Сразу скажу ситуация не моя. Знакомая девочка хочет перейти на чистое гв. Вообщем в чем вопрос. Имеется ребёнок 3.5 месяца. С наступлением зрелой лактации, ребёнок начал капризить, и мамочке показалось, что ребёнок не наедается. Хотя прибавки хорошие: 1-й около 2 кг, 2-й м. кг, 3-й 700 гр., писяет много. Сказала об этом врачу и сказали вводить смесь! Хочет от неё уйти, но как не знает. Едят за раз 90 мл, на ночь 120 мл. Говорит, что к обеду грудь пустая, дает сразу полную бутылку. Потом через два часа кормит грудью. Потом через каждый час раза два кормит грудью. Потом смеси снова бутылку чтоб своё скопилось опять. Потом снова пару раз каждый час своё молоко. На ночь смесь. Девочки, подскажите, как правильно уйти от смеси? Сразу убирать все или постепенно уменьшать количество, при этом давая грудь чаще?
Для кормления грудью, как и для многого другого, у нас в России нашелся особенный путь. Годы практики и активного общения с зарубежными коллегами позволили выделить некоторые особенности грудного вскармливания, которые свойственны прежде всего русским женщинам, а у европейских и американских мам складываются совсем по-иному.
Часто мамы говорят: пару месяцев покормлю, потом все равно молоко пропадет. Или: покормлю до полугода, потом прикормы начнутся, и вообще, можно пить из чашки. Или так: кормлю до года, в крайнем случае, потом молоко уже ничего полезного не содержит. Какое же из этих мнений можно считать правильным?
"Молоко все равно быстро пропадет".
Действительно, в настоящее время до 3х месяцев грудное молоко получает только 10-14% детей, остальные уже искусственники. Причина столь раннего прекращения грудного вскармливания не в том, что мамы не хотят кормить, или им рано надо выйти на работу, или им мешает плохая экологическая обстановка. Причина удивительно проста и незатейлива: женщины просто не умеют этого делать - кормить грудью. Учится им, к сожалению, в современном обществе практически не у кого. Да и большинство женщин даже не думают о том, что кормлению грудью нужно учиться. А между тем, грудное вскармливание - это женское искусство, такое же, как, например, умение вышивать, шить, вязать, вкусно готовить.
Почему-то никому не приходит в голову ждать от женщины, впервые взявшей в руки спицы и пряжу, шикарного свитера. Но все считают, что женщина, впервые взявшая в руки новорожденного, знает, как его прикладывать к груди. Она могла бы это знать, если бы на протяжении всей предыдущей жизни, начиная с раннего детства, она наблюдала, как другие женщины кормят грудью и ухаживают за своими малышами, тогда бы навыки грудного вскармливания и ухода за младенцем ей были бы известны и понятны. Но даже в такой ситуации, впервые родившей женщине, понадобилась бы практическая помощь более опытной матери. Одно дело - смотреть, как кормят другие, и другое дело - кормить самой. В современном цивилизованном обществе утрачено женское искусство грудного вскармливания, утрачена культура материнства. Молодая мама, даже готовая учиться материнству, может не найти в своем окружении женщины, имеющей опыт естественного вскармливания и ухода за младенцем. У нее будет много советчиков, на самом деле не имеющих представления о природных потребностях ребенка, но уверенных в своей правоте. Хочется порекомендовать маме, прежде чем прислушиваться к советам, поинтересоваться, как долго сам советчик кормил грудью и получал ли от этого положительные эмоции? К сожалению, для большинства мам сейчас основными источниками авторитетных сведений о грудном вскармливании выступают участковые педиатры, в большинстве своем не имеющие личного, успешного опыта грудного вскармливания и необходимых теоретических знаний, но имеющие огромный опыт наблюдения за вскармливанием искусственным. И до сих пор пользуются популярностью советы из постоянно издающихся и переиздающихся книг одного мужчины педиатра, никого грудью не кормившего и даже не имевшего родных детей.
