На заметку мне и другим родителям =)
Как вам такие игры-занятия?
30 способов занять малыша по системе Монтессори
Итальянский педагог Мария Монтессори в качестве метода воспитания детей до 5 лет предлагала развивающие игры, которые не требуют особого или сложного инвентаря. В таких играх используются только подручные средства: банки с крышками, бельевые прищепки, сыпучие продукты, а также игрушки, сшитые своими руками. Главное - не оставлять ребенка без присмотра при взаимодействии с мелкими предметами.
Взять бутылочки, баночки, пузырьки разных размеров, отвинтить от них крышки, перемешать предметы и предложить малышу подобрать и завинтить крышки обратно.
Взять губку и мыло и не торопясь показать ребенку, как нужно мыть посуду, а затем позволить ему сделать то же самое.
Рассыпать крупу, взять совочек и щетку и вместе подмести.
По такому же принципу - разлить воду и вытереть ее.
Взять пуговицы, шнурки, кнопки, крючки. Сделать, например, зайчика и морковку, скрепить их между собой либо шнурком, либо пуговицей и петлей, либо крючком и петлей и играть в «покорми зайчика морковкой».
Взять лоскутки разной текстуры - шелк, хлопок, шерсть. Обсудить, какие они на ощупь: колючий, мягкий, скользкий. Предложить подобрать к ним пары.
Мелкие предметы - пуговицы, мозаику, шарики - бросить в банку с водой и вылавливать ложкой.
Взять мешочек с 8-10 знакомыми малышу предметами (ленточка, карандаш, расческа, резиновый зайчик и пр.). Малыш вытаскивает с закрытыми глазами предметы и называет их. Потом можно усложнить задание: сложить все предметы на букву «д». Тренируются тактильные ощущения. Можно выучить все буквы алфавита, тренируется способность выделять звуки в словах.
Понадобятся 2 тарелки, губка, лейка. Налить в одну тарелку воду и губкой переносить водичку из одной тарелки в другую.
Бисер, коробочки. Перемешать бисер и попросить разложить (по цвету или размеру) по разным коробочкам - сначала по двум, потом по трем коробочкам и т. д.
Бусинки, желобок (сделать из шланга), блюдце. Сделать желобок-горку и скатать бусинки по желобку в блюдце. Можно посоревноваться с ребенком, чья бусинка докатится быстрее.
Оригами. Мять, складывать или рвать бумагу - это развитие ловкости рук и мелкой моторики. Также оригами развивает пространственное воображение, учит читать чертежи, развивает творческие способности.
Мешки с грузами в 1, 2, 3 кг на веревке. Малыш их будет таскать за собой. Это развивает силу и выносливость рук, крупную моторику.
Нанизывать на шнурок любые фигурки с дыркой.
Деревянные гвоздики с молотком. Их можно забивать в пластилин или мягкую глину.
Банка с отверстиями в крышке: через них можно кидать пробки, бусины, мячики из поролона, пуговицы.
Мешочки с бобами, фасолью: можно пересыпать или сортировать, а можно в мешочках прятать мелкие игрушки и просить малыша найти.
Канцелярские кнопки и пенопласт.
Форма для льда и пинцет, бусинки или ягодки. Малыши до года пусть вынимают ягодки пальчиками.
Посадить малыша на стул и насыпать ему на стол муку - пусть «рисует» пальчиком, палочкой, кисточкой.
Поднос, манка и фасоль, сито. Пусть малыш ищет в манке спрятанные фасолины и складывает их в баночку. Можно показать, как отсеять манку с помощью сита.
Небольшая коробка без крышки и прищепки. Если малыш совсем маленький, нацепить прищепки по периметру коробки, чтобы он снимал. Деткам постарше можно показать, как «пристегивать» прищепки, и они будут стараться сами.
Магнит (желательно покрупнее) и разные предметы (металлические и не из металла). Малыш проверяет, что примагничивается, что нет.
Пластиковая чаша с водой, капля жидкого мыла и венчик. Пусть малыш «взбивает» пену.
