Положение саляма в Исламе!!!!!!
ассаламу аляйкум ва рахматуЛЛахи ва баракятух дорогие сестры! ради Аллаха Всевышнего делаю насыхат ибо Аллах Азза ва Джаль сказал в Куръане "И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим."(Аль-Фусилат, 55).
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Достоинство саляма
От АбдуЛлаха ибн Амра, да будет доволен ими обоими Аллах, передается о том, что, пророк ( мир ему и благословение Аллаха) сказал:»Поклоняйтесь Рахману (Милосердному), кормите едой и распространяйте салям, и войдете в Рай». (Бухари в «Адабуль-муфрад» 981. Хадис достоверный. См. «Сахиха»571)
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал о том, что однажды проходил мужчина мимо посланника Аллаха ( мир ему и благословение Аллаха) когда он находился в маджлисе (заседание), и сказал: «Ас-саляму алейкум». На что пророк ( мир ему и благословение Аллаха) сказал:»Десять благодеяний». После чего прошел другой мужчина, и сказал: » Ас-саляму алейкум уа рахматуЛлах». Затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: »Двадцать благодеяний ». Потом проходил мимо другой мужчина, и сказал: «Ас-саляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух». После чего пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: »Тридцать благодеяний». (Бухари в «Адабуль-муфрад»986. Хадис достоверный . См. «Сахиха»183).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: »Поистине, из того, что обязательно послужит причиной для прощения – распространение саляма и хорошие слова!». (аль-Хараиты 23, аль-Къада’и 2\24. Хадис достоверный . См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 1035)
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также говорил: »Поистине, ас-Салям – это имя из имен Аллаха, которое Он оставил на земле. Так распространяйте же его среди вас! Если человек поприветствует людей, и они ответят на его салям, то у него будет достоинство перед ними, так как он напомнил им об этом. Если же они не ответят ему, то ему ответят те, кто лучше и достойнее их!». (ат-Табарани 10391, аль-Баззар 1999. Хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса).
От АбдуЛлаха ибн Амра, да будет доволен им Аллах, передается, что однажды некий мужчина спросил посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): Какое проявление ислама является наилучшим? На что он (мир ему и благословение Аллаха) ответил: »Когда ты кормишь едой и приветствуешь тех, кого знаешь и кого не знаешь ». (Бухари в «Адабуль-муфрад»1050. Хадис достоверный).
От Айши, да будет доволен ею Аллах, передается о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: ««Ни в чем вам не завидуют иудеи так сильно, как они завидуют вам тогда, когда вы приветствуете друг друга (т.е. когда вы говорите “Ас-саляму ‘алейкум (ва рахмату Ллахи ва баракатуху)” -, и произносите слово ‘Амин’ [стоя позади имама]» (Бухари в «Адабуль-муфрад»988. Хадис достоверный. См: «Тахриджуль-таргиб » 1\178)
От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: »Не зайдете вы в Рай пока не уверуете, и не уверует, пока не полюбите друг друга! Не указать ли вам на то, по причине чего вы полюбите друг друга?!» Они сказали: Конечно, о посланник Аллаха! На что он сказал: »Распространяйте салям между собой».(Бухари в «Адабуль-муфрад»980. Хадис достоверный см. «Ируа»).
Обязанность ответить на салям
Сказал ибн Абдуль-Барр, да смилуется над ним Аллах: »Довод на обязанность ответить на салям, служат слова Всевышнего Аллаха: »Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым» (Ан-Ниса,86). (См: «Тамхид» 5\288-289).
Шейх С’ади, да смилуется над ним Аллах, в толковании этого аята писал: »Всевышний приказал правоверным отвечать на любое приветствие, которым их приветствуют, еще более прекрасными словами и еще более теплой улыбкой или же ограничиться таким же приветствием. Из этого следует, что мусульманам запрещается вообще не отвечать на приветствие или же отвечать приветствием, которое уступает первому»
Сказал Куртуби, да смилуется над ним Аллах: »Сошлись ученые на том, что начинать первым салям является побуждаемой сунной, а ответить на него является обязательным» (См: «Тафсир Куртуби» 5\298).
Также о единогласном мнении этого вопроса передается от ибн Таймии, да смилуется над ним Аллах. (См: «Адабу Шариъа»1\379).
А также как говорят ученые: »Ответить является обязательным тому, кто поприветствовал его. И он совершает грех, если не сделает это, так как он ослушался велению Всевышнего Аллаха». (См: «Тафсир ибн Касир» 1\532).
Поистине, не отвечать на салям является отвратительным и порицаемым поступком. И многие из людей были испытаны этим в наше время, и быть может, толкает их к этому – гордость и тщеславие. Таким людям надо сказать: Кто вы? Откуда вы вышли? »Да сгинет человек! Как же он неблагодарен! Из чего Он сотворил его? Он сотворил его из капли и соразмерил (или предопределил стадии его развития)» (Абаса,17-18-19).
Вы разве выше своим достоинством и положением, нежели посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?! А ведь он (мир ему и благословение Аллаха) отвечал на салям младшим, старшим, рабам и вольноотпущенникам. »В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день». (Аль-Ахзаб,21). Просим Аллаха прямого руководства и помощи!
Однако ответ на приветствие является фардул-кифая. Если среди мусульман кто-нибудь ответит, то для остальных это обязанность отпадает, но если все оставят, то все впадают в грех.
Сказал ибн Муфлих, да смилуется над ним Аллах: »Достаточно саляма одного из группы мусульман, и отвечает на приветствие один из них». (См: «Адаб»1\379).
Шейх Усаймин, да смилуется над ним Аллах, говорил: »Если начинать с саляма – сунна, то поистине, отвечать фардуль кифая, если выполнил его тот, кто будет достаточным, то достаточно и для остальных. Поэтому, если поприветствовали группу мусульман, затем ответил кто-то из них, то этого достаточно для остальных». (см. «маджму аль-фатауа Усеймин» 2/18).