А как же книжки? К сожалению, во многих современных книжках советы, которые там даются по организации грудного вскармливания и уходу за грудным ребенком можно озаглавить "Что нужно сделать, чтобы было больше проблем" или " Как быстрее потерять молоко". Даже если у мамы есть самые лучшие книжки о грудном вскармливании, где все правильно и подробно изложено, грудное вскармливание собственного малыша у нее может не получиться. Попробуйте, впервые взяв спицы и нитки, связать что-нибудь по книжке. Вряд ли у вас сразу все получится, но если Вы долго будете стараться, совершать ошибки, переделывать заново, когда-нибудь Вы действительно научитесь вязать. Но у мамы и новорожденного нет времени и возможности учиться методом проб и ошибок. Совершая ошибки, мама получает недостаток молока, или болезни сосков, или отказ ребенка от груди, или все это вместе. Если в этот момент рядом с ней нет человека, способного указать на ошибки и показать, как их исправить, кормить ребенка она не сможет. Вот и получается, что сейчас в нашей стране кормят ребенка успешно и долго примерно 5% женщин. Это те мамы, которым повезло: малыш сразу правильно взял грудь, а мама, прислушиваясь к своим инстинктам и нуждам малыша, не обращает внимания на советы "бывалых" подруг и родственниц. Часто такая мама сомневается в правильности своих действий, потому, что ребенок ее ведет себя совсем не так, как дети-искусственники. И если у нее есть внутренние силы противостоять настойчивым советам извне, грудное вскармливание у нее и малыша складывается вполне успешно. К сожалению, очень часто, сомневающаяся в себе женщина, у которой на самом деле все было хорошо, начинает прислушиваться к некомпетентным советам и повторять чужие ошибки.
Практическое обучение необходимым приемам, передача личного, удачного опыта от одной мамы к другой - основа и залог успешного грудного вскармливания. Мама, получившая необходимые теоретические знания и обученная практическим навыкам и приемам не испытывает проблем с грудным вскармливанием. Кормит так долго, как это действительно необходимо ее малышу с точки зрения физиологии и психологии. В цивилизованном мире становится все больше организаций, которые занимаются распространением и поддержанием в обществе знаний о грудном вскармливании. Это не медицинские организации. Это сообщества матерей, имеющих успешный опыт грудного вскармливания и готовых поделиться им со всеми, кому он необходим. Опыт грудного вскармливания передается от матери к матери. Никак по-другому он передан быть не может.
"Кормить можно до полугода, потом уже прикормы и зачем сосать, если можно пить из чашки".
Так считают люди, относящиеся к грудному вскармливанию, только, как к источнику пищи для ребенка. Таких людей сейчас большинство. Если действовать по книжке "Детское питание", относясь к грудному молоку только, как к еде и замещая кормления прикормом, к девяти месяцам останется одно грудное кормление рано утром, да и его можно кефирчиком заменить… А на самом деле сосание груди ребенку нужно не только для того, чтобы наесться. Ему нужно общение с матерью во время прикладывания к груди. Отвечая на беспокойство и плачь прикладыванием к груди, не задумываясь, нужно ли сейчас ребенку есть, пить или спать, мама формирует у малыша уверенность в ней, в том, что она всегда придет на помощь, в том, что окружающий мир доброжелателен к малышу и любит его. Все это необходимо человечку для формирования уверенности в себе и устойчивой психики, для благополучной социальной адаптации и многого другого. Если мама действует исходя из физиологических и психологических потребностей ребенка, постепенно приучая его к пище взрослых, то замещения кормлений прикормом не происходит. Переход ребенка на общий стол и грудное вскармливание - это параллельные процессы, а не взаимозаменяемые действия. Они даже иногда пересекаются, т.к. попробовав новую для себя пищу, ребенок может прикладываться к груди, запивая еду молоком. Замещать кормления прикормом ребенку, находящемуся на правильно организованном грудном вскармливании не возможно еще и потому, что у ребенка основные прикладывания-кормления связаны со снами: ребенок сосет грудь засыпая, и после пробуждения. А завтраки, обеды и ужины, во время которых он знакомится с новой пищей, происходят во время его бодрствования.
"После года в молоке ничего полезного нет".
