Сегодня 9 апреля, решились на прививку,немного опоздали, т.к. резались зубики.Как зубки вышли и все немного устаканилось, отправились с малышом в поликлиннику! После укола и капелек маленький проспал часа 1,5. По приходу домой он вел себя обычно, играл и улыбался. Часам к 18,00 все изменилось( Начал хныкать, проситься на руки, и дошло все до истерики со слезами, температура подскочила под 38! Никак не могла успокоить даже на руках, вся расстроилась, очень волнуюсь... Кое как вставили свечку нурофена, дала ему грудь и он уснул, бедняжка! Господи,поскорее бы прошло...
Cамый обычный день. Вы находитесь в офисе, идете по улице или погружены в чтение электронной почты. Как вдруг мозг пронзает воспоминание о незавершенном деле, или о друге, который не звонил вот уже несколько недель, или об однокурснике, который добился значительных успехов на работе и сделал карьеру, куда более блестящую, чем ваша.
Плечи стягиваются. Шея напрягается. Дыхание становится тяжелым, появляется боль в животе. Тревога — бич современности — обвила ваше тело и разум плотным кольцом, словно вы стали жертвой чудовища из старого научно-фантастического фильма «Челюсти». Зачастую тревога прочно в нас укореняется. Мы можем жить с этим чувством в течение многих лет, даже не замечая, как оно управляет нами.
Доктор Страх
Беспокойство может стать для вас учителем. Именно оно показывает, в какой части тела прячется накопившийся стресс и хранятся непроработанные эмоции. Беспокойство напоминает, что есть что-то, о чем вам нужно позаботиться. Важно, что чувство тревоги указывает на необходимость внутреннего роста или же на то, что вам нужно пересмотреть свои взгляды. Вы каждый раз сталкиваетесь с тревогой именно тогда, когда возникает повторяющаяся ситуация, связанная с проблемными для вас вопросами. Вы можете бояться ответственности, связанной с любой возможностью оказаться на новом жизненном пути. Сценарии могут быть самыми разными: панический ужас от необходимости сделать Стойку на голове в классе или страх от одной мысли о вступлении в брак. При работе со сложившейся ситуацией, как правило, возникают определенные трудности с принятием перемен в профессиональной, психологической или духовной сферах жизни. Безусловно, организм по-своему реагирует на эти изменения.
И только когда вы полностью готовы осознать чувство тревоги, обратить внимание на ощущения в теле, услышать свои мысли и понять, какой именно жизненной ситуацией было вызвано это чувство, тогда вы сможете обуздать тревогу. Тревога, как и стресс, — отголосок страха.
Слово «страх» произошло от славянского «страхъ». Синоним слова страх — «фобия» — происходит от древнегреческого Фóßç. Первоначальное значение слова «страх» — оцепенение. Согласно «Йога-сутрам» Патанджали, страх — это последнее звено в цепи, которая начинается с авидьи (неведения) — первичного непонимания своей природы. Это значит, что человек утратил связь со Вселенной. Невежество приводит нас к весьма ограниченному пониманию того, кем мы являемся. Не понимая своей истинной природы, мы неизбежно попадаем в ситуацию, когда перестаем понимать других людей и отталкиваем их от себя.
Страх возникает тогда, когда мы хотим получить что-то в жизни и не получаем. Например, вы мечтаете о блестящей карьере, а получаете застой в профессиональной сфере, или хотите вступить в брак, но построить идеальные отношения с любимым человеком не получается. Страх также возникает, когда мы получаем то, чего не хотим: болезнь, бедность, разрыв отношений.
Самый главный страх — это страх смерти. Поскольку сама идея страха вырастает из сомнения в нашей способности выжить и жить благополучно, то страх смерти является самой глубокой причиной для переживаний.
В то же самое время ученые отмечают, что страх существует не просто так. Это чувство нужно для того, чтобы нас защитить. Внутри височной доли мозга человека находится миндалина (или амигдала) — миндалевидное тело. Она отвечает за выработку первичных эмоций — гнева и страха. Амигдала мгновенно влияет на ваше самочувствие и может его изменить за считанные секунды, ведь если вы находитесь в реальной опасности, действовать нужно очень быстро. В тот момент, когда организм понимает, что что-то идет не так, амигдала стремительно реагирует, передавая сигналы в мозг. И реакция амигдалы в этот момент обходит рациональную часть мозга, ответственную за принятие обдуманных решений. Если возникает подозрение, что перед вами змея, вы не начнете обдумывать и анализировать, а отпрыгните в сторону. Зачастую в роли такой «змеи» выступают воспоминания из прошлого, которые были воскрешены событиями, происходящими в данный момент. Например, детям, когда мама повышает голос и злится на них, часто кажется, что ее крик угрожает их жизни. И потом, во взрослой жизни, когда кто-то начинает говорить на повышенных тонах, люди могут чувствовать себя некомфортно: внутри все сжимается, в шее возникает напряжение, и вы начинаете отвечать так, словно обороняетесь. Источник беспокойства — в вашем прошлом, но эмоциональная реакция срабатывает здесь и сейчас.
Что будет?
Тем не менее, как ни парадоксально, тревога в основном живет в будущем. Ученый Джозеф Леду, который специализируется на изучении головного мозга, ассоциирует тревогу с ожиданием. Например, человек, у которого потеют ладони в тот момент, когда самолет отрывается от земли, боится, что с самолетом что-то случится. Мы часто считаем, что волнение способно защитить нас от плохого финала.
Ученые, изучающие мозг, знают, что нейронные сети мозга не различают реальные и мнимые события и в обоих случаях реагируют на тревожность с одинаковой силой. Так что если вы подпитываете амигдалу своими переживаниями, то тревога становится больше похожа на двигатель без выключателя.
Многие из нас, как правило, склонны путать тревогу с усердием. Одна женщина-адвокат была убеждена: если она недостаточно беспокоится о деле, которое ведет, то значит, неправильно делает свою работу. Когда она ловила себя на чувстве, что расслаблена и уверена по поводу своей работы, это означало, что профессиональная хватка теряется. И ее врач, и преподаватель йоги в один голос твердили, что стресс вреден для ее здоровья, но эта женщина все еще была убеждена, что просто обязана чувствовать беспокойство — ради благополучия собственного существования.
Эта женщина научилась и привыкла жить рука об руку с чувством тревоги. Это удивительно, но беспокойство вызывает физиологическое и психологическое привыкание. Вы можете настолько привыкнуть к этому чувству, что даже начнете верить: постоянное накручивание себя полезно, необходимо и совершенно обязательно.
Ослабить железную хватку
Как избавиться от беспокойства? Осознать эту эмоцию. Прямо сейчас подумайте о том, как беспокойство влияет на состояние вашего тела. Какие части тела начинают сжиматься, когда вы нервничаете? Что происходит с вашими плечами, когда вы взвинчены и думаете только о работе? Обдумав это сейчас, в следующий раз обратите внимание на то, что происходит с вашим умом. Какой диалог вы ведете с самим собой?
Когда уже упомянутая нами женщина-адвокат задала себе эти вопросы, она осознала, что у нее в жизни есть 2-3 стандартных сценария. Эти поведенческие модели были настолько сопряжены с неприятными ощущениями в теле и беспорядочными мыслями, что ей было сложно понять, с чего именно все начинается.
Она привыкла думать о худшем. «Я им не понравлюсь» — один из стандартных сценариев. Она поняла, что постоянно думает о ситуациях, в которых другие люди могут ее подвести, начать критиковать или же не захотят признавать ее достижения.
Только тогда, когда эта женщина внимательно прислушалась к своему внутреннему диалогу, она поняла, что чувство постоянной тревоги во многом базируется на перфекционизме, который был ей присущ. «Могу ли я сделать больше?» — вот вопрос, который она себе постоянно задавала, и ответ, как всегда, был «да». Перфекционизм она унаследовала от отца. Например, когда в детстве она мыла кастрюли, отец чуть ли не под лупой изучал, все ли его дочь оттерла с поверхности посуды. Если же на кастрюле оставались хоть малейшие следы грязи или ржавчины, отец заставлял дочь все перемывать. Голос отца глубоко въелся в ее мозг. Она была убеждена, что не переживет, если что-то пойдет не по плану. Адвокат также увидела, что большая часть ее привычного беспокойства была плодом необработанных эмоций. Тенденция оставаться с чувствами, которые не было времени или желания обдумать, пропустить через себя, присуща многим из нас.
Предположим, у вас только что состоялся непростой разговор с любимым человеком. Вы идете на работу с камнем на сердце. Вы злитесь, или вам просто грустно, но вы не останавливаетесь и не задумываетесь, что именно чувствуете и тем более не начинаете работать со своими чувствами. Таким образом гнев, печаль, тяжесть в желудке и щемящее сердце оседают внутри вашего сознания. Позже, когда вы сорветесь или заметите, как резко у вас меняется настроение, вы не сможете понять, почему именно это произошло. Если вы можете проследить, откуда пришло это чувство — а ведь инцидент, повлиявший на ваше состояние, мог случиться несколько часов или даже несколько лет назад, — вы сможете заново проработать случившееся от начала и до конца, осознав свои эмоции и причины того события. Если даже вы не можете вспомнить, что именно случилось, просто назвать и понять эмоции — уже хорошее начало.
Шесть шагов к счастью
Наша героиня, адвокат, провела работу над своими эмоциями. Замечая признаки беспокойства — прерывистое дыхание, тревожные мысли — она отмечала, где именно в теле возникает напряжение. Практически всегда это были плечи и шея. Она представляла себе, что дышит, словно вдыхая и выдыхая через стенки грудной клетки. Иногда она сосредотачивалась на том, как дыхание мягко скользит из ноздрей вглубь груди, оставляя внимание где-то посередине грудной клетки. Во время медитации она спрашивала себя: «Из чего сейчас состоит мое чувство тревоги?», «Может, я нахожусь в напряжении потому, что переживаю по поводу работы?», «Я слишком тороплюсь?» Даже если в этот момент не происходит полное понимание, то приходит осознание неких процессов, происходящих в вашем разуме. Затем она фокусировалась на мыслях, которые носились у нее в голове, и успокаивала их. Адвокат говорила, что иногда вместо каких-то определенных мыслей в голове чувствовался некий комок негатива. «Могу ли я отпустить это чувство?» Зачастую, задав себе этот вопрос, вы сможете облегчить свое состояние.
Если вы все еще чувствуете тревогу, то следует прислушаться к любой из других эмоций, которая вас сейчас беспокоит — печаль, гнев, негодование или зависть. Адвокат рассказывает, что иногда пытается понять, есть ли чувство, которое она заглушила в недавнем прошлом и к которому забыла вернуться, например, дискомфорт от нахождения в обществе с определенными людьми, нетерпеливость, беспокойство о незавершенном деле. Если она может отыскать такое чувство, она принимает его и прилагает усилия, чтобы его осознать. А потом спрашивает себя, может ли она его отпустить.
Каждую сессию медитации адвокат заканчивает концентрацией на ощущении тепла и удовольствия. Она представляет, что сидит на теплом пляже, на берегу океана. Иногда она мысленно возвращается в особенно приятные моменты, например, вспоминает выигранное дело на работе или какой-то романтический момент из личной жизни. Такая методика похожа на практику, которая в «Йога-Сутрах» называется пратипакша бхавана — искусство позитивного мышления. Ее суть — в противопоставлении отрицательных чувств положительным.
Луч энергии
Во время работы с чувством тревоги вы можете познакомиться и даже подружиться с ощущениями, мыслями и эмоциями, которые сопровождают привычное вам беспокойство. Это может произойти не так быстро, как бы вам хотелось. Иногда какое-то время уходит только на то, чтобы прочувствовать ощущения в теле и признать негативные мысли. Но когда вы начнете внимательно отслеживать сопровождающее вас чувство тревоги, железные оковы начнут спадать. Вы почувствуете легкость в плечах, внутренний диалог станет мягче и добрее, а отрицательные эмоции перестанут вас мучить.
В один прекрасный день вы поймете, что беспокойство — это по сути чистая энергия. Эту материю можно воспринимать как тревогу, а можно рассматривать несколько иначе: как возбуждение или как готовность к действию. Такая энергия может сигнализировать вам о необходимости взбодриться и зажечь внутренний огонь. Чем чаще вы будете практиковать осознанность по отношению к этому чувству и работать с ним, позволяя ему оставаться с вами, но не мешать, тем быстрее вы заметите, что оно может раствориться. Используя чувство тревоги как сигнал для того, чтобы отпустить какие-то эмоции, вы заметите, что начнете находить свои собственные средства для освобождения от старых эмоциональных травм.
Тогда вы сможете понять одну из главных тайн человеческого организма: вся энергия, которая есть в нас, и даже негативные эмоции, которые могут причинять боль и дискомфорт, несут в себе чистую энергию жизни. Эта энергия, если вы сможете до нее добраться, откроет для вас истинное блаженство. Получается, что за таким неприятным чувством как тревога, может скрываться бескрайняя жизненная энергия, доступная вам.
В этом заключается суть жизни, которую смогли понять йоги: как только мы отпускаем эмоции и прорываемся сквозь психологические блоки, происходит что-то невероятное. Первичные негативные эмоции, которые живут в амигдале и формируются там, покажут нам другое лицо. Они укажут нам на существование энергии, которая в йоге зовется шакти — это энергия, которая предоставляет потенциал для радости и блаженства.
Как победить страх:
Сжать и отпустить.
На вдохе сильно напрягите и сожмите стопы и ладони. Втяните и сожмите мышцы ног, плеч, шеи и живота. Выдохните и резко расслабьте тело. Продолжайте напрягать и расслаблять мышцы, пока не почувствуете в них легкое тепло.
Вытрясти лишнее.
Поднимите правую ногу и встряхните ею 7 раз. Затем сделайте то же самое левой ногой. После этого хорошенько потрясите правой рукой и ладонью, а затем левой. Постепенно уменьшайте количество выполняемых движений в каждую сторону с 6 до 1 раза.
Потанцуем?
Наденьте наушники или просто включите дома музыку. Танцуйте 3-5 минут, пока длится песня. Если вы хотите восстановить душевную гармонию, выберите динамичный киртан.
Полностью расслабиться.
Иногда достаточно просто принять теплую ванну или горячий душ, чтобы прийти в себя. В других случаях помогает сеанс успокаивающего массажа.
Дышать глубже.
Направьте свое внимание в те части тела, где есть сильное напряжение. Выдыхайте в каждый центр напряжения, приговаривая: «Отпускаю».
Номер: № 54. Май-июнь 2013.
Авторы: Салли Кемптон
У меня сыночек.ПервОначально думала что обязательно будет девочка...мысль эта пришла изниоткуда и существовала до тех пор пока муж не сказал однажды. "А у нас,я уверен,будет мальчик!" Так сложилось,к нашему огромному счастью,что родился Сын) . У моих двух подруг девочки.Детки наши почти ровестники, и мы всегда интересуемся "умелками" наших малышей. Замечаю,что зубы у нас всех запаздывают, а вот со звуками, мы отстаем.Девочки уже в месяцев 8 начали говорить МА и даже Па, разные слоги.А мой произносит в основном оочень редко несколько глухих звуков, похожих на бубнение ))) я безусловно всегда и этому рада! А вот ходим активно, изучаем окружающие предметы.Даже лучше свертниц.Интересно,в существуют ли принципиальные различия в развитии мальчиков и девочек.Или же дело в физиологических особенностях организма ребенка?!
Наблюдая за ребенком, сравнивая его с другими детьми, общаясь с друзьями-подругами, нормальные любящие родители постоянно ищут доказательства того факта, что «наш не хуже других». И именно поэтому жизнь нормальных любящих родителей состоит из огромного количества переживаний.
Проблемы и поводы для волнений поэтапно сменяют друг друга. Будет ли держать головку? Вылезут ли зубы? Закроется ли родничок? Когда же, наконец, он сядет, встанет, поползет, пойдет? Неужели он так и будет отталкивать ложку? Неужели он так и не заговорит - уже ведь год исполнился, а кроме «мама» и «дай» никаких осмысленных звуков не наблюдается?
Принципиальной особенностью именно нашего образа жизни является постоянное обсуждение волнующих проблем не только в кругу семьи, но и вынос их (проблем) на всеобщее обозрение в процессе общения с друзьями, подругами, соседями и сослуживцами.
Как только на каком-нибудь дне рождения вы гордо заявите о том, что, дескать, «наш Петя в 10 месяцев сам пошел», как пренепременно среди присутствующих обнаружится более «удачливый» родитель, чей Вася пошел в 9,5. Детальное изучение вопроса наверняка приведет к расширению списка обсуждаемых родственников и знакомых. Главным итогом вечера станет не вызывающее сомнения заявление соседки тети Клавы касательно того, что ее внучатый племянник Артурчик ходил самостоятельно в 8 месяцев.
Оставшись наедине с собой, вы невольно удивитесь трансформации собственных мыслей. В течение какого-то часа ваш самый любимый, самый талантливый и самый развитый мальчик Петя из объекта непоколебимой родительской гордости трансформировался в самое обычное и совсем невыдающееся дитя. То ли дело Артурчик!
Наутро, успокоившись, вы поймете, что восьмимесячный племенник тети Клавы ходил самостоятельно, главным образом, под себя...
И это предмет отдельного разговора.
Тема «хождения под себя», к которой мы пришли «простым логическим путем», во всем спектре детских проблем стоит особняком.
* * *
Умение самостоятельно, без помощи родственников, справлять нужду является настолько очевидным атрибутом «взрослости», что желание поскорее увидеть своего ребенка гордо сидящим на горшке и не менее гордо натягивающим после этого абсолютно сухие трусы становится просто нестерпимым.
Масла в огонь добавит опять-таки уличная информация. Несложно будет узнать о выдающихся достижениях молодой мамы Оксаны из третьего подъезда: ее дочка с трех месяцев мочится по команде «пись-пись». Вряд ли вам сообщат о том, что словосочетание «пись-пись» Оксана произносит по 30-40 минут подряд, но дело сделано. Зерно сомнения запало в ранимую родительскую душу. И, снимая с сухого и веселого Пети тяжелый утренний подгузник, вы твердо решите: хватит быть маленьким!
С этого момента начнется дорога вашего ребенка к горшку (вариант унитазу). Но, отправляясь в путь, следует четко уяснить: сам малыш не скоро придет к намеченной цели. Вам обязательно следует быть рядом с ним. Готовы ли вы к этому путешествию?
