по стельке 25, 3 см, высота танкетки 9 см. Очень красивые...
Если кто то знает ссылочку, поделитесь пожалуйста!!!
Всем доброго дня!
Предлагаю принять участие в моей яркой ЗИМНЕЙ конфетке!!!
Закупочка тут http://www.babyblog.ru/community/post/opt/1758101
Автор-составитель: Пуляева Ольга Сергеевна, воспитатель 1 ясельной группы МБДОУ №128 г. Мурманска.
Материал предназначен для воспитателей групп раннего возраста.
Хочу поделиться из своего опыта работы некоторыми игровыми приемами и упражнениями по развитию речи. Данные упражнения можно вводить в минутки здоровья на занятиях или между ними.
Развитие речи детей раннего возраста.
«Родное слово является основой всякого умственного
развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно
заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».
К. Д. Ушинский.
В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи, внимании.
Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. С помощью речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему.
Воспитателю группы раннего возраста необходимо вести систематическую и целенаправленную работу по развитию речи воспитанников. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Изучив методическую литературу, я поняла, чтобы развить речь ребенка многосторонне, нужен комплексный подход. Поэтому я использую весь арсенал игровых приемов, наглядности, действий с пальчиками, артикуляционную гимнастику и т.д.
Хочу поделиться с вами некоторыми приемами и упражнениями, которые я использую в своей работе по развитию речи.
1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.
Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.
Дыхательные упражнения.
Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.
1.«Подуем на снежинку».
Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.
2. «Бабочка летает».
Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.
3.«Плывет, плывет кораблик».
Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.
Артикуляционная гимнастика.
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Упражнение «Заборчик».
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы -
Посчитаем наши зубы.
Упражнение «Хобот слоненка».
Подражаю я слону
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
2. Игры по развитию общей моторики.
Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.
Мы идем по кругу, посмотри,
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.
Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,
А потом, как аисты встали - и молчок.
3. Подвижные игры с речевым сопровождением.
Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.
Например, подвижные игры «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».
4. Логоритмические игры с самомассажем.
Во время игр с самомассажем воспитатель читает стихотворение, сопровождая слова движениями.
«Лягушата»
Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.
Выгибают спинки, спинки - тростинки
Ножками затопали, ручками захлопали,
Постучим ладошкой по ручкам немножко,
А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.
Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам,
Хлопают ладошки нас уже по ножкам.
Погладили ладошки и ручки и ножки.
Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья».
5. Игры - подражания с речевым сопровождением.
Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.
«Птичий двор»
Наши уточки с утра - «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,
Наши гуси у пруда - «Га-га-га!», «Га-га-га!»,
Наши гуленьки вверху - «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»
Наши курочки в окно - «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,
А наш Петя-петушок рано-рано поутру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»
«Произношение гласных звуков»
- А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик,
девочка укачивает куклу).
- О-о-о (разболелся зуб,удивление).
- У-у-у (гудит поезд).
-И-и-и (жеребенок ржет).
Звуки произносятся на выдохе.
6. Пальчиковые игры.
Это уникальное средство для развития речи: стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.
«Замок»
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Покрутили, постучали, потянули… и открыли.
7. Игры с различными предметами и материалами.
Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями.
«Яичко»
(катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками).
Маленькая птичка принесла яичко,
Мы с яичком поиграем,
Мы яичко покатаем,
Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.
«Крутись карандаш»
(карандаш должен быть ребристым).
Катание карандаша по столу вперед- назад,
чтобы карандаш не укатился.
Сначала одной рукой, потом другой.
Следовательно, очень важно работать над развитием речи малышей, но так же необходимо большое внимание уделять умению детей раннего возраста контактировать с окружающими людьми, учиться общаться, договариваться.
В заключение хочу сказать следующее, наши воспитанники - самые маленькие в детском саду. Они еще мало что знают, далеко не все понимают и совсем немногое умеют.
Ранний возраст по признанию специалистов всего мира - это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Наша с вами задача - сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.
Главное, ребёнок не должен нуждаются в заботе, внимании и любви со стороны взрослых и нас, в том числе.
Идеи открыток для творчества с ребёнком к 23 февраля. Сохраняйте!
Обсудим в данной теме, как лечить пневмонию у ребенка. Пневмония - это воспаление легких, характеризуется воспалением паренхиматозной, респираторной части легких. Классификация по форме: острая пневмония делится на внебольничную, внутрибольничную, при перинатальной инфекции и у больных с иммунодефицитом. По морфологической форме: очаговая, очаговая - сливная, сегментаная, долевая, интерстициальная. По течению: острая, затяжная (при отсутствии разрешения пневмонического процесса в сроки от 6 до 8 недель). По развитию осложнений: легочные (синпневмонический плеврит, метапневмонический плеврит, легочная деструкция, абсцесс легкого, пневмоторакс, пиопневмоторакс), внелегочные (инфекционно-токсический шок, ДВС-синдром, сердечно-сосудистая недостаточность, респираторный дистресс-синдром).
