Метод Шичиды
Монтессори,Шичида и др
Метод Шичиды |
Макато Шичида - японский профессор, создатель популярнейшей в Японии авторской методики раннего развития и ускоренного обучения детей.
Сразу скажу, что в России эта методика не популярна, нет ни одной книги или даже мало мальски достойно статьи, которая бы описывала метод Шичиды.
Только благодаря деятельным мамочкам, которым оказалось не лень перевести по кусочкам с английского, итальянского, японского, испанского языков книгу Макато Шичиды, мне и другим мамам удалось узнать об этом методе. Низкий поклон тем, кто не поленился!
Информацию, я собрала с различных форумов, самыми информативными оказались форумы Умницы и Лены Даниловой, переводила с английского отрывки из книг, цитируемых на различных иностранныхблогах и сайтах, пользовалась опытом немногочисленных отечественных последователей Шичиды.
Глава 3 Особенности метода Шичида
1.Принцип всестороннего развития мозга
Главная особенность метода Шичида это концентрация на развитии (обучении) ПП. Цель метода Шичида развить способности ПП визуализировать образы.
Вместе с тем мы не забываем и о ЛП. Мы развиваем оба полушария мозга, развивая ПП и соединяя его с ЛП, таким образом, оба полушария работают сообща. Основные черты развития ПП:
1. Вместо того, чтобы учить, используя объяснения (аргументации, доказательства), мы загружаем большое количество фактов. ПП находит правила среди этих фактов и использует свою функцию машинальной (непроизвольной) обработки, которая свободно манипулирует информацией.
2. Мы уделять большое внимание развитию органам чувств. Люди получают информацию (стимулы) об окружающей среде через органы чувств. ПП имеет свои органы чувств, отдельно от органов чувств ЛП. Когда вы сможете развить органы чувств ПП, не только способность визуализировать образы будет развита, но и другие возможности ПП.
3. В дополнении к развитию органов чувств мы также уделяем внимание развитию памяти. Память ПП развивает способности к визуализированию, креативности и ярким (сильным) воспоминаниям.
4. Ритм и скорость являются неотъемлемой частью метода Шичида. Правильный ритм и скорость способствую быстрой реакции и интеллектуальной силе, также как и способность принимать (получать) и запоминать образы мгновенно.
Верьте в исключительные способности ребенка, с которыми он рождается. Постоянно занимайтесь с ребенком, никогда не сравнивайте развитие своего ребенка с развитием других детей. Каждый ребенок индивидуален. Никогда не сдавайтесь.
Учитывайте все аспекты воспитания ребенка - не придавайте чрезмерное значение интеллектуальному развитию, обучайте также социальным навыкам, дисциплине и личностному развитию.
А это то, что я для себя выделила особо
Вот шесть моментовкак оценивать (судить) ребенка, эти моменты очень важны в развитии ребенка.
1) Не обращайте внимание на слабые стороны или недостатки.
2) Не думайте что настоящее (данное) поведение является сформировавшимся поведением.
3) Не будьте перфекционистом (человек, во всём стремящийся к совершенству)
4) Не сравнивайте. Каждый ребенок имеет (потенциальные) возможности, потенциал чтобы стать номером один.
5) Не ставьте на первое место академические (учебные) успехи
6) Учитесь видеть (любить) ребенка как уже сформировавшегося, такой какой он есть.
2. Что дает нам развитие ПП?
Развитие ПП направлено не только на учебные успехи. Один из удивительных результатов развития ПП является то, что дети, занимаясь по этому методу, развивают спокойный и гармоничный ум. Они начнут проявлять сенситивность, гуманность, гибкость ума и способность к творчеству. Это естественный результат развития ПП чьи принципы основаны на любви, чувстве уникальности и взаимодействия. С другой стороны развитие ЛП основано на конфронтации и соперничестве.
Главный вопрос, что является основным в развитии новорожденного? Язык является фундаментальным средством, чтобы открыть сердце новорожденного. Особенно язык любви. Помимо этого, есть две вещи которые нужно знать как учителям так и родителям. Лексика является самым главным, а карточки с текстом и картинкой являются важнейшими инструментами.
