Сенсорное развитие ребенка
Посмотрим, что в ведерке
Вам потребуются: ведерко или коробка с крышкой, яркие игрушки.
Сложите игрушки в ведерко, закройте крышкой и отдайте его ребенку. Попросите малыша открыть ведерко. Вытаскивайте игрушки, раскладывайте их так, чтобы они не загораживали друг друга. Доставая игрушки, описывайте каждую из них: «Посмотри, какое красное яблоко. Очень красивое! А вот - зеленый кубик. Мы положим его рядом с яблоком». Разложив игрушки, полюбуйтесь ими. Радуйтесь вместе с крохой каждой вещи, чтобы он чувствовал ваш эмоциональный настрой. Пусть малыш подержит в руках каждую игрушку, поиграет с ней. По окончании занятия попросите ребенка собрать все предметы в ведерко и накрыть его крышкой. Помогите малышу навести порядок. Игра способствует развитию мелкой моторики, цветового восприятия.
Кто что ест
Вам потребуются: фигурки животных и продукты, употребляемые этими животными, вырезанные из картона.
Смешайте все фигурки, попросите ребенка раздать животным то, что они любят кушать: зайке — морковку, козочке — капусту, медведю — мед, ежику — грибы, белочке — орехи и т.д. Если ребенок затрудняется выполнить задание, помогите ему, возьмите морковку и поинтересуйтесь, кому вы ее отдадите. И сами же воскликните: «Ну, конечно же, зайке! Это зайцы любят грызть морковку!» и т.д. Игра способствует развитию речи, мелкой моторики, знакомит с животным миром.
Учимся различать цвета
Вам потребуются: красный мяч, синий мяч, лист бумаги красного цвета, лист бумаги синего цвета. Предложите ребенку покатать по полу красный мяч, затем синий. Обращайте внимание малыша на цвет игрушки, повторяя: «Мы играем в красный (синий) мяч» Расстелив на полу листы цветной бумага, попросите ребенка красный мяч положить на красный лист, а синий на синий. Если ребенок ошибается, подскажите ему. Не забывайте повторять: «Это красный мяч, я кладу его на красный лист». Игра способствует развитию логического мышления, учит различать цвета.
Раскрась круги
Вам потребуются: четыре листа бумаги, два цветных карандаша.
Возьмите два листа бумаги, на каждом из них нарисуйте по большому кругу. Предложите малышу поиграть: пусть он раскрасит свой круг желтым цветом, а вы красным. Рассматривая рисунки, обращайте внимание ребенка на цвет круга, проводите аналогии: «Как красиво ты раскрасил(а) круг желтым цветом, теперь он похож на солнышко». На двух других листах нарисуйте большие квадраты (треугольники и пр.) и раскрасьте их, поменявшись карандашами. Обсудите, на что похожа фигура. В дальнейшем можно привлекать к игре других членов семьи, не забывая обращать внимание ребенка на количество фигур и карандашей. Не настаивайте на том, чтобы малыш раскрашивал фигуры строго по контуру. Обязательно участвуйте в игре, глядя на вас, ребенок будет повторять ваши действия, приобретать полезные навыки. Игра способствует развитию моторики, подражательной деятельности, учит различать цвета.
Геометрические фигуры
Вам потребуются: 5 разноцветных кругов, вырезанных из картона.
Рассмотрите с малышом один из кругов, при этом рассказывайте ему: «Это круг. Он красного (синего, зеленого и т.д.) цвета. Давай подумаем, на что он похож (на яблоко, на солнышко, на колесо)». Поищите в комнате круглые предметы. Изучайте круги разного цвета. После того, как ребенок усвоил понятие «круг», можно переходить к другим геометрическим фигурам, расширяя при этом и диапазон цвета. Сравнивайте две одинаковые фигуры разного цвета. Ищите ассоциации. Игра учит различать предметы по цвету и форме.
Разберемся!
Вам потребуются: 3 вырезанных из картона круга и 3 квадрата.
Перемешайте круги и квадраты. Попросите ребенка помочь вам отобрать все круги. После чего раскрасьте их одним цветом. Для раскрашивания квадратов используйте карандаши другого цвета. Игра способствует развитию навыков классифицирования.
Бытовые игры
Мамин помощник
Вытирая пыль с мебели, дайте малышу чистую тряпочку и попросите его вам помочь. Разговаривайте с ним: «Смотри, здесь пыль. Сейчас мы вытрем ее тряпочкой, и у нас будет чисто». Хвалите ребенка, когда он что-нибудь протрет. Расскажите, как приятно будет папе прийти в убранную квартиру. Повторяйте: «Ты — мой самый лучший помощник!». Игра развивает навыки самостоятельности, знакомит с категорией «причина — следствие».