Поэтому давайте перед дорогой присядем и подумаем.
И, прежде всего, вот о чем.
Много ли вы знаете детей, которые пошли в школу, не умея при этом самостоятельно справлять нужду?
Ответ однозначен - немного, а если точнее, не знаете. По крайней мере, если речь идет о ребенке, который отправился в обычную среднюю школу.
Вы твердо должны отдавать себе отчет в том, что если у ребенка нет тяжелой врожденной или приобретенной патологии, то рано или поздно он научится контролировать свои потребности и станет полноправным членом общества.
Но что в данном контексте означает словосочетание «рано или поздно»?
Рано, это когда - в полгода или в год? Поздно, это когда - в три года или в четыре?
И ответа однозначного здесь нет и быть не может.
Ибо все определяется, по крайней мере, должно определятся, именно вашими личнымипредставлениями о своевременности и целесообразности. Еще раз подчеркиваю - лично вашими!
Не мнением прабабушки, которая однозначно заявляет, что все ее пятеро детей с годовалого возрастасами вытирали себе попу и не были избалованы вредными и никому не нужными памперсами;
Не высказываниями настойчивой соседки Оксаны, подсчитавшей, что за последние полгода ей удалось сэкономить на памперсах сумму, равную 20 упаковкам стирального порошка;
Не категорическими утверждениями крупных «специалистов» о том, что подгузники вредны и «вам должно быть стыдно и вообще уже пора».
Вы четко должны определиться с непреложным правилом: это ваш ребенок, это именно вы тратите деньги на его одежду и подгузники, это именно вас должно в вашем ребенке что-либо устраивать или не устраивать. Когда и каким образом ваш ребенок будет справлять нужду, является внутренним делом именно вашей семьи.
Из приведенного правила есть очевидное исключение. Процессы оправления физиологических потребностей являются внутренним делом вашей семьи лишь при условии, что это не затрагивает существования других семей. Ситуация, при которой дитя мочится под дверью у соседей, нормальной не является. Но упомянутое исключение лишь подтверждает общее правило.
Итак, вы решили, что действительно пора.
Первое, что вы должны знать: что-либо знать вам совсем не обязательно. Если вы никогда не знакомились с правилами приучения к горшку, если вы никогда не открывали книг с мудрыми инструкциями, если без теории вы сразу же решили стать практиком - успех придет к вам пренепременно. Да, возникнут проблемы, разочарования в себе и в ребенке, несколько скандалов и истерик, но конечный результат предопределен.
Ограничить количество практических неудач и недоразумений можно с помощью вовремя полученной теоретической информации.
Этим мы и займемся, пожалуй.
* * *
С момента рождения - и это очевидный факт - процессы мочеиспускания и дефекации ребенком не контролируются. Т. е. эти процессы подчиняются безусловным рефлексам - действиям, не требующим участия коры головного мозга. Элементарная задача приучения к горшку в переводе на умную терминологию состоит в том, чтобы данный от природы безусловный рефлекс сделать условным - подчинить его воле конкретного юного индивидуума.
Успешность переучивания определяется тремя факторами:
- Состоянием (развитием) органов, принимающих непосредственное участие в процессахмочеиспускания и дефекации: мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, прямая кишка, мышцы брюшного пресса, сфинктеры прямой кишки и мочевого пузыря (сфинктер - это особая круговая мышца, сжимающая полый орган или замыкающая выход из него).
- Состоянием (развитием) нервной системы, прежде всего, коры головного мозга.
- Интенсивностью внешних воздействий или, проще говоря, педагогической активностью родственников.
Три перечисленные составляющие тесно взаимосвязаны, но уже на этом этапе можно сделать очень существенные выводы, которые, впрочем, вполне очевидны:
Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует.
Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка.
Практический опыт подтверждает вышесказанное: дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано.
Очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8 даже в 7 месяцев опорожняет мочевой пузырь по команде «пи-пи», а ходит по большому исключительно после «а-а». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пипиканьем и ааканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот не совсем то, что нам требуется.
Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пи-пи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно не отцепятся, пока не помочишься, так связь эта установится рано или поздно.
Но цепочка должна быть другой: не «пи-пи» - наполнение пузыря - мочеиспускание, а наполнение пузыря - горшок - мочеиспускание. Т. е. побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пи-пи»).
Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок с 9-ти месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные - наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пи-пи»...
Каких бы «поразительных успехов» вы ни добились, но до 1,5 лет успехи эти будут временными, а эпизоды промашек - частыми. И к этому надобно относится весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что вам удастся сэкономить энное количество подгузников и познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки не стойкими.
Впрочем, сроки формирования рефлексов индивидуальны, осознанное общение с горшком может иметь место и в годовалом возрасте, но ситуация, когда до 3-х лет «ну ничего не получается» - тоже совсем не редкость.
В этом-то и кроется серьезная проблема. Озабоченные тем, что не получается, родители пытаются активно влиять на процесс. Возможные воздействия непременно включают в себя элементы насилия - заставить сесть, не дать встать, наказать за лужу в коридоре. Следствие - истерики, антипатия ребенка к процессу в целом, к горшку и родственникам в частности.
Отсюда важное правило: если не получается - подождите. Закройте тему на 1-2 месяца, вернитесь к привычным для всей семьи подгузникам, не тревожьте понапрасну свою и детскую психику.
Существуют установленные специалистами физиологические нормы.
- Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.
- Средний возраст выработки более или менее устойчивых «горшечных» навыков колеблется в интервале от 22-х до 30-ти месяцев.
- Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.
Все вышеизложенное - теория, предшествующая последующим практическим рекомендациям. Но перед тем как перейти к конкретным советам, хочется еще раз подчеркнуть: попытки приучения к горшку ребенка в возрасте до года могут привести лишь к экономии подгузников (что немаловажно), но никакого отношения к формированию осознанного контроля над выделительными функциями эти попытки не имеют.
Таким образом, рекомендуемое время приучения ребенка к горшку колеблется в достаточно широком возрастном интервале - от 1 года до 3 лет.
Для того чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки.
К таким признакам относятся:
- установление более или менее стабильного режима дефекации;
- способность более 1,5-2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии;
- знание частей тела и названий предметов одежды;
- знание или понимание слов «пописал» и «покакал»;
- демонстрация отрицательных эмоций как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках;
- стремление (умение) самостоятельно раздеваться;
- стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета.
И, наконец, самый достоверный признак: способность любым способом - словом, кривлянием, конкретными звуками, жестами - передать родителям слово «хочу».
* * *
Итак, все предварительные условия присутствуют. Желание есть. Начинаем.
1. Помимо готовности ребенка должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.
2. Ребенок, как, впрочем, и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.
3. Лучшее время - лето. Легче освободиться от одежды, меньше количество предметов, подлежащих стирке в случае промашки. Да и сохнет все заметно быстрее.
4. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна - после сна, после еды, когда по поведению поняли - пора.
5. В случае успеха - очень-очень хвалим. В случае неудачи - изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся - огорчения не показываем.
6. Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы - весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.
7. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда пора ребенку, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.
8. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна. Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок - обращаем внимание на то, какие мы молодцы, и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник.
9. Форма горшка, его цвет и количество «прибамбасов» (музыкального сопровождения, откручивающихся частей, нарисованных глаз и выступающих ушей) не имеют принципиального значения. Важно все-таки, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком. «Вот это стул. На нем сидят» - и, по аналогии, - "Это горшок, на нем писают и какают". Желательно, тем не менее, чтобы горшок был сделан из экологически чистой пластмассы, был удобным - размеры соответствовали попе, не был холодным. Наличие спинки (горшок в виде кресла) совсем не помешает.
10. Непринципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж как вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться,горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшок с унитазом - вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее помочиться - это ж просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается...
- За выработку и выделение молока отвечают 2 гормона: окситоцин и пролактин. Пролактин отвечает непосредственно за производство молока. Он вырабатывается ТОЛЬКО в ответ на сосание ребенком груду. Причем если ребенка прикладывать неправильно, то он будет плохо вырабатываться. Выглядит это примерно так: ребенок начинает сосать грудь – в мозг поступает сигнал об этом – гипофиз головного мозга начинает вырабатывать пролактин – пролактин попадает в кровь – благодаря этому между кормлениями вырабатывается молоко – когда ребенок опять начинает сосать именно этот пролактин, выработанный в предыдущее кормление заставляет молочные железы производить молоко. Т.е. каждый раз кормя ребенка мы «заказываем» молоко на следующее кормление. Пролактин живет в крови не долго, примерно часа полтора поэтому кормление раз в 3-4 чеса уменьшает выработку молока приблизительно в геометрической прогрессии.
- Второй гормон – окситоцин – отвечает за выделение молока из груди. На его выработку оказывает влияние очень много вещей: сосание ребенком груди, вид, запах, плачь, мысли о ребенке. Различные получения удовольствия. Напитки для увеличения лактации. Подавляет этого гормон стресс и неуверенность в себе.
- Его выработка во время кормления выглядит так: ребенок сосет грудь – гипофиз вырабатывает окситоцин – окситоцин заставляет мускулатуру груди сокращаться, помогая выдавливать молоко из молочных протоков – женщина ощущает это как сжатие, нагрубание и жужжание в груди, называя это «приливом молока». По мере установления успешной лактации эти «приливы» перестают ощущаться, но это не значит, что окситоцин не вырабатывается.
