Эйприл
9 лет
Л. Петрановская о роли взрослого и родительской раздражительности
Цитатник- Ответом на суровость и жестокость предшествующей модели родительства должно быть не безответственное «равенство», а властная забота - забота сильного и ответственного, доминирование, которое используется не для того, чтобы подчинять и угнетать, а для того, чтобы помогать и защищать. И кризис негативизма - как раз тот момент, когда способность к властной заботе проходит первую серьезную проверку. Довольно легко не сердиться на беспомощного младенца. А вот этот своевольный, вопящий, брыкающийся? Получится ли не перейти к насилию, но и не спасовать? Здесь очень важны оба компонента: и доминирование, и забота, потому что ребенку в равной мере будет страшно и плохо как с родителем инфантильным, беспомощным, так и с суровым, не чутким к потребностям ребенка. Если мама и папа меня не защищают, а обижают - кто меня защитит? Если мама и папа меня и моих криков боятся - что они станут делать, если придет саблезубый тигр?
Можно уступить с позиции сильного, можно сказать: «Ну, вообще-то я думаю, что этого не стоит делать, но я вижу, что тебе очень хочется пойти в новом платье гулять, поэтому я тебе разрешаю, потому что я тебя люблю» или «Я считаю, что овсяная каша очень полезна, но ты говоришь, что ты ее ненавидишь, поэтому, хорошо, мы не будем ее есть, я не буду заставлять тебя». Это уступка как проявление защиты и заботы, проявление надежной привязанности.
А можно уступить с позиции слабого: «Да отстань уже, да отвяжись, весь мозг мне уже вынес! На и замолчи, это невозможно…». Это не защита и забота, а капитуляция, выталкивание ребенка в доминантную роль, к которой он не готов и которой на самом деле не хочет. Он конфету хочет, а не в начальники.
Отказывать тоже можно из позиции заботы, а можно из позиции насилия. Можно запрещать, но при этом сочувствовать ребенку, сохранять с ним доброжелательный контакт. Можно предложить контейнирование: «Я понимаю, как тебе хочется еще мультик, но нам пора спать. Ты расстроился? Иди ко мне, я тебя пожалею». Можно предложить свою помощь в перемещении доминанты внимания, чтобы завершить удовольствие было легче: «Как ты думаешь, ты сможешь сам нажать на правильную кнопку, чтобы выключить? Какого она цвета, помнишь? А поможешь мне на стол накрыть - скоро папа придет?»
Если родитель не чувствует себя вправе запретить, если он не в доминантной ответственной роли, то он должен для того, чтобы запретить, «раскочегариться», разозлиться: это я не просто так тебе запрещаю, а потому, что ты плохой, ты виноват. «Тебе лишь бы смотреть мультфильмы бесконечно! Ты совсем от рук отбился! Как тебе не стыдно капризничать - такой большой мальчик!» - и все в таком роде. И сразу запрет перестает быть поведением защиты и заботы, он воспринимается ребенком как нападение, вызывает обиду.
Кризис негативизма - действительно сложный момент. Очень многие родительско-детские отношения дают первую трещину именно в это время. Некоторые родители даже так и говорят: «У нас до двух с половиной лет все было хорошо, а потом он стал невозможным, начал меня раздражать». Раздражение - это признак того, что родителя вынесло из взрослой позиции, из позиции защиты и заботы. - Когда взрослый чувствует себя очень большим, его тоже дети не раздражают. Он расплескал воду в ванной, неаккуратно ест, долго одевается, скачет и вопит - ну, так он же маленький. Можно что-то попытаться с этим сделать, если очень нужно, но сердиться то на что? Взрослый, который раздражается, перестал быть большим. Вот эта расплесканная вода стала больше его, эта размазанная каша, это опоздание в детский сад, этот шум в квартире. Его вынесло из взрослой роли.
Оксана
А еще отела спросить, она дает определение "кризиса негативизма"? Это когда ребенок все отрицает?
Кстати, подписываюсь под фразой "у нас до двух с половиной было все хорошо", только у нас до 2,2. Вот как раз сейчас все это начинается ярко проявляться. Нужны просто огромные моральные усилия, чтобы сдерживаться. Все наши прошедшие трудности просто тают на фоне этой ))
11.09.2015
Ответить
Эйприл
Оксан, вот что она пишет: "Примерно к трем годам, а возможно, немного раньше, иногда уже в два, ребенок вдруг меняется. Милый сладкий крошка, такой нежный, такой легко управляемый, в один прекрасный день закатывает первый скандал по пустяковому поводу. Сам повод значения не имеет. Не в той чашке дали молоко. Надели шапку, а он не хотел. Не купили в магазине чупа-чупс, а он хотел. Помогли с чем-то, а он собирался сам.
