KviStoriya
8 лет
Недетские игры
Поговорим об играх, нет речь не пойдет о салочках и даже не о шахматах. Об играх интерактивных - компьютерных, консольных и иных, подразумевающих использование современных цифровых технологий.
Позволять играть или запрещать - вопрос спорный. Исключить влияние технологий на жизнь ребенка невозможно (только если ты не живешь в глухой деревне, где единственным источником цивилизации является биотуалет). Запретив игры в детстве, мы снова столкнемся с ними к тому моменту, как ребенок пойдет в школу. Социум рано или поздно "просвятит" ребенка о достижениях современных технологий и других модных тенденциях времени.
Да и по большому счету я не вижу смысла вообще запрещать использовать компьютеры, планшеты, портативные приставки и прочие гаджеты. Эти устройства уже давно плотно интегрировались в ритм жизни человека. Порой слишком плотно.
Так, что предположим, что мы не собираемся заключать детей в антитехнологический вакуум, а постараемся найти границы разумного контроля. Ведь именно в нем видится мне успех интеграции растущего организма с благами цивилизации. Только соединение это должно быть постепенным, происходить в эволюционном русле и под чутким контролем.
По-сути родительский контроль можно разделить на две составляющие:
- Временной контроль
- Контроль контента
Ограничение времени, которое ребенок может провести за компьютером, является жизненно необходимым условием. Дети (да и многие взрослые) плохо чувствуют время и еще не способны эффективно распределить задачи в течении дня (ну, давайте уже признаемся, что и родители тоже не всегда успешно управляют своим временем). А их ежедневно накачивается немало. Перегрузка нервной системы - хватанули лишние 10 минут и вот уже скандал. Игры/телевиденье затягивают и кто как не взрослые знают об этом не понаслышке. Вы смотрели за ночь целый сезон любимого сериала? Или может любимый супруг зависает в танчики? Бесконечные игрушки на телефоне? Шарики? Тетрис? Инстаграмм? Привет тебе, любимый Бебиблог.
В момент написания поста моему старшему сыну почти пять лет. Опытным путем выведено оптимальное время, которое он может посвятить интерактиву: от 20 минут до 1,5 часов. Причем верхняя граница касается ситуации, когда мы всей семьей смотрим полнометражный фильм. Если же речь заходит об играх, то мой ребенок становится раздражительным, когда перешагивает порог в 40 минут. Оптимально - 20-30. Мало для того, чтобы устать, но достаточно, чтобы удовлетворить минутное желание.
Контент. Самый простой и одновременно сложный вопрос. Возрастные рейтинги не зря придуманы. Плохо, что современным детям продают игры, несмотря на возрастную цензуру. Да и что говорить - программы взлома может освоить каждый второй пятиклассник.
Раньше игры были рассчитаны только на детей и подростков. Теперь, когда выросло уже два (или три?) игровых поколения, то появились игры для взрослых. До сумасшествия реалистичная графика, море жестокости, крови, секса и насилия. Есть теория, которая говорит о том, что так современные люди удовлетворяют свои низменные животные инстинкты, подаренные социумом. Другая - говорит о том, что игровая жестокость и адреналин помогают снять стресс. Честно говоря я не согласна ни с тем, не с другим. Эффективное избавление от бытового стресса возможно только с помощью спорта, активного образа жизни, путешествий или простого пребывания на улице. Все придумано до нас и компьютерный монитор никогда не поможет получить достаточную психологическую разрядку. Отгородиться от пробам - легко. Пощекотать нервы - еще проще. Стать наркотиком - в момент! Животные инстинкты, говорите? Мне кажется, что если человечество пошло по пути развития социума, то и будущие поколения должны эволюционировать на генетическом уровне, а не вспоминать повадки своих волосатых предков.
Вернемся к реалистичности в играх. До нее надо дорасти. И я сейчас говорю не сколько о годах, сколько о психа-эмоциональном развитии. Не каждый взрослый человек способен спокойно смотреть на то как зомби вполне себе реалистично выедают главному герою мозги, что уж говорить про неокрепшую детскую психику.
А знаете что.. дети, которые растут на гиперреализме они уже не боятся. Не боятся ужастиков города Silent Hill, не боятся вида крови и вырванных кишок, они не спрячутся под одеялом при упоминании Фредди Крюгера и Чакки. Произошла психологическая замена. Вместо страха появляется нездоровая мания. А бравые парни с youtube каналов только укрепляют уверенность подростков в том, что подобные игры - норма, что это весело, интересно, что именно так и надо развлекаться.
Дети априори не способны контролировать содержание игрового контента! Это задача родителей и окружающих взрослых! Более того, я убеждена, что этот контроль должен быть жестким. Я часто иду на уступки и уступаю детским мольбам, но я не позволю своему сыну играть в игры наподобие Thrill Kill.
