Игры на развитие речи
Игры на развитие речи
1. Развитие общего подражания
- Капуста
Ход игры : Прежде чем начинать игру, необходимо уточнить представления детей о том, что такое квашеная капуста, как и из чего ее готовят. Хорошо тут же показать детям квашеную капусту, дать попробовать.
- Кто любит квашеную капусту? Она очень вкусная и полезная. Сейчас мы будем готовить квашеную капусту: я буду говорить стишок и показывать движения, а вы повторяйте за мной!
Мы капусту рубим, рубим!
(руки согнуты в локтях, ладони «лопаткой», движения перед собой вверх и вниз - если левая рука вверху, правая внизу)
Мы капусту солим, солим!
(руки согнуты в локтях прямо перед собой, пальцы - большой, указательный и средний - собираем в щепоть, шевелим пальцами, будто солим)
Мы капусту трём, трём!
(руки перед собой, согнуты в локтях, пальцы складываем в кулак, трем кулачки друг о друга)
Мы капусту жмём, жмём!
(руки перед собой, согнуты в локтях, поочередно то расставляем пальцы в стороны, то собираем в кулак)
- Вот какие мы молодцы - приготовили капустку!
- Цветки
Ход игры : Предложите детям поиграть в цветы. Комментируйте свои действия словами:
- Представьте, что это полянка. А на полянке растут красивые цветы. Давайте, мы с вами будем цветками. Слушайте и повторяйте за мной!
Наши красные цветки
(согнутые в локтях руки соединяем и поднимаем перед собой, ладошки складываем ковшиком)
Распускают лепестки.
(пальцы расставляем в стороны)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(шевелим пальчиками)
Наши красные цветки
Закрывают лепестки.
(снова соединяем пальчики в «бутон»)
Головками качают,
(качаем из стороны в сторону соединенными вместе кистями рук)
И тихо засыпают.
(соединенные кисти рук подкладываем под голову).
- Деревце
Ход игры : Предложите детям поиграть в деревца. Комментируйте свои действия словами:
- Сейчас мы с вами превратимся в деревья. Слушайте и повторяйте за мной!
Дует ветер нам в лицо,
(машем кистями рук, обмахивая лицо)
Закачалось деревцо!
(всем корпусом раскачиваемся из стороны в сторону)
Ветерок всё тише, тише,
(качаемся медленнее, затем останавливаемся)
Деревце всё выше, выше!
(поднимаем руки, тянемся вверх).
2. Игры на развитие слухового восприятия
- Звуки улицы
Ход игры : Игра проводится во время прогулки по улице или в общественном транспорте. Помогите ребенку выделить среди других звуков разнообразные транспортные шумы - сигналы автомобилей, звон трамвая, скрип тормозов, гудение эскалатора в метро, стук колес поезда, гудение самолета в небе и др. После того, как ребенок научится различать эти звуки, предложите определить их с закрытыми глазами: стоя у перекрестка, определить, стоят машины или едут; угадать, далеко находится трамвай или подъехал близко и т. д.
- Погремушки
Оборудование : звучащие игрушки - погремушки, свистульки, пищалки, колокольчики, трещотки и др.
Ход игры : Подберите набор разнообразных звучащих игрушек. Вместе с ребенком извлекайте из них звуки, пока малыш не научится четко дифференцировать их на слух. После этого можно организовать игру «Узнай по звуку»: спрячьте игрушки за ширму, пусть ребенок послушает издаваемые звуки и угадает, какая игрушка звучала (можно производить звуки за спиной у ребенка). В этой игре можно поменяться с ребенком ролями: он играет, а вы угадывайте игрушки и называйте их.
- Весёлый Петрушка
Оборудование : игрушка Петрушка; детские музыкальные инструменты - барабан, бубен, металлофон, пианино, дудочка, гармошка.
Ход игры : Педагог начинает игру с объяснения.
- Сейчас к тебе в гости придет весёлый Петрушка. Он будет играть в бубен. Как только услышишь звуки - повернись! Раньше времени поворачиваться нельзя!
Педагог располагается за спиной ребенка на расстоянии 2-4 м. Ударяя в бубен (или другой инструмент), быстро достает из-за спины Петрушку. Петрушка кланяется и снова прячется. Игру можно проводить, используя разные музыкальные инструменты.
3. Развитие дыхания
- Вертушка
Оборудование : игрушка-вертушка.
Ход игры : Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.
Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно:
- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
- Песня ветра
Оборудование : китайский колокольчик «песня ветра».
Ход игры : Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее - звук стал громче.
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
- Летите, птички!
Оборудование : 2-3 разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами).
Ход игры : Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут одну птичку. Педагог предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз).
- Какая красивая у тебя птичка! А она умеет летать? Подуй так, чтобы птичка улетела далеко! Дуть можно один раз. Вдохни и набери побольше воздуха. Полетела птичка!
В ходе групповой игры можно устроить соревнование между двумя-тремя детьми: каждый дует на свою птичку. Побеждает тот, чья птица улетела дальше. Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, дули только один раз, сильно не напрягались.
4. Развитие моторики рук
- Непослушные шарики
Ход игры : Раздайте малышам небольшие шарики и предложите покатать их ладонью по столу (шарик на столе, выпрямленная ладонь накрывает шарик сверху). Возможны движения вперед-назад, в стороны, круговые движения. Старайтесь, чтобы во время игры шарики не выкатывались из-под ладоней.
- Вот вам маленькие шарики. Давайте поиграем с шариками - покатаем их по столу. Только шарики непослушные - хотят убежать. Не отпускайте их!
После того, как дети научатся катать шарики ладонями, можно предложить катать каждым пальцем поочередно бусины, крупинки.
-Катись, карандаш!
Оборудование : карандаши с ребристыми краями.
Ход игры : Раздайте малышам карандаши и предложите покатать карандаши между ладошками. Покажите, как прокатывать карандаш, двигая прямыми ладонями поочередно вперед-назад. Если у малышей не получается и карандаш выпадает из рук, можно сначала научиться катать карандаш по столу одной рукой, потом другой.
- Весёлый шнурок
Ход игры : Намотайте на руку ребенка шнурок, обматывая каждый пальчик в несколько рядов. Во время игры приговаривайте стишок:
Вверх шнурок, вниз шнурок,
И еще, еще разок!
Вот какой у нас узорчик!
Вот какой у нас заборчик!
Затем предложите малышу размотать шнурок и снять его с руки.
Еще больше о развитии речи: