Доброе время суток. Возможно кому-то пригодится мой опыт. Пишу с телефона, поэтому не очень удобно, будет кратко.
Журнал «Мой кроха и я», 2003 г.
До появления ребенка у нас с мужем была безумная любовь. Мы с ним не ссорились, делали все вместе и были лучшими друзьями. А теперь все как в страшном сне. Как только родился сын, он стал совсем другим, иногда мне кажется, что я живу с другим человеком. С воспитанием ребенка он мне почти не помогает, да и по дому тоже. Говорит, что на работе устал, а дома теперь хочет отдохнуть. Я, конечно, понимаю, что он устал, но ведь и я не на курорте. Все мужья работают, но когда приходят с работы помогают женам. Иногда не успеваю приготовить ужин, дома бардак. А он теперь орет на меня постоянно, что я ничего не успеваю. Гуляю с ребенком, а он в это время спит дома. Я просто в отчаянии. Мне кажется, что я совсем одна со своими проблемами. Стала из-за этого постоянно плакать, хотя раньше никогда не плакала. Постоянно ссоримся, орем друг на друга. Он стал злым и невнимательным ко мне. Наша любовь куда-то вся ушла. Да и любовью теперь мы почти не занимаемся, хотя раньше каждый день и не по разу. Вечером, конечно, он ко мне пристает, но мне уже не до этого. Мне лишь бы до кровати доползти. За весь день так набегаешься и нанервничаешься. Раньше я любила заниматься любовью, а теперь у меня к этому пропадает желание. Я стала тоже от всего этого нервной и злой. Иногда хочется плюнуть на него и убежать куда глаза глядят. Но я очень хочу сохранить отношения и освежить наши чувства. Я знаю, что он меня любит. И я его тоже очень люблю. Я просто в каком-то тупике, и не знаю, что мне делать. Может надо подождать и потерпеть этот сложный для нас период и все наладится? А вдруг нет? Иногда возникают мысли о разводе. Это ужасно! Помогите как можно скорей, рушится моя семья.
Что происходит?
1. Послеродовая депрессия
Прежде всего: учтите, что ваше состояние в данный момент именуется не иначе, как «послеродовая депрессия». Уверяю вас, что это - не надуманная формулировка, под которой подразумеваются усталость и скука. Организм женщины после родов (особенно - первых) переживает самую настоящую гормональную бурю, последствия которой уходят с разной скоростью у разных женщин. Объективно это выражается в том, что эмоциональное состояние молодой мамы в первое время чрезвычайно нестабильно. Она готова в любой момент расплакаться, уровень тревоги превышает индивидуальную норму в два-три раза, и абсолютно ничто не радует. Замечаете вы или нет - вы более ранимы из-за того, что нервная система истощена, а организм устал. Кроме того, влияют и внешние факторы. Вы чувствуете, что уже не имеете права расслабиться, не можете распоряжаться своей жизнью как раньше, даже в фантазии. Это утомляет по определению, не говоря уже о беспокойстве за малыша, монотонном существовании, и катастрофическом недосыпе. Отдачи от новорожденной крохи еще почти нет, а берет она у мамы всё и даже - еще чуть-чуть. Дополнительный, подтачивающий психику фактор - новая моральная ответственность, аналогов которой в вашей жизни еще никогда не было, даже если будучи подростком вы регулярно присматривали за младшей сестрой. Материнский инстинкт - штука властная и неумолимая к собственной хозяйке: он требует стопроцентной отдачи все 24 часа в сутки, и глух ко всему кроме детского плача. Как не устать?
2. Спад сексуальной активности
Большинство женщин отмечают, что их сексуальная жизнь после родов утратила свою остроту, а может быть - на какое-то время и вовсе сошла на нет. Это противоречит известному мифу о том, что женщина после рождения ребенка становится более чувственной. Продолжительность этого периода варьируется у разных женщин, но в основном называют срок от полугода до двух-двух с половиной лет. Именно в этом возрасте (2.5 года) ребенок уже дает возможность маме «вспомнить» себя, получив дополнительное время на собственные нужды и вновь почувствовать себя женщиной. Есть мнение, что спад сексуальной активности молодой мамы после родов обусловливается изменениями гормонального фона, и имеет прямой биологический смысл: пока первенец еще мал, маме лучше сконцентрироваться на заботе о нем, чем в скором времени оказаться мамой не одного, а уже двух младенцев. Собственная холодность зачастую удручает женщину потому, что она не имела о грядущих временных трудностях ни малейшего понятия, а возможно - даже ждала немедленного расцвета своей женской сущности. Представьте-ка себе теперь, как на все это должен реагировать муж, если его организм функционирует ровно так же, как раньше, а новоиспеченной маме, уставшей от забот и волнений, возможно, даже в голову не приходит объяснить ему, что в произошедшем нет его вины.
3. Проблема принятия супругами новых ролей
Наверное, каждая молодая чета в ожидании первенца не однажды рисовала в воображении следующую абсолютно нереалистичную картину грядущего родительства: утро новоиспеченные папа и мама встречают, как и раньше - хорошо отдохнув и обнявшись, а розовый карапуз в нарядной пижамке - мило улыбается и тихо сидит в кроватке, тактично дожидаясь их пробуждения… Жизнь переворачивается в один день, но для папы - на 5 дней позже, чем для мамы - когда мама возвращается с крохой из роддома. На следующее утро выясняется, что ночи не было. Что ребенок - это всего-навсего крошечный кричащий сверток, непрерывно пачкающий подгузники. Встаньте на место мужа: жена не понимает, на каком она свете, вечно устала, а ребенок - еще абсолютно не похож на существо, с которым можно погонять в футбол. Помочь беде папа ничем не может: он совершенно бессилен и чувствует себя никому ненужным.
Сущность супружеского кризиса после рождения первенца состоит в том, что родительскую роль в отличие от актерской, в большинстве случаев невозможно отрепетировать, как это бывает в театре. Будущие родители знают, что скоро родится малыш, и они счастливы. Абсолютно все негативные стороны грядущего события ускользают от них потому, что «свежую информацию из первых рук» им получить просто негде. Молодых супругов, скорее всего, окружают уже подросшие дети и привыкшие к новой жизни родители, родителям же грудного ребенка (если таковые и есть среди ваших приятелей) - не до передачи своего опыта: им бы выспаться. Получается, что «полностью» подготовиться к родительской роли невозможно: узнать, как выглядит «картинка в цвете» - просто неоткуда.
4. Отсечённость мужа от диады «мать-дитя»
Появление в семье ребенка - первое серьезное испытание молодого брака на прочность. Двое любовников, «снимавших сливки» с жизни, неожиданно обретают груз новой ответственности, который никак нельзя было оценить заблаговременно. И в тот самый момент, когда молодая мать ждет от мужа понимания и поддержки, он, вполне вероятно, ждет от нее того же самого.
Муж так же, как и вы, устал от тягот новой жизни, которую он, как и вы, не мог отрепетировать заранее. А теперь, как и вы, он не может сложить их с себя хотя бы на полдня, чтобы отдохнуть. Рождение ребенка радикально меняет взгляд на мир, и принять это не так легко, как кажется, пока детей еще нет. Еще одна проблема: молодая мама слишком утомлена заботой о ребенке, чтобы пытаться вникнуть в состояние мужа. Ее сознание целиком занято ребенком, и ей кажется, что смысл происходящего очевиден также и для мужа. Это и есть ваша основная ошибка. Мать связана с ребенком очень прочными психологическими и энергетическими узами, возникающими помимо ее воли, и именно они обеспечивают ту призму, через которую мама видит окружающее. Мир для нее наполнен глубочайшим смыслом, собственная роль ясна, а ребенок занимает в приоритетах первое место. На психологическом языке их союз принято называть «диада мать-дитя».«Очевидность» происходящего, усталость, и некоторый эгоцентризм, свойственный мамам первенцев, мешают молодой женщине взглянуть на ситуацию глазами мужа. А видит новоиспеченный отец, с небольшими вариациями, примерно следующее.