Этиология. В качестве этиологического фактора выступают различные бактерии: пневмококки, стафилококки, стрептококки, клебсиелла пневмонии, грамотрицательная флора и микоплазмы (внебольничная форма); стафилококк, синегнойная палочка (внутрибольничная форма); хламидии, цитомегаловирусы (при перинатальной инфекции); различные бактерии у больных с иммунодефицитом.
В возникновении заболевания важную роль могут играть вирусно-бактериальные ассоциации, химические и физические агенты - воздействие на легкие химических веществ (бензина и др.), термические факторы (охлаждение или ожог), радиоактивное излучение (этиологические факторы обычно сочетаются с инфекционными). Пневмонии могут быть следствием аллергических реакций в легких или проявлением системного заболевания (интерстициальные пневмонии при заболеваниях соединительной ткани).
Патогенез. Возбудитель проникает в легочную ткань бронхогенным, гематогенным и лимфогенным путями из верхних дыхательных путей обычно при наличии в них острых или хронических очагов инфекции или из инфекционных очагов в бронхах (при хроническом бронхите, бронхоэктазах). Особую роль в патогенезе играют нарушения защитных механизмов бронхолегочной системы, а также состояния гуморального и тканевого иммунитета. Выживаемость бактерий в легких, их размножение и распространение по альвеолам зависят от их аспирации со слизью из верхних дыхательных путей и бронхов (чему благоприятствует охлаждение), от избыточного образования отечной жидкости, охватывающей при крупозной (пневмококковой) пневмонии целую долю или несколько долей легких. Одновременно возможно иммунологическое повреждение и воспаление легочной ткани вследствие реакции на антигенный материал микроорганизмов и другие аллергены.
Вирусная инфекция, вызывая воспаление верхних дыхательных путей и бронхов, а в ряде случаев и пневмонию, еще чаще благоприятствует активации бактериальной инфекции и возникновению бактериальных очаговых или долевых пневмоний. Появлению бактериальных пневмоний обычно в конце первой или в начале второй недели после респираторного вирусного заболевания соответствует значительное снижение бактерицидной активности альвеолярно-макрофагальной системы легких. Хроническая пневмония может возникнуть вследствие неразрешившейся острой пневмонии при замедлении и прекращении резорбции экссудата в альвеолах и формировании пневмосклероза, воспалительно-клеточных изменений в интерстициальной ткани нередко иммунологического характера (лимфоцитарная и плазмоклеточная инфильтрация).
Затяжному течению острых пневмоний, их переходу в хроническую форму способствуют иммунологические нарушения, которые обусловлены повторной респираторной вирусной инфекцией, хронической инфекцией верхних дыхательных путей (хроническими тонзиллитами, синуситами и др.) и бронхов.
Клиника и лечение пневмонии у детей. Зависит от этиологии, характера и фазы течения, морфологического субстрата болезни и его распространенности в легких, а также осложнений (легочного нагноения, плеврита и др.). Острая пневмония обычно начинается резко, нередко после охлаждения: больной испытывает потрясающий озноб; температура тела повышается до фебрильных цифр 39 - 40 °С, реже до 38 или 41 °С; боль при дыхании на стороне пораженного легкого усиливается при кашле, вначале сухом, затем влажном, с гнойной вязкой мокротой. Состояние больного тяжелое. Кожные покровы лица гиперемированы и цианотичны. Дыхание учащенное, поверхностное, с раздуванием крыльев носа.
После применения антибактериальной терапии высокая температура постепенное снижается. Грудная клетка отстает в акте дыхания на стороне пораженного легкого, перкуссия которого в зависимости от морфологической стадии болезни обнаруживает притупленный тимпанит (стадия прилива), укорочение (притупление) легочного звука (стадия красного и серого опеченения) и легочный звук (стадия разрешения).
В зависимости от стадийного характера морфологических изменений при аускультации выявляются соответственно усиленное везикулярное дыхание, бронхиальное дыхание и везикулярное или ослабленное везикулярное дыхание. В фазу опеченения определяются усиленное голосовое дрожание и бронхофония. Вследствие неравномерности развития морфологических изменений в легких перкуторная и аускультативная картины могут быть пестрыми.
Из-за поражения плевры (парапневмонический серозно-фибринозный плеврит) выслушивается шум трения плевры. В разгар болезни пульс учащенный, мягкий, соответствует сниженному АД, со стороны сердечно-сосудистой системы приглушение I тона и акцент II тона на легочной артерии. В анализе крови - нейтрофильный лейкоцитоз, повышение СОЭ, анемия.
При рентгенологическом исследовании определяется гомогенное затенение всей пораженной доли или ее части, особенно на боковых рентгенограммах. Рентгеноскопия может оказаться недостаточной в первые часы болезни. Аналогично пневмококковой может протекать стафилококковая пневмония. Чаще она протекает более тяжело, сопровождаясь деструкцией легких с образованием тонкостенных воздушных полостей, абсцессов легких.
