Итоги семинара: "Взаимодействие учителей и родителей".
Всем понятно, что это взаимодействие должно быть направлено на улучшение успеваемости ребенка. Как взаимодействовать:лично, только на родительских собраниях или через электронный дневник? Есть школы, где учителя запретили родителям общаться с ними лично, только через электронный дневник. На родительском собрании всегда говорят вообще об успеваемости в классе и родители часто не могут ответить на обычный вопрос (после родительского собрания): "Что о Вашем ребенке сказали?". Все мы видим, что уходит в прошлое прямой диалог между родителями и учителями. Родители в растерянности, так как не могут найти поддержки в школе, только слышат, что они плохо мотивируют (вот модное слово) своих детей к учебе. Относительно конфликтная ситуация, так как, естественно, родители начинают предъявлять претензии учителю, что та придирается. К сожалению, на ребенка эта ситуация влияет ...сами понимаем как. Что делать?
Мы много разговаривали и опрашивали учителей начальных классов, что они хотят от родителей. Большинство педагогов за то, чтобы родители "не лезли" в учебный процесс, в частности, не старались объяснить детям правила, а только контролировали выполнение, даже если оно неправильное. "Мы сами в классе исправим", - был ответ большинства. Родители же наоборот, хотят контактировать с учителем, особенно по вопросам, связанным с оформлением упражнений, решением задач. Пока получается противоречие. Решить, конечно, его пытаются родители с помощью репетиторов или дополнительных занятий.
На семинаре мы рассказали, что главное, чему мы уделяем внимание в первую очередь, когда к нам приводят детей выполнять домашнюю работу, это требование учителя при оформлении тетради, оформлении заданий по русскому языку и математике, а также оформлении задач. Второй пункт: просматривая тетради, выделяем ошибки и анализируем их, чтобы понять, какие правила (темы) не знает ребенок. Третий пункт: как аккуратно пишет ребенок, как подчеркивает и выделяет необходимое, как пишет число - все очень важно. Это относится и к первому и к 11 классу. Затем проанализировав, необходимо составить список недочетов и исправлять их. Например, девочка 4 класс, математика, Петерсон: оформление на нуле (лишь бы решить), деление в столбик и устный счет большие проблемы, задачи не видит, отсутствует образность (не может представить задачу, что куда кладут и где, что и на сколько больше). Кажется элементарно, но необходимо приспосабливаться к логике ребенка и объяснять в соответствии с ЕГО видением. Потом уже, оно меняется в правильную сторону, плюс, конечно, заучивается устный счет, рисуются задачки, оформляются задания все правильно и мы все радуемся, что отметка повышена.
Выводы неутешительные. 1. С одной стороны, электронный дневник облегчает школьную жизнь, с другой разъединяет родителей и учителей и отдаляет их друг от друга все дальше и дальше, каждый "тянет одеяло в свою сторону", пытаясь оправдаться (учителя, что мало времени, некогда за каждым наблюдать, каждому говорить; родители, обвиняют учителей в плохой успеваемости ребенка, что плохо объясняет и придирается, и каждый прав). 2. Школа превращается в лекционный зал, где дают материал, а вы его хотите берите, хотите не берите, учителя все время отсылают на разные сайты, где ребенок может чему-то научиться самостоятельно. А ребенок маленький, ему самому трудно усидеть долго, решая на сайте предлагаемые ему задания. Значит, сидеть с ним должны родители или репетиторы. 3. Многие родители переводят детей на домашнее обучение и мы их понимаем, лучше самим выучить и сдать в школе.
Растет дистанция учитель - родитель. А жаль, пользу такая ситуация ребенку не приносит.