Мамин организм не знает, что у ребенка сегодня день рождения и не начинает вырабатывать жидкость второго сорта. Молоко и на втором и на третьем году лактации содержит все необходимые ребенку белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы, гормоны, защитные факторы и многое другое. Во время инволюции лактации, когда грудное вскармливание заканчивается естественным образом, грудное молоко приближается по своему составу к молозиву. Это необходимо, чтобы максимально защитить мамину грудь и здоровье малыша в сложный период отлучения от груди. Малыш, пососав несколько месяцев молоко на фоне инволюции и получив большие количества иммуноглобулинов и других защитных факторов, которыми и богато молоко во время инволюции, после отлучения не болеет по крайней мере в течение полугода. И его мама, отлучив малыша, никогда не сталкивается с проблемами и виде мастита, в отличие от женщины, прекратившей стабильную лактацию несвоевременно и неграмотно. Так что молоко после года полезно ребенку, так же, как необходимы ему и прикладывания к груди. Малыш после года прикладывается к груди, когда засыпает и во время ночного сна, утром, когда просыпается, прикладывается днем, чтобы заснуть, просит грудь, когда хочет пить или запить другую еду, когда расстроен, обижен, нуждается в утешении, подбегает к маме пососать, когда соскучился по ней. С возрастом потребность в прикладываниях к груди уменьшается, т.к. уменьшается потребность в абсолютной материнской защите.
Все дети очень разные. Есть малыши, которые в свои 1,5-2 года совершенно спокойно могут обходится без груди, и есть дети, которым мамина грудь нужна до 3-4лет. Утверждение, что сосать грудь больше года вредно, не укладывается и в биологические рамки, если посмотреть на человека, как на млекопитающее из отряда приматов. Крупные приматы кормят своих детенышей примерно шесть периодов равных длительности беременности. У человека в таком случае длительность грудного вскармливания получается 54 месяца, или 4,5 года. Может быть кому-то и не понравится сравнение с обезьянами, но надо все-таки учитывать биологию. В первые годы жизни ребенка закладываются основы его физического здоровья, идет усовершенствование систем его организма, основной рост мозга, приходится на первые три года жизни ребенка. Грудное молоко содержит огромное число компонентов, необходимых для развития малыша. Этих компонентов нет ни в самых современных смесях, ни в пище взрослых, и никогда не будет. Как уже говорилось выше, это факторы иммунной защиты, факторы роста тканей, гормоны и биологически активные вещества, формы витаминов и соотношения микроэлементов оптимальные для усвоения. Все это нужно получать ребенку не только в первый год жизни.
Оптимальной длительности грудного вскармливания нет, т.к. нет одинаковых детей и одинаковых мам. При правильной организации грудного вскармливания, окончание этого процесса находится где-то между 1,5 и 4,5 годами, и зависит не от мнения врачей или близких родственников и подруг, а от готовности к отлучению от груди малыша и от готовности самой мамы к отлучению от груди. И больше ни от чего.
Лилия Казакова, педиатр,
консультант по грудному вскармливанию
Читать полностью
Вес 7600 (+100 ), если по весам в поликлинике, дома взвешивались 8000. Рост не замеряли.
Особо ничего нового, зубов новых не появилось. Лизавета тренируется вставать и садиться из положения стоя. Ходит вдоль опоры. Без опоры не стоит. Ходит за ручки. К концу месяца начала садиться сама с четверенек! Полюбились Лизе помидоры, как увидит аж до трясучки просит) Начали кушать рыбку.
Вес 6900 (+300), рост 68 см. без изменений.
Этот месяц был очень богат на события, Лиза сделала большой рывок в развитии. 04.06.16 наконец то у Лизуни вылез долгожданный первый зуб!
06.06.16 Лизонька наконец то поползла как раненый солдат! А через неделю сама стала подниматься на четвереньки и раскачиваться! Теперь это ее любимое занятие!
17.06.16 появился второй зубик! Теперь Лиза похожа на миленького кролика!)
Нового в еде: начали кушать мясо кролика, тыковку, персик, желток, пить грушевый сок! Печень, как не настаивала врач, так и не решилась ввести!
24.06.16 первая стрижка... мама подстригла Лизе челочку!
