Дидактические игры
Дошкольная психология и педагогикаХарактерной особенностью дидактических игр является то, что они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Играя, ребенок незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Дидактическая игра включает в себя несколько элементов: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия.
Как и дидактическая задача, правила очень важны для развития ребенка. Они помогают развивать у ребенка способность сдерживаться, управлять своим поведением. Особенно это тяжело для детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра решает множество задач, она является основным помощником в обучении ребенка дошкольного возраста.
Существует множество классификаций дидактических игр. Основная из них подразделяет дидактические игры на игры с игрушками и предметами, настольно-печатные и словесные. Хороший педагог может придумать дидактическую игру с ходу и именно такую, которая подойдет определенному ребенку.
Недавно в Москве даже проходила конференция по дидактическим играм, где собирались, общались, спорили между собой педагоги, психологи, а также производители игр.
Так что дидактические игры это очень интересно и полезно. Играйте с детьми в дидактические игры (но сюжетно-ролевые тоже не забывайте). Старайтесь придумывать сами, исходя их интересов и потребностей вашего ребенка. Если не получается, то сейчас благодаря интернету, найти интересные дидактические игры не составляет труда. Но надо правильно искать. Можно искать просто по запросу «дидактические игры», а можно «дидактические игры на развитие…» и дальше то, что вы хотите развить. Психические процессы (память, мышление, внимание, восприятие, воображение, речь, эмоции), музыкальные дидактические игры, игры для развития физических навыков и т.д.
Еще один вариант поиска - «дидактические игры в ДОУ». По нему поисковики выдают сайты педагогических работников. Мои любимые - nsportal.ru (социальная сеть работников образования) и maam.ru (международный образовательный портал).
Здесь я хочу привести примеры самых популярных и простых дидактических игр, большую часть которых можно использовать и в дороге, и на прогулке. В эти игры мы с сыном играем постоянно. Игры на развитие мышления одни из самых полезных игр и самых простых. Большинство строится на умении классифицировать объекты.Самая популярная из них, часто используется в методике Монтессори - «Вода, земля, воздух». Взрослый называет ребенку животное (насекомое, птицу, рыбу), а ребенок называет среду в которой она обитает. В эту игру можно играть устно, а можно разложить карточки с изображением стихий. Или баночки с настоящей землей, водой и воздухом (пустая банка).
Похожие игры, основанные на классификации объектов: «Летает - не летает», Травоядный, хищник, всеядный», «Цветок, куст, дерево», «Природа или человек» (что сделано природой, а что человеком), «Плавает - тонет» (можно играть, параллельно проводя опыт), «Суп-компот» (овощи отправляем в суп, фрукты в компот), игра нашего детства «Съедобное - несъедобное» (в этой игре если раскладывать предметы, то игра идет на развитие мышления; если играть в нее с мячом, то она ещё и развивает внимание).
Игра «Птицы»
Дети (ребенок и взрослый) становятся в круг (напротив друг друга). Ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево…), например, «воробей» и передаёт мяч соседу, тот называет «ворона» и т.д.
«Заплатки для ковра».
На подносе лежат геометрические фигуры и ковер с прорехами в форме некоторых из этих фигур. Ребенок накладывает фигуры на ковер и определяет те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра.
«А это когда бывает?»
Называем различные ситуации: «Лепим снеговика», «Наряжаем елку», «Падают листья», «Улетают птицы на юг», «Расцвела сирень», «Собираем цветы», «Купаемся в реке» и т.д., а ребенок называет время года, когда такая ситуация возможна.
«Что лишнее?»
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку (животные, транспорт, летает, прыгает, мягкое, холодное и т.п. ), а четвертая картинка - лишняя. Предложите детям найти лишнюю картинку. Спросите, почему они так думают и чем похожи картинки, которые они оставили.
«Врединка». Игра на развитие не только мышления, но и речи. Возраст 3-4 года это возраст противоречий, глупо было бы этим не воспользоваться)) Учим антонимы. Вы называете прилагательное, а ребенок должен подобрать к нему антоним.
«Разложи картинки»
Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Дошкольникам дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение дети составляют рассказ по картинкам.
Игра «Любимая еда»
Оборудование: предметные картинки, например: корова - сено, кролик - капуста, медведь - мед, кошка - молоко и т. д.
Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному подобрать его любимую еду.
«Собери картинку».
Просто картинки разрезанные под прямым углом, кубики с картинками, пазлы.
«Мозаика».
Одна из самых простых, но при этом самых полезных игр, которая направлена как на развитие мышления, так и воображения, мелкой моторики и формирование сенсорных эталонов. Очень интересный вариант был представлен у нас в вузе на зачете по дидактическим играм. Это коробка, обклеенная с разных сторон картинками и проделанными дырочками. Очень просто и очень интересно для малышей. А в зависимости от сложности картинки и для детей постарше.
«Лото». Продается во всевозможных вариациях и по самым разным ценам. От 100 рублей до 2000 рублей (бывает, конечно, и дороже).
«Загадки». Можно загадывать самим. А можно по очереди с ребенком, заодно и речь развиваем.
Игра «Недостающие детали».
Ребенку показывают картинки с предметами или животными, но у каждого отсутствует какая-нибудь деталь. Например ухо у собаки, колесо у машины, крылья у пчелы, носик у чайника и т.д. Ребенок должен назвать недостающую деталь.
«Лабиринт» и «Найди 10 отличий» две игры, которые есть во всех детских пособиях. Тренирует внимательность, а также подготавливает руку к письму (лабиринт).
«Неправильные сказки».Рассказываем русские народные сказки (которые ребенок хорошо знает), но постоянно что-нибудь меняем (напр. Шел медведь, устал, говорит сяду на пенек, съем тортик, или прилетели гуси-голуби и забрали Ванечку и тд), а ребенок должен назвать, что неправильно. Хорошо развивает внимание;
«Волшебный мешочек».
В мешочек кладем несколько предметов (напр. карандаш, мячик, книжку, кубик, веревочку). Просим ребенка доставать по очереди предметы из мешочка, называть их и сказать на что они похожи (напр. мячик как солнышко, веревочка как змея и тд). Потом убираем предметы назад и просим ребенка вспомнить, что в мешочке, если он что-то не может вспомнить, то подсказываем ему через слово ассоциацию т.е. "Помнишь, это было как червяк?".
«Мемориз». Отличная игра на память. Продаются сейчас везде. А если есть цветной принтер, то нет ничего проще, чем сделать такую игру самим, распечатав парные картинки;
«Клякса». Рисуем кляксу (или несколько) и предлагаем ребенку дорисовать их, придумав, на что они похожи;
«Прятки зверят». Игрушки играют в прятки (учим правильно использовать предлоги). Ставим на стол домик (коробку, кубик, столик, чайник), расставляем игрушки по разные стороны, сверху, внутри и спрашиваем ребенка где кто находится, следя за тем, чтобы он правильно использовал предлоги;
«Горячо-холодно». Классическая игра, которую любят все малыши. Прячем предмет и просим ребенка его найти, направляя его действия словами горячо-холодно.