С явлениями выраженной интоксикации протекает стафилококковая (обычно многоочаговая) пневмония, осложняющая вирусную инфекцию бронхолегочной системы (вирусно-бактериальная пневмония). Для такого рода пневмонии характерен выраженный интоксикационный синдром, проявляющийся гипертермией, ознобом, гиперемией кожных покровов и слизистых оболочек, головокружением, головной болью, выраженной одышкой, кровохарканьем, тахикардией, тошнотой, рвотой.
При тяжелом инфекционно-токсическом шоке развивается сосудистая недостаточность (АД 90 - 80 / 60 - 50 мм рт. ст. бледность кожных покровов, холодные конечности, появление липкого пота). С прогрессированием интоксикационного синдрома выявляются церебральные расстройства, нарастание сердечной недостаточности, нарушения ритма сердца, развитие шокового легкого, гепаторенального синдрома, ДВС-синдрома, токсического энтероколита. Такие пневмонии могут привести к быстрому летальному исходу.
Очаговые пневмонии, бронхопневмонии возникают в результате осложнения острых или хронических воспалений верхних дыхательных путей и бронхов, у больных с застойными легкими, тяжелыми, истощающими организм болезнями, в послеоперационном периода, в результате жировых эмболий при травмах, при тромбоэмболиях. Заболевание может начаться ознобом, но не столь выраженным, как при долевой пневмонии. Температура тела повышается до 38 - 38,5 °С, реже выше. Появляется и усиливается кашель, сухой, потом со слизисто-гнойной мокротой. Возможна боль в грудной клетке при кашле и на вдохе.
При сливной очаговой (обычно стафилококковой) пневмонии состояние ухудшается: выраженная одышка, цианоз, укорочение легочного звука, дыхание может быть усиленным везикулярным с очагами бронхиального, выслушиваются очаги мелко- и среднепузырчатых хрипов.
На рентгенограмме (порой лишь на томограмме) выявляются дольковые, субсегментарные и сегментарные тени, усиление легочного рисунка, рентгенологически могут обнаруживаться буллы и очаги абсцедирования.
Диагностика для лечения пневмонии у детей. На основании клинических и лабораторных данных учитывают укорочения перкуторного звука, отмечают усиление везикулярного дыхания, иногда с очагами бронхиального, крепитацию, мелко- и среднепузырчатые хрипы, на рентгенограммах (иногда на томограммах) - очаговые затенения. Исследуют мокроту или мазки из глотки на бактерии, включая микобактерии туберкулеза, вирусы, микоплазму пневмонии.
Дифференциальный диагноз проводят с острым бронхитом и обострением хронического бронхита (в отличие от пневмонии менее выражена интоксикация, рентгенологически не выявляются очаги затенения).
Как лечить болезнь пневмонию у ребенка. Лечение пневмонии у детей при легком течении и благоприятных бытовых условиях может осуществляться на дому, но большинство больных нуждается в стационарном лечении. По экстренным показаниям госпитализируют больных с долевыми и другими пневмониями и выраженным инфекционно-токсическим синдромом. В разгар болезни показаны постельный режим, механически и химически щадящая диета с ограничением поваренной соли и достаточным количеством витаминов, особенно А и С. При исчезновении или значительном уменьшением явлений интоксикации расширяют режим, назначают лечебную физкультуру, при отсутствии противопоказаний (болезней сердца, органов пищеварения) больного переводят на диету № 15.
Сразу же после взятия мокроты, мазков или смывов для бактериологического исследования начинают этиотропную антибактериальную терапию, которую проводят под контролем клинической эффективности, в последующем - с учетом высеянной микрофлоры и ее чувствительности к антибиотикам.
Как лечить болезнь пневмонию у ребенка. При внебольничной пневмонии назначают полусинтетические пенициллины, пенициллы, макролиды нового поколения; при внутрибольничных пневмониях назначают «защищенные» пенициллины, аминогликозиды, цефолоспорины второго-третьего поколения, фторхинолоны и другие антибиотики группы резерва; при пневмониях с внутриутробной инфекцией - макролиды нового поколения (спиромицин, рокситромицин, азитромицин); при пневмониях у больных с иммунодефицитами назначают цефалоспорины третьего-четвертого поколения, фторхинолоны.
При тяжелых вирусно-бактериальных пневмониях, нередко возникающих вследствие взаимодействия вируса гриппа и стафилококка, наряду с внутривенно вводимыми антибиотиками широкого спектра действия показано введение специфического донорского противогриппозного γ -глобулина по 3 - 6 мл. Комбинации антибиотиков для лечения осложненной пневмонии: цефалоспорины + полусинтетические пенициллины; полусинтетические пенициллины + аминогликозиды; цефалоспорины + аминогликозиды. Применяют также дезинтоксикационные средства (гемодез и др.). Назначается муколитическая терапия, бронхолитическая терапия, физиотерапия, иммунокоррегирующая терапия, ЛФК.