Жена «не замечает его в упор», не интересуется им, как личностью, не воспринимает, как мужчину. Использует его, как средство добывания денег на еду, питье и подгузники потому, что сама больше ничем кроме этого не интересуется. Он полюбил женщину, которая казалась самой красивой, остроумной, внимательной и любящей, но теперь она выглядит, как тривиальная наседка, чьи интересы не выходят за пределы кухни или детской поликлиники. Он не способен развеять ваши тревоги относительно лактации или детского пищеварения, и ему сложно поддержать разговор про молочную смесь. Кроме того, он покидает дом с утра и появляется лишь к вечеру: ему совершенно не ясно, как этот крошечный розовый червячок в распашонке может отнимать столько сил и возбуждать такой неподдельный интерес. Поведение крохи кажется папе, не принимающем участия в уходе за ним, хаотичным, а поскольку родитель не имеет возможности столь же пристально, как мать, следить за развитием младенца, «успехи» отпрыска его не могут восхищать так же, как вас. Согласитесь: ощущение папы, что его используют - вполне законно, и ощущение это, мягко говоря, не из приятных. Некоторые мужчины формулируют свою проблему несколько иначе: говорят, что чувствуют себя преданными или обманутыми. Поверьте, эмоции молодых отцов подлинны, а положение их плачевно. Ведь они лишены информации, которой обладает мама, и вынуждены обо всем лишь догадываться. Мужская «догадливость» в такой ситуации, как правило, уходит не слишком далеко: папа вашей крохи приходит к выводу, что вы променяли его на ребенка и больше не любите. Как прикажете ему себя вести?
Что делать?
1. Повышаем свою самооценку
Любым способом организуйте себе помощь, чтобы уделять вниманиесобственным нуждам. Занимайтесь чем угодно, но с одним условием - ежедневно тратьте какое-то количество времени лично на себя. Постарайтесь снизить тревогу за младенца, характерную для всех молодых мам: однажды оставив малышку с бабушкой или няней, по возвращении вы обнаружите, что эти 3 часа они прекрасно справились без вас. Немного обидно? Возможно. Но в качестве утешения назавтра вы снова можете позволить себе отлучиться, уже не воспринимая это, как преступление перед ребенком. Идите в театр, если вы любите театр, если нет - идите в кино или в гости к подруге. А предварительно не забудьте посетить салон красоты.
2. Боремся собственным с эгоцентризмом
Отдайте себе отчет в том, что вещи, кажущиеся очевидными вам (абсолютный приоритет интересов ребенка в вашей жизни, ваши усталость, апатия и невозможность из-за этого уделить мужу внимание, как мужчине, чувство «связанности», мешающее вам вновь ощутить себя женщиной, др.) - для мужа совсем неочевидны. Научитесь выкраивать время для общения с супругом, и в то же время - честно объясните ему, что, понимая, как ему тяжело, вы не можете в одно мгновение стать прежней. Заверьте любимого, что со временем это непременно произойдет, но прежде - поверьте в это сами. Радуйте его и себя: готовьте ваши любимые блюда, приглашайте гостей, ходите в гости вместе с ребенком даже тогда, когда его не с кем оставить. Между прочим, дети, рано «вышедшие» в свет - развиваются быстрее.
3. Расскажите мужу о своих чувствах
До тех пор, пока вы будете держать внутри все свои переживания и выдавать на поверхность лишь «итог» в виде слез и нервных вспышек - муж не поймет вас. Оставьте наивную надежду, что он сам волшебным образом обо всем догадается. Мужчины в своей массе устроены несколько иначе, чем женщины: если вы не просите ни о чём прямо, значит - вам ничего от него не нужно. А ваше неровное поведение он может объяснять для себя чем угодно, например - счесть его очередным проявлением загадочной женской природы. Между тем, внешне ваша «женская природа» на данный момент выглядит таким образом, что наиболее логичной реакцией для вашего мужа будет дистанцирование, которое он вам и демонстрирует.
Постарайтесь не чувствовать себя ущемленной и не культивировать в себе обиду: в отличие от садовых цветов, она не радует глаз и радости никому не приносит. Поведение мужа «произрастает» не из целенаправленного желания задеть, а из ощущения покинутости. В то время, когда вам кажется, что он игнорирует вас, он, возможно, ведет себя, как лишний человек, который чувствует себя в доме гостем. Расскажите ему, что вам тяжело в новой роли, и что вы прекрасно понимаете: ему тяжело по-другому, но ничуть не меньше. Убедите, что не держите на него зла, попросите давать вам чуть больше тепла, сделав скидку на то, что вы не в лучшей форме. Вы и муж - сосуды сообщающиеся, поэтому первый же шаг навстречу быстро изменит очень многое.
4. Начинайте взращивать отцовский инстинкт
Вы наверняка уже слышали от подруг истории о том, как дети, ненадолго оставленные на попечение пап, встречают маму в одежде своих младших сестер и братьев, а означенные братья и сестры в то же самое время лежат в своих кроватках мокрые и хрустят соленым огурцом или чипсами. Такие ужастики рождаются, конечно, не на пустом месте, и происходит это от того, что чересчур тревожные мамочки долго не подпускали простодушных пап к уходу за младенцами. Результат неутешительный: мало того, что отец двухлетки всерьез ожидает, что у сына вот-вот вырастут все 32 зуба, он элементарно не в состоянии оценить масштабы ежедневно проделываемого вами труда, а значит - не дорожит в полной мере и его плодами.
Не попадайтесь в эту ловушку. С момента появления крохи на свет постепенно привлекайте папочку к помощи. Доверьте для начала что-нибудь самое приятное: например, разрешите сделать ребенку массаж, когда он в хорошем настроении. Уверяю вас: после того, как крошка впервые одарит отца беззубой улыбкой, вы заметите разительные перемены в папином отношении к новой роли. Многие папы любят кормить малышей. Если вы не докармливаете ребенка, пусть папа впервые даст ему водички или сока, пусть именно он отправит в рот подрастающего поколения первую в жизни ложку творожка. Если папочка боится сделать что-то не так и «навредить» карапузу, не сдавайтесь: вам придется оставить на него малыша неожиданно. Например - скажитесь больной и убегите к врачу. Наиподробнейший список инструкций оставьте на столе заранее. Возможно, муж и встретит вас растрепанным, с двумя бутылками смеси - в одной и ребенком - в другой руке, а квартиру придется убирать еще сутки, зато вы будете знать: лёд тронулся.
***
Некоторый процент молодых браков распадается именно после первого года жизни ребенка, и происходит это потому, что родители не смогли адекватно и вовремя перестроить себя под новые роли. С появлением детей жизнь супругов меняется разительно и бесповоротно. Важно - принять это как данность и учиться жить по новым правилам ежедневно, не пережидая «до лучших времен» и не воспринимая ситуацию, как бедствие. Все, что происходит в вашей семье, несмотря на изнуряющий быт, наполнено глубочайшим смыслом, и об этом мамам и папам нужно помнить ежеминутно. Осваивайте новую землю родительства практично, планомерно и целенаправленно: отныне вам жить именно здесь, и поверьте, в ваших силах сделать этот остров одним из самых цветущих и прекрасных.
Обижаться могут все, как мужчины, так и женщины. Это нормальное свойство человеческого организма. Однако бывает, что на какую-то мелочь муж реагирует сильной обидой, не разговаривает днями. Вытерпеть такое довольно тяжело. Что делать, если муж сильно обидчивый? Ответ на этот вопрос мы попытались дать в статье.
В чем причина обидчивости мужчины?
Все мы люди, и на разные жизненные ситуации реагируем по-разному. Кто-то может нормально отреагировать на шутку или реплику партнера, а кого-то она может и сильно обидеть.
Если ты заметила, что твой муж постоянно стал обижаться, тебе стоит найти причину такого поведения благоверного.
Выбирай выражения. Проанализируй свое поведение. Может быть, ты слишком прямолинейна или даже груба? Некоторым нравятся такие качества, а некоторым - нет. Если все-таки тебе кажется, что ты перегнула палку, самым простым решением будет извиниться перед мужем, откровенно поговорить с ним, что именно в твоем поведении его обижает.
