильном зале не удивится этому; (4) все выделения будут сразу удалены, так что контакт с ними ребенка полностью исключен.
Где-то в середине потужного периода вы можете увидеть, что головка (или ягодицы) ребенка, появившаяся в выходе из влагалища во время схватки, после ее окончания снова исчезает. Не пугайтесь, это нормальное явление, которое называется врезыванием головки (или ягодиц), и означает, скоро вы познакомитесь со своим чадом. Когда предлежащая часть перестанет "прятаться" вне схватки (прорезывание), вас переведут в родильный зал или, если у вас индивидуальная палата, предложат перелечь с кровати на родильный стол. Здесь и происходит кульминация и завершение "периода появления на свет самого любимого существа на свете".
Зависит ли что-нибудь от роженицы?
Да, и очень многое. Потуги - это ответственная часть родового процесса. Если во время схваток от женщины ничего не зависело, то при потугах она становится главным действующим лицом. Положение, в котором вы будете рожать, в значительной степени определяется тем, где это будет происходить. Существуют роддома, где практикуются вертикальные роды2, но большинство женщин рожают на родильном столе в "стандартной" позе. При этом роженица лежит с согнутыми в коленных и тазобедренных суставах ногами, а во время потуг, усиливая сокращения мышц брюшного пресса, наклоняется вперед и принимает полусидячее положение. Не надо думать, что раз эта позиция принята во всех роддомах и женщина не участвовала в ее выборе, то она абсолютно нефизиологична. Это не так, и многие женщины, обладающие возможностью выбора позы, в которой им предстоит рожать, принимают именно такую. При этом тело матери как бы повторяет форму родового канала, по которому предстоит пройти малышу, что облегчает его движение; ребенок своим весом давит на родовые пути, что способствует их растяжению, кроме того, в этом положении удобно тужиться. Также эта поза удобна и для медицинского персонала, поскольку так сподручнее оказывать необходимую помощь.
Как уже говорилось, хотя потуги и возникают непроизвольно, женщина в определенной степени может управлять ими, усиливая или сдерживая при необходимости. Однако самовольные действия могут нанести вред и матери, и ребенку. Поэтому в этот период необходимо собраться и четко выполнять все указания врача и акушерки, не рассуждая и не жалея себя. Чем лучше вы будете тужиться, чем больше вы вкладываете в это энергии и воли, тем быстрее ребенок пройдет через родовой канал.
Правильное дыхание, необходимое во время всего периода родов, не теряет своей актуальности и во время потуг. Во-первых, в этот момент плод как никогда страдает от недостатка кислорода. Во-вторых, это помогает беречь силы и тужиться более эффективно.
В начале потуги сделайте хороший выдох - это необходимо для того, чтобы сразу же вслед за этим сделать полноценный, глубокий вдох. Задержите дыхание, и, не выдыхая (это очень важно!), тужьтесь изо всех сил - столько, сколько сможете задерживать дыхание. Когда почувствуете, что воздуха не хватает, медленно выдохните. (Во время вдоха диафрагма опускается вниз и участвует в родовом акте, при резком выдохе диафрагма быстро поднимается вверх, давление, оказываемое на плод все это время, резко прекращается, и малыш может удариться головкой о кости таза и получить травму.) Затем снова сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и тужьтесь.
Обычно за время одной схватки женщина испытывает потребность тужиться в среднем 3 раза. Лучше хорошо тужиться несколько раз, чем пытаться делать это непрерывно на протяжении всей схватки: при этом вы только потеряете силы, а плод будет страдать от недостатка кислорода. Если вы не чувствуете потуг или они слишком слабы, то вами будут руководить врач и акушерка.
Куда направлять усилия?
