Меня часто спрашивают, что я думаю об обучении чтению целыми словами и почему я не использую этот метод в своих занятиях.
С чего начиналось
Давайте обратимся к истории. С XVI века в России использовали буквослагательный метод. Раньше буквы были аз, буки, веди… мало того, что буквы надо было выучить, их обозначение, так еще и то, как они называются. Учили названия букв, затем составляли из них слоги, заучивали их, читали по «складам». «Буки да аз, буки да аз». Что будет? - «ба-ба». Такой чисто механический способ. Дети мало что понимали, но запоминали. Недостатки этого метода: во-первых, не развивал детей умственно, они не понимали, что это такое, откуда, как из сочетания каких-то значков получались слова. И во-вторых, этот способ очень долгий (до двух лет), и таким же способом обучали письму. В итоге три - четыре года ходили в школу, чтобы получить основы грамоты.
Истоки метода Н. А. Зайцева
На смену этому методу в XIX веке появился слоговой. Стали не буквы изучать, а слоги показывать, как Зайцев на кубиках: слоги, слоги, слоги… Их надо выучить. Дети видят их на кубиках (карточках, таблицах) и запоминают, не понимают, но запоминают. С 3 лет дети, манипулируя кубиками, где нарисованы слоги, начинают их комбинировать, и, казалось бы, читать по слогам. Составил кубики с известными слогами и читает. Эффект хороший, в 3 года читает, раннее обучение! Зайцев ездит с семинарами, продает эти кубики с инструкциями, до сих пор есть детские сады, которые работают по этой методике. Но история отвергла этот метод, он не прижился.
Недостатки слогового метода обучения чтению
Почему? В чем недостатки? Он все равно механический! Да, он сокращал сроки, потому что из процесса обучения было исключено заучивание названий букв и составление из них слогов. Ученикам предлагалось выучивать сразу слоги. Но откуда взялись слоги дети тоже не знали! Слоги не отражают звукобуквенное письмо, поэтому, когда такие дети идут в школу и начинается звуковой анализ слова, то, что они складывали слоги -не помогает, у таких детей много ошибок при письме, они не слышат, как звlittle girl reading a bookучит слово. У нас письмо звукобуквенное, мы определяем по звучанию какую букву написать и пишем ее. Чем прозрачнее для человека звуковая ткань слова, тем грамотнее письмо. Поэтому на смену слоговому методу пришел звуковой-аналитико-синтетический метод. Начинается с разложения слов на слоги, звуки - это анализ, а потом соединения их - синтез. Более развивающий метод, более понятный детям.
Метод целых слов
Широко используется родителями, заимствован из Америки. Дается картинка, под картинкой слово. Детям показывают это и они запоминают начертание слова и постепенно начинают читать. Казалось бы - красота! Родители в восторге, ребенок уже не «быкает», не «мыкает» слоги, а читает сразу слово или даже фразу из знакомых слов. Но дети заучивают слова! Они не в состоянии прочитать незнакомое слово!
Почему этот метод до сих пор используется в Америке и является там оправданным?
Потому что у них написание слов и их произношение не совпадает. Да, у нас не совпадает тоже, но не до такой степени. Там действительно нужно запоминать как пишется слово. Вспомните как вы изучали английскую грамматику, сколько там правил чтения? Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста не в состоянии их усвоить, и поэтому чтение слов надо запомнить. К тому же в английском языке много коротких слов, гораздо больше, чем в русском. Этот метод оправдан для английского языка, и дети, изучая его как иностранный, в раннем возрасте тоже учатся так читать.
Но он не подходит для русского языка и поэтому еще в 35 году прошлого века был отвергнут, как не соответствующий природе русского языка и дающий плохие результаты в обучении. Дети делали очень много ошибок при письме: пропускали буквы, искажали слова (в английском языке нет изменения слов по роду и спряжению, а в русском слова должны менять окончание).
То же с Японским языком - иероглиф обозначает слово, поэтому у них обучение на словах и заканчивается, а мы должны знакомиться с буквами и звуками. И в связи с этим, применяя японский Шичида метод обучения детей, я опускаю занятия по обучению чтению методом целых слов.
Пишите в комментариях, что вы думаете по этому поводу, делитесь своим опытом обучения чтению.
Девочки, посоветуйте хорошего парикмахера на правом берегу. Чтоб мог посоветовать,какую стрижку сделать, ну и подстриг хорошо) Желательно с соответствием цена-качество))
Часто родители в играх с ребенком специально поддаются и дают ему выиграть. Чаще всего родители считают, что в игре взрослого и ребенка, ребенок изначально находится в неравных условиях и, таким образом, пытаются это устранить. Кроме того, родителям хочется, чтобы ребенок почувствовал успех, у него не пропало желание играть от вечных проигрышей и не вырос неуверенной в себе личностью.