- Молоко делится на «переднее» и «заднее». Переднее вырабатывается между кормлениями и скапливается в резервуарах перед соском. Оно очень богато углеводами, самый основной из которых лактоза. Это молоко очень жиденькое и совсем не жирное. многие женщины считают, что у них не качественное молоко, потому что оно «прозрачное». Но это и есть правильное «переднее» молоко. Это питье для ребенка.
- «Заднее» молоко вырабатывается ТОЛЬКО в момент кормления. Оно не «бьет фонтаном» как «переднее», а выдавливается по капельке. Оно богато белками и жирами. В нем содержатся ферменты, которые помогают переваривать лактозу, а именно – лактаза и липаза. Если ребенка ограничивать в прикладываниях, часто менять грудь и отбирать ее, то у ребенка может начаться лактазная недостаточность, которая лечится очень просто – достаточно наладить правильное грудное вскармливание. Еще ребенок может недополучать молоко, если он не правильно захватывает грудь, например, если сосет только сосок или незначительную часть ареолы.
- Почему некоторые женщины могут кормить раз в 3-4 часа, а молока у них хватает и нет необходимости переходить на докорм? Это происходит из-за особенностей строения груди – большой, растяжимый «резервуар» (синусы) для накопления «переднего» молока – и из-за специфического гормонального фона, но это исключительно генетически заложенные, наследственные факторы.
Почему режим должен вырабатываться совместно с ребенком? Во-первых, дело в том, что грудь нуждается в стимуляции раз в 1,5 – 2 часа в первые 3 месяца жизни малыша. Во-вторых, малышу нужно сосать грудь не только для еды, но и для успокоения, телесного контакта с матерью и т.д. такая потребность с одной стороны глубоко индивидуальна, с другой имеет четкие рамки; от 40 мин до 2 часов. как правило 1- 1,5 часа. Не надо боятся прикладывать ребенка к груди так часто как он просит. Он не съест больше, чем ему нужно. Срыгиваний тоже не стоит боятся. В норме ребенок имеет право на срыгивания каждый раз после кормления 1-2 ст.л. и один раз в день «фонтаном» -3 ст. л.
Если ребенок правильно захватывает грудь, то воздух он не должен подсасывать во время кормления. - Хватает или нет ребенку молока проверяется тестом мокрых пеленок. На сутки снимаем памперс и считаем мочеиспускания. В норме их должно быть 12 и более. Если их меньше 12, но больше 6 – свяжитесь с консультантом по ГВ, если меньше 6, то надо связаться с врачом – пусть назначит докорм – и с консультантом по грудному вскармливанию (ГВ), чтобы все-таки ГВ наладить.
- 8. Желудок фактически не участвует в переваривании молока. Молоко проходит через него транзитом, находится в нем 15-20 мин, а затем попадает в кишечник, где само себя переваривает и всасывается стенками кишечника. При частом кормлении желудок НЕ РАСТЯГИВАЕТСЯ, а ночью отдыхать не должен, он и так почти не работает.
- Ночное молоко самое нежирное, а самое жирное в районе 2-3 часов дня (обед, как-никак).
- После 6 недель жизни ребенок начинает какать реже чем в первые недели жизни. Это происходит за счет установления лактации – молозиво содержит слабительные компоненты, а зрелое молоко нет. Поэтому ребенок может какать как 3-4 раза в сутки (по чуть-чуть) так и один раз в несколько суток. Молоко хорошо усваивается организмом и его «отходы» постепенно накапливаются в кишечнике и «выходят» один раз в несколько дней. Их цвет желтый или светло-коричневый, возможны вкрапления белых комочков (жир), консистенция кашицеобразный, запах творожка. Если все характеристики стула соответствуют норме, то у ребенка нет запора и он не нуждается в слабительных препаратах. Учтите, что педиатрические нормы рассчитаны на искусственников, для которых запор распространенное и очень вредное явление, поэтому они должны какать каждый день.
- Кормящей маме необходимо потреблять столько жидкости, сколько ей хочется. Исследования доказывают, что то у матерей, которые выпивали более 2 литров в сутки, было значительно МЕНЬШЕ лактостазов, но вместе с тем – значительно больший диурез (выделение мочи) и уменьшение количества молока по сравнению с теми, кто пил меньше.
- Помните, что набор веса в первый месяц считается от минимального!
Источники:
- Цареградская Ж.В. Фатеева Е.М. «Грудное вскармливание и психологическое единство „Мать-Дитя“» М. 200.
- Сара Розенталь. «Грудное вскармливание» М. 2004
- Скопичев В.Г. «Женская грудь. От физиологии до эстетики. Млечный путь в жизни человека». СПб. 2004
пишу тем, кому ГВ не дается легко. Даже тяжелые лактостазы МОЖНО вылечить без принятия антибиотиков внутрь и не прерывая ГВ.
вот 3 варианта лечения (зависит от степени тяжести застоя и воспаления. при любом варианте лактостаза, необходимо продолжать прикладывать ребенка, чем чаще, тем лучше. грудь должна опустошаться раз в 3 часа минимум! во время лечения кормить начинаем всегда с больной груди, вторую доцеживаем или полностью сцеживаем)
1. Легкий случай
1) мазь Траумель — наносить толстым слоем на всю железу, особенно на места уплотнения. Массировать всю грудь от основания к соску. 2-3 раза в день. перед кормлением смывать.
2) но-шпа — 1 таб*3 раза в день
2. Средний
1)мазь синтомицин 10% — наносить толстым слоем на места уплотнения, прикрывать марлей и бумагой для компрессов. 3-4 раза в день на 1,5 — 2 часа. обязательно смывать, кожа может начать чесаться если оставить крем слишком надолго.
2) хлорофилиппт — 1 ч л на стакан воды внутрь 3 раза в день (3 дня)
3) парацетамол — 1 таб *3 раза в день (если есть температура)
4) но-шпа — 1 таб *3 раза
3. Тяжелый случай
1. мазь тридерм — 3-4 раза в день толстым слоем на марлю — 7-14 дней
2. Траумель — 2 раза в день
3. Компрессы с 20% р-ром Димексида с Амоксиклавом (растолочь таблетку Амоксиклава 625 мг, растворить в димексиде и прикладывать к местам уплотнения на 30 минут) 7 дней
4. Но-шпа — если болит до 3 таб в день
5. Сок подорожника на марлю и прикладывать к больному месту 3 раза в день.
6. Парацетамол в случае температуры.
7. Физио-процедуры — магнит и уз-массаж минимум 5 сеансов подряд.
Пожалуйста, не занимайтесь самолечением, а используйте эту информацию для консультации с врачом. Просто я сама посетила 3 врачей, которые прочили антибиотики внутрь, перед тем как я нашла неравнодушного врача еще поколения моей мамы, которая объяснила как справиться с проблемой, не навредив ребенку…
Не ленитесь вставать ночью и сцеживать молоко, оно как раз прибывает больше всего ночью, прикладывайте малышей по требованию, но не реже 1 раза в 3 часа.
Вот некоторые из его советов:
1. Учите стихи наизусть
Мозг ребенка способен удержать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений. Чем интенсивнее используется память, тем лучше она функционирует и развивается. Способности ребенка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении. Известны случаи, когда двухлетние карапузы рассказывали наизусть всего Чуковского, в то время как их сверстники не могли запомнить четверостишие про плачущую Таню.
2. Берите кроху на руки
Общение, физическое соприкосновение с родителями влияет не только на интеллект малыша, но и формирует отзывчивого, восприимчивого человека. И вообще — общения, взаимодействия с родителями не может быть слишком много. Новорожденного нельзя избаловать совместным сном и лаской.
3. Разнообразьте занятия
Для ребенка полезнее пробовать свои силы в разнообразных занятиях, с возможно более широким кругом предметов, чем сосредотачиваться на чем-то одном. С другой стороны, если он преуспеет в одной области, это придаст ему уверенность в себе и он будет успешнее продвигаться в других занятиях.
4. Дайте ребенку карандаши как можно раньше
Все, что малыш делает руками — рисует, разбрасывает игрушки, рвет цветную бумагу, — развивает его интеллект и творческие задатки. Чем скорее вы дадите ребенку карандаши, тем лучше будут результаты. Но если одновременно вы будете поминутно его останавливать («Держи карандаш правильно!», «Яблоки должны быть красные»), то помешаете развитию его творческих способностей.
5. Тренируйте левую руку так же, как правую
Обратите внимание, что обезьяны свободно пользуются обеими руками для еды и игры. Человек в этом отношении менее совершенен...
6. Не покупайте малышу слишком много игрушек
Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка. Если вы хотите развить у крохи фантазию, нестандартное мышление и изобретательность, не покупайте ему все, что он просит. В воображении малыша кусок дерева или крышка от чайника могут преобразиться в сказочный дом или корабль — это куда интереснее, чем дорогая игрушка из магазина, которую можно использовать по какому-то одному назначению.
7. Больше двигайтесь
Пешая ходьба стимулирует мыслительный процесс и является отличным упражнением для интеллекта. Не зря ведь многие талантливые люди говорят, что во время прогулки в голову приходят новые идеи и вновь появляется вдохновение.
