ПРИКОРМ. ВИДЫ. МОЙ ОПЫТ
Мой ребенок. Делюсь опытомЯ знаю два основных вида прикорма - педиатрический и педагогический.
Педагогический прикорм - это практически всем родителям известные нормы, установленные педиатрами, когда и какой продукт следует вводить. Обычно, начиная с 6 месяцев вводятся в рацион ребенка моно компонентные овощные пюре: кабачок, брокколи, цветная капуста, потом вводятся каши, опять-таки из одного злака: рисовая, гречневая, овсяная, чуть позже фрукты, потом мясо, рыба и молочные продукты. Эти нормы прописаны и обычно сведены в таблицу для удобства родителей и там указано сколько и когда давать ребенку. Основная цель данного прикорма постепенно заменять кормления грудью на обычные продукты и, постепенно сокращая количество кормлений, полностью перейти на взрослую пищу, отлучив от груди.
Плюсы у этого прикорма в том, что есть четкая определенность, что когда давать. Если вдруг появилась какая-то аллергия, то легче определить на какой она продукт.
Но в этом прикорме или мамам приходится отдельно готовить ребенку, что достаточно тяжело и занимает дополнительное время, или кормить покупными баночками. А в составе многих зачастую содержится сахар, искусственные витамины, загустители и другое. Поэтому я призываю обязательно читать состав всего, что даете маленьким детям.
Но есть также педагогический прикорм и сейчас он набирает популярность. Он заключается в том, что ребенка, когда у него появляется пищевой интерес, знакомят с едой, которую ест мама. Т.е. ребенку мама дает попробовать из своей тарелки все, что ест сама. Но это именно знакомство, здесь нет цели накормить его этой едой. Даются микродозы соизмеримые со спичечной головкой. И очень мягко и постепенно они увеличиваются и ребенок полностью переходит за общий стол.
В этом прикорме очень удобно то, что маме нет необходимости отдельно готовить для ребенка, он есть то же, что и вся семья. Ту пищу, которую он пробует он после получает через молоко мамы и это помогает его пищеварению.
Но в данном варианте, конечно сложнее определить, если появляются какие-то проблемы с кишечником или аллергия.
Лично я соединила эти 2 варианта. С 5,5 месяцев мы ввели прикорм. Вообще ВОЗ не рекомендует вводить прикорм раньше наступления полугода, причем это касается как детей на ГВ, так и искусственников. Но я ориентировалась по пищевому интересу. Обычно это видно, ребенок начинает интересоваться едой. Он прям требует дать ему что-то попробовать и показывает всем своим видом, что не против съесть чего-нибудь помимо молочка. У нас я это заметила в 5,5 мес, а так как в это время заканчивался дачный сезон и были свои кабачки, яблоки и груши, то мы начали с них. Я отваривала кусочек кабачка, вставляла его в ниблер и давала доченьке. И она минут на 10 была занята процессом. Так же чуть позже делали с яблоками и грушами (свежими).
В 6 месяцев я купила детские растворимые кашки: гречневую, рисовую и кукурузную и чередовала их на завтрак. Баночек я не покупала, а готовила дочери сама в пароварке. Только чуть позже зимой на прогулку я брала покупное фруктовое пюре для перекуса, а как пошли фрукты, то уже брала с собой свежие сезонные ягоды и фрукты.
Кстати, овощи я заранее в сезон нарезала кубиками и наморозила. Мы начали свой прикорм в октябре и до следующего дачного сезона в моей морозилке было достаточное количество кабачков, брокколи, цветной капустки. Также я в станице купила кролика и, нарезав кусочками, заморозила для доченьки. Правда, если честно не успела ей это все скормить :). Ели также яблоки, груши. Каши я постепенно стала заменять на "настоящие", купила кофемолку и перемалывала овсяные хлопья и варила ей. Потом постепенно она стала есть и не измельченные каши. Гречка, например, ей больше нравилась крупинками, чем пюреобразное.
Пить мы сразу стали из чашки. У нас не было каких-то специальных приспособлений и из ложечки тоже не давали. Так как я сама в основном пью воду, то и у ребенка это основное питье. Но она также может пить молоко, прям из холодильника и домашние компоты.
Но кроме всего этого я давала дочери знакомится с тем, что ем сама, но если в педагогическом прикорме ребенку дается прям все, то я давала только один новый продукт за раз. И так, постепенно, к 9 месяцам мой ребенок уже перепробовал все, что я ела. При этом у нее не было ни проблем с кишечником, ни аллергических реакций. И в 9 месяцев мы смело перешли за общий стол. Какое это было облегчение! Сразу стало ощутимо больше свободного времени. Теперь мне не приходилось 3-4 раз в день отдельно готовить и кормить ребенка, а чтобы самой поесть просить или мужа с ней посидеть, или быстро есть урывками. Я теперь садилась с ней за стол, она была у меня на ноге и я кормила ее из своей тарелки всем, к чему она проявляла интерес. И в это же время спокойно кушала сама. При этом я не развешала ребенку залазить руками в тарелку или разводить грязь на столе, она открывала рот и терпеливо ждала, пока я поднесу к нему вилочку.
Но если за столом я не давала ребенку трогать продукты, то при этом я понимала насколько важно ей изучать их и тренироваться пользоваться приборами. Поэтому когда она уже наедалась, я брала отдельное блюдце, клала на него по чуть-чуть той еды, которую мы только что ели и ставила ее на пол. Туда же отправлялась и доча с ложкой, а позже и с вилкой в руках. На полу ей разрешалось делать с этой порцией все, что она захочет. Она могла усердно пытаться еду взять ложкой или вилкой, потом хватать руками и изучать на прочность, размазывать по полу, по себе, в общем делать все, что душа пожелает. Я в это время спокойно доедала и успевала еще иногда чаек попить :)
С уборкой, мне было проще из-за проживания у нас вечно голодной собаки. Когда доча заканчивала "тренировку" я звала Басю, и она съедала все до последней крошки, после чего мне осталось просто протереть пол тряпочкой, ну а ребенок при необходимости несся сразу в ванну.
Где-то около года дочь пересела за отдельный стул и у нее появилось свое место за столом. Теперь у нее уже есть своя тарелка, вилкой она пользоваться уже умеет, а с ложкой еще не все так хорошо, но она старается. Сейчас ей 1 год и 4 мес. Ест она хорошо, абсолютно все. Но, как и у многих детей у нее есть эпохи пищевого поведения. Это когда ей хочется какого-то определенного продукта некоторое время. Например, у нас было время когда она ела постоянно мясо, а сейчас она от него отказывается, зато готова кисломолочное есть на завтрак, обед и ужин. Но накормить ее проблем никогда нет ни в гостях, ни дома. За время от начала введения прикорма аллергия у нее была только однажды на покупной йогурт. С кишечником вообще не было проблем. Сейчас она лопает и арбузы, и все фрукты/ягоды, очень любит кукурузу, обожает сыр. И мне живется намного легче, я не ломаю себе голову, чем ее накормить, я просто готовлю для всей семьи по возможности здоровую и разнообразную пищу.