Моем чисто
Вам потребуются: кукольная посуда, поролоновая губка.
Предложите малышу помыть посуду для куклы. Дайте ему поролоновую губку, покажите, как это делается. Вымытую посуду надо аккуратно сложить в коробочку или в шкафчик. Губку можно намочить и после этого протирать посуду сухим полотенцем, не забывая пояснять ребенку происходящее: «Посуда стала мокрой, поэтому ее нужно вытереть сухим полотенцем. Все, эта тарелочка сухая». ' Игра развивает моторику, навыки самостоятельности знакомит с категорией «причина-следствие».
Постираем?
Налейте немного теплой воды в маленький тазик, дайте малышу небольшой кусочек мыла и носовой платок. Придумайте историю о том, что кукла во время игры на улице испачкала свой платочек. Надо ей помочь его выстирать. Покажите, как можно намылить платок и побултыхать его в воде. Игра способствует развитию навыков самостоятельности, тактильных ощущений.
Развитие мелкой моторики
Такая разная бумага
Вам потребуются: листы бумаги разной текстуры (тетрадный лист, альбомный лист, бумажная салфетка). Поочередно сминайте листы бумаги, подключите к этому занятию ребенка. Комментируйте: «Вот бумажная салфетка. Смотри, как она легко мнется, это потому, что она сделана из очень тонкой и мягкой бумаги. Теперь давай попробуем смять тетрадный листок.Смотри-ка, его труднее смять, он - плотный и т.д.)». Из смятых листов можно скатать шарики и поиграть ими в снежки. В игре ребенок знакомится со свойствами материалов, развивает мелкую моторику.
Ухвати пинцетом
Вам потребуются: пинцет, шарики из ваты, кусочки поролона.
Научите ребенка пользоваться пинцетом. Покажите, как можно брать ватные шарики, мелкие кусочки поролона. Усложняйте игру, заменяя мягкие предметы твердыми — пуговицами, винтиками, крупой, фасолью и т.д. Можно использовать бумагу, порванную на мелкие части. Предложите малышу отсортировать предметы двух видов (вата, фасоль), раскладывая их по разным тарелкам. В дальнейшем в игру можно включать обрывки бумаги разных цветов (разложить на группы по цвету), твердые и мягкие предметы, легкие и тяжелые, круглые и некруглые и т.п. Игра способствует развитию мелкой моторики.
Порвем и соберем
Вам потребуются: бумажные салфетки.
Пусть малыш разорвет салфетки на мелкие части. Рассыпьте их по столу, затем попросите ребенка пальчиками собрать обрывки в ведерко или в коробочку. На следующих занятиях можно использовать бумагу другой текстуры. Чтобы заинтересовать кроху, придумайте сюжет игры, например, пальчики - это птички, которым надо собрать пух (бумажные обрывки) для своих гнездышек, или цыплята, склевывающие крошки.
Мастерим бусы
Вам потребуются: макаронные изделия с крупным просветом, шнурок, большая деревянная игла с широким ушком. Покажите ребенку, как можно нанизывать макароны на иглу со шнурком. Пусть он попробует сделать это сам. Шнурок с макаронами можно связать, сделав подобие бус, и надеть на куклу.
Попробуй, расстегни
Вам потребуются: взрослая одежда, застегивающаяся на пуговицы (плащ, кофта и т.д.). Покажите ребенку, как надо застегивать и
расстегивать пуговицы. После того, как малыш научится это делать, переходите к вещам с более мелкими пуговицами, затем просите кроху застегивать и расстегивать пуговицы на его одежде. Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков самостоятельности.
Яблоко с пуговицей
Вам потребуются: силуэт дерева и яблоко, вырезанные из картона.
К картонному дереву пришейте небольшую пуговицу, а на яблоке сделайте петлю. Покажите малышу, как можно пристегивать и отстегивать яблоко. Поиграйте в «Ураган» — дуя на дерево и раскачивая его одной рукой, второй — отстегните от него яблоко. «Бабах! Ветер сдул яблоко, оно упало на землю». Предложите ребенку побыть ветром - подуть, покачать дерево, затем отстегнуть яблоко.
Порисуем?
Вам потребуются: поднос, мелкая крупа или мука.
Насыпьте на поднос ровным слоем манку или муку, покажите малышу, как пальчиками можно рисовать на муке. Проводите линии, рисуйте различные фигуры. Пусть ребенок порисует самостоятельно. Игра способствует развитию мелкой моторики, творческих способностей.
Читать далее