В преддверии любого нового года, будь то календарный год или год рождения обычно подводишь итоги, и иногда они могут не радовать. Под впечатлением и прессом этих самых не совсем воодушевивших меня итогов (потому что ждешь же всегда большего) я немного депрессировала, и предыдущая статья про двухлетие Егора получилась скорее грустная, чем жизнеутверждающая. Ну, такое у меня было настроение, эмоциональная я, простите за нытье.
Прошло немного времени, я стряхнула с себя пелену хандры и разочарования (чему во многом поспособствовали ваши теплые, сопереживающие и воодушевляющие комменты к прошлой статье про умения Егора, спасибо вам безграничное!), и присмотрелась к сынуле еще разок, взглянула на него немного под другим углом, и меня осветил и согрел лучик радости, я заметила, что за последние несколько недель мой крошка-рыцарь совершил очередной маленький подвиг и очень во многом продвинулся вперед. Он уже совсем не тот Егоруш, который только-только приехал из России в Таиланд, и в чем-то уже даже не тот двухлеточка, про умения которого я только-только выпустила статью, его во многом почти не узнать!
Пока что это в основном касается психо-эмоционального (читай — интеллектуального) развития, в физическом плане у нас все почти по-прежнему, об этом напишу чуть позже. А пока что расскажу про те навыки, которые наш маленький победитель отвоевал у своей «особенности». Простите, длинновато получилось, но так хочется поделиться с вами нашими победами и радостями!
Психоэмоциональное развитие
Еще несколько недель назад отвечая на вопросы в личных сообщениях, я писала другим мамам, что меня волнует больше всего то, что сынуль живет как будто в своем мире. Я долго никак не могла понять для себя и описать, что мне так не нравилось в поведении Егора, а потом как-то сама сформулировалась мысль: Раньше Егоруш был больше похож на звереныша, чем на человечка, как бы грубо это ни звучало. Но от него не было никакой отдачи, единственное, он реагировал улыбкой и все. Он не пробовал никак взаимодействовать, выражать свои желания, просить о чем-то ни указательным жестом, ни какими- нибудь другими способами. Не расстраивался, если что-то не получается, и не радовался своим удачам, не выражал никак просьбу ему помочь. Не смотрел на маму, ожидая от нее какой-то реакции, когда он что-то сделал или что-то произошло. В общем, очень во многом вел себя, как настоящий аутенок. А сейчас все это внезапно изменилось, как-то вдруг.
Маленькое счастье
Вот правильно говорят многие опытные мамы особых деток: вкладываешь, вкладываешь, и когда успеешь уже отчаяться от того, что нет никакого результата от твоих действий, незаметно подкрадывается прогресс. Ррраз - и произошел скачок! Так было и у нас. Теперь Егоруш почти при каждом своем действии или если увидел что-то новое и интересное, обязательно оглядывается и смотрит на меня, как бы проверяя, а вижу ли я ту же интересную штуку, а заметила ли я, что он что-то сделал, а как же я на это отреагирую.
Мам-мам, ты видишь, я надел правильные сандалии!
Мам-мам, а смотри, какой я гараж нашел для своих машинок
Мам, а ты как реагируешь на эти странные штуки? смеешься? Тога я тоже буду смеяться :)
Он начал осознанно баловаться! Уже, кажется, знает, что что-то делать нежелательно, все равно так делает, но при этом смеется и вроде как ждет реакции взрослого (например, щиплется за лицо или кусается, на прогулке может демонстративно от меня уползать, постоянно оглядываясь).
Я хорош? По-моему, я очень хорош! :)
Мам, а ты про меня не забыла, я тебе сейчас о себе напомню!:)
Потихонечку Егоруш начал копировать взрослых, не все и далеко не всегда, но все-таки это очень хороший, многообещающий показатель! Пока что это в основном моментальное повторение того, что он только что увидел, то есть, завтра он уже не вспомнит про это действие и чтобы он снова скопировал, надо заново показывать. И пока что можно по пальцам посчитать случаи, когда он повторял что-то спонтанно, а не по заказу (чаще всего он повторяет именно по просьбе, во время занятий), но тенденция-то, какая замечательная, многообещающая тенденция!
Папа с умным видом что-то тут крутил, я тоже покручу
На занятиях еще в Москве меня приучили хлопать в ладоши и бурно радоваться, если у Егора что-то получилось сделать, и я, как попка-дурак все эти месяцы исправно это делала (это уже вошло в привычку, я и Олегу иногда могу похлопать так же :)). Сначала я заметила, что Егоруш часто ждет такой моей реакции на свое действие, а потом он начал хлопать себе сам по любому поводу! Это так смешно! Переложит игрушку с места на место - и давай себе радостно хлопать, съел ложку каши - и аплодирует себе. И еще и звук издает при этом такой высокий, как и мамины возгласы радости.