Застой молока – напасть, которая мало кого из кормящих мам обходит стороной. Однако у кого-то они случаются часто, иногда буквально каждый месяц, а некоторые мамы с удивлением сталкиваются с явлением застоя только на втором году кормления или даже не с первым ребенком. В любом случае, если знать, что с этим делать, то с застоем можно справиться буквально в течение суток и без каких-либо последствий для кормления. Слово «лактостаз», которое так и переводится – «застой молока» - полностью объясняет собой суть явления. Застой возникает, когда в какой-то части груди нет движения молока. Образуется молочная пробка, перекрывающая выход новообразовавшемуся молоку, на месте этой пробки возникает отек ткани молочной железы, который дает о себе знать сначала уплотнением, а потом – болезненность, покраснением и затем подъемом температуры. Причины лактостазов могут быть различны: например, кормящая мама может кормить своего малыша в одном и том же положении или спать все время на одном боку – а это приводит к тому, что в каких-то участках груди (как правило, подмышками) движение молока приостанавливается. Или же может надавить неподходящее для кормления белье; или может сделать свое дело уборка с повторяющимися движениями рук (особенно дела по дому типа вешания штор или работы с пылесосом). Из других причин лактостазов стоит отметить общую усталость и недосыпание; использование пустышки, благодаря которому кроха начинает хуже брать мамину грудь и предпочитает особо не трудиться над ее опустошением; мама может переесть жирного, тех же орехов – а это влияет на вязкость молока и может способствовать застоям… Довольно часто по не совсем понятным причинам грудь реагирует на смену погоды – когда резко меняется давление, прыгает температура на улице, то любой действующий консультант подтвердит, что резко учащаются обращения с лактостазами. А в летнее время застои особенно часто возникают в жаркую погоду, когда женщины забывают пить в достаточном количестве и организму не хватает влаги. Еще одна причина, к сожалению, довольно частая – сцеживания после каждого кормления, на которых настаивают «опытные бабушки». Мамы нынешних мам очень хорошо помнят, как их самих пугали маститами, если они не будут постоянно сцеживаться, и они – естественно, желая своим дочкам только добра! – доносят до них «проверенную временем» информацию. Рекомендация сцеживать обе груди после каждого кормления относится к тем же временам, когда мамам строго велели кормить ребенка раз в три часа, не чаще, да еще и с ночным перерывом, и при этом каждый раз давать ребенку только одну грудь. Фактически получалось, что при таком ритме кормлений каждая грудь опустошалась раз в шесть часов! И если не сцеживать молоко дополнительно, то действительно застой молока и мастит становились вполне реальной угрозой. Если же мама кормит ребенка по требованию, то необходимости в подобных мерах нет! В первое время иногда бывает, что после кормления в груди еще остаются уплотнения или тяжесть, тогда мама может сделать массаж и немного – только до облегчения! – сцедить оставшееся молоко. Если же грудь после кормления мягкая, то и этого делать не нужно. Ведь молоко вырабатывается в ответ на стимуляцию груди, и если малыш сосет, а потом мама еще дополнительно сцеживает – то организм «понимает» это как необходимость увеличить выработку молока. Мама попадает в «заколдованный круг» - чем больше сцеживает, тем больше молока приходит вновь, и довольно трудно привести ситуацию в норму – когда молока вырабатывается именно столько, сколько нужно малышу – без единого лактостаза… Первое, что нужно сделать, если вам кажется, что в груди образовался застой - поменять положение ребенка при кормлении. Малыш лучше всего высасывает молоко из той части груди, куда при кормлении указывает подбородочек. На это и надо ориентироваться при необходимости справиться с застоем. Если уплотнение и тяжесть в груди ощущается в районе подмышек, то почаще прикладывайте малыша в положении из-под руки; с застоем у середины грудной клетки поможет справиться кормление лежа на боку, но не традиционно – нижней грудью – а верхней. С переполнением в нижней части груди малыш быстро разберется, если посадить его для кормления верхом на мамины колени, лицом к себе. А вот чтобы ребенок рассосал сравнительно редко возникающие уплотнения в самой верхней части груди, придется дать грудь в нестандартной позиции, которая используется именно на этот случай: положив малыша ножками от себя на кровать или пеленальный столик, склониться над ним в перевернутом по отношению к обычному положении. Восстановлению нормального движения молока в груди способствуют более частые кормления, особенно из пострадавшей груди (лучше кормить небольшими порциями, но часто, каждые 1-2 часа). Спать лучше всего вместе с ребенком, чтобы иметь возможность кормить почаще – минимум каждые три часа даже в ночное время. Иногда оказывается достаточно и этого, но чаще всего все-таки требуются дополнительные сцеживания груди. При лактостазе, если нет температуры или она держится не более суток, сцеживание проводится так: - сначала приложите теплый компресс (можно, например, намочить полотенце в горячей воде и приложить на 5-10 минут к месту застоя) или примите горячую ванну или душ – это поможет лучшему оттоку молока; - затем осторожно и очень бережно помассируйте место застоя. Смазывание кожи, например детским маслицем, помогает не повредить ее растиранием; - сцедите молоко, уделяя основное внимание закупоренной доле; - на 5-10 минут приложите холодный компресс, чтобы снять образовавшийся отек тканей. Последовательность должна быть именно такой! Будет идеально, если сразу после сцеживания (до прикладывания холодного компресса) дать грудь ребенку, малыши обычно очень хорошо высасывают остатки застоя. Иногда требуется повторять сцеживание, но в любом случае это делается не более 3 раз в сутки. Если не очень получается сцеживаться вручную, можно воспользоваться молокоотсосом. Между кормлениями можно делать компрессы, снимающие болевые ощущения и помогающие рассасыванию застоя. Самое простое – обычные холодные компрессы. Помогают также следующие варианты: - компрессы из прохладного свежего капустного листа, немного отбитого, чтобы пошел сок (целебное действие оказывает именно капустный сок, только смотрите, чтобы он не попадал на область соска – для пищеварения малыша это не полезно); - медовая лепешка – мед с мукой, лучше ржаной, смешиваются до консистенции крутого теста и прикладываются к болезненной области; - компресс из прохладного обезжиренного творога. Время прикладывания каждого компресса – около 20 минут. Также, по отзывам мам, хорошо помогают гомеопатическая мазь «Арника», крем Traumele С (они продаются в аптеках и ими просто смазывают пострадавшую область между кормлениями) либо «Малавит» (ватный диск смачивается настоем, разведенным пополам с водой, и прикладывается на полчаса к пострадавшему участку перед или между сцеживаниями). Наконец, постарайтесь отдыхать. Недостаток сна сам по себе иногда провоцирует застой. Домашние дела могут и подождать немного! Чего делать нельзя: - прекращать кормление ребенка. Обычный лактостаз никак не может повредить малышу, при этом так эффективно, как это делает ребенок, грудь не опустошает никакой другой способ. - греть грудь между кормлениями, если вы не собираетесь немедленно сцеживать. - мазать грудь спиртом, мазью Вишневского и камфорой. Все эти средства еще сильнее затрудняют отток молока. Спирт и мазь Вишневского на практике часто приводят к тому, что проблемный участок капсулируется и образуется абсцесс – полость, заполненная гноем, которая требует оперативного вмешательства. А камфора способна вообще прекратить выработку молока в тех долях, к которым она применялась. Пока застой дает о себе знать только уплотнением в груди, беспокоиться вообще не стоит, просто действуйте по приведенной схеме. При подъеме температуры следуйте рекомендациям особенно точно, если у вас есть возможность вызвать консультанта по естественному вскармливанию – сделайте это. Если же температура держится долго, дольше двух суток (а в первый месяц жизни малыша – больше суток) – обязательно обращайтесь к врачу, гинекологу или маммологу. То же самое – если температуры нет, но уплотнение в груди несколько дней не уменьшается, или же не проходит дольше недели. Обычно в подобных случаях назначают физиолечение; если дело идет к маститу, могут назначить антибиотики, причем практически всегда можно подобрать совместимые с кормлением грудью. Так что все не так страшно, как кажется, главное – не запускать процесс! Ирина Рюхова, член Ассоциации Консультантов по естественному вскармливанию (www.akev.ru) |
С трепетом и любовью вспоминаю те прекрасные моменты ожидания, эти дни были наполнены предвкушением некого волшебства, неизвестного мне, но такого долгожданного. Сейчас, когда нашему крохе уже пол-годика, могу смело сказать, что это великое счастье женщины - носить под сердцем драгоценнейший из самых дорогих подарков от Бога - маленькую ЖИЗНЬ !
Насморк – недуг, которым страдал каждый и неоднократно. Но одно дело насморк у взрослого, и совсем другое – у малыша.
Для ребёнка, который ест грудь или сосёт бутылочку, заложенный нос или затруднённое носовое дыхание является очень большой неприятностью. Банальная проблема становится главным препятствием для полноценного питания и сна малыша. Для двух процессов, которые жизненно необходимы любому человеку.
И так, в один прекрасный день Вы вдруг обнаруживаете, что ребёнок стал беспокойным, с трудом делает 2-3 глотка молока или смеси, начинает кричать и бросает грудь/бутылочку, жадно глотает воздух ртом. В спокойном состоянии у малыша слышно хлюпанье в носу или рот чуть приоткрыт и дыхание через нос невозможно. Это всё признаки насморка.