При выраженной тахикардии, снижении систолического давления до 100 мм рт. ст. иниже больным пневмониями назначают строфантин, сульфокамфокаин. Выписанные из стационара в период клинического выздоровления или ремиссии лица, перенесшие пневмонию, должны быть взяты под диспансерное наблюдение. Для проведения реабилитации их направляют в местные санатории. Прогноз при пневмониях значительно улучшился с начала применения антибактериальных средств. Но остается серьезным при стафилококковых и «фридлендеровских» пневмониях, при часто рецидивирующих хронических пневмониях, осложненных обструктивным процессом, дыхательной и легочно-сердечной недостаточностью, а также при возникновении пневмонии у лиц с тяжелыми болезнями сердечно-сосудистой и других систем. Летальность от пневмонии в этих случаях остается высокой.
ВСЕ УСЛОВИЯ ПО КАТ
РОЗЫГРЫШ СОСТОИТСЯ 8 МАРТА 8 МАРТА
Родитель дает ребенку будильник и обращает внимание малыша на следующее: на циферблате две стрелки. Маленькая стрелка показывает часы, большая стрелка всегда показывает минуты.
Нееееет, себе оставлю!!!!!! не буду пристраивать!
почту могу уступить
Итак, во всем комплексе проблем, связанных с вакцинацией, можно выделить три направления, подлежащие отдельному рассмотрению:
1) Вакцинный препарат.
2) Ребенок.
3) Условия вакцинации - т. е. параметры, при которых пути дитя и вакцины пересекаются.
Сразу же отметим, что возможности родителей влиять на три обозначенных направления далеко не равноценны. Они минимальны в отношении вакцины, максимальны в отношении ребенка и весьма существенны, когда речь идет об условиях вакцинации.
Вакцинный препарат
Главное: ни на территории России, ни на территории Украины не зарегистрировано ни одного заведомо плохого и некачественного препарата. Они (препараты) могут очень существенно отличаться по цене, умеренно отличаться по эффективности, переносимости, вероятности реакций и осложнений.
Поскольку из всех существующих на сегодня вакцин реакции на вакцину от коклюша встречаются чаще всего, так не удивительно, что мы обратим внимание именно на эту вакцину и на ее примере обсудим возможности выбора.
Вакцина от коклюша - стандартный компонент таких вакцинных препаратов, как АКДС, тетракок, инфанрикс. В инфанриксе коклюшный компонент максимально расщеплен, что, тем не менее, не влияет на эффективность вакцинации, но многократно уменьшает как выраженность, так и саму вероятность возникновения реакций.
Теперь о практических результатах вакцинации. Сразу предупреждаю: все, о чем сейчас пишу, - личный опыт и личные наблюдения, потому, собственно, материал этот размещается в личном блоге. Те, кто доверяет, берут на вооружение, остальные рассматривают в качестве информации к размышлению.
С 2000 года у меня на приеме не было ни одного ребенка с коклюшем, который был бы привит тетракоком или инфанриксом. Больных коклюшем, которые, судя по записям в карточке, были правильно и своевременно привиты вакциной АКДС, сколько угодно. Правда, тяжелых форм болезни практически нет, но больных немало.
Реакции на вакцинацию после тетракока и АКДС практически одинаковые по частоте и выраженности, иногда даже кажется, что тетракок переносится хуже, по крайней мере, местные реакции тканей встречаются чаще.
Инфанрикс в большинстве случаев переносится хорошо.
АКДС делается бесплатно, тетракок и инфанрикс, как правило, надобно покупать. Цена кусается.
Тетракок и инфанрикс - это однодозовая упаковка (один шприц, один флакон = один пациент). АКДС - в ампуле 2 дозы (зачем, почему, для кого??? - непонятно совершенно).
Все препараты чувствительны к условиям хранения, должны храниться и транспортироваться исключительно в холодильнике.
Общие итоги:
Инфанрикс - эффективно, минимум реакций, дорого.
Тетракок - эффективно, реакции не редкость, дорого.
АКДС - в большинстве случаев эффективно, реакции не редкость, бесплатно.
Выбирайте!
Теоретически, можно подобным образом проанализировать практически все вакцины.
Ну например:
ОПВ (оральная полиомиелитная вакцина, живой вирус) - не надо делать укол, эффективность максимальная, переносится прекрасно, бесплатная, но в одном случае на миллион (несколько миллионов) возможен ВАП (вакциноассоцированный полиомиелит);
ИПВ (инъекционная полиомиелитная вакцина, убитый вирус) - необходим укол, эффективность максимальная, переносится прекрасно, часто платная, в любом случае дороже, чем ОПВ; ВАП невозможен.
У страны (у государства) есть материальная возможность выбора - замечательно. У страны возможности нет, но есть лично у вас - выбирайте.
Но на самом деле, главное в другом, и это совершенно очевидно.
Один и тот же вакцинный препарат (абсолютно одинаковый) получил 1 миллион детей. 999 999 перенесли его прекрасно, а 1 заболел.