Три кастрюли разного диаметра и крышки. Пусть подбирает «правильную» крышку. Еще можно сложить кастрюли одну в другую.
При пользовании посудомойкой можно позволить ребенку вытащить из корзинки ложки и вилки, только остерегайтесь острых предметов.
Высокий пластиковый стакан или ваза с водой, разные небольшие предметы: желуди, гайки, бусины, пластиковые детальки, пробки, шарики из фольги. Пока малыш бросает предметы в воду и наблюдает, какие тонут, а какие нет, можно комментировать: тяжелый, легкий.
Достаем старые журналы или газеты. Их можно рвать - на полосы или кусочки, - и тогда развиваются соотносящие движения руки и хватание. Только сначала нужно показать, как это делать правильно: захватить пальцами обеих рук лист, а потом потянуть в разные стороны. В конце можно бросить клочки вверх со словами: «Осень наступила!» - и вместе весь этот листопад собрать.
Пластилин спешит на помощь! Не обязательно сразу же заниматься лепкой всерьез. Сначала можно просто помять его в руках - совмещая самомассаж пальчиков и рук и развивая мышцы. А потом можно раскатать лепешку и втыкать в нее все мелкое, что под руку попадется: бусины, камешки, ракушки, крупы и бобовые.
Шнуровать, открывать-закрывать молнии, липучки - это очень полезно. Есть много игрушек, в которых используется этот прием. Но можно отлично обойтись и без них. Достаточно принести груду вещей и устроить тщательный обыск.
Я СТАНУ ЛУЧШЕ (2012), Франция, Бельгия
Бывает так, что мамочки устают, бесятся от собственных детей... Под горячую руку готовы "сдать их в детский дом"... Материнство теряет свою первозданную радость...
Когда вдруг на вас такое настроение накатит, посмотрите этот фильм.
"Я стану лучше". О силе материнского духа.
Все познается в сравнении.
Чем занять себя и ребенка до 3-х лет, когда на улицу не выйти из-за несоответствующих погодных условий?
1. Достаем запасливо припасенные старые журналы или газеты… Их можно рвать - на полосы или кусочки - и тогда развиваются соотносящие движения руки и хватание. Только сначала нужно показать, как это делать правильно. Захватываем пальцами обеих рук лист, а потом тянем в разные стороны. Моему сыну больше всего нравится заключительная часть этого действия - бросание клочков вверх со словами: «Осень наступила!». Потом вместе весь этот листопад собираем.
А можно листы комкать и бросаться ими, как снежками. Комкание развивает силу рук.
2. Пластилин спешит на помощь! Не будем заниматься лепкой всерьез. Просто сначала помнем его в руках - совмещая самомассаж пальчиков и рук и развивая мышцы. Потыкаем в него и поделаем дырочки одним выпрямленным указательным пальцем или всеми сразу. А потом раскатаем лепешку и будем втыкать в него все мелкое, что под руку попадется: бусины, камешки, ракушки, крупы и бобовые и прочая.
3. Сортировка предметов, сваленных в одну большую коробку, может занять ребенка на какое-то время. В эту коробочку - пуговицы, а в эту мисочку - бусины. Если ребенок справляется, можно увеличить сортируемое до 4-5 видов.
4. Все-таки пластиковая бутылка - хоть и не экологичное, но гениальное изобретение! Чего только с ней не делают. Вот мы будем туда бросать мелкие предметы… предварительно выковырянные из пластилина:) По по одному, поддерживая бутылку второй рукой.
5. Есть у вас дома резиновая груша? Ну, резиновая игрушка с дырочкой уж точно найдется. Нажимаем на грушу или игрушку и струей воздуха сдуваем комочки ваты или бумажки с любой поверхности. Можно дуть друг на друга - это может быть еще смешнее. Вот так мы развиваем силу рук. Кстати, именно поэтому пищать игрушками-пищалками тоже очень полезно.