Задела за живое. Бывает и так, что ты, сама того не желая, наступила супругу на больную мозоль. Все наши проблемы тянутся из детства. Например, ты назвала его пупсиком, а он обиделся. Может быть, так обзывали его в детстве во дворе мальчишки, потому что он был полненьким? А применив это ласкательное слово к мужу, ты вызвала у него неприятные воспоминания. Этот момент стоит выяснить. Если ему неприятно такое обращение - просто не называй его так, и все.
Муж требует внимания. Если муж обидчивый, то это может означать, что, обижаясь и уходя в другую комнату, так он подсознательно добивается твоего внимания. Значит, ты не уделяешь ему должного внимания. Займись этим вопросом, и он перестанет обижаться.
Муж пытается тобой манипулировать. Если муж постоянно обижается, то это может означать, что таким образом он хочет добиваться от тебя желаемого. А такое поведение уже оправдать нельзя.
Что делать?
Что делать, если муж обидчивый? Тут к каждой ситуации надо подходить индивидуально. Не пытайся отвлечь мужа или завести с ним разговор. А напрямую обсуди с ним проблему, которая возникла. Но только не обвиняй, а говори о своих чувствах, что тебя ранит, когда он молчит. Разговор начни с позитива. Расскажи ему, как ты его уважаешь и любишь, и сделай это искренне. Если же дело совсем запущенно, и муж не идет на контакт, тогда тебе потребуется консультация профессионального психолога.
Из википедии:
Ассертивность (от англ. assert - настаивать на своем) - способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Это понятие близко принципу гештальт-терапии: "Я существую не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям; ты существуешь не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям…"
В обычной жизни модель поведения большинства людей тяготеет к одной из двух крайностей: пассивности либо агрессии.
В первом случае человеком, который добровольно принимает на себе роль жертвы, руководит неуверенность в себе, страх перед лицом перемен или, наоборот, опасения потерять то, что уже нажито.
Во втором - явное или завуалированное желание манипулировать окружающими, подчиняя их своим интересам. Агрессор руководствуется принципом "ты мне должен, потому что я сильнее", жертва - "ты мне должен, потому что я слабый, а слабых нужно поддерживать".
В отличие от этих двух распространенных типов коммуникации ассертивное поведение (assertiveness) опирается на кардинально иной принцип: «я тебе ничего не должен, и ты мне ничего не должен, мы партнеры».
1. Я имею право оценивать собственное поведение, мысли и эмоции и отвечать за их последствия
Манипулятивное предубеждение: Я не должен бесцеремонно и независимо от других оценивать себя и свое поведение. В действительности оценивать и обсуждать мою личность во всех случаях должен не я, а кто-то более умудрённый и авторитетный.
2. Я имею право не извиняться и не объяснять своё поведение
Манипулятивное предубеждение: Я отвечаю за свое поведение перед другими людьми, желательно, чтобы я отчитывался перед ними и объяснял все, что я делаю, извинялся перед ними за свои поступки.
3. Я имею право самостоятельно обдумать, отвечаю ли я вообще или до какой-то степени за решение проблем других людей
Манипулятивное предубеждение: У меня больше обязательств по отношению к некоторым учреждениям и людям, чем к себе. Желательно пожертвовать моим собственным достоинством и приспособиться.
4. Я имею право изменить своё мнение
Манипулятивное предубеждение: В случае, если я уже высказал какую-то точку зрения, не надо ее никогда менять. Я бы должен был извиниться или признать, что ошибался. Это бы означало, что я не компетентен и не способен решать.
5. Я имею право ошибаться и отвечать за свои ошибки
Манипулятивное предубеждение: Мне не положено ошибаться, а если я сделаю какую-то ошибку, я должен чувствовать себя виноватым. Желательно, чтобы меня и мои решения контролировали.
6. Я имею право сказать: "я не знаю"
Манипулятивное предубеждение:Желательно, чтобы я смог ответить на любой вопрос.
7. Я имею право быть независимым от доброжелательности остальных и от их хорошего отношения ко мне
Манипулятивное предубеждение:Желательно, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы меня любили, я в них нуждаюсь.
8. Я имею право принимать нелогичные решения
Манипулятивное предубеждение:Желательно, чтобы я соблюдал логику, разум, рациональность и обоснованность всего, что я совершаю. Разумно лишь то, что логично.
9. Я имею право сказать: "я тебя не понимаю"
Манипулятивное предубеждение: Я должен быть внимателен и чувствителен по отношению к потребностям окружающих, я должен "читать их мысли". В случае, если я это делать не буду, я безжалостный невежда и никто меня не будет любить.
10. Я имею право сказать: "меня это не интересует"
Манипулятивное предубеждение: Я должен стараться внимательно и эмоционально относиться ко всему, что случается в мире. Наверное, мне это не удастся, но я должен стараться этого достичь изо всех сил. В противном случае, я черствый, безразличный.
Девочек не надо хвалить за сделанное - Вы способствуете её деградации. Если девочку хвалить за то, что она сделала: "очень вкусно!", "очень красиво", "очень чисто" - в итоге формируется понимание, что "признание мне придет только за мои заслуги". "Признание мне придет только за то, что я сделала" - это уничтожающий женщину принцип.
Здоровое положение вещей - "я достойна любви, потому что я есть, потому что я - умница, потому что я - хозяюшка, потому что я - помощница, потому что я - принцесса, потому что я - фея на кухне". Вот тогда у женщины здоровая психика, потому что одобряют её саму, её природу.
То есть, "Чтобы мне получить любовь, надо просто остаться собой" - вот в чём принцип воспитания девочки.
Если вы начинаете её хвалить за заслуги, то она сразу начинает думать: "Меня саму хвалить не за что, любовь я могу только заработать, будут заслуги - будет любовь".
Мальчики - полностью наоборот.
Мамы очень любят говорить: "ты у меня такая прелесть", "такой умничка", "такой молодец". Вроде бы хорошо... На самом деле, это восхищение только способствует деградации мужчины, потому что ему мерещится, что он сам по себе хороший. А мужчине хорошо, только если он чего-то достигает.
Поэтому чтобы мальчика побуждать к тому, чтобы он совершенствовался и чувствовал себя счастливым в итоге, ему надо говорить о его заслугах: "очень красиво сделано, очень здорово, очень умело". Мальчику все эти ласковые слова нужны в меньшей степени, потому что его природа - развиваться. Ему нужна похвала за то, что он достиг. Вместо того, чтобы сказать: "заинька", "солнышко", - для мальчишек постарше очень важно, чтобы вы всем приходящим гостями показывали его самолет, сделанный из лего. Это важнее чем все солнышки, лапоньки, заиньки.
"Посмотрите что он сделал, угадайте кто это сделал? Правильно, это Алешка сделал, это сын мой", - это гораздо большая похвала, больший стимул для мальчика.
А девочка не станет лучше, если её супом угощать весь район. Она просто поймет, что "Она должна упахаться за всю жизнь, и район кормить супом. Она не заслужит больше никогда любви, пока всех супом не накормит".
Дайте девочке понимание, что она совершенна и прекрасна сама по себе, что любви и признания ей заслуживать не нужно, что вы любите её и восхищаетесь ей просто потому, что она есть...
Руслан Нарушевич, Из "12 загадок для мамы и папы"
🍼 9 фраз, которые нельзя говорить ребенку 🍼
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
1. Оставь меня в покое!
Вариантов у этого посыла может быть много: «отстань от меня», «не мешай», «я сейчас занят», «уйди, дай мне заняться своими делами» и так далее. В результате частого произнесения этих фраз у ребенка формируется модель детско-родительских отношений, в которых его место - далеко не первое. В дальнейшем это неизбежно скажется на взаимоотношениях родителей и подросших детей. В самых сложных случаях посыл «уйди отсюда, не мешай» может быть воспринят ребенком буквально:
2. Ты такой…
Ярлык, повешенный на ребенка в детстве, с высокой долей вероятности окажет влияние на формирование его характера. Даже в уменьшительно-ласкательной форме такой ярлык неизбежно нанесет вред. «Глупенький», «капризный», «ленивый» - всего этого лучше не употреблять в общении с детьми. И ни в коем случае нельзя повторять такие слова по нескольку раз. Особенно психологи советуют избегать негативно окрашенных ярлыков, хотя и влияние нейтральных и положительно окрашенных «кличек» еще не до конца изучено.