Абсолютное большинство детей нормально или с незначительными и кратковременными реакциями переносят вакцину АКДС (для всех абсолютно одинаковую). Но иногда возможны серьезные осложнения.
Понятно, что коль скоро препарат во всех случаях одинаковый, а состояние здоровья вакцинируемых разное, то в большинстве случаев первопричина осложнений - особенности организма, а не плохое качество препарата.
Вероятность осложнений можно уменьшить, выбирая наименее реактогенную вакцину, но этот выбор возможен далеко не всегда хотя бы потому, что в стране, где вы имеете счастье обитать, может быть не зарегистрирован инфанрикс, или в ваш город не завезли ИПВ, или ваша семья не имеет материальной возможности купить тетракок.
Тем не менее хотелось бы еще раз подчеркнуть то, с чего мы начали: ни на территории России, ни на территории Украины не зарегистрировано ни одного заведомо плохого и некачественного препарата. В большинстве случаев родители не имеют никакой возможности влиять на качество вакцин, но эта «невозможность влиять» в очень малой степени сказывается на результатах вакцинации.
В то же время именно родители имеют огромные и реальные возможности влиять на состояние здоровья вакцинируемого ребенка.
Ребенок
Прежде всего, следует констатировать, что система воспитания влияет на результаты прививания самым принципиальным образом.
Если вы знаете, как правильно за ребенком ухаживать: кормить, одевать, гулять, купать, закалять, оказывать помощь при простейших респираторных вирусных инфекциях - так вот, если вы все это не только знаете, но и воплощаете в жизнь, вероятность того, что ваш ребенок без проблем перенесет прививки, максимальна.
Учить правильностям ухода мы здесь не будем, об этом уже написано достаточно.
На практике сплошь и рядом ситуация такова: ребенок мало или вообще не гуляет, живет в душной комнате, перекармливается, с месячного возраста кормится соками, перекутывается, его активно целует и облизывает куча родственников, он активно лечится от насморка кучей лекарств (нос сопит, поскольку в нем засохшая из-за жары слизь)…
Прививка оказывается последней каплей, которая переполняет чашу терпения иммунной системы, но виновата, разумеется, прививка.
Итак - первое и обязательное условие подготовки - нормальный образ жизни.
Следующее. На момент прививки ребенок должен быть здоров.
Причем здоров, прежде всего, с точки зрения мамы! Понятно и очевидно, что температура тела должна быть нормальная и что не должно быть никаких других жалоб. Но не только это! Поведение, настроение, аппетит, сон - все как всегда. Врач может не знать о том, что ночью малыш непонятно почему капризничал, или о том, что сегодня утром он почему-то не доел любимый кефир. Но мама обязана отреагировать. Понаблюдать, подождать, отложить. В конце концов, никто лучше мамы не сможет почувствовать состояние дитя и произнести фразу «что-то не так».
В то же время, если вот уже три недели у ребенка сопли с нормальной температурой и прекрасным аппетитом - так понятно, что никакой нагрузки на иммунитет эти сопли не оказывают и прививке не помешают. Если имеются проявления аллергического дерматита, так прививку можно делать лишь тогда, когда как минимум 3 недели нет новых высыпаний. Но здесь (сыпь, сопли, любые реальные симптомы) последнее слово уже за доктором.
Вы сомневаетесь - это реальный повод сделать накануне прививки клинический (общий) анализ крови. Если вы будете делать этот анализ по своей инициативе (т. е. за свои средства), заплатите немножко больше, но попросите, чтоб определили уровень тромбоцитов и время свертывания - дополнительная подстраховка.
Очень-очень важно!
Чем меньше нагрузка на кишечник, тем легче переносится прививка.
Поэтому три дня - за день до прививки, в день прививки и на следующий день - постарайтесь по возможности ограничивать объем и концентрацию съедаемой пищи.
Не предлагайте еду, пока не попросит.
В любом супе, в любой каше ложка может плавать, а может стоять. Сделайте, чтоб плавала и очень быстро тонула.
При использовании молочных смесей или готовых растворимых каш для детского питания надо сознательно уменьшить концентрацию. Написано на упаковке: на 200 мл воды положить 6 ложек порошка. Положите 5! А если у дитя лишний вес - 4,5!
При естественном вскармливании проблем обычно не бывает - грудное молоко само по себе прекрасная профилактика послепрививочных реакций, но в ситуации, когда дитя кормят по требованию, возможно развитие проблем. Суть: после прививки ребенок вполне может испытывать умеренное недомогание, что проявляется бОльшей капризностью. А поскольку плачет дитя больше, то, разумеется, возле груди оно также находится больше. Соответственно, в день прививки ребенок съедает еды больше, чем в обычные дни, потом у него болит живот, а виновата, как обычно, прививка. Усугубляется ситуация еще и тем, что сторонники кормления по требованию, как правило, не дают детям никакой жидкости, кроме молока, так что уменьшить объем еды не получается никак.