Показывайте ребенку карточки с текстом очень быстро, и тогда он научится с невероятной скоростью. ЛП работает на маленькой скорости, а ПП работает на очень высокой скорости. Функции двух полушарий отличаются друг от друга. Когда вы вводите (показываете) информацию с высокой скоростью, то вы задействуете ПП ребенка.
ПП обладает функцией высокоскоростного запоминания и функцией скоростного непроизвольного процесса который вы изучали ранее.
Ребенок младше 5 лет может легко впитать огромное количество информации. Ребенок младше 4-х лет сделает это легче и эффективней; младше 3-х сделает это намного легче и гораздо эффективней; а младше 2-х лет сделает это самым эффективным способом и ему будет легче всего. Ребенок до года может воспринимать информации на значительной скорости. Чем больше информации ребенок младше 5 лет впитает, тем больше ее останется. Ребенок младше 5 лет обладает огромным количеством энергии. У него монументальное (грандиозное; внушительное) желание учиться. Ребенок младше 5 лет может научиться читать и хочет научиться читать.
1. Любовь- самый главный элемент в воспитании и развитии детей.
Что самое главное в воспитании и развитии детей? Самое главное - это убедить и суметь донести родительскую любовь до ребенка. Любовь родителей взращивает детей. Без любви огромный человеческий потенциал, заложенный от природы, не разовьётся.
Многие матери думают,что они достаточно любят своих детей. Однако, многие дети думуют,что их матери не достаточно их любят. Этот пробел рождает трудности в воспитании и развитии детей. Достаточно ли хорошо родители убеждают своих детей в их любви к ним? На самом деле их способы общения не доходят до сердца детей. Только когда мама умело доносит свою любовь ребенку, только тогда ребенок тутже превращается в послушного довольного ребенка.
Мне бы хотелось подчеркнуть,что существует 3 способа донести любовь до сердца ребенка. 1) Объятия 2) Внимательно слушать,что вам говорит ребенок 3) метод настроя «5 минут». Объятия, то что упомянуто в первом пункте - это крепкие 8-секундные объятия. Вот описание как выполнить 8-секундные объятия.
Крепкие 8-секундные объятия.
Сначала попросите ребенка вам в чем-то помочь по дому. Когда ребенок выполнил задание, крепко обнимите ребёнка и прошепчите следующие слова: « ....(имя ребёнка), спасибо,что помог/ла маме. Ты действительно хорошо мне помогаешь! Я тебя так сильно люблю! Ты такой добрый/ая, сговорчивый/ая и жизнерадостный/ая.»
Вы должны не просто приобнять ребенка, а крепко обнять и держать в ваших объятиях 8 секунд. Как только вы это сделаете, ваша любовь тутже дойдет до сердца ребенка, он не будет капризничать, а будет стараться быть послушным и весёлым ребенком. И проблема в его поведении, из-за которой вы волновались, исчезнет. Ребёнок станет жизнерадостным и уступчивым и даже скажет вам,что хочет вам еще помочь по дому. Ему доставит радость то,что вы ему говорите спасибо и это будет стимулом еще что-то сделать,чтобы осчастливить маму.
Мотивация ребёнка и самостоятельность могут достичь чудесных результатов через метод крепких 8-секундных объятий. Как только вы начнете понимать,что вы не удовлетворяли раньше сердечных потребностей ребенка, проблемы как задирство по отношении к младшим и друзьям, бунтарство против мамы, отсутствие мотивации, недержание мочи ночью, сосание пальца решаются тутже. Вот таким образом нужно очень внимательно относиться к вопросу удовлетворения сердечных потребностей ребёнка.
Однако, вы не достигнете хороших результатов,используя этот метод,если вы просто будете выполнять это из чувства долга. Вы также не добьётесь результатов, если вы как мама и дальше будете жаловаться,бранить или по-другому проецировать ваши негативные эмоции на ребенка. Прежде всего мама должна действительно сильно любить ребенка, уважать его и верить в его способности.
