Мой опыт работы во Франции
Итак, я работаю в школе, а точнее в школах. А еще точнее в двух школах и одном колледже. Во французском колледже учатся дети с 11 до 15 лет, что соответствует российским 6, 7, 8 и 9 классам. Мое рабочее время поделено между тремя учениками так: по шесть часов на каждого из учеников начальной школы и восемь часов на подростка в колледже. Во время занятий я нахожусь рядом с ребенком, а мои обязанности зависят от того, в чем заключается его проблема, и какой результат ожидает учитель. Чаще всего нужно объяснить урок, помочь с упражнением, указать на ошибку или просто вернуть к реальности, если ребенок занят не тем, чем нужно. А бывает что нужно помочь усидеть на месте, переключить внимание, избежав кризиса, или успокоить бьющегося в истерике ученика. Проблемы у детей могут быть самыми разными, начиная аутизмом или гиперактивностью и заканчивая заболеваниями опорно-двигательной системы. И каждый раз нужно адаптироваться и постараться помочь. Учитывая отсутствие подготовки и опыта, помочь бывает сложно.
До того, как начать работу, я думала, что сейчас приду и всех спасу. Но, во-первых, с учеником уже занимается множество специалистов: психолог, логопед, эрготерапевт и другие. Во-вторых, иногда у таких детей сложная семейная ситуация: родители алкоголики, токсикоманы, лишены родительских прав и т. д. Могу ли я одна за свои 6 часов, что я работаю с ребенком, разрешить все его проблемы, сделав отличником? Вопрос риторический.
У этой работы, как и у любой другой, есть преимущества и недостатки. Начну с плюсов:
- график. 20 рабочих часов в неделю - такую работу вполне можно совмещать с семьей, чего не скажешь о полной занятости. Уикенд - гарантированно выходные дни (во Франции дети не учатся по субботам). Прибавьте к этому оплачиваемые школьные каникулы (в том числе и летние) и получите идеальную работу для мамы.
- возможность увидеть французскую школу изнутри. Мне было очень интересно, я все время сравнивала ее с российской школой. Вот, например, на переменах дети обязательно выходят на улицу, исключением может быть только ОЧЕНЬ сильный дождь. Дети бегают, прыгают, играют в подвижные игры, как известно, смена деятельности - лучший отдых. В небольших школах часто встречаются смешанные классы, например, в одном классе учатся дети двух уровней - CE1 и CE2 (в России это 2 и 3 классы). У каждого своя программа, учитель объясняет урок одним, а затем, пока они выполняют задание, занимается с другими. Еще мне очень понравилось, как здесь проходят занятия в колледже. Сравнивая со своими воспоминаниями о школе, я вынуждена была признать, что здесь все гораздо интереснее. Взять хотя бы урок истории: учитель не просто ходит и монотонно объясняет новую тему, а ученики, которым запрещено разговаривать, пытаются не заснуть. Здесь урок построен на взаимодействии учителя и класса так, что даже при желании не заснешь. Новую тему разбирают вместе, очень интересно и живо, анализируя документы, графики, схемы, карты, а в конце урока учитель грамотно подводит учеников к выводам. Домашнее задание это не выучить десять страниц сплошного текста и рассказать его у доски, а что-то типа проанализировать документ и сделать синтез в виде таблицы. Вы скажете, что многое зависит от учителя, и я с этим соглашусь. А может быть, сейчас уже и в России все изменилось, я ведь закончила школу четырнадцать лет назад. Но сравнивать я могу только с тем, что прожила сама, и в этом сравнении выигрывает французская школа. Я думаю, что еще вернусь к теме различий российской и французской систем образования, мне эта тема кажется интересной.
- школьная лексика. Раньше я не знала, как сказать по-французски «посчитать столбиком», «два пишем, один в уме», «десятичные дроби» и т. д., а теперь знаю. Это может пригодиться, когда я буду помогать Себастьену с домашним заданием. Я писала с детьми диктанты (чтобы проверить себя), сочиняла с ними простенькие стихи на французском, брала в библиотеке литературу, которую читают в колледже и с интересом слушала уроки истории и географии.
- работа, так сказать, непыльная. Сидишь себе в теплом светлом классе, на перемене можно выпить кофе и поболтать с коллегами.
Теперь поговорим о минусах:
- зарплата. Эта работа точно не для тех, чьей целью является заработать миллион. Во-первых, зарплата изначально невысокая. А во-вторых, полставки - ползарплаты.
- отсутствие роста. Карьерного точно, по поводу личностного можно поспорить. Никакого повышения, никакого челенджа. Скукота.
- фрустрация. Я работала с учеником, который из-за определенных заболеваний нервной системы очень сильно отставал от программы. Попытки объяснить умножение и деление ни к чему не приводили, потому что он даже цифры плохо знал. Тут хоть наизнанку вывернись, он не поймет, потому что объяснение надо начинать с элементарного, а у него есть полчаса, чтобы написать контрольную. Я уж и так и сяк, а результата никакого. А когда не видишь результата своей работы, не видишь смысла ее выполнять. Бывали также уроки, во время которых моя помощь не требовалась совсем. Тогда я зевала и с грустью думала о том, сколько всего интересного я могла бы сделать за это бесполезно потраченное время.
- ассистент школьной жизни это не учитель. Учитель - гос.служащий, пользующийся уважением, с высшим образованием и достойной зарплатой. Неприятно находиться на гораздо более низкой позиции, имея такой же диплом. И даже два.
Несмотря на минусы, я рада новому опыту. Отвечая на вопрос о совмещении работы и семьи, с уверенностью могу сказать, что при работе на полставки это вполне реально. Мне повезло, что с сыном сидел муж, так я была спокойна за него (сына, не мужа:)). А я, приходя с работы, не падала от усталости - времени хватало и на ребенка, и на домашние дела. После такого графика, как-то больше нет желания возвращаться к 40-часовой рабочей неделе. Именно поэтому я сейчас думаю, не дать ли себе и школе второй шанс...