Мамина учеба
Дошкольная психология и педагогикаСегодня напишу про экологическое воспитание.
Для меня тема одна из самых важных, так как считаю, что считать, писать и читать рано или поздно научатся все, а вот привить любовь к природе, животным, дать понятия об окружающем мире в целом для меня всегда было важнее. Тем более, что сейчас в садах и младших классах часто сокращают часы посвященные экологии и окружающиму миру из-за той же матемитики.
В случае с Ярославом проблем с животным миром нет, так как у него это любимая тема, и игры с фигурками животных лидируют даже по сравнению с машинками. С растительным миром и природными явлениями хуже, но тоже на хорошем уровне. Мне было очень интересно, что дальше, что я могу еще дать.
Пишу примерную направленность занятий по возрастам.
1. Младшая группа (3-4 года). Мамы, которые занмаются с детьми проходят все это до 2 лет. Но все равно пишу, так как есть, на мой взгляд,интересные нюансы.
Знакомство с животными. Основные животные, то есть домашние, лесные, Африки и Севера.
Карточки с изображением животных, карточки должны быть реалистичны, никаких мультяшных вариантов, а лучше фото. В идеале если фоном идет среда обитания.
Фигурки животных (дидактическая игрушка);
Так же происходит знакомство с овощами-фруктами, растениями.
Знакомимся с названиями, учимся рассматривать растения, учим части (стебель, бутон, лист);
Природные явления. Одевая ребенка, проводим параллель с погодой на улице.
Главный метод познания в этом возрасте - созерцание.
2. Средний возраст (4-5).
Расширяется количество домашних и диких животных.
Начинается знакомство со средой обитания. Хорошо использовать наглядные макеты с имитацией среды обитания и фигурками животных. Показываем небольшие видео (нарезку) из передач про животных.
Питание животных, как готовятся к зиме, что делают в другое время года.
Понятие и виды перелетных и зимующих птиц.
Деревья начинаем делить на хвойные и лиственные.
Изучаем свойства растений в разные сезоны.
Сезонные изменения в природе и погоде.
Главный метод познания - сравнение. То есть летом листья зеленые, а осенью желтые. Зимой медведь спит, а заяц нет.
3. Старшая группа.
Взаимосвязи и зависимости в природе. Свойства объектов природы.
Сравнивание теперь уже похожих объектов (напр. пион и роза, береза и осина, крыса и мышка). Вычленяем свойства путем сравнения.
Продолжаем делать макеты с различными климатическими зонами.
Знакомится с природой хорошо наглядно, не с пустыней конечно, но хотя бы, что такое лес, луг, река надо чтобы ребенок хорошо себе представлял не только по картинкам.
Главный метод - понимание взаимосвязей мира природы.
Так же во всех возрастах хорошо наблюдать за живой природой на улице, обсуждать увиденное на месте и после в группе (дома).
Учить ребенка заботиться об окружающей природе. Делать кормушки, кормить птиц, или котенка бездомного покормить, собирать мусор на площадке детского сада или дачном участке, правильно убирать опавшие листья, не выкидывать их, а сгребать к стволам деревьев и тд.
Еще хорошо если дома будет свой небольшой уголок природы. В садах сейчас стало очень строго, во многих запрещают комнатные растения в группе, не говоря уже про каких-нибудь рыбок или птичек.
Поэтому если дома у ребенка будет стоять комнатное растение, за которым он будет ухаживать (это или классический цветок, то есть стебель + лист + бутон или фикус, последний хорош тем, что у него листья удобно протерать), что-то типа грядки (горшок с посаженными самим ребенком семенами или хотя бы лук в стакане), а также рыбка, птичка, хомячок или еще какая мелкая живность, то это будет замечательно. Родительские собаки и кошки не считаются, так как животное должно быть куплено именно для ребенка, чтобы оно было его, приучало к ответственности.
Пара книг, которые нам советовали.
Последняя очень хорошая, но скорее уже на школьный возраст.