Родители понимают, что поддаваться все же надо не всегда и дают ребенку возможность проиграть, чтобы избежать необоснованно завышенной самооценки. Взрослые используют две крайние позиции: поддался и проиграл либо выиграл.
Но ведь игра многогранна и несет несколько задач. В том числе воспитание нравственности. В игре у ребенка формируется представление о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
Если до 4 лет основное - усвоение детьми культурно-гигиенических навыков, культуры поведения, то в после 4 лет в центре внимания - воспитание у детей нравственных чувств и отношений. Если, выиграв пару раз в игру, взрослый, продолжая играть с ребенком, начинает помогать ему советом как надо играть, чтобы победить. Наконец ребенок тоже станет победителем. Дети потом сами вызываются помочь младшим во время игры, учат других играть в игры. Этому способу хорошо обучать старших детей в семье, при этом обращать внимание: Дима поступил как хороший товарищ, помог Ване. Этот способ в первую очередь относится к дидактическим играм, его сложно применить, например, в играх спортивных.
Узнать больше про виды игр вы можете, прослушав бесплатный вебинар «Какие бывают игры или во что поиграть с дошкольником».
Расскажите об этой статье друзьям, нажав на кнопки социальных сетей!
Девочки, очень хочу дочке на Новый год что-то из этой серии, но глаза разбегаются от количества и разнообразия цен. Дочке 3.5 года, у кого есть игрушки такие? Подскажите как выбрать, какой фирмы, какого качества. Есть ли смысл брать именно трансформера для ребенка такого возраста? И если да, то опять же, какой фирмы, чтобы он не развалился через 3 дня.
Сама больше склоняюсь к тому, что ей пойдут и не трансформеры, а просто машинки, но на них тоже цены от 300 р., до 1500 - а в чем разница, вот вообще не пойму(((
может кто- прям на интернет-магазин ссылку даст.
ПОЖАЛУЙСТА! До нового года уже времени мало, а я все не разберусь(((
Весьма интересна подача информации. Книга носит формат художественной, но в то же время не является таковой в полном смысле. Повествование идет в виде вавилонских притч. Увлекательно и доступно рассказано о философии жизни и денег, о том, как надо жить, чтобы избежать долгов, выкарабкаться из долговой ямы, если в нее попал и заработать состояние.
Предлагаемые в ней рецепты актуальны для каждого. Ошибки, которые люди совершали по отношению с деньгами в древние времена ничем не отличаются от тех что они совершают сейчас. Кто-то из читателей, видит в этой книге одну идею - откладывать 10% с дохода, и потом инвестировать. На мой взгляд, книга гораздо глубже. Часть этого смысла можно передать цитатой: «Если у человека - душа раба, он станет рабом независимо от своего происхождения. Если же у него душа свободного человека, он обязательно станет уважаемым гражданином, пусть даже и несчастья обрушатся на него». Книга позволяет поверить в себя и иначе взглянуть на жизнь.
Еще одна книга «Секрет миллионера»
Тоже вполне приличная и интересная книга. Но сразу скажу, она не для всех. В ней очень много моментов связанных с эзотерикой. Книга также помогает поверить в себя, вдохновляет и мотивирует. Те, кто не готов воспринимать книгу всерьез, может прочитать ее как художественную, сюжет увлекательный. А вот применять ли предложенное на практике, или нет - решать только вам. В книге описаны приемы создания личного состояния. Простая, но очень глубокая книга.
Эта книга выросла из детской книжки «Пес по имени Мани». Невероятно легкая и увлекательная книга, которая содержит пошаговый план изучения финансовой грамотности в доступной форме. Очень рекомендую ее всем, и если у вас есть детки 11-13 лет, то найдите ее детский вариант, ребенку будет полезно и интересно. Книга содержит много практических советов о том, как управлять своим бюджетом, сократить расходы и увеличить доходы. Мудрая, интересная книга, с оригинальным стилем повествования. Кроме того, книга помогает обрести новые цели и желания!
У нас в городе работает увлекательный проект для детей «Умная прогулка». Это проект, который помогает мамам в развитии и воспитании детей. 8 ноября мы снова побывали в гостях в Центральной библиотеке им. В.И. Ленина, где встречала нас добрая и внимательная Ольга Викторовна Сафронова. Она показала ребятам редкие книги, которые хранятся в Ульяновске в единственном экземпляре, старинную мебель и предметы интерьера 18 в.
