Для каждого родителя его ребенок всегда будет самым лучшим и самым талантливым. Однако когда малышу исполняется годик, в душу начинают закрадываться сомнения: а вдруг он чего-то не умеет, что должен уметь в своем возрасте, вдруг он отстает в развитии от других детей?! По мере роста ребенка эта тревога возрастает, поскольку увеличивается количество требуемых навыков. А если что-то упустили? Чтобы этого не произошло, давайте поговорим о развитии ребенка в 3-4 года – возраст, когда дети уже достаточно самостоятельны и интеллектуально развиты.
Все приобретенные малышом к этому возрасту умения и навыки можно условно разделить на несколько групп. Эта несложная классификация поможет родителям быстрее разобраться, что умеет ребенок. В зависимости от группы подбираем и задания для занятий с малышом. Существует множество пособий, предлагающих всевозможные игры, шарады, альбомы по развитию речи. Их легко найти в интернете или в книжных магазинах. Одно из наиболее красочных и методически продуманных пособий дляразвития детей в 3-4 года – книга О.Земцовой «Грамматейка 3-4 года». Если у вас есть этот учебник, смело занимайтесь по нему. Увидите: результат превзойдет ожидания. Здесь опишу некоторые упражнения, которые предлагает автор. Итак, что же мы умеем?
Математика 3-4 года:
Ребенок в этом возрасте умеет считать до 3-10, знает, сколько пальцев на руках и достаточно легко считает их; различает понятия большой, маленький, высоко, низко; знает основные цвета (желтый, зеленый, красный, черный, белый), геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник); сравнивает предметы по размеру, форме, подбирает предметы с одинаковыми цветами; находит пару заданному предмету по указанным признакам.
Кроме того, в возрасте от 3 до 4 лет ребенок также должен уметь:
На картинке найти самый большой и самый маленький предмет, самый широкий и самый узкий и т.д.;
Посчитать предметы на картинке (их должно быть не больше 10);
Выборочно посчитать предметы (например, сколько на картинке кошек и сколько собак);
Посчитать количество предметов и найти графическое изображение цифры;
Соотношение объема тары и содержимого (предложите ребенку разместить по коробочкам разных размеров различные по объему предметы).
Знать основные геометрические фигуры, такие как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник и ромб.
Понимать где находится тот или иной предмет – справа или слева, наверху или внизу, сзади или спереди.
На примере своего тела и тела животных знать, сколько глаз у человека, сколько ушей, ног, ртов, лапок у животных и т.д.
Строить последовательность из цифр, хотя бы от 1 до 5
Здесь Вы можете бесплатно скачать материалы необходимые для развития ребенка в этом возрасте.
Математика для 3-4 лет:
карточки с цифрами – здесь собраны карточки с цифрами по математике для 3-4 лет с изображением количества и соответствующей цифре,
цифры для детей – замечательная раскраска, которая поможет ребенку запомнить, как выглядят цифры от 1 до 10,
счёт для детей – карточки с цифрами, которые изображены на симпатичных животных Африки познакомят Вас с цифрами от 1 до 50.
обучение счёту детей – карточки с символами цифр и соответствующим количеством точек от 0 до 10.
раскраски по цифрам – симпатичные раскраски по цифрам со многими известными героями мультфильмов для детей и смешными зверушками,
учимся считать - веселая игра с божьими коровками. Здесь нужно будет определить сколько пятнышек на крылышках божьих коровок и найти соответствующий символ цифры,
Ребенок собирает картинку из 3-4 частей; находит различия в предлагаемых рисунках; из ряда предметов выбирает лишний по какому-либо признаку; запоминает 3-4 слова или 3-4 несложных изображения; повторяет за взрослым движения, показанные 1-2 раза; сосредотачивает внимание на одном виде деятельности в течение 5 минут; находит пару предмету.
Рекомендованные упражнения для развития логики в 3-4 года:
1. Найти отличия на картинках (они должны быть достаточно заметны);
2. предложить ребенку посмотреть на картинку с тремя-четырьмя предметами, затем закрыть книгу и попросить описать увиденное или ответить на ваши вопросы по картинке;
3. найти на картинке предметы, относящиеся к одной группе (одежда, игрушки и т.д.);
4. сопоставить предметы и отдельные их части,
5. решить простые логические задачи, например, строить логические цепочки из предметов (чередование двух различных предметов или определенная последовательность),
6. определять предмет по его тени.
Здесь Вы можете бесплатно скачать задания на развитие логики у детей 3 4 лет.
Речевое развитие ребенка в 3-4 года включает в себя: понимание обращенной к ребенку речи; использование личных местоимений (я, мы); понятное произношение 80-90 % слов; подбор антонимов (слова противоположные по значению); ответы на задаваемые вопросы, поддержание беседу; умение воспринимать зрительные образы, описывать увиденное, составлять простые предложения и сложные из 5-6 слов, группировать предметы ( тарелка, ложка – это посуда), называть хотя бы один признак предмета; знание наименований действий живых существ (людей,животных, насекомых и т.д.); повторение несложных песенок и стишков; умение говорить тихо, громко; информацию о своем имени, фамилии, именах родителей и близких.
Рекомендованные упражнения для развития речи у 3-4-летних детей:
Попросить ребенка назвать предмет и рассказать о его назначении;
Прочитать ребенку короткий рассказ из 3-4 предложений и попросить повторить его;
Упражнение для понимания значения предлогов: дать задание расположить предметы в, над, около, возле, перед и т.д. каким-нибудь другим предметом;
Закончить заданное предложение;
Рассказать подробно о каком-нибудь предмете (цвет, функция, одежда и т.д.).
Развитие речи 3-4 года:
необычные карточки буквы алфавита с героями всех известных мультфильмов, таких как Маша и Медведь, Лунтик, Барбоскины Фиксики и т.д.
Малыш знает, как выглядят домашние животные (кошка, собака, корова, лошадь, коза и др.), птицы (голубь, ворона), рыбы (кит, акула), насекомые (бабочка, муха) и называет их; знает названия растений (груша, яблоня, вишня и др.), овощей, ягод, фруктов; имеет представление о тех материалах, из которых состоят предметы окружающего мира (дерево, металл); ориентируется во временах года и частях суток; знает и называет явления природы (ветер, снег, дождь, гроза).
Рекомендованные упражнения:
Среди предложенных предметов выбрать ягоды, фрукты, деревья и др.; отличить диких животных от домашних;
Выбрать из предложенного какое животное, что ест;
Спросите, какое сейчас время года, суток, дня;
Попросите ответить, какая погода за окном, что такое дождь, снег, ветер.
Знать названия деревьев, растений, цветов и т.д.
Знать свойства предметов и мочь определить, что состоит из дерева, что из воды, что из пластмассы, что из железа и т.д.
Ребенок сам одевает вещи без застежек; знает предназначение ручек, карандашей, фломастеров и умеет ими пользоваться; рисует простейшие геометрические фигуры; раскрашивает картинки; разрезает бумагу; знает правила гигиены (мыть руки перед едой и после прогулки, умываться и чистить зубы и т.д.).
Рекомендованные упражнения:
Раскрасить картинку;
Показать картинки, где иллюстрируются правила гигиены. Предложить рассказать, что делают герои и с какой целью;
Соединить линией предметы одной группы или части предметов,
Ребенок должен уметь пользоваться ножницами.
Развивающие книги для 3-4-летних детей:
Земцова серия Дошкольная Мозайка. Набор книг на развитие логики, внимательности, памяти, речи, знакомства с окружающим миром и т.д.
http://sibmama.ru/index.php?p=games - это я предполагала «копилкой». Т.е. чтобы посетители сайта добавляли, кто какие еще развивающие игры знает. Добавляйте! Но и сейчас уже игр там в некоторых раздела очень даже не мало... http://detplo.narod.ru/zabavi.html - игры на развитие речи и другое
http://www.lib.ru/KIDS - книги Никитиных, Комаровского, Б.Спок, Масару Ибука и многое другое http://www.lib.ru/KIDS/NIKITINY Б. и Л. Никитины "Резервы здоровья наших детей", "Мы и наши дети", "Развивающие игры" http://www.lib.ru/KIDS/after3.txt Масару Ибука. После трех уже поздно http://www.lib.ru/KIDS/sigal.txt Мэрилин Сигал. Ребенок играет: от рождения до года http://www.lib.ru/KIDS/komarovsky.txt Евгений Комаровский "Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников" (Немножко не по теме, но, помнится, в форуме про нее вспоминали) http://www.idea.dp.ua/baby/books.htm Здесь сайте можно скачать:
Гленн Доман. "Гармоничное развитие ребенка"
Сесиль Лупан "ПОВЕРЬ В СВОЕ ДИТЯ"
Мария Монтессори "Педагогика Монтессори"
Н. Зайцев "Письмо. Чтение. Счет." Кубики Зайцева Таблица "Сотни"
Лена Данилова Из лекций
Методические рекомендации по изучению английского
"Методика музыкально-эстетического воспитания"
"Мама, научи читать!"
И многое, многое другое... http://1001.vdv.ru/books/pdv - книжка "Педагогика для всех" С.Л.Соловейчика. Я еще сама не читала - только собралась http://www.mama.ru/club/book_shelf/index.htm Обучение чтению, письму и счету. Н. А. Зайцев.
Олимпийский чемпион в первые 3 года жизни. Евгения Тропп, Михаил Федоров, Елена Данилова http://www.detvora.kiev.ua/lib.htm - много книг на темы родов, здоровья, развития и воспитания...
1. Филе 1 грудки, 300 грамм грибов, луковица большая, пекинский салат 1 неб.шт - Грудки порезать и обжарить, грибы нарезать и обжарить, лук нарезать и обжарить. Все отдельно - Салат нарвать в посудину, туда выложить грибы+курица+лук - Заправить майонезом + соевый соус 2. САЛАТ "НЕПТУН"
Ингредиенты: -креветки-300 гр -кальмары-300 гр -крабовые палочки-200 гр -5 яиц -130 гр. красной икры -майонез
Приготовление: 1. Отвариваем яйца, охлаждаем, отделяем белок от желтка, нарезаем белок. Желток можно оставить для украшения. 2. Варим креветки в слегка подсоленной воде. 3. Затем в кипящую воду бросаем, предварительно нарезав на кольца, кальмары. Самое главное-не переварить их, иначе получатся резиновыми! 4. Нарезаем крабовые палочки. 5. Теперь добавляем пару столовых ложек майонеза, перемешиваем, и только потом добавляем красную икру (чтобы не полопалась). 6. Соль-перец по вкусу, но советую солить после смешивания всего, т.к. икра и майонез могут дать достаточно соли. 3. СЫТНЫЙ САЛАТ С КУРИЦЕЙ И СЫРОМ
Ингредиенты: • Помидор 2-3 шт. • Куриная грудка 500гр. • Сыр твердых сортов 150 гр. • Красная фасоль - одна банка. • Зеленый салат. • Сухарики. • Для заправки можно взять легкий майонез или сметану.
Приготовление: 1. Помидор, салат мелко нарезаем. Сыр трем на терке.
2. Куриную грудку разделываем на мелкие кусочки и тушим на слабом огне минут 20 до того пока вся жидкость не выкипит, можно слегка обжарить.
3. Смешиваем все нарезанные и готовые ингредиенты, заправляем майонезом (сметаной). Подаем салат посыпав сверху сухариками. 4. САЛАТ "АЛЁНКА"
Приготовление: 1. Грибы поджарить с луком. Огурцы порезать кубиками. Крабовые палочки - соломкой и яйца - кубиками 2. Все смешать, посолить, добавить петрушку 3. Заправить майонезом 5. ИТАЛЬЯНСКИЙ САЛАТ С СЫРОМ И МАКАРОНАМИ
Ингредиенты: Сыр Эдам 200 г Ветчина 200 г Перец сладкий желтый 1 шт. Помидоры красные 100 г Тальятелле 200 г Петрушка 5 г Укроп 5 г Базилик свежий зеленый 5 г Маслины без косточки 30 г Майонез 80 г
Приготовление 1. Нарезать соломкой сыри ветчину. Добавить нарезанные ломтиками помидор и сладкий перец 2. Отварить макароны и смешать с уже приготовленной нарезкой. 3. Заправить майонезом, выложить в салатницу, украсить зеленью и маслинами. 6. САЛАТ ИЗ СЛАБОСЕЛЕНОЙ СЕМГИ
Все порезать,смешать,заправить соусом(майонез+греческий йогурт),разложить по тарталеткам
7. САЛАТ АЛЕКСАНДРА
Ингредиенты:
Фасоль (консервированная красная и белая - по 1 бан.) - 2 бан. Ветчина (или копченая курица) - 400 г Сыр твердый - 150-200 г Помидор (свежий) - 3-5 шт Майонез (по вкусу) Специи (соль, перец по вкусу)
Приготовление:
Вариант с копченой курочкой.
Вариант с ветчиной.
Фасоль хорошо промыть и обсушить, мясо нарезать кубиками (или ветчину тонкой соломкой), сыр натереть на крупной терке, помидоры нарезать кусочками, предварительно удалив семена. Все смешать, посолить по вкусу и заправить майонезом.
Выложить в салатник и украсить зеленью. Этот салат с курочкой.
А этот - с ветчиной. Оба варианта хороши. Особенно этот салат нравится моим мужчинам за свою сытность и небольшое количество ингредиентов. Муж у меня не жалует многокомпонентные салаты. Приятного аппетита!