Можете считать меня чертовым моралистом, но времена святой инквизиции остались в прошлом. Человек вполне способен совладать с внутренней кровожадностью и агрессией. Современные виртуальные миры вновь открывают перед людьми скользкую дорожку порока и жестокости.
Поговорим об открытых игровых мирах. Вот где свобода! Хорошо, когда можно отойти от установленной сюжетом линии, решить несколько бытовых задач, примерить на себя "шкуру" волшебника или воришки, вступить в гильдию наемных убийц или же стать покорителем морей и океанов. Интересно, безусловно! Затягивает? Еще как!
Помню было время, когда мы с мужем ночами резались в Morrowind: я фанатично прокачивала навыки вора и коллекционировала в пещерах редкое оружие, а муж совершенствовал свои познания в области магии. Вот только нам уже было по 20+ лет, мы оба работали, отвечали за свое время, финансы и прочие атрибуты жизни. Если мы сидели всю ночь, то значит сами несли ответственность за наше самочувствие на следующий день.
А как же мода? У одноклассника Xbox One, а у лучшего друга PlayStation 4, а во дворе все играют в PlayStation Vita и дисками обмениваются. Во-первых, за всеми не угнаться. Во-вторых, а что во вторых? Купить что-то другое и сказать ребенку, что он уникальный? Тогда это "что-то" быть нереально прикольное и занимательное. Да и в этом возрасте дети хотят быть как все, хотят быть частью группы. Мы менялись ластиками, а они - дисками за 1500 рублей. Хороша ж перспектива. Просто сказать родительское "нет" или зарабатывай на свои игры сам? Или "меня Вася не волнует"? Шаблоны-шаблоны, которые расходятся с воспитанием, которое хочется дать ребенку.
Едем дальше.. точнее возвращаемся в славные 90-е. Вы знали, что современные дети не могут пройти и 30 % игр, в которые играли мы? И дело не только в кубикоподобной графике. Просто современные игры сделаны иначе. В них появился красивый графический движок, но практически пропала логическая составляющая. А почему бы не давать старт с олдскульных игр? Шестнадцатибитная графика не способна так сильно вжарить по мозгам, как картинки, рожденные последними сериями GTA.
Да, у старый игрушек был один минус - игру нельзя было поставить на паузу. Но при этом ее всю можно было пройти за 1,5 часа игрового времени. Ловкостью рук и никакого мошенничества.
В свое время многие осуждали Mortal Combat за его сцены с фаталити. Мне кажется. что есть принципиальная разница между первыми частями игры и тем, что предлагают игрокам сейчас. Иллюстрации ниже снова возвращают нас к важности контролирования игрового контента. Я не ханжа, но от первой картинки хочется скорее расстаться с утренним завтраком. И это не самый яркий пример.
Не сомневаюсь, что отхватила бы сотни тапок от разгневанных геймеров, которые подробно расписывали бы мне преимущества детализированной графики и сложность современных игр. Вот только давненько не выходило по настоящему интересных квестов, которые заставляют мыслить логически, а не тупо перебирать набор предметов инвентаре. Большинство игр на планшетах копируют друг друга: убей-посей-соберилут-четыревряд. Неужели это вершина инженерно-игровой мысли?
Хорошие игры обычно стоят денег и немало. Лучше иметь в арсенале 10 хороших игр, чем сотни, но купленные на "распродажах" контента за 30 рублей. Кстати, ценообразование тоже приводит в культурный шок: 1000, 2000... 5000 рублей за лицензию? Было время, когда мы думали стоит ли отдавать 300 деревянных за давно желаемую игрушку, а нынешние финансовые запросы игровой индустрии просто поражают своей кровожадностью.
Ну, а теперь давайте поговорим о розовой радуге и писающих цветочками пони. Ай-яй-яй хочет она оградить детский неокрепший разум от жестокости в играх и на экранах. Это не круто и совсем не по пацански. А пусть. Мне кажется, что человек должен адекватно реагировать на кровавые сцены и соотносить их с реальностью. Ведь когда подросток отвечает: "Мне все равно как будет выглядеть труп в жизни - главное, что я могу расчленить его в игре. В этом весь кайф и адреналин" - настораживает.
Наиболее перспективным мне кажется развитие motion систем. Точнее нет, не перспективным, а разумным и подходящим для детей. Если можно поиграть в приставку, оторвав попу от дивана - я только за! Вот только просмотрев сопутствующие игры для популярных ныне PlayStation 4 и XboxOne, становится грустно: более 90 % - шутеры, хоррор и action. Сразу захотелось вернуться к старушке Nintendo Wii. Но и тут оказывается все не так просто - перемудрили, ребята, с последним контроллером. Зато именно на этой платформе больше всего игр, которые ставят своей целью развлечение и позитив, а не оледенение крови в жилах.