Срежисированность поступков
Размышления о материнстве и детяхИзучая теорию Ньюфелда, задаюсь таким вопросом-почему в воспитании детей, да и в собственном воспитании мы бываем зачастую так недальновидны? Вот есть у нас недостаток, например, лень. Мы прочтем пару книг о том как победить лень, пройдем какой-нибудь тренинг с советами по активному преодолению лени, станем экспертами в этом вопросе. И может быть даже эти советы мы активно применим в нашей жизни, они будут работать какое-то время, а потом все вернется на место. Почему мы хотим бороться с внешним фактом, не выясняя от куда он взялся? Почему мы не ищем в себе причины лени? Почему не исправляем факторы, которые способствуют, почему мы сконцентрированы именно на "верхушке айсберга"? Или ребенок растет агрессивным и мы все силы направляем на борьбу с этой агрессией: читаем нотации, разигрываем сценки, приводим примеры, читаем сказки, демонстрируем на личном опыте. А может стоит разобраться в том, от куда взялась эта агрессия? Почему ребенок так себя ведет? И не говорить ему в очередной раз, что девочек на площадке толкать нельзя, а понять - почему он это делает? И исправить этот фактор. Может он копирует поведение отца, или привлекает так внимание к себе, или жестокость свойственна в отношениях с ним? Может стоит устранить основу этого неприятного качества, а не бороться с ним самим? И я понимаю, что очень часто много родителей тратят свои силы именно на работу, на воспитание, на внимание вот к таким поверхностным вещам, но в итоге получают временные результаты. Какой сферы жизни не коснись, проще исправить проявление какой-то проблемы, чем ее основу. Вот Ребенок не проявляет жалость, нам проще миллион раз ему сказать-что кому-то больно, пожалей. Не тяни кота за хвост, ему больно, пожалей девочку-она упала.... Но что чувствует ребенок в итоге? -он реально чувствует внутри эту жалость или автоматически действует по предложенному сценарию? Ольга Писарик говорит о таком явление как срежисированность детского поведения. Вот, мы дали какую-то установку ребенку и сидим радуемся.... Какой же он у нас вежливый, какой он у нас щедрый. А потом ситуация меняется и ребенок ведет себя совершенно иначе. И мама тут же удивляется-как так? Вот тогда то вон он как себя вел? А все лежит на поверхности, просто в той то ситуации мама выдала поверхностную установку-"делись игрушками", "скажи спасибо за конфетку". А в новой ситуации не давала, а внутри у ребенка этого нет. И вот наше всё воспитание зачастую сводится к постановке вот таких срежисированных сцен, а не к закладке внутренний основы. Мы хотим научить поскорее читать, писать, считать, но не стремимся создать условия, чтобы ребенку было интересно учится. А это же важнее. Создав основу, он сам, без нас, гораздо быстрее и эффективнее научится всему. Мы стараемся научить говорить-Спасибо, пожалуйста, извините, но не объясняем смысл и значение этих слов. И вообще чего не коснись, мы УЧИМ ребенка.... А не создаем основу на которой у ребенка самого появятся ростки этих поступков. Да, конечно есть ситуации, когда важна формальная сторона вопроса, когда надо быстро, срочно. Главное, чтобы все воспитание не подменялось этой спешкой. Здесь действует правило-как бы мы не бились и не усердствовали в своем обучение чему-то. Пока ребенок не захочет САМ, пока внутри него не появится понимание, содержание, отклик, стремление... Наши труды напрасны. Может они и дадут временный результат... Но он будет иметь только форму, без содержания.