Совсем недавно, если ребенок хотел чего-то, что вы не собирались давать, его было легко унести, уговорить, отвлечь. И если не хотел, то тоже можно было щекотать, болтать, петь - и он сам не заметит, как уже одет или помыт. Но теперь все эти номера не проходят. Он может настаивать на своем и протестовать и полчаса, и час, и ни на какие уговоры и фокусы не поддается. В первый и второй раз вы утешаете себя тем, что, наверное, это он просто сегодня устал, или у него режутся зубы. После того, как скандалы становятся практически обязательной частью семейной жизни, и редкий день удается прожить без воплей, слез, кидания на пол предметов - или самого себя, вы понимаете, что тот самый кризис негативизма, о котором вы читали и слышали, пришел к вам. И жизнь ваша в обозримой перспективе станет очень насыщенной и эмоционально разнообразной.
«Кризисом негативизма» это время называется потому, что самыми главными словами этого периода становятся НЕТ, НЕ хочу и НЕ буду. По любому поводу и без: нет, нет, нет. Иногда ребенок отвечает НЕТ раньше, чем вы успели договорить. Иногда вы прямо видите, что он на самом деле очень хочет - есть, пить, спать, но твердит: не хочу, не буду. Дети, которые уже хорошо говорят, могут разнообразить репертуар: «Не хочу чистить зубы! Хочу, чтобы болели! Не хочу новой пастой! Противная паста! Не буду! Уйду от вас! Я тебя не люблю! Ты плохая!» и все в таком духе.
Надо сказать, что не все дети используют свое право на кризис негативизма на полную катушку. У кого-то все сводится к паре-тройке эпизодов, у кого-то длится несколько месяцев, а есть и такие, что начинают «зажигать» около двух и вся семья живет как на вулкане почти до четырех. Но в том или ином виде это бывает у всех: ребенок вдруг начинает упорно противиться воле родителей, не слушаться. Словно программа следования начинает давать сбой. Наблюдательные родители часто замечают, что особенно острые проявления негативизма бывают связаны по времени с рывками в развитии: до или после ребенок вдруг скачком, на глазах, взрослеет, становится более самостоятельным. Поэтому кризис негативизма еще называют кризисом сепарации, то есть отделения от родителя. Ребенок как бы выходит из блаженного слияния с ним и противопоставляет свою волю - воле родителя".
12.09.2015
Ответить
Оксана
о, да! НЕТ, НЕ хочу и Не буду! С утра до ночи )))))
прям даже радует, что пока репертуар не "более разнообразный"
12.09.2015
Ответить
Эйприл
Эх, сил тебе, Оксан! И побольше! И чтобы побыстрее закончился этот период. С 4 до 7, говорят, золотое время. Осталось дожить в целости и сохранности, желательно))
13.09.2015
Ответить
Оксана
Надо распечатать и читать утром и вечером. Это ужасно тяжело - оставаться здравомыслящим родителем в этот период. Мне не удается. Поэтому распечатаю и буду читать. Даже написать больше нечего по этому поводу. Спасибо тебе!
10.09.2015
Ответить
Эйприл
Оксан, да мне - совсем не за что (это - Петрановской). Я только рада, что эти выписки из книги кому-то еще интересны и полезны. И рада, что мы обсуждаем написанное.
И согласна, именно это тяжело дается. Хотя когда удается, то действительно становится гораздо легче воспринимать все "шалости" и непослушания. И это так сложно оставаться неким таким "непробиваемым танком". Когда ребенок еще слишком мал, это сделать легче. Ведь от него не ждешь какой-то определенной реакции и понимания. И это воспринимается нормально, когда твоя позиция только в сторону "дать". Но как только начинаешь думать, что малыш уже многое ПОНИМАЕТ, когда вступаешь с ним в отношения, подразумевающие прямую обратую связь, то начинает ужасно раздражать то, что они совпадают с ожиданием. Да и психика уже изрядно подизмоталась к этому времени.. И броня дает трещину. Потом еще, и еще. С таким "танком" уже совсем легко становится "справиться". Залечить бы их. Тогда будет легче. И сложнее пробить.
11.09.2015
Ответить