Продолжилась «Умная прогулка» уже в новом здании библиотеки, где с интересом сделали яркие и полезные «Веселые счеты»! Эта поделка закрепляет навык порядкового счета и запоминание цифр.
В пятницу мы с дочкой ходили к логопеду. И на жалобы на отсутствие некоторых звуков, например, «р», логопед сказал, что это норма. Лет до 5 и даже 6. !! При этом упор делался на слове «Сейчас».
Сейчас - это норма, ребенок до 6 лет может не выговаривать все звуки, а вот раньше, к 4 годам речь должна была быть полностью поставленной.
Объясняется это тем, что сейчас много отклонений, задержка речевого развития - бич современных детей.
Я не буду сегодня подробно останавливаться на ее причинах, моя цель - обратить Ваше внимание на распространенность проблемы. Загляните в социальные сети для мам - в среднем 2-3 человека в неделю пишут посты заданной тематики. Выйдите на детскую площадку, когда там гуляют 2-х летки. Много ли среди них говорящих?
А ведь в большинстве своем - проблемы с речью можно предотвратить, и поэтому раньше они не были так распространены. С первых месяцев жизни ребенка обращая внимание на определенные «звоночки», можно выявить предвестники задержки речевого развития и начать с ними работать. Проблему легче предупредить, тем устранить после возникновения. В ситуации с речью - это особенно актуально, ведь речь - сказывается на общем развитии ребенка, причем не только в дошкольном возрасте.
Дочке поставили дизартрию. Речевой аппарат плохо работает. Сказали ждать, года в 4-5 возьмут на занятия, а пока - только самим заниматься. Мол до этого возраста на занятия берут только тех, кто не говорит. А у нее словарный запас хороший, вот только "каша во рту".
Вот мы и стали заниматься дома. В пятницу и воскресенье. А сегодня она уже стала звук "Р" произносит!
Прибежала ко мне, как закричит "тРРРРяпка", а потом обняла и сказала: "Мамочка, ты мой самый лучший друг! Спасибо, что научила меня говорить слово "тряпка", "трактор" и "храм".
Вот такая у нас дизартрия)))
Верьте в своих детей, а главное - занимайтесь с ними!!!
Счеты- простое пособие для знакомства ребенка с арифметикой.
С помощью них мы сначала развиваем мелкую моторику, потом изучаем категории «один - много», порядковый счет сначала до 3, а потом уже и до 10, причем считать можно как в прямом, так и в обратном порядке. Учимся определять категории «больше», «меньше», «поровну», ну и напоследок, учимся решать первые примеры. И с этим в состоянии справиться ребенок до 4 лет.
А вот с четырех лет уже переходим к полноценной работе со счетами, осваиваем их использование и если вы при этом еще развиваете правое полушарие головного мозга, то использование счетов поможет детям проводить в уме сложнейшие математические действия.
Дети с развитым правым полушарием, могут представить счеты и через их яркий образ, используя навыки фотографической памяти - посчитают любой пример как на счетах, но уже без них. Не верите? Тогда смотрите сами: https://www.youtube.com/watch?v=PecIEbt1pas&feature=youtu.be
Напоминаю Вам, что в группеАнина до-школапроходит конкурс «Осенние поделки». Для участия в конкурсе разместите в альбоме группы фотографию поделки, которую Вы делали совместно с ребенком, также это может быть рисунок, или аппликация. Подробные условия тут:https://vk.com/doshkola5?w=wall-96922239_416
В понедельник мы определим победителя, которому достанется книга Александра Голубева: «Я дрессирую карандаш. Рисовалки-разукрашки-поговорки-вверхтормашки».
Если Вы хотите принять участие в конкурсе, но у Вас нет готовой поделки, в помощь Вам книга «Осень с детьми», в которой Вы кроме поделок и творчества также найдёте осенние игры для улицы, подборку осенних песен, загадок и многое другое, для завершения осени. «получить книгу:http://sveta97.justclick.ru/free/osen_s_detmi?utm_med..
Ну а если Вы не хотите принять участие в конкурсе, то помогите нам выбрать победителя, поставив отметку «нравится», лучшей работе.
Еще, я поблагодарю участников опроса, по его результатам я подготовила план проектов «Аниной до-школы» и большое внимание в нем уделено встречам с Вами, нашему общению. И чтобы назначать вебинары на удобное для Вас время, я прошу Вас поучаствовать еще в одном просе, он займет не более 2 минут, выберите удобный для Вас день недели и время встреч, чтобы Вы присутствовали онлайн с пользой для себя!
P.S. Весь ноябрь у нас скидка 15% на практический курс по развитию речи у детей до 3 лет «Как разговорить ребенка и услышать от него первый стих». Чтобы получить скидку, при заказе введите купон S015.