Егоруш старается застенчиво очаровывать свою учительницу
Самая наша большая радость это то, что сынок начал сам придумывать способы объяснить свои желания, используя уже известные ему методы, комбинируя их. В основном это, пока, к сожалению, жесты и просто какие-то звуки (слов у нас так и нет, но мы активно над этим работаем). Теперь мне больше верится, что у нас просто все впереди :) Например, если он хочет, чтобы я что-то сделала - он берет мою руку и подносит ее туда, куда нужно для совершения действия. Или придумывает, как жестами мне подсказать, что сделать. Например, если Егоруш хочет, чтобы на него надели какую-нибудь красивую футболку, он тыкает пальчиком себе в головешку, а потом опускает голову вниз, как бы подставляет ее под горловину, а ручки при этом вытягивает вверх, как бы для рукавов.
А иногда он пользуется теми способами, которые ему показали на занятиях уже тут, в Бангкоке. Например, когда нам нужно перейти к следующему упражнению и с текущей игрушкой надо расстаться, мы говорим ей "пока-пока" и машем ручкой. Мой смышленыш трансформировал этот жест и сопровождающий его звук "э-э-э" в способ показать, что он больше не хочет иметь с чем-то дело (не хочет больше есть/пить, например, не хочет, чтобы мама чистила носик перед сном или чтобы к нему приставали и чистили зубки), то есть, когда он хочет, чтобы какой-то надоевший предмет убрали и оставили его в покое, он ему машет "пока-пока". :) А когда мы перед сном в виде специального ритуала идем целовать папу и бабушку и махать им "пока-пока", Егор иногда не дожидается ответного "пока-пока", а резко поворачивается в сторону комнаты, где мы укачиваемся на сон и требовательным звуком, показывает на нее, стремясь туда всем телом, сидя у меня при этом на ручках.
Пап-папа! Я тут! Обрати на меня внимание!
Мой маленький симпотяшка с недавнего времени стал еще охотнее идти на контакт с окружающими, и теперь это выражается не только в том, что он сидит и цветет во всю, но и в том, что он начал как бы заигрывать с людьми, может ручкой специально задеть прохожего, на детской площадке прямо заглядывает в лицо играющим там ребяткам. Поэтому теперь стало проще ходить с Егорушем в магазин и вообще в общественные места, там где много народу, теперь всегда есть, на что отвлечь мальчишку. Да и вообще, стало возможным увлечь детку какой-то деятельностью и таким образом предотвратить истерику вне дома. Дома сложнее, но тоже сало чаще получаться.
Деток на площадке Егоруш тоже вовсю вербует в своих поклонников :)
С папой интересно делать все, что угодно! Даже чинить чемодан!
Все, что делает папа - очень интересно
Вместе со скачком в развитии в нашу жизнь внезапно ворвались истерики и, кажется, кризис года. Наконец-то мы до него доросли :) На самом деле, у Егоруша, видимо, смешались сразу оба кризиса: и года и двух лет, потому что есть признаки и оттуда и оттуда :) Выражается это в том, что если он чего-то хочет и просит, а ему не дают, он сначала начинает просить громче и настойчивее (чем меня несказанно радует: увеличение громкости при требовании - в нашем случае это хорошо), а потом начинает плакать и истерить. Тут я теряюсь и поддаюсь на провокацию, т.е. в большинстве случаев делаю то, что он хочет (например, иду туда, куда хочет он, а не я, или даю то, что сама только что запрещала брать, или если он срывает с ушек слуховые аппараты разрешаю ему это делать и т.д.). Но я работаю над этим вопросом и ищу, где бы чего такого умного почитать, чтобы правильно себя вести с внезапно повзрослевшим мальчиком, чтобы и его не сломать и все-таки мягко показать, кто из нас двоих главный :)
Так Егор показывает, что он очень хочет есть, при этом еще и звук "Аааа" издает
Как я читала давно где-то, родителям деток с нарушением слуха надо вообще накапливать запасы спокойствия и учиться саморегенирироваться в плане терпения, потому что все эти кризы у тугоушек проходят еще более ярко, потому что они не могут словами выразить то, что хотят, вот они и переходят на эмоции. Но мы еще только в самом начале пути, у нас все еще очень даже мягко и терпимо. Надеюсь, я успею подготовиться к самому пику :) Ну и бабушка Егора, Галина Александровна, мне при этом в помощь, у нее можно вечно учиться ее вселенскому терпению!
Бабушка, а тебе со мной так же хорошо сидеть, как и мне с тобой?