3. Не плачь
Это одна из наиболее часто употребляемых родителями фраз. Повторяя ее, вы даете понять ребенку, что его чувства или происшествия, из-за которых он плачет, недействительны, недостойны внимания, незначительны. Если ребенок плачет, то гораздо более действенным способом прекратить плач будет пожалеть ребенка, показать, что вы понимаете и принимаете его чувства.
4. Почему ты не можешь быть как ...?
Подобные сравнения с сестрой, братом, соседским ребенком или кем-то другим опасны не только тем, что могут родить долгосрочную обиду и ревность, но и тем, что они в состоянии спровоцировать негативную реакцию, нежелание делать то, что вы от ребенка хотите.
5. Поторапливайся
Понятно, что особенно часто такая фраза звучит в тот момент, когда родители торопятся. В такие моменты хочется, чтобы ребенок шевелился как можно быстрее, а он, копается и возится, отвлекаясь на все подряд. Возможно, что точно такое же его поведение в более спокойные моменты не вызывает вашего раздражения, и вы его даже не замечаете. Если фраза постоянно произносится раздраженным или обвиняющим тоном, то заставляет ребенка чувствовать то, что родитель им недоволен, что он причиняет неудобство. Если такая ситуация повторяется ежедневно или даже по нескольку раз в день, ни к чему хорошему это не приведет.
6. Молодец!
Что плохого может быть в этой распространенной поощрительной реплике? Однако психологи утверждают, что при частом употреблении одной и той же фразы в качестве похвалы, она становится обезличенной, обесценивается. Ребенок начинает воспринимать ее как некий механический ответ, и на подсознательном уровне перестает придавать ему какое-либо значение. То есть механически сказанное «молодец» равняется в его восприятии полному отсутствию какой-либо похвалы. Так что даже хвалить ребенка лучше каждый раз по-разному, не используя одних и тех же выражений
7. Дай-ка я тебе помогу, у тебя не получается
Психологи считают, что такая фраза, повторяемая изо дня в день, программирует ребенка на неудачу. Он заранее готов к тому, что у него не получится, но мама все за него сделает. К слову сказать, в определенном возрасте у ребенка начинается период «я сам», во время которого произнесение такой фразы даже может спровоцировать нешуточный конфликт!
8. Возьми, только успокойся!
Частая перемена строгого запрета на вымученное разрешение подсказывает ребенку, что таким способом (нытьем, криками, истерикой, капризами) он может добиться от родителей чего угодно.
9. Быстро прекрати!
Немедленно помолчи, сейчас же успокойся, живо, скорее, кому сказали... Ни с кем, кроме ребенка, вы бы не позволили себе разговаривать в подобном тоне, правда ведь? Ребенок на такое обращение тоже обижается, чувствуя себя при этом еще и абсолютно бесправным. И вместо того, чтобы "перестать" и "успокоиться" начинает протестовать. Малыши плачут и капризничают, подростки бросают "отстань" и замыкаются в себе.
... история одной девушки, которую стоит прочесть
Писать про это не хотела, но люди старшие и умные посоветовали это сделать. В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос.экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью в такт играющее песне и привычно придерживая карман, в котором лежал телефон, разглядывала людей вокруг.
К сожалению мне таких сказок в детстве не читали. Я познакомились с ней уже будучи взрослой, мне она очень понравилась. Я читала её малышу когда была беременна им, позже я нашла эту сказку для деток с картинками. И теперь буду читать ему её перед сном, когда он подрастает))))
ЗНАЕШЬ КАК Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ?
Настало время спать, и маленький зайчонок крепко ухватил большого зайца за длинные-длинные уши. Он хотел точно знать, что большой заяц его слушает.
- Знаешь, как я тебя люблю?
- Конечно, нет, малыш. Откуда мне знать?..
- Я люблю тебя - вот как! - и зайчонок раскинул лапы широко-широко.
Но у большого зайца лапы длинней.
- А я тебя - вот как.
«Ух, как широко», - подумал зайчонок.
- Тогда я люблю тебя - вот как! - и он потянулся вверх изо всех сил.
- И тебя - вот как, - потянулся за ним большой заяц.
«Ого, как высоко, - подумал зайчонок. - Мне бы так!»
Тут зайчонок догадался: кувырк на передние лапы, а задними вверх по стволу!
- Я люблю тебя до самых кончиков задних лап!
- И я тебя - до самых кончиков твоих лап, - подхватил его большой заяц и подбросил вверх.
- Ну, тогда… тогда… Знаешь, как я тебя люблю?.. Вот так! - и зайчонок заскакал-закувыркался по полянке.
- А я тебя - вот так, - усмехнулся большой заяц, да так подпрыгнул, что достал ушами до веток!
«Вот это прыжок! - подумал зайчонок. - Если б я так умел!».
- Я люблю тебя далеко-далеко по этой тропинке, как от нас до самой реки!
- А я тебя - как через речку и
«Как далеко-то», - сонно подумал зайчонок. Ему больше ничего не приходило в голову.
Тут вверху, над кустами, он увидел большое тёмное небо. Дальше неба ничего не бывает!
- Я люблю тебя до самой луны, - шепнул зайчонок, и закрыл глаза.
- Надо же, как далеко… - Большой заяц положил его на постель из листьев.
Сам устроился рядом, поцеловал его на ночь…
…и прошептал ему в самое ухо:
- И я люблю тебя до самой луны. До самой-самой луны…
- и обратно.
© Сэм Макбратни © Евгения Канищева, Ян Шапиро, перевод Источник: |
Советы детского психолога о том, какие фразы обязательно нужно говорить своему ребенку. А еще расскажем, о чем можно говорить с ребенком, чтоб лучше его понять и найти с ним общий язык.
1. Я люблю тебя.
2. Люблю тебя, несмотря ни на что.
3. Я люблю тебя, даже когда ты злишься на меня.
4. Я люблю тебя, даже когда я злюсь на тебя.
5. Я люблю тебя, даже когда ты далеко от меня. Моя любовь всегда с тобой.
6. Если бы я могла выбрать любого ребенка на Земле, я бы все равно выбрала тебя.
7. Люблю тебя как до луны, вокруг звезд и обратно.
8. Спасибо.
9. Мне понравилось сегодня с тобой играть.
10. Мою любимое воспоминание за день, когда мы с тобой *______* (что вы делали вместе).
Рассказывайте:
11. Историю их рождения или усыновления.
12. О том как вы *нежничали* с ними, когда они были маленькие.
13. Историю о том, как вы выбирали им имена.
14 О себе в их возрасте.
15. О том, как встретились их бабушки и дедушки.
16. Какие ваши любимые цвета.
17. Что иногда вам тоже сложно.
18. Что когда вы держите их за руку и сжимаете ее 3 раза, это секретный код, который означает - *люблю тебя*.
19. Какой у вас план.
20. Чем вы сейчас занимаетесь.
▪ Слушайте:
21. Вашего ребенка в машине.
22. Что ваш ребенок рассказывает про свои игрушки, и подумайте, насколько это для него важно. 23. Вопрос, в котором ваш ребенок действительно нуждается вашей помощи.
24. На одну секунду дольше, чем позволяет ваше терпение.
25. Чувства, которые стоят за словами вашего ребенка.
▪ Спрашивайте:
26. Почему ты думаешь это случилось? 27. Как думаешь, что будет если _____? 28. Как нам это выяснить?
29. О чем ты думаешь?
30. Какое у тебя самое приятное воспоминание за день? 31. Как думаешь, какое *оно* на вкус?
▪ Показывайте:
32. Как сделать что-то, вместо того, чтобы запрещать это делать.
33. Как свистеть в травинки.
34. Как тасовать карты, сделать веер (домик).
35. Как резать еду.
36. Как складывать белье.
37. Как искать информацию, когда вы не знаете ответа.
38. Привязанность к вашему супругу.
38. Что заботиться о себе (ухаживать за собой) очень важно.
▪ Выделите время:
39. Чтобы понаблюдать за строительными площадками.
40. Чтобы посмотреть на птиц.