Внимательно слушать,что вам говорит ребенок.
Мамы часто заботятся о том,чтобы постоянно что-то говорить ребенку,но далеко не всегда позаботятся о том,чтобы выслушать ребенка. Однако, в воспитании и развитии детей важно внимательно слушать,что вам говорит ребенок. Невозможно достучаться до сердца ребенка в воспитательном процессе,когда мама только и делает,что говорит односторонне. Более того, ребенок вам не раскроется, не поделиться,чтоу него на сердце в достаточной степени.
Когда вы разговариваете с ребенком односторонне, его сердечные потребности не удовлетворены и он не чувствует,что его любят.
Вот еще перевела 6 и 7 страницу.
Продолжение:
С другой стороны, только когда ребенка выслушивают искренне и когда чувства ребенка из глубины его души понимают, тогда он чувствует,что его понимают, принимают и любят.
Когда ребенка воспитывают, постоянно его браня, вообще невозможно услышать мнение ребенка. Когда ребенка ругают, он закрывает от вас свое сердце. Ребенок раскроет свое сердце и начнет разговаривать с мамой,когда она прекратит его бранить, примет его какой он есть и научится его хвалить. Давайте рассмотрим,как нужно правильно слушать ребенка.
Для этого я вам рекоммендую «метод эхо», также называемый «безинструктивный метод Роджера», который помогает ребенку раскрыться вам в разговоре. Обычно мама обращается к ребенку,используя инструкции: «Сделай так и так». Прекратите использовать инструктиции, а попытайтесь использовать безинструктивные слова. Используя метод эхо, когда ребенок говорит что-то маме, дверь в общении между ними не будет закрыта - «Ну что с тобой? Не можешь потерпеть?» Вместо этого мама пытается понять чувства ребенка, поставив себя на его место.
Вот пример разговора:
-Мама, Катя плохая
-Да, Катя плохая. Что она тебе сделала?
-Она ударила меня.
-Она тебя ударила. Почему она тебя ударила?
Таким образом слова ребенка повторяем как эхо, и происходит диалог в вопросах и ответах. Изначально этот метод изобрёл Карл Роджер для консультирования психически неуравновешенных пациентов. Этот метод также очень эффективен в общении с детьми.
Очень эффективный метод настроя «5 минут»
Когда вы пытаетесь повлиять на ребенка, нет более эффективного метода,чем этот метод настроя «5 минут», когда ребенок только что уснул. С помощью этого метода можно легко исправить нежелательное поведение как сосание пальца, недержание мочи и эгоизм.
После того как ребенок заснул, в течении первых пяти минут сознательный разум засыпает,а подсознание по-прежнему бодрствует и работает. Поэтому, очень эффективно воспользоваться этим временем и работать на подсознательном уровне.
Например, мама желает,чтобы ее дочь спала днем и легко засыпала вечером. В таком случае, маме нужно выразить свои желания, используя метод настроя «5 минут» и нежно нашептать ребенку на ушко, который только что уснул следующие слова:
«....(имя ребёнка), ты заснула? Ты можешь крепко спать здоровым хорошим сном. Вот видишь, спать -это здорово. Чем крепче ты спишь,тем лучше ты себя будешь чувствовать. Ты можешь крепко спать. ....(имя ребёнка),ты такая послушная, хорошая девочка. Ты понимаешь всё,что тебе говорит мама. Мама тебя любит,потому что ты такая счастливая хорошая девочка. Все говорят,что они любят ....(имя ребёнка),потому что ты такая славная девочка. Потому что ты такая послушная и добрая, и мама и папа и все тебя любят. ....(имя ребёнка) - послушная, славная девочка, не так ли?»
«Ты славная девочка,ты слышишь,что говорит мама. ....(имя ребёнка) хочет спать уже после ланча. Тогда ты сразу же идешь в кроватку и засыпаешь. Если ты ляжешь в кроватку, ты можешь хорошо поспать.»
Сделайте аудиозапись вашего настроя, поставьте (в оригинале пишется про кассеты и магнитофон) магнитофон рядом с подушкой ребенка, и пусть играет на небольшой громкости около получаса, после того как ребенок заснул.
