Правила безопасности в общении
помощь себе, психологияТри правила психологической безопасности в общении
Как не наносить психологических травм в повседневном общении? Как отстаивать свое мнение и не разрушать отношения с окружающими? Из этой статьи вы узнаете 3 правила психологической гигиены, которые в этом помогут.
Профессионализм обязывает следовать правилам безопасности, и сфера психологии - не исключение. Но если психологи изучают правила гигиены общения, то поведение людей, далеких от этой области, иной раз ужасает. К сожалению, перечисленным рекомендациям не всегда следуют и специалисты.
Поэтому эта статья будет полезна тем, кто:
1) хочет создать вокруг себя психологически комфортную и безопасную среду,
2) хочет или уже обратился к психологу; тогда проверьте его или ее на соблюдение профессиональной этики,
3) работает психологом, психотерапевтом, коучем или другим помогающим практиком, тогда проверьте себя на соблюдение гигиены общения с клиентами.
Правила психологической гигиены
1. Я-высказывания
Чтобы соблюдать это правило, говорим за себя. Не обобщаем про всех людей и не додумываем про собеседника. Примерьте на себя: вам нравится, когда решают за вас?
Нет: Ты не прав
Да: Я с тобой не согласен
Нет: Все мужики козлы/Все бабы дуры
Да: Мне приходилось общаться с неприятными представителями противоположного пола
Нет: Никто так не делает
Да: Я бы так не поступил
2. Безоценочность
В этом правиле говорим о фактах и избегаем ярлыков и оценок. Важно сохранять объективность и не вводить собеседника в заблуждение, навязывая свое мнение и выдавая его за истину.
Нет: Ты поступаешь плохо
Да: Твой поступок приведет к таким последствиям (приводим конкретные и наиболее вероятные последствия)
Нет: Ты не можешь…/У тебя не получится…
Да: Я вижу, что есть риск… (здесь конкретно обозначаем, в чем он заключается)
Нет: Как можно было это сделать?!
Да: Меня рассердило твое поведение.
Вопросы «Почему?» и «Зачем?» тоже оценочные , т.к. предполагают, что человек не должен так поступать. Поэтому заменяем на «Из-за чего?» и «Какая причина?»
3. Эмпатия и бережное отношение к чувствам
Психологическую безопасность создает в том числе уважение к мотивам и эмоциям. Для этого важно проявлять эмпатию - изучать их, учитывать и относиться бережно. Помним правило №1: чтобы не выдумывать, лучше спросить. Также важно правило №2: не оцениваем чувства как хорошие или плохие, а отмечаем их появление по факту.
Нет: Как можно было это сделать?!
Да: Из-за чего ты так поступил(а)?
Нет: Мальчики не плачут/девочки не кричат
Да: Ты имеешь право проявлять свои эмоции
Нет: Хватит ныть!
Да: Я вижу, что тебе плохо. Сейчас я не готов(а) тебя выслушать.
В последнем примере важно заметить и признать чувства человека. Не готовы к эмоциональным излияниям - сообщаем об этом при помощи я-высказываний.
Откуда появились эти правила?
Они возникли под влиянием работ психолога Карла Роджерса. Роджерс ввел понятие конгруэнтости. Конгруэнтность означает, что человек поступает в соответствии со своими убеждениями и эмоциями. По Роджерсу, в совершенстве это качество проявлено у младенцев, а для взрослого это недостижимый идеал. Тем не менее, к нему стоит стремиться, ведь разлад между чувствами, мыслями и поведением указывает на психологические проблемы вплоть до расстройств психики. Среди признаков конгруэнтности Роджерс как раз выделял я-высказывания, безоценочность и эмпатию.
В своих исследованиях он показал, что результаты работы терапевтов не зависят от направления психотерапии, зато зависят от качества общения между клиентом и специалистом. С другой стороны, если даже неспециалист старается быть конгруэнтным, общение с ним целительно с психологической точки зрения. Хотя не стоит думать, что отношения с таким человеком заменяют профессиональную помощь.
Как ввести правила в свою жизнь?
Помните, как поступаете вы, такую среду вокруг себя и создаете. Личный пример особенно актуален для публичных персон и тех, кто работает с людьми: учителей, руководителей, врачей, юристов… Начните с себя, понаблюдайте, насколько вы следуете этим правилам, попробуйте применить их в общении. Не торопитесь, вводите постепенно. Помните про правило №3 и будьте внимательны к своим чувствам - слишком резкие перемены создают сильный стресс.
Вы наверняка заметите ситуации, в которых окружающие нарушают гигиену общения. Постарайтесь отнестись с пониманием - большинство людей про нее пока ничего не знают. Расскажите об этих правилах тем, с кем вам важно сохранить отношения. Не забывайте про я-высказывания, например: «Меня обижает, когда ты…» и «Мне бы хотелось, чтобы ты общался со мной так…». Если человек не соблюдает гигиену общения, по возможности прекратите взаимодействие или сведите к минимуму.
Если вы работаете с помогающим практиком, например, с психологом, а он или она не следует этим правилам, попробуйте обсудить этот момент. Ситуация не улучшается? Лучше специалиста поменять, т.к. это нарушение базовых норм психологической помощи.
Как уже было сказано, описанные в статье правила общения часто не знают или нарушают и обычные люди, и психологи. Остается надеяться, что со временем психологическая гигиена получит широкое распространение.
Автор - Мария Ляхова-Трагель, психолог