Если речь идет о свободном вскармливании то, алгоритм действий таков:
- если можно напоить, а можно накормить, так следует напоить;
- если можно накормить сейчас, а можно через полчаса, так очень постараться, чтоб через полчаса;
- если можно подержать у груди 10 минут, а можно 30 - так лучше 10…
Следующее положение техники безопасности.
Нельзя делать прививку, если в течение суток перед прививкой у ребенка не было стула.
Вам сегодня в поликлинику, а вы со вчерашнего дня не какавши? Сделайте очистительную клизму, поставьте глицериновую свечку.
В принципе обращаю внимание: наличие у ребенка запоров (даже при естественном вскармливании) увеличивает риск побочных реакций после прививок. Поэтому, что бы вы ни читали о том, как это совершенно нормально - какать при грудном вскармливании раз в 5 дней, постарайтесь дитю помочь (сироп лактулозы), добейтесь регулярного опорожнения кишечника, там и о прививках можно будет думать…
Если вы по каким-то соображениям даете ребенку витамин Д в дополнение к материнскому молоку или смеси, прекратите прием за 2-3 дня до планируемой прививки и возобновите не ранее, чем через 5 дней. Витамин Д, как вы знаете, регулирует в организме обмен кальция, а нарушения обмена кальция лежат в основе аллергических реакций. Малейшая передозировка витамина Д увеличивает вероятность аллергии, так что лучше не экспериментировать. С этой же позиции однозначно не помешает 3 дня до и после прививки подавать дитю кальций. Только ни в коем случае не покупайте ничего дорогого, ионизированного, растворимого и т. п. Обычный, копеечный белого цвета кальция глюконат - 1 таблетка в сутки, можно за один раз. Растолочь (помолоть на кофемолке) добавить в молоко, скормить. Доза от возраста не зависит - лишний кальций просто не усваивается (не всасывается).
Подготовить ребенка к прививке какими-либо лекарствами невозможно. Большинство лекарств, якобы облегчающих переносимость прививки, - способ психотерапии родственников и врачей.
В любом случае по своей инициативе не давайте ничего. Если врач настаивает на использовании антигистаминных средств, не применяйте такие препараты, как супрастин и тавегил (они «высушивают» слизистые оболочки, а если после прививки будет подъем температуры, то сочетание двух этих факторов может увеличить риск осложнений со стороны дыхательных путей). В любом случае прием антигистаминных препаратов следует сочетать с прием препаратов кальция.
Собираясь в поликлинику на прививку, очень-очень постарайтесь не переусердствовать с одеждой. Будет крайне нежелательно, если прививку сделают сильно пропотевшему малышу с дефицитом жидкости в организме. Если в поликлинику все-таки попали потные, подождите, переоденьте, хорошо напоите.
Не кормите минимум час до и после прививки. После прививки тяните с едой, как говорится, до последнего. Поите, развлекайте, отвлекайте. Если удастся не кормить часа три, будет просто замечательно.
Итак, в день прививки ребенок должен быть здоровым, прокакавшимся и желательно хотя бы умеренно голодным.
Самая частая реакция на прививку - повышение температуры тела. К этому надо быть готовым заблаговременно, поэтому не надо дожидаться температуры, а потом бегать по аптекам.
Обязательно иметь в доме готовые порошки, из которых делаются растворы для пероральной регидратации (восполнения потерь жидкости через рот) - регидрон, хумана электролит, гастролит, глюкосолан и т. п.
Из жаропонижающих следует иметь:
- парацетамол (панадол, эффералган, тайленол и т.д.) в свечах;
- ибупрофен (нурофен, бурана и т.д.) в сиропе;
- нимесулид (найз, нимид, нимегезик, нимесил и т.д.) в растворе или сиропе.
Любая температура, выше нормальной, после прививки (наверняка - всё, что выше 37,3 °С в подмышечной впадине) - реальный повод использовать жаропонижающие средства.
Если температура тела ниже 38 °С - парацетамол в свечах или ибупрофен. Перед ночным сном оптимально именно свечи.
При температура выше 38 °С - только внутрь жидкие лекарственные формы, прежде всего ибупрофен.
Если не помогают нурофен и парацетамол - тогда нимесулид.
Любое повышение температуры после прививки, помимо использования вышеупомянутых лекарств, требует:
- поддержания режима прохладного влажного воздуха: идеальная температура - 18 - максимум 20 °С, относительная влажность воздуха - 50-70%;
- максимального ограничения любой еды;
- обильного питья, идеально использовать вышеупомянутые растворы для пероральной регидратации (часто, дробно, температура раствора = температуре тела).
Гуляние (прогулки на свежем воздухе). После прививки при нормальной температуре тела, чем больше, тем лучше.
Купание. В день прививки лучше от купания воздержаться. Затем в обычном режиме. Если есть повышение температуры, ограничиться гигиеническим протиранием (влажные салфетки).