Я рассказал про этот метод мамам,которые обращались ко мне с такими проблемами,как сосание пальца, или нежелание ходить в детский сад, или мамы,которые хотели отучить ребенка от привычки драться, и т.п.
Как правило, один за другим мне сообщали о хороших результатах: втечении недели ребенок прекратил сосать палец, после 3-х дней ребенок сам хотел пойти в деткский сад, и т.д. Для того,чтобы изменить нежелательное поведение ребёнка я предлагаю использовать этот метод.
правое полушарие по своей природе является спонтанным и индивидуальным. Можно не только запоминать информацию, но также и контролировать ее. Это и есть скоростная автоматическая обработка. Используя ее, ребенок с легкостью может овладеть языком. Нам, родителям, следовало бы знать что такая чудесная функция есть в мозге ребенка и научиться это использовать. Все знают, что ребенок младше трех лет лингвистический гений. Если ребенок родился там, где родители говорят на двух языках, он тоже будет говорить на них. Если на трех, то и на трех тоже будет. Это все из-за скоростной автоматической обработки. Был проведен эксперимент о том, что дети не учат язык как взрослые по памяти, они словно компьютер. Нет труднее задания для взрослого, чем начать изучать иностранный язык. К 6 годам, формируется языковой барьер между подсознанием и сознанием. Этот барьер делает очень трудным изучение второго языка.
Изучение одного или нескольких языков является естественным и непринужденным на раннем развитии ребенка. Раннее прослушивание иностранного языка помогает естественным образом улавливать акценты и тональные звуки языка и с легкостью их запоминать.
Существуют много способов научить детей сразу нескольким языкам:
1. говорить с ним на родном языке.
Если родители будут разговаривать со своими детьми осмысленно, а именно, описывать их мир: что они видят, трогают, чувствуют, пробуют, то детей появятся самоуважение, прекрасные коммуникативные навыки и совершенное неврологическое развитие.
2. ставить большое разнообразие кассет на иностранном языке
Их можно проигрывать по несколько раз в день. Эти пленки нужно использовать совместно с музыкой времен барокко для лучшего результата.
3. читать, читать и читать!
Вам нужно читать и переводить некоторые из книжек детей на иностранный язык. А потом можно читать на иностранном языке и ребенок поймет
4. карточка с текстом и картинкой
Французский, испанский и немецкий перевод с произношением на карточках.
Продолжение перевода книги Шичиды (часть 4 по сканеру не вся).
Глава 2.
Шесть особых свойств (особенностей) правого полушария
У нас 2 полушария: правое и левое. У этих двух полушарий различные функции. В правом - сверхъестественные функции или неизвестные возможности (потенциал). Мозг начинает развиваться с правого полушария. У детей в возрасте от 0 до 6 лет превалирует правое полушарие.
Собственно вот и они шесть особых свойств:
1. ESP (пять чувств правого полушария)
2. образы интуиции (память правого полушария)
3. скорочтение (фотографическая способность правого полушария)
4. вычислительные способности
5. способность точного определения высоты звуков без соотнесения их с другими звуками известной высоты (музыкальная особенность правого полушария)
6. способность к овладению языком (языковая способность правого полушария)
1.ESP
Вначале обсудим ESP. У людей также есть, то, что обычно называют «шестым чувством», помимо пяти чувств которые мы используем при восприятии, ощущении чего-либо. Шестое чувство есть ничто иное как чувство правого полушария. И это ничего кроме ESP. ESP включает:
- телепатию (возможность передавать мысли или чувства на расстоянии другим существам, без использования технических средств);
- ясновидение (получение информации о событии, объекте без участия традиционно известных органов чувств);
- психометрию (предполагаемая способность сообщать сведения о предмете или его владельце через контакт с ним);
- предвидение (Способность, уменье предвидеть будущее, предугадать то, что должно произойти, наступить);
- духовная (спиритическая) сила (энергия).
У детей и младенцев больше всего развита телепатия. Телепатия это способность, которая есть у детей но с возрастом угасает.
