Про слезы
Размышления о материнстве и детяхСлушая лекции института Ньюфелда, для меня огромным открытием стало, то, что плакать очень полезно. Но тут же пришло осознание, что наше поколение выращено на отрицание слез как таковых. Не будь плаксой, хватит рыдать, плакса-вакса... Эти запреты и даже социальные оскорбления сформировали у многих сложное отношение к своим и чужим слезам. А ведь народная мудрость куда более умнее-"Поплачь, легче станет". И следующий вопрос, который у меня возник-А как мы относимся к слезам своих детей? Для многих становится откровением, что дети так много плачут. Нам кажется это ненормальным, многие стараются отвлечь, переключить. Лишь бы ребенок не плакал. Но нужно ли это все? Ведь природой слезы созданы не для того, чтобы их прекращать как только они выступили. Вообще, многих из нас слезы других сознательно раздражают и вместо того, чтобы помочь человеку проплакаться, мы твердо требуем это прекратить. Кстати про это написано у К. Гонсалеса-плач ребенка природа смоделировала таким образом, чтобы он сразу же стимулировал мать или любого другого человека подойти к нему. Но одно дело, ребенок от 0 до 1- в этом возрасте его плач-это способ общения с миром. Нужна мама-поплачь, увидел что-то новое-поплачь, научился чему-то новому-поплачь, хочешь игрушку-поплачь, некомфортно-поплачь. Плач заменяет язык. А вот после года слезы становятся уже необходимым механизмом развития, адаптации, взросления. Мозг ребенка с помощью слез приспосабливается, переживает какие -то трудности, вырабатывает иммунитет к неприятным вещам. Не давая ребенку плакать, мы замыкаем в нем, все то, что вызывает его слезы. Вспомните себя в момент какого-то стресса. Вот Вы проплакались, и наступает расслабление всего тела, некоторые засыпают, становится легче, мысли уже не такие черные-это мы чувствуем результат работы нашей нервной системы. Но мы не можем почувствовать то, что происходит в нашем мозге. А там происходят невероятно важные процессы. Мозг переступает через эту стрессовую ситуацию, он может идти дальше. Его ничто не тянет назад, не тормозит, не омрачает, не подавляет. Но если у взрослых стрессовые ситуации случаются, то у детей они постоянны. Не дали конфету, сломалась палочка, с которой ребенок играл, пирамидка не сказывается нужным образом-для нас все эти ситуации базовые. Для ребенка это "конец всего". И только слезы дают понять, что ничего страшного, жизнь продолжается. Но если бытовые стрессы не так страшны для общего развития, то вот более серьезные ситуации ТРЕБУЮТ, чтобы ребенок плакал. Плакал не один в углу, не разбивая голову об стену, а с маминым присутствием. Неважно каким. Точнее зависит от того-какое присутствие важно и приятно ребенку. Плакать в объятиях и нежностях, или плакать валяясь на полу, но слушая как мама успокаивает, жалеет. Мы часто воспринимаем детские слезы как разбалованность, манипулирование, безосновательные истерики, на пустом месте. Мы отрицаем детские эмоции. И вспомните себя: а когда вам плохо, на душе "кошки скребут", а близкий человек в ответ на это говорит: "Да, ладно тебе, чего ты депрессируешь без повода?" Или хуже того говорит - " Прекрати, я не могу больше терпеть твои истерики". Вам в этой ситуации эти слова были нужны? Они помогли вам? Так и ребенок у которого утонул его бумажный кораблик, меньше всего нуждается в отрицание своих чувств и принижение его горя. Интересным открытием для меня стало то, что раньше шлепки по попе использовались как раз, чтобы подтолкнуть ребенка в сложной ситуации к слезам. А уже в Советские время, шлепок превратился в наказание. Действительно сейчас я вижу массу детей, которые не плачут вообще. Они замыкаются, уходят, обижаются, дерутся, дуются, не разговаривают, но не плачут. Для них, конечно, такой шлепок еще дальше загонит их стресс. Таких детей можно подтолкнуть к слезам только лаской, нежностью и любовью. И точно самое нужно всем в сложные моменты. Не нравоучения, не наша злость, не наказания, не крики.