Условия вакцинации
Для начала показательная иллюстрация наших возможностей. Помните, мы писали про АКДС, тетракок, инфанрикс: все препараты чувствительны к условиям хранения, должны храниться и транспортироваться исключительно в холодильнике.
Если вы по совету врача решили приобрести в аптеке инфанрикс, то приобретите (одолжите, возьмите на прокат) до того сумку-холодильник и хладоэлементы…
Лично я убежден в том, что вакцина АКДС не менее эффективна, чем тетракок или инфанрикс, но в отношении этого препарата чаще нарушаются условия хранения.
Это обусловлено, прежде всего, ее стоимостью (точнее бесплатностью). Трудно себе представить, что человек, заплативший за инфанрикс свои кровные 50$, положит ампулу в карман и сядет в трамвай.
Никто из родителей не может быть уверенным в том, что препарат, который на ваших глазах достала из холодильника медсестра прививочного кабинета или работница аптеки, до попадания в этот холодильник хранился правильно. К вам домой приехал доктор с сумкой-холодильником и извлек из этой сумки ампулу. Вы можете либо доверять, либо не доверять этому доктору, но ни вы сами, ни этот доктор не знаете ничего о том, как хранилась ампула до того, как попала в сумку-холодильник.
Констатируем факт: хранение вакцин - слабое и одно из наименее контролируемых звеньев во всей цепочке проблем, связанных с вакцинацией.
Радикальное решение находится в плоскости технической, и с учетом возможностей современной техники решение это несложное - каждая ампула или хотя бы каждая упаковка с ампулами должна иметь индикатор, навсегда меняющий цвет в ситуации, когда температура окружающей среды превысит, допустим, 10 °С.
Понятно, что все описанное не имеет никакого отношения к конкретным действиям конкретных родителей. Это пожелания - государству, обществу защиты прав потребителей, производителям вакцин…
Но, тем не менее, проконтролировать последний этап родители могут однозначно. Вакцина должна быть на ваших глазах извлечена из холодильника, после чего ее (ампулу, флакон) кто-то из взрослых берет в руку и отогревает теплом своего тела. Холодные руки - можете на ампулу подышать, засунуть ее под мышку и т. п. Но в любом случае, вы должны своими глазами увидеть и своими руками почувствовать холодную ампулу! Если вы пришли, а она (ампула) уже теплая, если уже теплую ампулу принесли к вам в дом, вы не можете быть уверенным ни в чем, вы не знаете, сколько времени она уже теплая.
* * *
Нельзя делать прививку в непривычных, нестандартных для данного ребенка климатических условиях. Если на улице страшная жара, а на кондиционер папа пока не заработал, так вполне можно подождать.
Нельзя непосредственно перед и непосредственно после прививки (2 дня до, 3 дня после) искать дитю инфекции, посещая без необходимости многолюдные места и приглашая гостей.
Нельзя делать прививку, если имеется реальный риск заболеть. Если папа вчера пришел с работы весь в соплях, если сегодня у старшего брата начался понос, делать пока еще здоровому дитю прививку, мягко говоря, неправильно.
Тем не менее для дитя первого года жизни в подавляющем большинстве случаев реальный риск заболеть связан не с сопливым папой, а с походом в поликлинику.
Классическая ситуация: ребенку 3 месяца. 3 месяца - это срок, когда прекращают свое существование доставшиеся дитю от мамы антитела. 3 месяца - это визит в поликлинику. Обход врачей-специалистов. 3-4 очереди к кабинету доктора. Ребенок при этом находится в коридоре поликлиники, т. е. там, где вероятность встречи с больным однозначно выше среднестатистической. И вот после того, как все доктора скажут, что малыш здоров и может прививаться, настанет очередь последней очереди, к прививочному кабинету. И ребенок получит вакцину АКДС. Получит ее именно в тот день, когда имел, по меньшей мере, 20 контактов с незнакомыми людьми. А через два дня начнется кашель и появится температура. А виновата будет прививка.
Итак, повторимся: крайне нежелательно делать прививку тогда, когда имеется реальный риск заболеть. И таким днем очень часто является день посещения поликлиники. Настоятельно советую разграничивать во времени походы по многочисленным кабинетам и прививку.
Обошли специалистов, все дали добро. Замечательно. Вернулись домой, помним, что инкубационный период большинства ОРВИ не превышает 2 дня. Если через 2 дня дитя здорово, можно и на прививку собираться.
Тем не менее одной очереди - непосредственно к прививочному кабинету - вам избежать не удастся. Если есть возможность не сидеть в коридоре, а занять очередь и погулять - погуляйте. Если есть возможность усадить в очередь папу, бабу, старшего брата, а самим раньше времени в коридор не соваться - не суйтесь. Гуляйте на свежем воздухе. Подойдет время - позовут.
В любом случае, во время пребывания в поликлинике постарайтесь дитя своевременно раздеть (чтоб не потел) и имейте при себе один из солевых растворов в виде капель для введения в носовые ходы (салин, аква марис, обычный физраствор и т. п.). Упомянутые капли капайте дитю в нос каждые 15-20 минут по 2-3 капли в каждую ноздрю (реальное уменьшение вероятности ОРВИ).