Первое, о чём стоит задуматься: причины возникновения недуга.
1. Инфекция (как следствие контакста с больным, переохлаждения и т.п.)
2. Аллергия (на масло, которым промокнули турунду и прочистили носик, на духи подруги, которая пришла в гости, на бытовую пыль, на шерсть животных, на пыльцу цветущих в данный сезон растений, на лаки/краски/штукатурку при ремонте, на вновь введённый в рацион питания малыша продукт, на новый стиральный порошок и т.п.)
3. инородное тело, полипы, опухоли и т.п.
4. физиологический ринит у детей первого полугодия.
Подробнее остановлюсь на пункте номер 1.
Профилактика насморка у малышей.
Избегать переохлаждения. если после прогулки Вы обнаружили, что ручки или ножки крохи холодные, то дайте малышу тёплое питьё, согрейте ноги/руки в тазу с почти горячей водой, покапайте в нос «Деринат» в течение суток (каждые 3 часа).
Если в дом пришёл гость, у которого насморк, то оденьте на гостя одноразовую маску, не давайте трогать детские игрушки (насморк скорее передастся контактно-бытовым путём, чем воздушно-капельным), избегайте контакта с ребёнком, помажьте крохе ноздри изнутри оксолиновой или вифероновой мазью.
После ухода распространителя инфекции – проветрить помещения, если есть кварцевая лампа – прокварцевать поочерёдно комнаты.
Если Вам даже кажется, что у ребёнка появляется насморк, очень рекомендую лишний раз малыша не купать, посидеть денёк дома, около кроватки повесить в марле давленый чеснок. Только начинающийся насморк таким образом получится остановить.
Лечение в первые 2 дня.
О профилактике Вы забыли и ребёнок заболел. Из носа потекло, малыш капризный, температура 37.2-37.3.
Чеснок у кровати – обязательно.
Аспирация (высасывание) слизи из носа – только перед закапыванием каких-либо лекарств.
Обильное питьё – жизненно необходимо (т.к. при дыхании через рот теряется больше жидкости. Прибавьте к этому небольшую температуру и плохой аппетит).
Дополнительное увлажнение носа и воздуха вокруг – обязательны. Увлажнять носик лучше аквамарисом (из пипетки, т.к. брызгать в нос деткам до 2-3 лет не рекомендуется) 3-4 раза в сутки.
Нередко сама процедура закапывания или аспирации вызывает массу негативных эмоций, крик, слёзы у малыша. Тогда смысла в данной процедуре не будет, т.к. от плача соплей появится ещё больше.
В таких случаях советую попробовать прочистить носик прикрыв глаза малыша своей ладонью (малыш просто не поймёт сразу что с ним делают) или дождавшись момента, когда кроха крепко уснёт.
Для лечения только начавшегося насморка можно использовать «Деринат». В первые сутки – каждый час-два, далее – каждые 3 часа. В последующие дни – 3 раза в день по 3 капли. Препарат безопасен и не противопоказан детям.
На ночь при насморке необходимо хорошо пропарить крохе ножки и ручки, одеть шерстяные носки. В комнате необходим влажный воздух (50-60% минимум). Наиболее актуален вопрос в период отопления помещений. Очень рекомендую увлажнители воздуха. Желательно приподнять головной конец кровати, чтобы улучшить дыхание малыша и уменьшить приток крови к голове.
Когда нос заложен (отёк столь сильный, что дыхание через нос невозможно)необходимо использовать сосудосуживающие капли, особенно у детей первого года жизни, дабы избежать такого осложнения ринита как отит. Не рекомендуется использовать одни и те же сосудосуживающие капли более 5 дней, т.к. возможно возникновения привыкания. Неплохо переносится детьми Виброцил в каплях, который советуют закапывать перед каждым сном (3 раза в сутки) по 2-3 капли в каждую ноздрю в предварительно очищенный носик.
Значительно облегчат носовое дыхание ингаляции, которые легко устроить прямо в кроватке у малыша. Достаточно точечно помазать простынь ребёнка с изнаночной стороны «Звёздочкой». Так и едкая мазь не попадёт на слизистые, и эффект от аромата будет.
Хорошо при любой стадии насморка натирать стопы крохи скипидарной мазью. Скипидар выводится через дыхательные пути, санируя их тем самым.
Значительно уменьшит отёк слизистой антигистаминное средство, поэтому при насморке всегда прописывают средство «от аллергии». Его достаточно давать на ночь однократно (кларитин, фенистил, супрастин, зиртек и т.п.).
Как правило стадия насморка, которая сопровождается полной заложенностью носа длится около 3-х дней.
Далее появляется густое слизисто-гнойное отделяемое, которое обязательно должно полностью удаляться и никак не застаиваться в носовых ходах. Если на этой стадии насморк затянулся (более 3-х дней), рекомендуют использовать «Протаргол» в каплях – 3 раза в день по 3-4 капли в каждую ноздрю.
В заключительной стадии насморка в носу образуется большое количество сухих корочек, которые тоже нужно своевременно удалять. Здесь будет достаточно регулярно использовать аквамарис в каплях или тёплую минеральную воду. Для удаления размягчённых корочек можно использовать мягкую ватную турубочку (жгутик), смоченную в стерильном вазелиновом масле.
Вот, пожалуй, все необходимые меры, которые нужно знать, чтобы в максимально короткие сроки и с минимальным вредом для здоровья вылечить малыша от насморка.
НО. Есть ещё один вид ринита, о котором не каждый врач говорит мамам и папам болеющих детей. Это физиологический Ринит.
Возникает он в возрасте 3-х месяцев. Связано его возникновение с тем, что слизистая полости носа дозревает именно к этому возрасту, устраивая далее «проверку» своих способностей. Как, впрочем, и слюные железы, которые к 3-м месяцам начинают полноценно работать, и в 3 месяца ребёнок вдруг начинает истекать слюной. Почти все родители уверенны, что скоро появятся зубы. А зубов-то и нет… Не сложно догадаться, что физиологический насморк не нуждается в лечении. Достаточно «помочь» носику понять, что слизистая работает хорошо. Не в коем случает не отсасывать слизь из носа, а наоборот – постоянно увлажнять носик. Тогда слизистая станет чуть «спокойнее» и начнёт работать в обычном режиме. Если же начать яро осушать носик, организм «решит», что нужно ещё больше напрячь слизистую полости носа и увелисит количество отделяемого в разы.
Пару слов про аллергический ринит. Первое – выявить и устранить аллерген. Второе – дать антигистаминные средства до исчезновения симптомов аллергического ринита.
Ну а теперь всё.
Очень надеюсь, что подобная статья избавит многих родителей от паники, которая возникает лишь при мысли о насморке у малыша. Теперь Вы во всеоружии, а носики деток дышат свободно.
Физическое развитие
За этот месяц кроха, как правило, прибавляет в массе около 650-700 граммов,а в длину вырастает приблизительно на 3 сантиметра. Увеличиваются окружности головы на 1 сантиметр и груди на 1,5-2 сантиметра. На пятом месяце малыш подолгу лежит на животе, он уверенно опирается на предплечья и держит голову прямо. Лежа, ребенок может с интересом рассматривать игрушки, лежащие перед ним, и даже попытаться протянуть руку к игрушке. Малыш норовит ползать на животе вперед или назад, может перевернуться с живота на спину. Пока еще не очень уверенно и недолго, ребенок сидит, прислонившись к опоре — в детском креслице или в подушках. Сидячее положение открывает новые возможности для исследования предметов и игры с ними. Ребенок подолгу трясет погремушкой, вслушиваясь в ее звучание, рассматривает и тянет игрушку в рот. Выронив погремушку, малыш пытается отыскать ее глазами.
Вы думаете, что крохе еще рано ползать? Давайте попробуем научить его этому. Итак, ребенок лежит на животе. Положите на коврик одну или две знакомые ему игрушки так, чтобы кончики пальцев малыша чуть касались одной из них. Сядьте на пол напротив и поощряйте его попытки дотянуться до игрушки. Возможно, его «барахтанья» ножками и ручками немного продвинут малыша к игрушке и он прикоснется к ней или схватит ее. Облегчите работу крохе! Положите его на животик так, чтобы ножки могли упереться в стену, когда он начнет «барахтаться», чтобы дотянуться до игрушки. Может быть, не с первой попытки, но успех обеспечен! Или подставьте к ступням малыша свою руку, чтобы он мог упереться в нее, когда будет тянуться к игрушке. Можете чуть-чуть «подтолкнуть», надавить на его ступни, и он немного продвинется вперед. Порадуйтесь вместе с малышом успеху и обязательно похвалите его!
Психическое развитие
Находясь в комнате вместе с взрослыми, малыш старается быть активным участником событий, которые происходят вокруг него. Он пытается привлечь внимание взрослых, «подзывая» их к себе различными звуками. У ребенка появляется лепет, который усиливается, если взрослый заговаривает с ним или улыбается ему. При виде родителей малютка может производить так называемые «выкрики» радости. Находясь в одиночестве, малыш также может произносить различные звуки и звуковые цепочки, а при появлении в поле зрения взрослого — начинает активнее лепетать.
Звуками он может выражать удовольствие или хорошее самочувствие. Кроха внимательно прислушивается к звукам, которые произносит, и радуется, когда их слышит.