Вес 6685 (+500), рост 68 см. (+2)
Нового в еде: начали есть овсяную кашу, картофель, морковку, банан, чернослив и конечно же мясцо (телятинку и индейку)!
01.05.2016 Лиза впервые перевернулась с живота на спину! Пару раз потренировалась и все...не любит она это дело!
16.05.2016 заметила у ребёнка зубки, которые сидят ещё в деснах, и ну очень долго растут!
Ползать пока не хотим, хотя после массажа и гимнастики начали стоять на четвереньках подолгу, но без раскачиваний!
Очень нравиться сидеть, если посадят!
Вес 6175 гр. (+175 гр.) рост 66 см. (+2 см.)
Очень маленькая прибавка в этом месяце! Мама в расстройстве((
Нового в еде: едим уже гречневую, кукурузную и рисовую каши, овощи: брокколи, цветную капусту и кабачок! Из фруктов добавилась груша, начали есть творожок!
Из умелок...а умелок нет! Ползать ленимся, не желаем! Крутимся только по кругу! С живота на спину переворачиваться тоже не хотим! Может уснуть так и на животе! Начали попу приподнимать! Наконец то нашли ножки, и уже попробовали на вкус)) Любим разглядывать картинки в книжке! А ещё охотимся за маминым телефоном! На улице практически не спим, надо смотреть вокруг! Чётко уже вырисовываются 3 сна, два коротких до 1-1,5 часа, и один длинный до 3 часов! Ждём зубов!
Вес 6000 кг (+450), рост 64 см. (+1)
Стараемся сесть, без конца качаем пресс! Пытаемся схватить приглянувшийся предмет, при этом интенсивно дергая ножками, как бы пытаясь себе помочь! Любопытство берет верх над сном, особенно на прогулке, по долгу можем не спать и смотреть по сторонам и вслушиваться в разные звуки. Начали кушать брокколи и гречневую кашу, по началу не нравилось, а потом вошли во вкус, особенно нравиться на мамином молоке! Появились новые звуки, типа АМАМАМ, МЯМ, БУБУБУ... Можем по долгу валяться и разговаривать! Научились, наконец, засыпать самостоятельно, но от тити на сон не откажемся) Перешли на трехразовый дневной сон и пятиразовое кормление (титя на сон не в счёт)!
Рост 63 см. (+5 см), вес 5550 гр. (+550)
Хохочем по поводу и без, особенно интересна старшая сестричка! Ни сколько не лежим, надо все увидеть и изучить, в этом нам помогают мама и папа, которые носят на руках!
Рост 58 см (+6 см за два месяца), вес 5 кг (+500)
Немного не добираем по весу до среднего, но не критично! Наши успехи: твёрдо держим голову, вертим по сторонам, все интересно! Спокойно лежим на животе и озираем все вокруг, правда не долго, с маминой помощью переворачиваемся на животик, обратно самостоятельно! Смеемся, но чтоб рассмешить надо постараться, очень серьёзные! Появился режим, при любом сбое которого родители ждите истерики! Если положено гулять в определённое время, то нужно гулять, в противном случае просто не знаем чем себя занять, опять же сбой режима и капризы! Вот такие мы педанты! По долгу можем греметь погремушками в кроватке! Сосем пальцы! Очень любим барабать ногами в ванной! Пеленки нам больше не нужны, спокойно спим всю ночь! Любим спать с титей и никак больше!
Вес 4500 гр. (+700)
Во всю улыбаемся, улыбка просто не сходит с личика, узнаем маму с папой! Начали гулить! Реагируем на перепады погоды, если погода меняется, то накануне будем капризничать и плохо спать! Вернулись к пеленкам...пеленаемся на ночь и...О, чудо!!! Ночью стали спать 6-7 часов, начала маломальски высыпаться! Появились наметки на режим!
Рост 52 см. (+2), вес 3800 гр. (+900 от мин.). Месяц бессонных ночей, очень любим спать с мамой и "гулять" по ночам. Зато днем спим 3,5-4 часа! От пеленок отошли почти через неделю после выписки из роддома. Начали улыбаться всем.