41. Чтобы ваш ребенок помог вам готовить.
42. Ходить в какие-то места вместе.
43. Копаться вместе в грязи.
44. Чтобы выполнять задания в темпе вашего ребенка.
45. Чтобы просто посидеть с вашим ребенком, пока он играет.
▪ Порадуйте своего ребенка:
46. Сделайте сюрприз и уберите в его комнате.
47. Положите шоколад в блины.
48. Выложите еду или закуску в форме смайлика.
49. Сделайте какие-то звуковые эффекты, когда помогаете им что-то делать.
50. Играйте с ними на полу.
▪ Отпускайте:
51. Чувство вины.
52. Ваши мысли о том, как должно было быть.
53. Вашу потребность быть правым.
▪ Отдавайте:
54. Смотрите на вашего ребенка добрыми глазами.
55. Улыбайтесь, когда ваш ребенок заходит в комнату.
56. Отвечайте взаимностью, когда ваш ребенок вас касается.
57. Настройте контакт, прежде чем что-то говорить (исправлять), чтобы ваш ребенок действительно вас услышал.
58. Давайте вашему ребенку возможность справится со своим недовольством (гневом, злостью), прежде чем оказать ему помощь. 59. Делайте ванну в конце длинного дня.
60. Выберите сами ваш любимый способ быть добрым к вашему ребенку.
Януш Корчак - выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель, который отказался спасти свою жизнь трижды.
В первый раз это произошло, когда Януш принял решение не эмигрировать в Палестину перед оккупацией Польши, чтобы не оставлять «Дом сирот» на произвол судьбы накануне страшных событий.
Во второй раз - когда отказался бежать из варшавского гетто.
А в третий - когда все обитатели «Дома сирот» уже поднялись в вагон поезда, отправлявшегося в лагерь, к Корчаку подошел офицер СС и спросил:
- Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны.
- А дети?
- Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон.
- Ошибаетесь. Не могу. Не все люди - мерзавцы.
Через несколько дней в концлагере Треблинка он вместе с детьми из «Дома сирот» вошел в газовую камеру. По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам.
Этот потрясающий человек составил 10 принципов воспитания детей, которые стоит знать каждому:
- Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
- Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.
- Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
- Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен - ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
- Не унижай!
- Не забывай, что самые важные встречи человека - его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
- Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
- Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
- Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
- Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.
Парапроктит и перианальный свищ можно обнаружить у двух различных групп детей; причина, патогенез и лечение этих заболеваний в указанных группах может существенно различаться. Из общего числа больных детей можно выделить две группы: 1) дети грудного возраста без предрасполагающих факторов; 2) дети старшего возраста с наличием предрасполагающих факторов. Указанные состояния встречаются сравнительно часто в первой группе - преимущественно мальчиков до 2 лет. Парапроктит и перианальный свищ в этом возрасте протекают обычно доброкачественно и разрешаются самостоятельно; патологический очаг в параректальной клетчатке обычно сообщается с криптами зубчатой линии заднего прохода. Полагают, что именно крипты являются источником распространения инфекции, однако четкий механизм этого процесса неясен. В конечном итоге очаг инфекции дренируется через отверстие в перианальной области. После этого воспаление стихает, однако свищ между криптой зубчатой линии заднего прохода и кожей перианальной области сохраняется. Подобную картину можно обнаружить в процессе хирургического лечения парапроктита. В большинстве случаев хронический свищ самостоятельно исчезает у детей до 2 лет. Свищ располагается в непосредственной близости от заднего прохода - это обстоятельство обусловливает благоприятный прогноз, поскольку сфинктерный механизм остается интактным. Вторая группа включает детей старше 2 лет, имеющих предрасполагающий фактор - лекарственную или аутоиммунную нейтропению, лейкоз, СПИД, сахарный диабет, болезнь Крона, в анамнезе операции на прямой кишке (по поводу болезни Гиршспрунга или атрезии заднего прохода) или иммунодефицит на фоне приема иммунодепрессантов. В этой группе детей парапроктит рассматривается как более тяжелое состояние, а прогноз напрямую зависит от предрасполагающего фактора. Абсцесс параректальной клетчатки может иметь глубокое расположение и быстро распространяться с тяжелой интоксикацией, особенно на фоне иммунодефицита или нейтропении. Бактериологическое исследование содержимого очага инфекции позволяет обнаружить аэробные (Escherichia coli, Klebsiella pneumoniae, Staphylococcus aureus) и анаэробные (Bacteroides spp., Clostridium spp., Veillonella spp.) возбудители. В 10-15 % случаев отмечается изолированный рост Е. coli, S. aureus или Bacteroides fragilis. У пациентов с нейтропенией возможна бактериемия тех же возбудителей, которые стали причиной абсцесса. Дети грудного возраста без предрасполагающих факторов имеют легкие клинические проявления: субфебрильная лихорадка, незначительная боль в области заднего прохода, флегмона перианальной области. Затем очаг инфекции отграничивается и формируется абсцесс, который дренируется через устье свища на поверхности кожи. Это приводит к разрешению симптомов заболевания, и воспаление исчезает, однако по прошествии некоторого времени гной появляется вновь и процесс становится хроническим. Без специальной терапии заболевание обычно самостоятельно излечивается в возрасте до 2 лет. У детей с наличием предрасполагающих факторов отмечается более тяжелое течение заболевания. В зависимости от состояния иммунной системы у них может быть либо не быть лихорадка. Распространение флегмоны характеризуется покраснением, уплотнением, болезненностью и появлением флуктуации в проекции седалищно-прямокишечной ямки, что служит основанием для активного лечения. Возможны тяжелая интоксикация и даже сепсис, а также развитие симптомов основного заболевания.
Лечение парапроктита у детей
Дети грудного возраста с отсутствием предрасполагающих факторов обычно не требуют лечения, поскольку заболевание разрешается самостоятельно. Сведений об эффективности антибиотиков у этих пациентов не получено. Если парапроктит и перианальный свищ доставляют ребенку сильное беспокойство, то показано его вскрытие и дренирование под местной анестезией. Эта процедура приводит к исчезновению боли и лихорадки, однако не предупреждает развития свища. При формировании хронического свища многие специалисты рекомендуют фистулотомию под общей анестезией. С помощью адекватного ретрактора обнажают задний проход и дистальную часть прямой кишки; затем в наружное устье свища вводят слезный зонд, который выходит через одну из крипт. Ткань между свищом и просветом заднего прохода пересекают электрокоагуляцией. Рану оставляют открытой для формирования грануляционной ткани. Рецидив заболевания при этом лечении составляет 20 %. В ряде случаев показано консервативное лечение или даже активное наблюдение, поскольку чаще всего свищ разрешается самостоятельно в возрасте до 2 лет. Детям старшего возраста с предрасполагающими факторами может потребоваться более активное лечение, направленное также на основное заболевание. Показаны антибиотики широкого спектра, активные против кишечной грамотрица-тельной флоры, S. aureus и анаэробных бактерий, содержащихся в кале. При развитии сепсиса или распространенной флегмоны показано широкое иссечение пораженной области и ее дренирование. Формирование свищей у детей старшего возраста связано преимущественно с болезнью Крона либо с перенесенной операцией по низведению толстой кишки при болезни Гиршспрунга. Лечение в таких случаях весьма затруднительно и направлено в первую очередь на основное заболевание. Геморрой у детей бывает нечасто и в большинстве случаев имеет доброкачественное течение. При обнаружении геморроя следует исключить портальную гипертензию. Иногда новорожденных детей консультируют у хирурга по поводу случайно обнаруженного геморроя. Заболевание в большинстве случаев доброкачественное; случаев тромбоза или иных осложнений отмечено не было, поэтому проводят консервативное лечение. Для профилактики более тяжелого течения геморроя следует своевременно лечить хронический запор, устранять каловый завал и другие раздражающие местные факторы. У здоровых детей нередко можно обнаружить ямку по срединной линии межъягодичной складки на уровне копчика. Сведения, что небольшой эпителиальный копчиковый ход может вызвать тяжелые последствия, отсутствуют. Злокачественное перерождение кисты эпителиального копчикового хода возможно у пациентов с хроническим ее воспалением или абсцессом. Открытая дизрафия - доброкачественное состояние и обычно клинически не проявляется. В подростковом возрасте возможен абсцесс эпителиального копчикового хода. Причина его развития лишь у подростков неясна. В острой стадии абсцесса может потребоваться его вскрытие и дренирование. Позже показано удаление абсцесса и эпителиального копчикового хода единым блоком.