6. Вот уж не думала,что это занятие будет таким интересным для сына. Надеваем на пальцы рук и кисти все, что может быть таким образом использовано: резинки для волос, колпачки от фломастеров, браслеты из кусочков дерева или камня на резинках, бигуди, картонки от рулонов туалетной бумаги - порезанные или целиком… Важно только, чтобы не мы всю эту красоту на пальцы малыша надели, а его научили этому. Потом пошевелим разноцветными пальчиками в фломастеровых колпачках, ручками потрясем. Теперь снимаем. И чем-нибудь еще украшаемся… так развиваем соотносящие движения.
7. Наматываем толстую веревку или шнур на палку или катушку. Когда будет хорошо получатся - можно наматывать на клубок. Развивает движения и пальцев, и кистей.
8. Вы умеете плести косичку? Вот и отлично! Можно подвесить пучок веревок (я обычно защемляю его ящиком письменного стола) и сплести из них косичку. Или завязать легкий узел. И предложить малышу ее расплести. А вот заплетать и завязывать узлы ребенок может научиться только в дошкольном возрасте. Веревки лучше использовать скользящие - они легче распутываются. Развивает тонкие движения пальцев.
9. Эту же веревку или ленты можно накручивать и на руку: обмотать кисти рук или пальчик ребенка и предложить распутать. А потом он вас запутает веревкой. Развивает движение кистей и пальцев.
10. Нанизывать бусины на шнурок пробовали? Или любые другие предметы с дырочками, например, пуговицы. Вместо иголки можно использовать палочку с дыркой или проволоку. Развивает соотносящие движения.
11. Шнуровать, открывать- закрывать молнии, липучки очень полезно. Есть много игрушек, в которых используется этот прием. Но можно отлично обойтись и без них. Приносим груду вещей и устраиваем тщательный обыск. Та-а-ак, откроем молнию… что это у нас в сумке? Ага, ботинок папин… вымытый… со шнурками. И мой - на липучке… продолжаем исследование.
12. Никогда не использую для сушки белья прищепки . Нет необходимости. Но прищепки в доме держу. Их можно нацепить по краю ведерка или миски - ребенку надо открепить их по одной и бросить в эту емкость. Если вырезать круг из картона - прищепки могут стать лучами у солнышка… или можно сделать ладошку - четыре прищепки сверху и одна немного в сторонке… или «иголки» прицепить к контуру ежа. Отцеплять у сына получается, но пристегивать еще пока нет. Это более сложно. Занятие развивает силу рук, соотносящие движения, дифференцирует движения пальцев.
13. Сколько в доме запасливой мамы коробочек, баночек, бутылочек, пузырьков и прочего завинчивающегося или закрывающегося разными крышечками или колпачками? Достаем запасы и пускай он себе закручивает-откручивает… закрывает-открывает. Подбирает нужные диаметры и размеры. Для интриги внутрь можно что-нибудь поместить. Оно будет загадочно и маняще внутри громыхать.
14. Можно выкладывать фигуры на полу или столе из спичек или шнура.
15. Как вам «мокрые» игры? Доступны? Тогда наливаем в тазик или мисочку воды, бросаем туда мелкие нетонущие предметы (шарики, яйца киндер-сюрпризов…) и даем ребенку шумовку. Пускай «рыбачит» и собирает выловленное в другую миску.
16. А в сухом варианте этой игры он может пинцетом перекладывать небольшие кусочки поролона или пробки из одной мисочки в другую. Кусочки - примерно размер сахарного кубика и чем более неровные края, тем лучше.
17. Помимо обычных переливалок-пересыпалок, можно использовать и более сложный вариант. Смешиваем мелкую крупу с крупной в одной емкости (я использую манку и рис). Рядом ставим еще емкость (у нас - поддон из духовки) с ситечком. Малыш ложкой сыпет смесь в ситечко и мешает. Просеянный рис сыплет в баночку. А на поддоне с манкой мы потом пальцами рисуем.
18. Клочки порванной в первом пункте бумаги нам еще могут пригодится! Если их собрать в коробку - там можно спрятать маленькую игрушку. А потом ее искать на ощупь.
