Ксюше 2,4
Моя жизнь с КсюКсюша - по-прежнему большое испытание для меня, мой учитель, мой вызов. Если младшая, Даша, - это сплошное счастье, с ней я интуитивно понимаю, что происходит, что нужно сделать и как это сделать, то с Ксюшей я каждый раз бьюсь будто рыба об лёд, выискивания выход.
Ксюша показывает мне мои больные точки, где у меня блок, где зажим, где ожидания или претензия, а где недостаток любви и терпения. Конечно, Работа Байрон Кейти помогает избавляться от всего этого хлама, но все равно мне ещё работать и работать над своими реакциями. И каждый день я обнаруживаю, что поле для работы все больше, и больше.
А ещё Ксюша помогает мне выстроить свою систему ценностей касательно материнства и детей, помогает осознать мое отношение к наставлениям педиатров и популярных психологов, к подходам в воспитании, поддержании здоровья и лечения, и, конечно, к подходам "развития" и обучения. Ксюша, как скульптор, обтесывает меня, создаёт из бесформенной массы прочитанных книг и статей что-то цельное, твердое в своем мнении и уверенное в правильности своих решений. Я каждый день ощущаю эти изменения во мне как матери. Нелегкая работка досталась моей девочке, но на то она и первенец, чтобы быть первопроходцем. Ничего, она справится)) не зря ей дан Богом такой сильный характер!
***
У Ксю период, который лучше всего охарактеризовать словами "я", "сам" и "нет". Ох, волшебные слова!..
Не так давно, всего-то пару месяцев назад она не говорила ни одно из этих слов.
"Я" означает, что почти все, что происходит вокруг, надо и Ксюше тоже. Если я что-то показываю на телефоне, то и Ксюше надо посмотреть, если кто-то что-то ест, пьет, читает или смотрит, вообще что-либо делает, это обязательно надо Ксюше. Повторяет все. А я радуюсь. В конце концов, так ведь задумано природой.
"Сам" - ну понятно, что это значит. Нет, она, конечно, всегда пыталась сделать все сама и только так, как именно ей хочется, но теперь она ещё и громко заявляет об этом.
"Нет". Ох, давно мы ждали этого слова. Появилось где-то с месяц назад (просто записать было некогда). До этого никак не обозначала отрицания и всегда говорила "да", кажется, даже не особо понимая, что говорит. На самом деле, я опасалась, что будет хуже. Но Ксю назло "нет" не говорит. Не было ещё такого, чтобы она чего-то хотела, но говорила назло "нет", лишь бы перечить взрослым. Не доросла ещё, наверно))
Ещё она частенько кричит слово "мозя". Обычно в ответ на мое "нельзя". Вот здесь часто делает назло, просто потому, что не любит ограничения, не терпит слова "нельзя". Причем она именно кричит, низким гортанным звуком. Ещё и ногой притопнет)) жаль, на мать ее представление не действует 😁 Хотя всё-таки стараюсь построить фразу так, чтобы слово "нельзя" там не проскальзывало. Зачем махать красной тряпкой перед быком?..))
Ксю по-прежнему несговорчивая. Пожалуй, пора перестать ждать чуда, что моя дочь станет милой, ласковой и послушной хотя бы иногда, и смириться уже, что у нее всегда на все свое видение и мнение. Но как же это тяжело... Иногда увлеку ее игрой, иногда обманом, а порой и силой просто сделаю как мне надо. Мне всё-таки легче оттого, что Ксю первая, и я могу тешить себя мыслью, что все дети такие, что это просто особенность возраста, а значит, у всех так, все мамы через это проходят, и я пройду. Только когда бабушки приезжают и охают "ой какой тяжёлый ребенок", мой вымышленный мир немного потряхивает. Но они неизбежно уезжают, и я снова могу убежать себя, что все дети периодически катаются по асфальту, наматывая сопли на кулак))
***
В этом месяце произошел небольшой сдвиг в горшечных делах. Мы и раньше ее сажали на горшок, но Ксю никогда не просилась, и стоило мне зазеваться и не посадить ее спустя полчаса, как она опять мокрая. Сейчас уже может весь день проходить в одних трусах, не меняя. Сама не всегда садится, но бывает. Иногда получается самой снять штаны, но чаще всё-таки я помогаю, потому как немного намочит трусы, пока будет возиться. В основном, конечно, я напоминаю ей о том, что надо пописать. Но теперь она хотя бы не вырывается. Спрашивать ее, хочет ли она, бесполезно, потому что почти всегда ответит "нет", лишь бы не отрываться от игры, а сама через минуту надует.
**"
Самые любимые игрушки - машинки. Особой любовью пользуется игра в шлагбаум ("хамаум"). Ставит руку (чаще всего мою), и едут по очереди машины и проезда. Полюбила играть с нарисованным городом, там обозначены дороги, переходы, дома, парк, зоопарк, а теперь и железная дорога.
***
Наконец-то произошел прорыв в речи. Я уж думала, что "прорыв" - это не про нас, что так и будем по одному-два слова в день прибавлять. Нет, резко увеличилось количество доступных ей звуков, и слова стали складываться легче. Теперь почти постоянно повторяет за мной какие-нибудь слова. Ей самой очень нравится говорить!
***
По-прежнему любимое выражение - "не знаю". Что ни спросишь, все "не знаю". Наш маленький Незнайка))
Ходит орет "где она?! Где она?!" - "Ксюша, что ты ищешь?" - "Не знаю"
***
Может сказать, как ее зовут, сколько ей лет. Называет имена мамы, папы и сестры. Иногда путает или говорит специально что-то другое)) например, очень долго у нас на вопрос "сколько тебе лет?" был ответ "один", и орала, что не два, а именно "дин!". Потом был ответ только "много". Хорошо считает до трёх, дальше сложно, но принцип счета, кажется, понимает. Показывает на пальцах "один, два, и тд". Осваивает все новые жесты, например, "зайчик" (он же "два"), жест "класс!", "коза".
Не даёт помогать ей сложить из пальчиков жест, так что осваивает все сама. Артикуляционная гимнастика у нас тоже не в почете, ни книжки, ни игрушки ее не заинтересовали.
***
Каждое укладывание спать проходит с боем. Не помогают ни ритуалы, ни Нет, она, конечно, всегда пыталась сделать все сама и только так, как ей хочется, но теперь она ещё и громко заявляет об этом., ни мультики. Обычно Даша довольно быстро вырубается на сиське, потом я качаю Ксю и пою ей одну, "нашу" песенку, потом частенько Ксю вопит, а Даша под эти крики спит. Но также бывает, что Ксю тихо засыпает, но все равно обычно долго.