Источник:
"Катарина Циммер
Жизнь до рождения
"Достоинство и неприкосновенность человека государство должно уважать и защищать всеми возможными средствами", - этим предложением начинается конституция Федеративной Республики Германии. Неродившаяся жизнь является самой слабой формой человеческой жизни. Долгое время считалось, что зародыш и плод человека, развиваясь, переживает стадии зародышей низших животных -- беспозвоночыых, рыб или земноводных. С того времени наука сделала большой шаг вперед. В настоящее время ни один серьезный ученый не сомневается в том, что неродившаяся жизнь также является человеческой и личной. Человеком становятся отнюдь не с рождения. Эту истину хорошо освещает исследование Катарины Циммер "Жизнь до рождения" (Katarina Zimmer, "Das leben vor der geburt"). Оно знакомит нас со скрытой жизнью младенца а утробе матери.
Хотелось бы, чтобы это сочинение помогло молодым матерям и отцам завязать живую связь со своим младенцем еще до его рождения. Тот, кто будет иметь понятие о духовном и физическом развитии ребенка в утробе, лучше поймет дальнейшее развитие и нужды ребенка. Супруги смогут значительно более осознанно и ответственно решить, хотят они иметь детей или нет.
Надеюсь, что информация о неродившейся жизни поможет многим гражданам свободно и зрело заранее определиться и избежать конфликтных ситуаций из-за нежелательной беременности. Надеюсь также, что более глубокое знание поможет осознать то, как неродившийся так и родившийся младенец ждет нашей любви, заботы и уважения его человеческого бытия.
Проф. Рита Зюсмут /Sussmuth/
министр по делам молодежи семьи,
женщин и здравоохранения ФРГ.
С какого момента человек становится человеком? Есть ли у неродившегося младенца душа? Когда она появляется?
Эти вопросы издавна интересуют не только родителей, но и философов и теологов. Наука представляет все новые знания о первых фазах жизни младенца, его развития в утробе матери. Намного раньше, чем предполагалось, развиваются ощущения и умения младенца, формируются тончайшие структуры мозга. А будущим родителям особенно важно знать, что связь родителей с младенцем закладывается еще до рождения.
Людей издавна интересует вопрос: имеет ли неродившийся плод душу? По-современному говоря: что "переживает" и "испытывает" младенец перед приходом в этот мир? Когда он начинает жить? Еще не так давно полагалось, что большую часть времени в утробе матери плод является лишь бесчувственным, примитивно вегетирующим "чем-то". Еще и сегодня большинство женщин воображает себе, что зародыш, или эмбрион, это только комочек клеток. (3ародышем ученые называют младенца в первые восемь двенадцать недель. Затем употребляется термин "плод.)
В утробе созревающая жизнь спрятана и неосязаема - даже сама мать начинает чувствовать младенца только тогда, когда он начинает шевелиться, после трех месяцев беременности. Однако оказывается, что значительно раньше это "что-то" уже является тонко развитым существом, имеющим все неповторимые человеческие свойства.
Еще не так давно полагалось, что человеческий зародыш, развиваясь, повторяет стадии развития низших животных. Ученый Эрнст Гекель (Heckel) в 1866г. провозгласил так называемый биоэнергетический закон, который утверждал, будто индивидуальное развитие человека в упрощенной форме повторяет все стадии развития эволюции человечества. По его словам выходит, что человеческий зародыш проходит стадии. зародышей рыб, земноводных и других животных. Хотя современная эмбриология признала такое понимание ошибочным, кое-кто все еще упорно придерживается старой теории Геколя, она преподается в школах некоторых стран. (Неудивительно, что "идеологически важный" биогенетический закон защищает и Литовская Советская энциклопедия. - ред.) Однако, более новые научные наблюдения говорят о другом: даже на самых ранних стадиях развития человеческий зародыш не тождественен зародышу рыбы, пресмыкающегося или птицы.
Многие вещи о жизни неродившегося человека мы узнали совсем недавно. Ученые, вооружившись электронными микроскопами, ультразвуковой аппаратурой и эндоскопией (непосредственное наблюдение ребенка в утробе через специальную трубочку), сделали ошеломляющие открытия. Это кажется невероятным, но когда величина зародыша человека еще не достигает 2 мм уже функционирует его мозг, управляющий дальнейшим его развитием. А при величине в 3,5 мм, то есть в возрасте 25-ти дней, зародыш человека имеет все важнейшие органы: сердце, кожу, центральную нервную систему, печень, легкие, кишечник и пол.
Эти удивительные открытия совершенно меняют наши представления о младенце под сердцем матери.
Раньше мы даже не догадывались, как рано в таком невообразимо маленьком мозге уже выделяются тонкие структуры, как рано неродившийся человечек начинает реагировать на внешние раздражители. Словно - "отвечать" движениями, -- и как в этих ранних способностях., о которых, между прочим, мы только узнали, раскрывают первые проявления души. Теперь уже можем обоснованно утверждать, что уже в первые месяцы или даже в первые недели после зачатия зарождается духовная связь между матерью и младенцем, созревающим в ее утробе.
Жизнь до рождения начинается в тот момент, когда мужская половая клетка соединяется с созревшей женской яйцеклеткой. С этого момента начинается развитие организма, заканчивающееся только смертью. Ни один этап этого процесса не начинается без подготовки и не проходит без последствий. Рождение -- это лишь переход в новое состояние. Уже в первые дни образовавшийся после многократного деления клеток молодой зародыш, так называемая бластула, врастает в ткани матки и непосредственно включается в обмен веществ матери. Через питание завязываются первые взаимоотношения между матерью и ребенком - они большей частью определяют будущее развитие организма.
3ародыш участвует во всем, что происходит с матерью. Все то, что она переживает -- радость, волнение, страх или озабоченность - влияет на ритм материнского сердца, кровообращение и обмен веществ. Например, кровь по всему телу разносит гормоны, соответствующие переживаемой ситуации, это испытывает и зародыш. Сегодня уже известно, что тело реагирует на духовные переживания. Когда мы пугаемся, сердце начинает быстрее биться. Когда испытываем ужас или страх, выбивает пот. Эти реакции вызывают гормоны, образуемые телом и разносимые кровью при сильном волнении. Маленькое тельце зародыша, конечно, еще не осознанно, принимает сигналы материнского тела о ее чувствах и переживаниях.
Зародыш погружен в жидкость в так называемой амнионовой полости и покрыт амнионовой оболочкой, его обволакивает еще и вторая, обросшая ворсинками, хорионовая оболочка, которая позже, вместе с тканями матки, образует плаценту. Двухнедельный зародыш получает питание из крови матери через выросты или ворсинки хориона (позже формируется пуповина).
На третьей неделе происходят особенно важные изменения. Приблизительно на пятнадцатый день появляются первые кровеносные сосуды. Еще через несколько дней в маленькой грудке 1,7-миллиметрового зародыша происходит новое чудо: две жилы соединяются в сердце, которое уже перед 21-м днем жизни начинает биться и перекачивать кровь по тельцу. В этот момент мать уже догадывается о беременности по нарушению цикла месячных.
Маленькое сердечко c самого начала бывает чрезвычайно сильным. Оно обеспечивает кровью, а значит и кислородом, быстро развивающийся мозг, где интенсивно делятся клетки. Новейшие наблюдения при помощи электронного микроскопа открыли еще, одну удивительную вещь: на седьмой неделе образуются соединения клеток нервной системы, или синапсисы, передающие сигналы между мельчайшими нервными волокнами. Раньше считалось, что эти соединения появляются только после рождения. В то же время формируются разнообразные сетевые структуры мозга: они принимают информацию о положении зародыша в теле матери, давлении на его тельце, разности температур. Так появляются условия для о ощущения действительности и приобретения опыта. Замечаем, как удивительно разнообразно и согласованно это раннее развитие: все появляющиеся органы и системы развивают и поощряют друг друга. Вначале особенно быстро развиваются мозг и сердце - они с самого начала обеспечивают единство тела и души. Позже чередование и взаимодействие процессов становится таким сложным, что просто превышает возможности нашего воображения. Все вновь появляющиеся системы, хотя они бывают еще не до конца развиты, сразу используются. Это еще раз доказывает, что наши умения приобретаются еще задолго до рождения.
