Есть одна тема, которая часто повторяется и продолжает меня удивлять. Давайте определимся Что нам нужно для того, чтобы воспитание было вообще возможным?
1) Ребенок понимает вас. Он может понять, что вы от него хотите и почему.
2) Ребенок понимает себя. Он может понять, что он хочет и почему.
3) Ребенок понимает причинно-следственные связи. Он может понять, например, как ваши реакции следуют из его поведения.
4) Ребенок способен контролировать себя. Он может принимать сознательные решения о своих действиях.
5) Вы понимаете ребенка. Вы можете оценить, выполняются ли пункты 1-4. Вы можете понять сигналы, которые дает вам ребенок. Вы можете понять, какие реакции ребенка следуют из вашего поведения. Чем старше ребенок и чем дольше ваша взаимная история воспитания, тем больше пунктов выполняются и тем больше возможность усвоения ребенком каких-то сложных понятий.
Теперь вернемся к младенцам. Младенец еще не слишком-то понимает вас. Более того - он еще вообще не очень понимает, что вы - отдельный от него человек. Младенец еще не слишком понимает себя. Он не знает границ своего тела. Он может ощущать дискомфорт и удовольствие. Постепенно он начинает отличать руку от ноги и боль в животе от боли в ухе. Но и это далеко не сразу. Он понимает причинно-следственные связи на определенном, достаточно простом, уровне. Если я закричу, меня возьмут на руки (или не возьмут). Он может контролировать себя в достаточно ограниченной степени. Все, что вам остается - это пункт пятый.
До года (полутора, двух) вы не воспитываете ребенка. До года ребенок воспитывает вас. Вы учитесь понимать его сигналы. Он находит те сигналы, которые вы понимаете. Если он ищет грудь, но вы не реагируете на первые сигналы (изменения дыхания, поисковые движения), он начинает плакать. Если вы всегда даете грудь только на плач - поисковые движения пропадают как ненужные, остается плач. Если ребенок хочет быть с вами, и вы не берете его на руки просто так, он начинает плакать. Это не "манипуляция" и не "капризы". Это сигналы. Вы не понимаете по-другому. Если ребенок не сидит в коляске, не идет к бабушке на руки, не ест кабачок и брокколи, хочет грудь через пять минут после предыдущего кормления - ваша задача не научить его нормам общежития, потому что он все равно еще не способен понять, что бабушку надо любить, а брокколи - это полезно. Ваша задача - понять, что хочет ребенок, что ему мешает чувствовать себя комфортно, и помочь ему, потому что сам он пока исправить мир вокруг не в состоянии.
Не хочет сидеть в коляске - можно гулять, пока ребенок спит или, наоборот, когда ему очень интересно, или носить в слинге, или на руках, или не гулять вообще. Не идет к бабушке - и пусть не идет. Или пусть бабушка яростно развлекает и ищет к нему подход. И так далее. Чему вы можете научить ребенка до года (полутора, двух)? Вы можете научить его двум вещам. "Я хочу понимать тебя. Твои желания и потребности важны." Или "От тебя ничего не зависит. Тебя не понимают. Все вокруг лучше тебя знают, что нужно тебе." Это то сообщение, которое вы можете передать маленькому ребенку, и на котором будет основываться ваша дальнейшая совместная жизнь. Выбирайте
А как же "нельзя"? А как же не лезть в розетку, не кусать маму, не тянуть кота за хвост и не выливать на себя кипяток из чайника? Этому всему, конечно, можно и нужно учить. Можно обиженно ойкать, можно не подпускать к розетке, можно страшным голосом говорить "горячо" и жалеть котика. Нельзя - ожидать от ребенка, что он все это поймет и усвоит. Что-то он может понять, что-то - еще нет. Если он после сотого "нельзя" радостно бежит к розетке с растопыренными пальцами - он не делает это назло. Значит, он еще не способен это понять.
Розетки, кипяток, ножи и коты - это еще долго будет вашей ответственностью, не его. И наказывать ребенка за то, что вы не справляетесь со своей ответственностью, конечно, глупо Поэтому, если у вас есть вопросы про то, что ребенок до года-полутора-двух "не слушается" или "не хочет понимать" - вы их, конечно, задавайте - только попробуйте перефразировать как "я не понимаю, чего хочет мой ребенок" и "я не знаю, как удобно для нас обоих поступить в такой ситуации". Это будет честнее
Читать далее