Сразу после прививки теоретически вам домой уходить нельзя, и доктор вас предупредит, чтоб посидели в коридоре минут 30. Это правильно (не уходить), но лучше все-таки часок погулять на свежем воздухе рядом с поликлиникой.
Совмещение риска прививки и риска инфицирования ОРВИ - одно из главных противоречий всей системы организации прививок. Понятно, что разрешить это противоречие можно лишь определенными организационными усилиями. И это на самом деле вовсе не так уж сложно.
Казалось бы, ну почему один человек, получивший диплом врача-педиатра, не может осмотреть ребенка и решить: можно делать прививки или нет? Почему не может к нам домой прийти доктор, осмотреть, решить, что можно, и тут же ввести вакцину?
Кому нужны хождения по многолюдным поликлиникам, очереди, осмотры многочисленных специалистов?
Казалось бы, вопросы риторические, но до тех пор, пока детские врачи будут нищими, зависимыми и бесправными, они же будут и безответственными, поскольку взять с них нечего.
Но это все лирическое отступление, а на самом деле: ну почему нельзя прививать на дому?
Кстати, должен заметить, что прививать на дому нельзя по инструкциям Минздрава Украины. Российские акты этого не запрещают. Но не поощряют, ограничивают, предостерегают. Объясняется это тем, что после любой вакцины может иметь место опасная для жизни острая аллергическая реакция под названием анафилактический шок.
И здесь есть два крайне парадоксальных момента.
- анафилактический шок после инъекций антибиотиков встречается намного чаще, чем после вакцин. Но тысячи медсестер ежедневно делают детям на дому десятки тысяч уколов антибиотиков, и этого почему-то никто не запрещает;
- неотложная помощь при анафилактическом шоке в условиях поликлиники заключается в том, что ребенку внутримышечно вводятся несколько препаратов, а пока кто-то вводит, остальные суетятся и ждут скорую помощь. Ничего другого в наших поликлиниках сделать нельзя - нет ни условий (реанимационного оборудования), ни людей (умеющих пользоваться реанимационным оборудованием).
Таким образом, если у доктора есть с собой, что уколоть внутримышечно (те самые несколько препаратов), так возможности оказания неотложной помощи на дому и в поликлинике примерно одинаковые.
Резюме: риск вакцинации дома и в поликлинике одинаков, риск попутного инфицирования не сопоставим. Получается, что всегда, когда есть возможность привиться дома, более безопасно прививаться дома.
Следует отметить: если вам удалось договориться о том, что прививать вашего ребенка будут дома, то практически в 100% случаев прививать дитя будут за вознаграждение. Поскольку платите вы, так вы имеете право кое-что требовать (снять сапоги, помыть руки) и кое-что контролировать (наличие сумки-холодильника и аптечки для оказания первой помощи при осложнениях).
Рассмотрев тему инфицирования перед прививкой, обратим внимание на инфицирование после. Это положение особо актуально тогда, когда прививки проводятся в детских коллективах. Оптимально, когда прививки делаются в пятницу - тогда впереди два выходных дня, в кругу семьи и минимум контактов с сопливыми сверстниками. Важно лишь чтоб на этот послепрививочный день не был запланирован поход в цирк…
Итоги
Главное, что я хочу сказать: переносимость прививки определяется совокупностью множества факторов. При этом качество вакцинного препарата оказывает на конечный результат несопоставимо меньшее влияние, нежели подготовка ребенка и правильная организация процедуры.
Проще всего - ничего не делать, ничем не интересоваться, ухаживать за ребенком в соответствии с требованиями общественного мнения. А потом перегретый и перекормленный малыш после часового блуждания по коридорам поликлиники вернется домой в комнату с ковром и обогревателем и съест дополнительную порцию смеси вприкуску с апельсиновым соком…
И когда после этого поднимется температура, или возникнет рвота, или заболит живот, или появится сыпь, так понятно, что виновата во всем этом прививочная мафия!
Мама рада, папа рад:
Не мешает им никто
Делать это, делать то!
Можно спать до десяти,
На прогулку не идти,
Нож забыть на видном месте
Выпить кофе граммов двести,
Можно, не в ущерб хвосту,
С антресолей слезть коту!
Можно час болтать с подружкой,
Можно печь полдня ватрушки,
Можно поваляться в ванной,
Или с книжкой на диване,
Можно - что б мне помереть!-
Телевизор посмотреть!!!
На базар сходить за сыром
И убрать всю-всю квартиру!
(Это и с бутузом можно,
Только очень, очень сложно).
Час прошел, и два, и три
Что-то тягостно внутри :-(
Без бутуза в доме пусто,
Без бутуза в доме грустно...
Ну-ка, папа, быстро в сад -
Возвращай дитё назад!
...И опять дрожит весь дом...
Завтра снова поведем!!!