Чудо развития становится очень выразительным при наблюдении формирования кистей рук. Снова, как и в случае сердца, все происходит в трудно вообразимом темпе. Около 28-го дня появляются признаки будущих рук, два маленьких. бугорка. Уже через три дня передняя их часть расширяется; в следующие два дня ручка еще удлиняется и уже совсем ясно выделяется кисть. До 41-го дня появляются признаки пальцев, хрящи костей предплечья и плеча. Вся сложная система осязания формируется в течение 14-ти дней, а ведь она тесно связана с речью и умом (вспомним: осязать -- воспринимать -- осознавать). Понемногу руки в подмышках и локтях начинают загибаться внутрь, приближаясь одна к другой и, наконец, достают до рта, первого органа осязания. Позже случается, что младенец в утробе сосет свой большой палец.
Положение тельца зародыша напоминает позу музыканта, играющего на дудочке. Ноги развиваются в том же порядке, только несколько позже, чем руки. Если бы мы посмотрели на этот процесс роста, снятый замедленной съемкой, то заметили бы определенное "движение роста", зачаток хватания. Иначе говоря, сгибание руки кистей в местах будущих суставов уже предвещает будущие движения: позже все тельце может сгибаться и распрямляться, а голова немного поворачиваться. Это первые проявления поведения зародыша.
В возрасте восьми недель зародыш человека, с этого момента медиками называемый плодом, уже имеет руки, ноги, внутренние и половые органы, даже веки глаз и соски груди: он уже полностью развитый, хотя еще не созревший. Это трехсантиметровое существо словно сидит на корточках в утробе матери. Вокруг рта плод начинает чувствовать прикосновения, развиваются органы обоняния и вкуса (он погружен в сладковатую жидкость). Начинает действовать и аппарат равновесия, а через несколько недель ребенок сможет слышать голоса родителей.
Мы могли бы назвать плод социальным существом - ведь он чувствует и может реагировать на движения. Конечно, его восприятие значительно отличается от более позднего восприятия человека, но скорее всего он своеобразно чувствует, хотят ли его родители и ждут ли его с любовью. Одно несомненно: все эти ранние переживания отражаются на дальнейшей жизни.
На девятой неделе младенец узнает много нового из окружающей его среды и пробует шевелиться. На легкое прикосновение к губам он реагирует движениями всего тела. При прикосновении к кисти сжимаются пальцы - это уже зачаток хватательного рефлекса (эти навыки младенец показывает сразу после рождения). Веки глаз тоже становятся чувствительными: при прикосновении к ним младенец вращает глазами.
Неродившийся младенец не только реагирует, не только повторяет предусмотренную природой генетическую программу, но показывает и самостоятельные усилия, которые, в свою очередь, постоянно корректирует окружающая среда. Первые движения еще бывают запрограммированы: тельце распрямляется и снова сгибается. На 12-той неделе появляются первые рефлексы сосания и глотания, специальный рефлекс, благодаря которому позже новорожденный от прикосновения к его щеке поворачивается и находит грудь матери: плод пинается и отталкивается ногами (эти движения помогают рождающемуся младенцу активно высвобождаться из утробы матери). Когда младенец появляется на свет, его мимика бывает настолько разнообразной, что родителям остается только удивляться. Никем не наученный младенец способен своей мимикой ясно заявить своей матери о том, чего ему не хватает, что ему приятно и что не нравится. При помощи ультразвука можно точно фиксировать выражение личика еще в утробе матери.
Когда с 10-той недели начинается вторая треть беременности, свернувшийся плод бывает величиной в 6 см; он становится все более восприимчивым к урокам, преподаваемым окружающей средой и опытом; это и понятно, так как он все больше узнает своими органами чувств. Особенно быстро развивается осязание. В конце третьего месяца большая часть тельца начинает чувствовать прикосновения. А их бывает достаточно, так как плод или сам живо движется и ворочается, или чувствует движение матери и поглаживание через кожу. Каждый раз такой сигнал помогает дальше развивать чувствительный мозг и вырабатывает новые умения. Кроме того, этот опыт осязания обязателен для гармонической деятельности нервной системы.
В это время плод, уже начинает чувствовать и равновесие. Внутреннее ухо, так называемый лабиринт, позволяет плоду ориентироваться по отношению к силе тяжести. Эту информацию, в свою очередь, обрабатывает мозг. Осязание и чувство равновесия очень важны для развивающегося мозга. Они его приводят в порядок и организуют. Когда мать ходит, покачивается или работает, младенец приобретает новый опыт, становится все "хитрее". Через эти ощущения он получает информацию из своих собственных мышц и суставов, учится познавать себя.
Все это позволяет плоду двигаться в маленьком мире утробы: изменить положение, позу и некоторое время ее сохранять. Когда положение плода становится для него неудобным, он может, встрепенувшись, устроиться "поуютнее". На второй трети беременности в матке еще так много места, что младенец может просто кувыркаться. Каждая новая ситуация обогащает развивающийся мозг совершенно новым решением. На двенадцатой неделе согнувшийся плод, достигает всего лишь 6-8 см, однако он уже испытывает множество ощущений и может выполнять самостоятельные действия.
Хотя с первого взгляда это кажется простым - схватить, распрямиться, повернуться, сосать -- в действительности каждое такое действие является многогранным событием, в котором участвуют развитые ощущения и навыки движения. Эти силы действуют не беспорядочно. Они сливаются в осмысленное действие, лишь подчиняясь определенному порядку. Этот порядок поддерживают различные получаемые мозгом импульсы: одни поощряют передачу информации, открывая ей путь, другие ее тормозят, так выделяются неважные вещи. Правильно принять поощряющие и тормозящие импульсы важна не только плоду, но и младенцу, и позже, взрослому человеку. Без этого процесса не обходится ни малейшее действие - будь то засовывание большого пальца в рот или взятие карандаша, игра в теннис или починка телевизора. Вот почему так хорошо бывают развиты сети мозга младенца, так быстр процесс его самосознания: уже в утробе матери действуют все его органы чувств, уже там он вооружается для специфического человеческого опыта и деятельности.
Итак, еще раз обратим внимание: движение является одним из первых умений плода. Вместе с развивающимся ощущениями движения показывают духовное его развитие для людей и животных, это первое средство бессловесной связи. Осознав эти связи, мы поймем, как необыкновенно важными и дальше остается движение и знакомство с действительностью для духовного и социального развития ребенка.
Между девятой и двенадцатой неделями плод удивляет нас новыми связями своих умений. При прикосновении ко лбу он уже способен отвернуть голову, чтобы избежать беспокойства. Или может наморщить лоб, поднять брови. Голова плода на так сильно наклонена, как на прежних месяцах, пропорциями он становится все больше похож на младенца, а лицо красивеет, он уже может почти отдельно двигать запястья и локти, большой палец отделить от других пальцев. Появляются первые нежные ноготки. При пристальном наблюдении уже с десятой-одиннадцатой недели можно определить пол.
С двенадцатой недели плод может поднять верхнюю губу - лицо озаряет своеобразная улыбка. На самом дела, это проявление сосательного рефлекса. К сосанию приспосабливаются не только губы, но и вся полость рта. Ребенок проглатывает немного окружающей его жидкости и усваивает ее питательные вещества. В этой жидкости плод еще может свободно плавать. Пуповиной он соединяется с хорионом, будущей плацентой. В жидкости создаются благоприятные для развития условия: 1) плод может равномерно расти, 2) он не срастается с окружающими покровами, 3) предохранен от ударов; 4) может свободно двигаться; 5) обеспечивается равномерное тепло.