Физическое развитие
В плане физического развития, мы пока ждем скачок, он как-то пока задержался где-то и не смотря на почти непрерывающийся массаж, гимнастику, занятия в центре и постоянное движение дома и на улице, у Егоруша пока успехов особых нет. Но мы ждем, теперь ждать стало проще :)
Вообще, наш детка подрос и набрал немного веса, и хотя он еще очень мелкий, но чувствуется, что он стал чуть сильнее и крепче. Он увереннее сидит теперь на обычном стульчике с ногами на полу, лучше стоит у опоры, иногда может сделать несколько шагов, держась всего за одну руку, а стоя у опоры, может подражать взрослому и топать ножками на месте, у него это очень смешно получается. И, наверное, самое главное, он стал больше обращать внимания на свои ноги. И хотя ножки у него по-прежнему выгнутые в другую сторону, как у кузнечика, он стал больше пробовать приседать и пружинить на них, для нас - это счастье!
Еще месяц назад мальчишик не мог так сидеть на стуле - заваливался
Приятные мелочи
И я все больше замечаю, что по сравнению с тем, что было в Москве, нам стало уже проще пользоваться общественным транспортом, например. Ведь раньше Егоруш очень неуверенно стоял с опорой и не ходил за руки, поэтому ездить в метро, было очень сложно, т.к. на руках он сидеть не хотел. Чем бы я его ни развлекала, какие бы игрушки ни подсовывала, он все равно просился вниз, а внизу начинал ползать по грязному общественному полу. И ладно бы просто ползал, но ему почему-то во время ползания обязательно приспичивало облизать руки, те самые грязные, прямо черные ручки, которые только что ползали по этому грязному полу. Теперь же мы по вагону просто ходим за ручки или стоим у опоры, если народу слишком много и "цветем", то есть, заглядываем всем подряд в лица, ища восторг и умиление, смеемся и демонстративно стесняемся.
Или если хочешь померить одежду на маленького мальчика, теперь просто ставишь его рядом с собой, он стоит, за ногу держится, да, качается, но стоит же!
В метро так здорово - идешь и собираешь всеобщее внимание.
Ну и так, по мелочи: совсем недавно заметила, что я перестала параноидально отслеживать все время, что у моего двухлетнего сына во рту и не облизывает ли он очередной раз очередную гадость. Перестала, потому что и мальчишка перестал с такой частотой тянуть все в рот. Нет, у него это, конечно, осталось еще, особенно облизывание предметов, но теперь это бывает гораздо реже по сравнению с тем, как было еще совсем недавно. Но ведь раньше вообще невозможно было ничего оставить рядом с ним, все тот час же попадало в маленький ротик, и нередко сынуль начинал давиться. Приходилось отслеживать, чтобы любые вещи поблизости Егора были мало-мальски чистые и от них не откусывались мелкие детали. Очень сложно из-за этого было в путешествии, когда окружающая среда постоянно меняется, а любопытство маленького мальчика растет. :) И я только недавно поймала себя на мысли, что можно расслабиться и не отслеживать с такой скрупулезностью безопасность вещей вокруг. А то, что он все еще облизывает все вокруг - это уже не так страшно - не подавится :)
А с мамой весело вместе ползать.
Я, кстати, думаю, что на такой скачок Егоруша повлияло море, общение с животными в зоопарке, очень частые прогулки, приезд, и внимание, и любовь его бабушки Гали, и то, что почти все(!!!) тайцы с ним сюсюкаются на улице, трогают его, гладят, теребят его за щечки, заговаривают, улыбаются. И мой сынуль просто купается во внимании, ему, видимо, его так не хватало (в России нас как-то им не баловали прохожие), а тут он прямо чувствует себя как цветочек на солнышке, если видит незнакомца, теперь начинает прям "цвести и пахнуть", т.е. всячески старается привлечь его внимание к себе и понравиться ему (как я уже писала выше) и из-за того, что тайцы очень бурно положительно реагируют на это, Егор от одной прогулки получает столько положительных эмоций, что, видимо, очень заряжается. Тут так ко всем деткам относятся, а особенно к светловолосым. А Егорушу, видимо, очень это было нужно. Как бы это положительное внимание накопить про запас? :)
Конечно, у Егоруша еще очень длинный путь и ему нужно наверствать еще очень многое, потому что он все еще сильно отстает в развитии и мало похож на двухлетнего ребеночка. Но когда я лишний раз убеждаюсь, что все наши труды не проходят напрасно, и вижу такой прогресс у сына, я с большим рвением несусь в бой, чтобы через несколько месяцев снова с радостью обнаружить у этого маленького человечка новые навыки, умения и счастье от того, что ему самому стало проще и интереснее жить!