Ребенок в утробе может читать мысли матери посредством телепатии. Маленькие дети имеют телепатические способности и очень важно воспитывать (поощрять) эту способность правого полушария.
Теперь, как играть в ясновидение с ребенком.
1. сначала, вы должны провести (сделать) подготовительный этап (о том, как это делать читайте ниже)
2. затем разложите 5 ESP карточек в ряд картинками вверх (лицевой стороной вверх)
3. у ребенка другой набор из 5 карточек в руках картинками вниз (лицевой стороной вниз)
4. пусть ребенок сам расположит свои карточки лицом вниз под вашими карточками, которые, как он считает, соответствует вашим разложенным карточкам
5. когда он это сделает, пусть он сам переворачивает свои карточки для того, чтобы проверить (узнать) такая же ли эта карточка или нет.
Я считаю, что эта ESP игра является самой важной среди других при тренировке (обучении) правого полушария, потому что это основная первобытная (первичная) способность, которая есть даже ребенка в утробе матери.
Любой ребенок сможет сыграть в эту игру. Любой от 0 до 6 лет владеет такими способностями.
Перевод Шичиды часть 5.
2. подсознательные образы: память правого полушария и обучение образам
а. память правого полушария
Существуют два вида памяти: память левого и правого полушария. Люди обычно используют память левого полушария, которая по своему качеству достаточно слабая. Память правого полушария называется фотографическая память, которая позволяет запоминать с одного взгляда. Учащиеся Детской школы Шичиды могут запоминать от 50 до 100 изображений с одного взгляда.
Мальчик шести лет запоминает 150 изображений карт с одного взгляда и может рассказать своим родителя, какая это карта, после того, как карты положить лицом вниз на столе.
Как развить эту способность? Я покажу вам два вида тренировки памяти: метод сцепления (связывания) и метод мгновенная память (mandara).
Как использовать метод сцепления. Возьмите карточки с разными картинками. Выберите 2 любых карточки. Например, если взяли «собаку» или «велосипед», придумайте рассказ, «собака ехала на велосипеде». Покажите эти карточки ребенку и положите их лицом вниз. Попросите ребенка рассказать вам, что это за карточки. После того как ребенок сможет рассказать вам о двух карточках, увеличьте их количество до трех, затем до четырех и т.д. Убедитесь в том, что вы использовали карточки в том же порядке. Например, вы начали с карточки «собака», значит «собака» будет первой карточкой. После того как ребенок будет запоминать 14 или 15 карточек, произойдет что-то невероятное. Он начнет запоминать последовательность карточек с одного взгляда как образ без помощи слов. Если вы будете использовать карточки как таблицу, обучение пойдет быстрее: расположите карточки согласно этому примеру и попросите ребенка вспомнить историю, которую вы придумали, например, «собака в шляпе зашла на корабль. Переверните карточки и пусть ребенок переворачивает карточки в порядке рассказа истории, «собака, шляпа и корабль».
Продолжайте играть с карточками до тех пор, пока ребенок сам расположит 50 карточек согласно таблице.
К тому времени, когда ваш ребенок сможет расположить 50 карточек, у него откроется способность запоминать порядок расположения карточек как образ. Это и есть метод сцепления.
Метод мгновенная память. Ребенок смотрит на mandara карточку около 20 секунд и запоминает ее. Затем переворачиваем карточку и даем ему чистую карточку. Просим разукрасить чистую карточку как карточку мандара цветными карандашами. После проверяем.
Карточка должна быть всегда у него в кармане, и сказать ему, что всякий раз, когда у него будет свободное время, ему следует смотреть на карточку. Смотреть на карточку в течение пяти секунд, закрыть глаза и удерживать в голове картинку. Картинка в голове вскоре исчезнет. Затем пусть он откроет глаза и посмотрит на карточку еще раз в течение пяти секунд и удерживает картинку в голове. Повторите это несколько раз. Вскоре ребенок будет свободно воссоздавать образ в своей голове, когда он закроет глаза. Так метод мгновенная память развивает образную память.