19. Поворачивание ключа отлично развивает тонкие движения пальцев. Но заводных игрушек у нас нет. Зато есть двери с замками, волшебный ключ и подставка для туалета из «Ikea». Мелочь получает ключ в свое владение, таскает подставку от двери к двери и мудрит с замками.
20. Хотя, если сил совсем не осталось даже на простые действия… или срочно что-то надо сделать по дому… самый проверенный метод, популярный у всех времен и народов, наверное, вот этот: «Зайка, принеси мне из другой комнаты…. отнеси папе… а где у тебя твой грузовик? Ну как поищи!… сходи туда… принеси то…» И кто может сказать, что это не развивающее занятие;)
Ну как, нашли для себя что-нибудь интересное?
Важно не только то, что именно рисует ребенок, но и то, какими цветами он это делает. Любимый цвет сигнализирует о состоянии ребенка, его характере и отношении к миру и окружающим.
Присмотрись, какие цвета выбирают твои дети.
Красный
Дети, которые предпочитают красный цвет, активны и эмоциональны. Некоторые из них очень вспыльчивы и нетерпеливы. Их настроение быстро меняется. Они смелые, открытые и общительные непоседы. Однако родителям стоит быть на чо еку - они рискуют чрезмерно разбаловать свое драгоценное чадо.
Розовый
Дети, которые выбирают розовый цвет, обычно очень зависят от окружающих. Таких детей легко ранить. Они - доверчивые, добрые и открытые. Но их нужно учить быть более самостоятельными.
Синий
Ребенок, который любит синий цвет, спокойный и несколько замкнутый. Часто - робкий и неторопливый. Но в этих детях таится неиссякаемая сила любви и преданности. Они умеют дружить, понимать то, что не в силах понять даже некоторые взрослые. Порой даже кажется, будто они - маленькие экстрасенсы, которые одним своим присутствием могут успокоить и подбодрить.
Голубой
Голубой цвет выбирают мечтатели. Часто это дети из благополучных семей, которые не лишены любви и внимания, они счастливы и беззаботны.
Зеленый
Психологи склоняются к мнению, что детям, которые выбирают зеленый цвет, не хватает материнской любви. К таким деткам нужен особый подход - они ранимы и замкнуты, неуверенны в себе, но им очень хочется ласки и общения. Если дать этим детям достаточно внимания и любви, они вырастут счастливыми и творческими людьми.
Желтый
Дети, которые выбирают желтый цвет, обычно имеют очень богатую фантазию. Они - творческие детки, которые спокойно переживают случаи, когда им долгое время приходится находится в одиночестве. Такие дети растут очень чувствительными и понимающими, у них хорошо развита интуиция. Часто они пишут стихи или сказки, хорошо рисуют или поют.
Оранжевый
Порой бывает сложно предугадать, что будет делать "оранжевый" ребенок в той или иной ситуации - плакать или смеяться. Эти детки смешливы, веселы, смышлены, но часто раздражительны. Пытаясь подчинить их своим правилам, взрослые часто натыкаются на стену непонимания. С ними нужно быть дружелюбными и спокойными.
Фиолетовый
Эти дети отличаются утонченностью и изысканностью. У них прекрасный вкус от природы, они умеют себя вести, с детства знают, как правильно себя подать. При этом они очень естественны. У этих детей очень яркий внутренний мир. Но им необходимо одобрение окружающих и бесконечная поддержка родителей.
Коричневый цвет
Чаще всего коричневый цвет выбирают дети, которые лишены чего-то. Возможно, у них слабое здоровье, а может у них нет друзей или родители уделяют им слишком мало времени. Они пытаются воссоздать свой идеальный мир, в котором тепло и уютно, в котором они чувствуют себя под защитой.
Черный цвет
Если ребенок разукрашивает свои рисунки черным фломастером, это сигнализирует о том, что он переживает стресс или депрессию. Ему необходима помощь взрослых, а может и психолога.
Нашла статью о высказываниях Алис Миллер.