У малыша улучшаются зрение и слух. Он начинает замечать цветовые различия (желтый и синий цвет), внимательно смотрит на родителей, ощупывает лицо мамы руками, прикасается к носу, глазам, дергает за волосы, сует родителям пальцы в рот, когда они с ним разговаривают. Ребенок замечает изменения в окружающей обстановке (например, когда родители меняют игрушки на мобиле, совершают действия с игрушками) и эмоционально реагирует на эти изменения. Малыш начинает прислушиваться к звукам окружающей среды — звонку телефона или урчанию работающей бытовой техники, пытается отыскать глазами источник звука. Расстояние, на котором ребенок реагирует на удаленные звуки, увеличивается до 2,5-3 метров.
Ребенок громко смеется, когда с ним что-либо делают, например, когда папа поднимает и опускает его, щекочет, дует на животик и волосы. Такие игры становятся любимым времяпрепровождением растущего малыша и родителей. Положив ручки малыша на свои губы или щеки, вы можете вызывать его смех, произнося с разными интонациями и мимикой звуковые цепочки, например «ба-ба-ба», «ма-ма-ма » и т. д.
Какие игры и упражнения с малышом полезны в этом возрасте? Возьмите чадо на руки, поднесите к зеркалу, и привлеките его внимание к отражению (постучите пальцем по зеркалу, позвоните в колокольчик за зеркалом). Сначала помашите перед зеркалом своей рукой и скажите: «Привет, привет!», а затем обхватите ручку малыша и помашите ею тоже. Когда вы находитесь перед зеркалом, выполняйте разные действия: хлопайте в ладоши, качайте головой, машите рукой, надувайте щеки, показывайте крохе язык и т.п.
Ребенок сейчас учится дотягиваться до предметов и захватывать их рукой. Он совершенствует хватательные движения и координацию рук. Повесьте перед малышом на шнурке игрушки разного размера на таком расстоянии, чтобы он мог до них дотянуться. Не вешайте их слишком далеко, иначе, если малыш не сможет дотянуться и достать их, у него пропадет к ним интерес. Вложите в руку ребенку игрушку (погремушку, небольшой кубик или мягкую игрушку). Малыш будет учиться перекладывать игрушку из одной руки в другую, стучать игрушкой или бросать ее перед собой. Положите перед ним несколько игрушек, чтобы маленький учился дотягиваться и брать игрушки самостоятельно. Не забывайте хвалить кроху за успехи!
Включите музыку, но не очень громко. Через несколько секунд выключите звук, а потом опять включите. Вы увидите, что малыш замечает, когда есть звук и когда его нет. Не оставляйте магнитофон включенным на долгое время. Постоянный звуковой фон не очень полезен для малыша, он быстро начинает уставать, может начать зевать или капризничать. Давайте чаду слушать разную музыку: медленную, спокойную и ритмичную. Не забывайте поговорить с ним о том, какую музыку он слушает (грустную или веселую). Можно взять кроху на руки и потанцевать с ним, двигаясь в ритме музыки. Улыбайтесь и поощряйте смех малыша. Детям нравится двигаться в ритме музыки вместе с мамой!
Малыш продолжает исследовать окружающие предметы. Он не только слушает звуки и смотрит вокруг. Особенно ему нравится тянуть все предметы в рот. Пока его рот — это лучший инструмент для исследования предметов. Он кусает предметы, облизывает, пытаясь по-разному ощутить их. Не мешайте чаду тянуть игрушки в рот, тщательно следя при этом за их чистотой. Когда он подрастет и научится изучать игрушки по-другому, малыш не будет тянуть все предметы в рот. А пока давайте ему игрушки разные по форме, размеру и весу, из разных материалов (деревянные, резиновые, пластиковые, тряпочные). Главное, чтобы материалы из которых изготовлены все игрушки, были безопасными. А сами предметы не были острыми и слишком мелкими. Тянуть игрушки в рот полезно не только для того, чтобы их лучше изучить. Это полезно и для последующего обучения навыку самостоятельного приема пищи. В будущем ребенку можно дать в руку сушку или крекер и помочь поднести руку ко рту. Малыш будет учиться откусывать и разжевывать пищу. Знакомьте кроху с разными вкусовыми ощущениями, но делайте это осторожно, чтобы не вызвать аллергии. Можно намазать пальчики малыша медом и подвести их ко рту, если он сам не тянет их в рот. В другой раз можно намазать их вареньем или кислым лимоном.
Кроме этого, маленькому человеку полезно узнавать новые запахи. Это в дальнейшем обезопасит его жизнь. Дайте ему почувствовать разные запахи, приятные и неприятные: запах ваших духов, запах молока, запах, дыни, запах чеснока, ванили и т.д. Скатайте несколько ватных шариков. Смочите один духами, другой — соком какой-либо свежей ягоды и по очереди поднесите к носу малыша. Помните, что у деток с аллергией подобные эксперименты недопустимы. Посмотрите на его реакцию, и вы поймете, какой запах ему больше нравится. От неприятных запахов он будет отворачиваться и морщить нос. Через несколько дней познакомьте малыша с другими запахами (йогурт, детский шампунь или мыло и т.п.) Не подносите слишком близко к его носу шарики с очень резким запахом.
Прикорм
1. Начинайте прикорм с однокомпонентных овощных пюре, или каш, в состав которых не входят соль, сахар, загустители.
2. Любой новый продукт следует давать, когда ребенок здоров.
3. Предлагайте новый продукт в первой половине дня до кормления грудью/смесью, чтобы в течение дня отследить реакцию.
4. Новый продукт нужно вводить постепенно, начиная с 1 ч. л. понемногу увеличиваем его объем в течение 5-7 дней. В случае плохой переносимости необходимо прекратить введение продукта и попытаться ввести его вновь через некоторое время.
5. Каждый новый продукт должен быть однокомпонентным. Только так, в случае возникновения сыпи, проблем с пищеварением или других проявлений неприятия пищи, Вы сможете отследить, какой именно продукт повлиял негативным образом.
Основной прикорм
Современные специалисты сходятся в том, что для ввода прикорма нет единого рекомендуемого возраста. У каждого ребенка индивидуальная ситуация. Возраст – всего лишь один из факторов, а судить о готовности к прикорму можно лишь по совокупности следующих факторов:
1. Возраст 4,5-6 месяцев.
2. Ребенок проявляет большой интерес к питанию родителей и просит попробовать.
3. Исчезновение защитного рефлекса «выталкивания» языком твердых частичек пищи.
4. Прикорм предлагают только здоровому ребенку. Противопоказаниями к вводу прикорма являются: аллергические проявления, подготовка к прививкам и период после прививок, кишечные болезни, восстановительный период после болезней ЖКТ.
С чего начинать?
Раньше прикорм начинали с соков и фруктов. Сейчас специалисты советуют вводить в рацион малыша овощи или каши, а уже потом – фрукты. Это объясняется просто: фрукты более сладкие, и ребенок, познакомившись со сладким продуктом, может потом отказаться от более пресных овощей.
По традиции первыми вводят овощи. Если у ребенка ранее наблюдались затянувшиеся колики или диатез, врачи рекомендуют начинать прикорм с каш, т.к. овощи и фрукты сильнее влияют на микрофлору и могут вызвать колики, вздутие живота.
Овощи
Первые овощи должны содержать мало клетчатки, агрессивно воздействующей на ЖКТ, быть малоаллергенными.
В качестве первого можно предложить:
— Кабачок — он не агрессивен для кишечника, насыщен витаминами и минеральными веществами, имеет нежный вкус.
— Также в качестве первого прикорма можно предложить ребенку цветную капусту или брокколи. Брокколи, чемпион по содержанию фосфора и кальция, низкоаллергенна. Цветная капуста по числу микроэлементов и витаминов не уступает брокколи и тоже легко усваивается.
Норма овощей (в день): 50 г (6 мес.), 100 г (9 м.) и 150 г (11 м.), в год – 200 г.
Приблизительный порядок ввода овощей: кабачок, цв.капуста, брокколи, морковь, тыква, картофель, молодой зеленый горошек, стручковая фасоль.
И подавайте овощи с маслом (оливковым, кукурузным, подсолнечным), чтобы они лучше усваивались – но только не с первым прикормом! Масло добавляем через месяц по одной капле.
Каша
Каши водят в 6-7 месяцев с 1-2 чайных ложечек, постепенно увеличивая объем до 150 грамм.
Первыми начинают вводить безглютеновые каши без молока и сахара: рисовую, гречневую или кукурузную. Затем – овсяную.
Фрукты
Фруктовый прикорм по традиции начинают с зеленого яблока, груши. Их лучше запечь: аллергенные свойства уйдут, зато выделится полезный пектин, очищающий организм. Потом вводят сливу. Экзотические фрукты предлагаются позже из-за возможных аллергических реакций, а также для накопления достаточного количества ферментов для их переваривания.
Фрукты вводятся так же, как и овощи: с 1 чайной ложки, постепенно увеличивая порцию до 40 г. Норма к году – 100 г в день.