Это очень важный вопрос. Имеет значение не только приложенная сила, но и то, куда она направлена. Это только кажется, что все просто: нужно "вытолкнуть" ребенка из себя, приложив для этого максимум усилий. Некоторые женщины тужатся, как выражаются акушеры, "в лицо". Роженица сильно напрягается, но поскольку ее усилия не имеют направления, они не приводят к продвижению ребенка; процесс затягивается, а у женщины могут полопаться сосуды глаз и лица. В такой ситуации, если будущая мама не сменит тактику, врачам придется "тужиться за нее", выдавливая ребенка руками через переднюю брюшную стенку, а если ребенок начнет страдать, то и накладывать щипцы. Сами понимаете, ни то, ни другое нежелательно.
Так "куда же тужиться"? Как уже было сказано, в большинстве случаев потуги ощущаются как сильное желание опорожнить кишечник (головка плода раздражает нервные окончания, ответственные за этот акт). Не сопротивляйтесь этому желанию. Не смущайтесь, это естественные и правильные ощущения. Представьте, что вы действительно опорожняете кишечник, и приложите к этому максимум сил. Другим руководителем будет боль. Головка плода растягивает ткани родовых путей, и вы ощущаете выраженную боль и жжение во влагалище. Тужиться надо в точку максимальной боли, усиливая ее. Усиление боли свидетельствует, о том, что вы все делаете правильно, и ребенок продвигается по родовым путям.
Необходимы ли непрерывные усилия?
В процессе рождения плода бывают моменты, когда необходимо уменьшить силу потуг. Двигаясь по родовому каналу, ребенок давит на родовые пути, растягивая их до необходимой для его прохождения ширины. Слизистая влагалища и мышцы тазового дна способны растягиваться довольно сильно. Если этот процесс происходит плавно, то мягкие ткани родовых путей постепенно приспосабливаются к растяжению. Если же второй период родов протекает слишком быстро, неподготовленные мягкие ткани родовых путей не выдерживают такой нагрузки, происходят разрывы. В случаях, когда доктора видят, что вот-вот может произойти разрыв промежности и предотвратить его невозможно, прибегают к эпизиотомии (промежность разрезают). Делают это для того, чтобы избежать осложнений в послеродовом периоде, т.к. резаная рана заживает лучше рваной.
При стремительном рождении плод тоже страдает. Он с огромной скоростью выдавливается из родовых путей, его члены не успевают приспособиться к путешествию по такому узкому каналу, на позвоночник и головку оказывается мощное давление, вследствие чего малыш может получить травмы. Поэтому когда акушерка скажет вам, что тужиться нельзя, следует приостановить потуги. Быстро расслабьтесь и плавно выдохните воздух, через сложенные в трубочку губы. Иногда для лучшего продвижения ребенка или для того, чтобы вы могли отдохнуть и набраться сил, врач может запретить тужиться в течение одной или нескольких схваток. Остановить потугу вы не сможете, но существенно ослабить ее в ваших силах. Необходимо расслабиться, насколько это возможно, и дышать часто-часто, слегка приоткрыв рот, и поверхностно, "по-собачьи".
Счастливый финал
Если роды протекали нормально и ребенок закричал сразу после рождения, его кладут на живот матери. Радость этого момента полностью затмевает и стирает из памяти только что перенесенные боль и страх. После рождения ребенка наступает короткий перерыв в потугах (до 15 минут), а затем, когда отделившаяся плацента попадает во влагалище, женщина вновь ощущает желание тужиться. Но эти потуги намного слабее и не требуют больших физических усилий. Женщина слегка натуживается, и рождается послед (плацента и плодные оболочки). Роды закончены. Теперь вы мама и обладательница самого дорогого на свете сокровища. Поздравляем!
1 Наиболее благоприятным предлежащем (т.е. положением в матке) плода считается головное предлежание (положение головкой вниз). Если в нижнем сегменте матки прощупываются ягодицы или ножки ребенка, говорят о газовом предлежании. Подробнее об этом можно прочесть в статьях Е. Чернухи "Тазовое предлежание плода" (№ 11/2001) и "Роды при тазовом предлежании" (№ 12/2001).
2 См. В. Заборский, Н. Кузнецова, "Вертикальные роды", №2, 2002.
Анна Королева акушер-гинеколог, врач ассоциации "Медицина 2000". Статья из мартовского номера журнала.