«Будьте внимательны с тем, что и каким голосом вы говорите своему ребенку - потому что ваш голос будет звучать в его голове всю жизнь». Голос Алис Миллер - крупнейшего мирового специалиста по проблеме детского насилия - почти не слышали ее современники. Слишком радикальными были ее взгляды. Миллер пришлось пойти против большинства коллег и общества, чтобы отстоять простую мысль - взрослые должны уважать ребенка так же, как им бы хотелось, чтобы он уважал их.
Несколько высказываний Алис Миллер:
1. Гнев родителя - следствие его собственных проблем. Но вину за них взрослый возлагает на ребенка.
2. Плохое поведение - один из немногих способов, которые использует ребенок для наказания взрослого.
3. Именно то, что родители скрывают, больше всего волнует ребенка.
4. Травмированные дети навсегда остаются привязанными к родителям и не достигают эмоциональной зрелости.
5. Человеческая душа практически не поддается разрушению, а ее способность возрождаться из пепла остается до тех пор, пока тело дышит.
6. Человек должен иметь право на свои собственные истинные чувства и на их выражение.
7. Для большинства людей мысль о том, что родители их не любили, попросту невыносима. Чем больше свидетельств нелюбви, тем сильнее люди цепляются за иллюзию того, что они были любимы.
8. Большинству людей легче умереть (буквально или символически, через убийство своих чувств), нежели вновь ощутить всю беспомощность, от которой они страдали, будучи детьми.
9. Требования «хорошо себя вести» не имеют ничего общего с самой жизнью. Многим людям эти установки перекрывают путь к свободе.
10. Когда внутренний ребенок взрослого человека станет свободным, человек откроет истоки своих жизненных сил.
11. Морализаторство только уводит детей с верного пути и перекрывает им путь к самопознанию. Тело, в конце концов, не понимает моральные заповеди.
12. Лицемерие - универсальное средство овладения человеческими душами, в том числе и в педагогике.
13. Лжец не может уважать себя, а тот, кто не уважает себя, не уважает и других.
14. Тиран - это травмированный в детстве ребенок, которого били и унижали родители. Если человеку с детства было позволено чувствовать себя свободным и сильным, то впоследствии у него не возникнет потребности унижать других.
15. Полное подчинение воле воспитателей влечет за собой готовность взрослого человека полностью подчиниться чужой политической воле.
16. Любое воспитание приносит вред.
17. Люди, приученные молчать, страдают от этого осознанно или, чаще, неосознанно.
18. Отношение родителей к ребенку влияет на последующее отношение ребенка к себе самому.
19. Неспособность почувствовать собственные страдания, перенесенные в детстве, приводит к тому, что человек может оказаться невосприимчивым и к страданиям других.
20. Взрослые думают, что живая душа ребенка представляет опасность для их власти.
Алис Миллер (Alice Miller) родилась в 1923 году в Польше в еврейской семье. После войны, чудом оставшись в живых, уехала в Швейцарию, где посвятила многие годы изучению психологии, философии, социологии, а позже - и психоанализа. После 20 лет работы психоаналитиком полностью сосредотачивается на изучении проблемы детского насилия. В конце 70-х годов ее книга «Драма одаренного ребенка» (Академический проект, 2001) становится мировым бестселлером.
Спасибо, жизнь, за то, что вновь приходит день,
Что зреет хлеб и что взрослеют дети.
Спасибо, жизнь, тебе за всех родных людей,
Живущих на таком огромном свете.
Спасибо, жизнь, за то, что этот щедрый век
Звучал во мне то щедростью, то болью,
За ширь твоих дорог, в которых человек,
Все испытав, становится собою.
За то, что ты река без берегов,
За каждую весну твою и зиму,
За всех друзей и даже за врагов -
Спасибо, жизнь. За все тебе спасибо!
За слезы и за счастье наяву,
За то, то ты жалеть меня не стала,
За каждый миг, в котором я живу,
Но не за тот, в котором перестану.
Спасибо жизнь, что я перед тобой в долгу,
За прошлую и завтрашнюю силу.
За все, что я еще успею и смогу,
Спасибо, жизнь, воистину спасибо.
Роберт Рождественский
Пусть 2016 год нас не подведет! Хочется верить, что все ожидания сбудутся! Всем добра!