Возмещение поста беременной и кормящей
БисмиЛляхи рохмани рохим!
Если по причине поста в месяц Рамадан беременная боится за свой плод или кормящая женщина боится, что молока станет меньше или оно пропадет полностью, и тому подобное – то разрешено им не поститься в Рамазан, и нет в этом разногласий. Как сказал Пророк, мир ему и благословение: «Воистину Аллах снял с путника (мусафира) половину намаза, и снял с путника, беременной и кормящей пост» (Ахмад, хороший хадис).
Разделились ученые в том, необходимо ли беременной и кормящей возместить пропущенные дни поста.
И разделились они на пять мнений:
Мнение первое: лежит на них возмещение, а также кормление бедняка за каждый пропущенный день поста.
Это является мнением имама Малика, аш-Шафии и Ахмада бин Ханбаля. Сказали шафииты и ханбалиты, что лежит на них только возмещение поста без кормления бедняков, если они пропустили пост боясь за себя, а если же они пропустили боясь за ребенка (плод), то на них и возмещение и кормление бедняков.
Мнение второе: на них только возмещение пропущенных дней поста.
Это мазхаб имама аль-Аузаи, ас-Саури, Абу Ханифы и его последователей, Абу Саура и Абу Убейда. Они учли то, что в хадисе «Воистину Аллах снял с путника (мусафира) половину намаза, и снял с путника, беременной и кормящей пост» кормящая и беременная пришли в одном контексте с путником, и сравнили положение кормящей и беременной с положением больного и путника.
В ответ на это было сказано, что путнику приказано возмещать, и на это пришел отдельный текст, и это аят из Корана: «…А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время…» (сура аль-Бакара, аят 185). Вместе с этим нет довода на то, что кормящая и беременная должны возместить пропущенные дни поста. Также мы можем видеть, что путник по возвращению домой не должен возмещать те ракааты, которые он пропускал, сокращая намаз в своем сафаре. Точно также беременная и кормящая не должны возместить то, что пропустили из своих постов.
Мнение третье: на них лежит только кормление бедняков, и нет возмещения.
Это мнение ибн Аббаса и ибн Умара, да будет доволен ими Аллах, и это мнение Исхака, а также это мнение выбрал шейх Альбани. Передается от ибн Аббаса, да будет доволем им Аллах: «Для стариков было сделано послабление, даже если они были физически способны поститься. И было разрешено им оставить пост и накормить по бедняку за каждый пропущенный день, и не нужно было возмещать эти дни. Затем это положение было отменено аятом «…Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься…» (сура аль-Бакара, аят 185). Утвердилось для них послабление только в том случае, если они физически не способны перенести пост. А также и кормящая с беременной, если они опасаются, кормят бедняка за каждый пропущенный день поста» (аль-Байхаки, сахих).
Тут в слове «утвердилось» ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, хочет сказать, что в начале шариатом было дозволено пропустить пост как для тех, кто способен физически поститься, так и для тех кто не способен. Затем было отменено первое и осталось только второе, то есть для тех, кто не способен физически. Несомненно ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, узнал о том, какой хукм остался из Сунны (из пояснений Пророка, мир ему и благословение), а не из Корана.
Усиливается это тем, что ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, вынес такое решение для беременной и кормящей вместе с очевидностью того, что они не равны немощным старикам, ведь беременная и кормящая физически способны поститься. Приказывал ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, своей беременной рабыне (или служанке) разговляться и сказал ей: «Ты в таком же положении, как и старик, физически не способный поститься. Поэтому разговляйся и за каждый пропущенный день с тебя полагается половина са’а пшеницы» (Абдурразак, ад-Даракутни, сахих).
Так почему же ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, дал беременной и кормящей такой хукм, вместе с тем, что он заявлял об отмене аята (в котором говорится что дозволено разговляться дееспособному, если он кормит бедняка за каждый день. «…А тем, которые способны поститься, следует накормить бедняка…» (сура аль-Бакара, аят 184) - ред)? Нет сомнений, что ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, знал об этом со слов Пророк, мир ему и благословение.
Также передается от Нафи’а: «Дочь ибн Умара была замужем за одним из курайшитов, и была она беременна. В Рамазан постигла ее жажда, и ибн Умар приказал ей разговляться и кормить бедняка за каждый пропущенный день поста» (ад-Даракутни, сахих).
Мнение четвертое: лежит возмещение на беременной и кормление бедняков на кормящей.
Это также является мнением имама Малика и одним из мнений в шафиитском мазхабе.
Мнение пятое: нет на них возмещения и кормления бедняков.
Это является мазхабом ибн Хазма, который сказал: «Если спала обязанность поста, то вменение в обязанность возмещения является шариатским постановлением, на которое нет разрешения Аллаха. И не обязал Аллах возмещением поста никого кроме больного, путника, той у которой месячные, той у которой послеродовые кровотечения и того, кто намеренно вызвал рвоту… а что касается кормления бедняка, то нельзя обязывать кого-либо тем на, что нет прямого священного текста или единогласного мнения (иджма)».
Скажу: «Более предпочтительным из всех этих мнения я вижу мнение о том, что беременная и кормящая не возмещают пропущенные дни поста, а кормят за каждый день бедняка. И это является мнением ибн Умара и ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах. И неизвестно чтобы кто-либо из сподвижников противоречил им в этом вопросе. И хадис ибн Аббаса считается восходящим до пророка, мир ему и благословление, потому что это толкование сподвижником аята Корана, связанное с причиной ниспослания аята. И такой хадис в науке хадиса называется «муснад» (т. е. иснад не прерывается от передатчика до пророка, мир ему и благословление- ред). И Аллах знает лучше».
О тех, кто обязан разговиться в Рамазан, и возмещение является для них обязательным.
И это женщины, у которых месячные и послеродовые кровотечения. Ученые единогласны в том, что пост в Рамазан не является для них обязательным, они обязаны разговляться и даже если будут поститься – то пост их недействителен и является харамом для них.
Передается от Абу Саида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословление, сказал: «Разве во время месячных не оставляет она(женщина) молитву и пост? Вот в этом и есть недостаток ее в религии» (аль-Бухари).
Также передается от Аиши, да будет доволен ею Аллах: «Во времена пророка у нас также бывали месячные кровотечения. И было нам приказано восполнять пропущенные дни поста, и не было на приказано восполнять пропущенные молитвы» (Муслим).
(Сахих фикх ас-Сунна – Абу Малик бин ас-Сеййид Салим)