На четвертом месяце появляются новые важные перемены. С этого времени плод обеспечивается кислородом и питанием через плаценту (она на четвертом месяце бывает около 8 см толщиной). Его тело функционирует как отдельная, хотя и зависящая от организма матери, система. Это 14-сантиметровое существо уже имеет закрытое кровообращение, сердечко перекачивает 30 литров крови в день (сердце новорожденного - 350 л). Еще одна существенная новость: плод уже может сам регулировать обмен веществ (например, кое-что задержать и выровнять), если мать больна или утомлена.
Увы, еще не все младенец может выровнять. Его организму еще не по силам справиться с нехваткой кислорода. Если мать постигают тяжелые душевные переживания или, еще хуже, если она курит, то поставляемого через плаценту кислорода недостаточно. Бессилен плод и перед инфекцией (например, если мать заражается краснухой или токсоплазмозом). Наследственные недостатки и вредные вещества, особенно в раннем зародышевом периоде, могут оставить непоправимые следы. Поэтому каждой беременной женщине следовало бы помочь своему неродившемуся ребенку избежать такого риска: не курить, не пить алкогольных напитков, разумно питаться, носить свободную одежду, а лекарства употреблять только в случае крайней необходимости. Муж, в свою очередь, должен стараться оберегать будущую мать от неприятных душевных переживаний.
В течение второй трети развития, как мы видели, плод делает быстрые успехи -- подготавливается к самостоятельной жизни. На пятом месяце сердечко бьется так сильно и громко, что его можно слышать с помощью стетоскопа. Энергичными становятся и движения плода - наконец их начинает чувствовать и мать. Растут волосы и ресницы, тельце покрывает слой жира предохраняющий нежную кожу. От затылка до ягодиц он достигает 20 см, а от головки до ножек - 27 см. В потемках утробы матери ребенок иногда уже начинает спать. Чаще всего он приспосабливается к матери и перенимает ее ритм дня и ночи. Многие люди рассказывают, что иногда им снится их состояние до рождения: "Чувствую, как, согнув спину и втянув руки, сижу на корточках в красно-коричневых потемках материнской утробы. Странно, но там слышно немало шума."
Действительно ли этот сон взрослого человека изображает ситуацию до рождения, или только отражает более позднее его представление о том состоянии? Сотни снов взрослых людей были сопоставлены с анамнезами беременности и родов их матерей. Оказалось, что некоторые происшествия. испытанные в утробе матери, далеко не забываются. Иначе говоря, испытанные в утробе чувства, обволакиваются образами дальнейшей сознательной жизни. Например, молодому человеку приснилось, что он, скорчившись, сидит в собачьей будке, в которую пинает копытами конь. Исследовав историю беременности его матери, оказалось, что перед родами она упала с лестницы и несколько раз ушибла живот.
Плод, также видит сны. Конечно, эти сны иные, чем наши, так как его окружающая среда и переживания ограничены. Его опыт - это как бы отдельные вспышки, они еще не соединяются в осмысленную цепь ассоциаций, которую позже человеку внушает широкий горизонт опыта. Поэтому мы могли бы вообразить, что сны плода очень фрагментарны, значительно разбросаннее, чем более поздние сны младенца. Сокращения мышц, икота (с плодом случается даже и это), касание руками пуповины, голос матери, приятный или неприятный, громкий или тихий шорох, надавливание на живот матери - все эти маленькие переживания, если не будят плод, то некоторым образом отражаются в его снах. Вероятнее всего, его сны -- конечно, тесно связанные с переживаниями матери,-- выражают что-то похожее на "безопасное и надежное состояние" или "страх и опасность" и т.п., ведь необязательно уметь словами назвать чувства, можно просто их переживать.
На этой фазе развития ставший активным мозг позволяет плоду в определенном смысле взвешивать и упорядочивать свою деятельность. Некоторые действия и опыты он охотно повторяет (например, старается сосать большой палец, так как это доставляет удовольствие), других действий, наоборот, избегает.
Плод с каждым разом становится все более подготовленным к самостоятельной жизни: он уже накопил немного жиров и на шестом месяце весит 800 г. В конце шестого месяца, выпрямленный во весь рост, он достигает 32 см. Легкие развиты настолько, что ими уже можно было бы дышать, но дыхательные пути пока еще полны плодовой жидкости. На последних месяцах перед рождением плод получает через плаценту из крови матери важные защитные вещества, например, гаммаглобулины и антитела, которые вырабатывает организм беременной, для защиты от кори, скарлатины, коклюша, свинки, оспы, полиомиелита. Однако, приданное для будущей жизни образуют не только эти защитные вещества. Не менее важны настроения и чувства матери, которые она питает к своему неродившемуся младенцу. От них зависит не только успешное развитие в утробе, но и дальнейшее здоровье души и тела ребенка.
Если мать, вынашивая младенца, переживает много беспокойства и страха, то те же настроения она передает и плоду. Мы знаем, как чутко новорожденный реагирует на биение сердца матери. Даже записанные на магнитофонную пленку спокойные сердечные тоны помогают детям лучше развиваться. С другой стороны, ускоренное биение сердца вызывает у ребенка беспокойство. Все это очень хорошо видно при помощи ультразвуковой аппаратуры. Если врач, осматривая мать, озабоченно говорит, что плод совершенно не движется, то он словно по команде начинает болтать руками и ногами. Дело в том, что мать, испугавшись замечания врача, своему младенцу передает двойной сигнал - разносимыми кровью гормонами и ускоренным биением сердца. И тот немедленно реагирует.
Еще хуже, чем от преувеличенной озабоченности и страха, бывает нежному плоду и в том случае, если мать его не хочет. Свое отрицательное отношение она дает ему почувствовать тем, что не обращает внимания на свое здоровье и, таким образом, сознательно и бессознательно подвергает опасности жизнь младенца. Случается, что матери не избегают опасных дорожных ситуаций, слишком много занимаются спортом, не посещают консультации, носят тесную одежду, вредят здоровью плода алкоголем, табаком или другими наркотиками. Часто мать даже не осознает, что делает. Однако, для младенца такой недостаток любви не проходит без последствий, результаты дают о себе знать во время родов или позже.
Многие исследования показывают, что матери, с радостью ожидающие ребенка, чаще всего рожают легко и без осложнений, а их дети отличаются душевным равновесием. В то время как роды сомневающихся или даже враждебно настроенных женщин часто бывают слишком ранними и с осложнениями, а их младенцы слишком нервными и подвижными. Конечно, это не является неизбежным правилом, но убедительно доказывает, насколько важен взгляд родителей на ожидаемого младенца.
На девятом месяце плод еще прибавляет в весе -- обычно новорожденный весит 3000-3500 г., а, выпрямившись, достигает 49-50 см роста. При приближении родов начинает действовать последнее чувство - если в матку направляется очень яркий свет, ребенок реагирует: он уже видит. Теперь он уже совершенно готов родиться, об этом, вероятно, сам дает сигнал материнскому организму при помощи гормонов (некоторые ученые считают, что роды возбуждает плацента). С большинством младенцев это случается приблизительна на 266-й день после зачатия. Рождение, встреча с внешним миром были целью развития плода под сердцем матери. Какими бы удивительными ни были приобретенные в утробе умения, они служат единственной цели - чтобы, родившись, младенец в ней мог выжить. С этих пор все силы новорожденного служат борьбе за существование.
Здесь опять же, очень важны взаимоотношения между матерью и ребенком. Ученые единодушно соглашаются: если ребенок не будет чувствовать любовь матери, он не сможет успешно расти. Как в утробе, так и после рождения, нелюбимый ребенок чувствует одиночество, депривацию и это мешает ему развиваться.
Описанные здесь факты (а их можно было бы привести значительно больше) убеждают, что зародыш и плод мы обязаны считать чувствующим, испытывающим и нуждающимся в любви человеком Рождение это лишь переход в другое состояние. Оно показывает, что плод уже созрел для того, чтобы из утробы матери перейти под защиту семьи. До тех пор пока человек полностью подготовится к самостоятельной жизни, пройдет много лет, и он испытает еще несколько таких переходов Опыт, приобретенный в утробе матери, служит не только раннему детству, но может определить и склонности взрослого человека.