Кисломолочные продукты:
Творожок начинают пробовать с 7-ми месяцев. На первом году жизни не следует давать ребенку более 25 – 50 граммов творога в день. В твороге содержится тяжелый белок. Продукты распада белка выводятся почками. При искусственном вскармливании незрелые почки грудного ребенка могут не справиться с излишней белковой нагрузкой, возникающей в том случае, если ребенок употребляет творог в количествах, превышающих рекомендуемые.
Кефир отличается высокой кислотностью, грубой структурой свертка, содержанием спирта и дрожжевых клеток. В кефире содержится много «грубого» белка казеина, который не только сложен для усвоения, но и не сбалансирован по аминокислотному составу. Поэтому кефир вводят не раньше 8 месяцев и не более 200 мл в сутки – и не заменяют им грудное молоко или смесь.
Специальные детские йогурты можно предложить ребенку в возрасте от 10-ти месяцев. Норма йогурта в годовалом возрасте: не более 100 мл.
Коровье молоко в качестве напитка вводить до года нет смысла. В нем мало жиров, полное отсутствие железа и витаминов, исключая одинокий искусственный витамин С. Коровье молоко плохо усваивается, часто вызывает аллергические реакции и нарушения пищеварения.
Если ребенок не аллергик, то через 3 недели после введения безмолочных каш можно начать давать молочные каши.
Сыр
Месяцев с 8 уже можно начать по чуть-чуть давать сыр ребенку. Первый сыр должен быть без добавок и вкраплений, и он не должен быть соленым — это слабосоленые молодые сыры без добавок (это нечто среднее между сыром и творогом — Альметте, Моцарелла, Филадельфия, Маскарпоне).
Твердые сыры (Эдам, Эмменталь, Гауда, Ольтерман, Пошехонский, Российский, Костромской и т.п.) можно вводить в детское меню после годика.
И все сыры должны быть изготовлены из пастеризованного молока.
Хлеб
Можно вводить ближе к 8 месяцам — норма в день — 5 гр. к году эта норма увеличивается до 20 гр.
Наиболее полезен серый хлеб, с отрубями, из муки грубого помола.
Не стоит давать свежий белый хлеб, так как в нем много крейковины — это нагрузка на поджелудочную. И пока стоит воздержаться от черного хлеба, т.к. в нем содержатся олигосахариды, которые тяжело перевариваются детским организмом.
Мясо
Если ребенка начали прикармливать с полугода, мясо вводят не ранее 9-ти месяцев. Это один из самых тяжелых продуктов, мясо долго усваивается, поэтому спешить с его вводом не нужно.
Начинают вводить с 1 чайной ложечки постепенно увеличивая порцию. Желательно сразу смешивать мясо с овощным пюре, которое вы уже ввели, так оно лучше усваивается.
В 9 месяцев ребенок может получать 30 г. мяса, к году – 40-50 г.
Мясо, которое подходит для первого прикорма: кролик, индейка, говядина/телятина.
Мясные бульоны в питании детей лучше не использовать, в них содержатся вредные вещества, вываренные из мяса. Бульон обладает способностью очень быстро всасываться в кишечник, детская печень не в состоянии отфильтровать все канцерогены. Страдают и почки: из-за огромного количества солей может развиться мочекаменная болезнь. Суп детям варят на овощном бульоне или на бульоне из птицы, без соли.
Рыба
Начинают вводить после 9 месяцев после того, как ввели мясо.
Первая рыба должна быть нежирной и не красной. Лучше отдать предпочтение морской рыбе – в ней больше микроэлементов, и она менее алергенна.
Из морской рыбы подойдет треска, хек, пикша, камбала, палтус, тунец.
Из речных видов – судак, форель, пресноводный лосось
Начните с 1 ч.ложки. Если не появилось аллергии, то в следующий раз предложите 2 чайные ложки рыбного пюре и так постепенно доводите до возрастной нормы — 30–40 г рыбного пюре в одно кормление. 100 гр. — недельная норма. В дальнейшем можно 1-2 раз в неделю заменять мясное пюре рыбным.
Масло
Через месяц после начала прикорма можно добавлять немного масла.
В овощи добавляют растительное масло, оно помогает их усвоению.
В кашу можно добавлять сливочное масло.
К году ребенок должен получать до 3-5 г масла в день.
Желток
Начинают вводить в 7 месяцев начиная с 1/8 куриного желтка, затем проверяют реакцию, через день дают 1/4, затем 1/2 и целый желток.
Желток дается – 2 раза в неделю.
Яичный белок вводят ближе к году, он менее ценный, хуже усваивается и является сильным аллергеном
Яйцо сварить вкрутую, желток растереть в кашицу, добавить молочную смесь или грудное молоко. Либо желток можно добавлять в кашу или овощное пюре
Если у ребенка есть склонность к аллергии, то начните не с куриного желтка, а с желтка перепелки (с 1/4 желтка), так как он намного полезнее, практически не дают аллергической реакции, и перепелки не болеют сальмонелезом
Какие продукты не стоит вводить до года:
Соль
До года соль детям не нужна. У детей с рождения отсутствуют солевые рецепторы. Человек привыкает к соленому вкусу «принудительно».
До года ребенок получает достаточное количество минералов из еды. Суточная норма соли для ребенка до года: 0,3 г, после года – 0,5 г. Почки ребенка еще не сформированы, они не рассчитаны на такую нагрузку и не успевают ее фильтровать. Переизбыток соли в рационе ведет к нервной возбудимости и серьезно нарушает работу почек и поджелудочной железы.
Сахар
Чем позже его введете, тем лучше, так как:
-сахар не дает кальцию усваиваться
-сахар вызывает брожение в ЖКТ
Примерная схема введения прикорма
5,5 – 6 месяцев
Сначала вводите овощи:
1 неделя – кабачок
1 день – 1 ч.л. кабачка
2 день – 2 ч.л. кабачка
За неделю прибавляя каждый день по ложке, доводим кабачок до 50 грамм (или 8 ч.ложек)
2 неделя – цветная капуста
1 день – 1 ч.л. цветной капусты + 7 ч.л. кабачка
2 день – 2 ч.л. цветной капусты + 6 ч.л. кабачка и т.д. пока полностью за неделю не заменим кабачок на цветную капусту.
3 неделя – брокколи
1 день– 1 ч.л. брокколи + 7 ч.л. цветной капусты
2 день – 2 ч.л. брокколи + 6 ч.л. цветной капусты и т.д. постепенно доводим наше брокколи до 8 ч.ложек
4 неделя — тыква
5 неделя – морковь
Потом вводите картофель, молодой зеленый горошек, стручковая фасоль.
Когда введены хотя бы 3 овоща можно уже вводить многокомпонентные пюре. И пробовать варить суп-пюре из тех овощей, которые вы уже ввели.
Так же через 3-4 недели после введения овощей в овощное пюре можно начать добавлять по капле растительного масла
6-6,5 месяцев
Через 3-4 недели после введения овощей начинаем вводить каши – это будет завтрак (каши лучше давать утром, так как это углеводы и это «топливо» для ребенка на день. На ужин лучше давать белки (рыба, мясо, молочные продукты, яйца) в сочетании с овощами, так как белки перевариваются медленнее и не вызывают гиперактивности, как углеводы).
Начинаете с безглютеновых, безмолочных каш без соли и сахара.
1 неделя – гречневая каша
1 день — 1- 2 ч.л.
2 день– 3-4 ч.л. (при условии, что у ребенка нет реакции на прикорм)
3 день– 5-6 ч.л.
4 день– 7-8 ч.л.
5-6-7 день — доводим порцию каши до 80-100 гр.
2 неделя – рисовая каша
1 день – 1-2 ч.л. рисовой каши + остальное гречка.
2 день и т.д. – доводим рисовую кашу до нормы 80-100 гр. При желании можно вводить неделю рис, не мешая его с гречкой.
3 неделя – кукурузная каша
Таким образом, у нас получается каша на завтрак и овощи на обед.
6,5 – 7 месяцев
Вводим фрукты: сначала яблоко, потом груша, слива – это будет полдник
Фрукты вводятся по той же схеме, что и овощи
7-8 месяцев
Вводим творог, и вводим его постепенно, доводя порцию до 30 грамм
Так же в этом возрасте вводим в рацион ребенка желток (куриный или желток перепелки – на выбор). Начинаем вводить с 1/8 куриного желтка или с 1/4 желтка перепелки. Желток даем с овощами. Даем 2-3 раза в неделю.
После 8 месяцев можно ввести в рацион ребенка кефир.
9 месяцев – вводим мясо
Мясо вводим в обед как дополнение к овощам или овощному супу.
В качестве первого мяса подойдут следующие виды мяса – мясо кролика, индейки, говядины.
1 неделя – вводим мясо индейки
1 день – 1-2 ч.л. индейки и порция овощей
2 день – 2-3 ч.л. индейки + овощи
3 день – 3-4 ч.л. индейки + овощи
4 день – 4-5 ч.л. индейки +овощи
5,6,7 день – даем только овощи без мяса
2 неделя – вводим мясо кролика
3 неделя – вводим говядину
10 месяцев – вводим рыбу
Из морской рыбы подойдет треска, хек, пикша, камбала, палтус, тунец. Из речных видов — судак, пресноводный лосось.
Рыба вводится по той же схеме, что и мясо.
В этом же возрасте можно ввести в рацион специальные детские йогурты или взрослые йогурты без добавок жирностью 2,5-3,2%.
Так же можно предложить на пробу макаронные изделия.