"Если я дам ему уйти из шахмат, он станет дворником или проституткой..
Вопрос, кстати, звучал так: "Два месяца ребенок играет в шахматы, и ему постепенно надоедает. Позволить ему этот интерес убрать?"
Был он задан мамой ребенка 6 лет Диме Зицеру (автор книг "Любить нельзя воспитывать!", "(Не) Зачем (не) идти в школу?" и т.д.) на конференции "Демократические школы. Воспитание свободой."
Ответ захотелось застенографировать.
- Тебя прет с того что он в шахматы играет, что ли? (синим слова Димы Зицера)
- Мне самой нравится.
- Играй котик, играй, дочь моя
- Постепенно понятно(становится), что ему надоедает.
- Тебе что с этого? Ты прикалываешься? Тебя как зовут?
- Женя. Мне интересно, он как-нибудь дальше...
- Выпей что-нибудь, Жень. Я не шучу. Не пьешь - начни, твоя жизнь изменится.
Я не шучу вы что?!
Так....сколько лет?
-Мне?
- Нет ему.
- 6...почти 7
- Значит так, чувак в 6 лет идет играть в шахматы. Он попробовал и говорит: "Все. Я поиграл". Что со мной, Женей,Димой, происходит, что мне становится важно чтобы он дальше играл?
-Такая игра. Он не все о нее знает. Не знает как выйграть. И вот нехватка этих знаний как бы провоцирует потерю интереса
- Нет.
- Хочется помочь.
- Нет. Ты не знаешь что провоцирует потерю интереса.
- Возможно.
- Точно. Перестань тогда с таким лицом убеждать что знаешь.
- У меня сын играл в шахматы, проигрывал постоянно дедушке. Из-за этого не переставал играть (в разговор вклинивается еще одна мама)
- Да, "ежики кололись, плакали, но продолжали жрать кактусы". Нас учит этому литература...
(тут небольшое лирическое отступление)
- Вопрос: "Что мы хотим?!". Родители. Например: "Я хочу чтобы он научился выбирать". Как сделать, проще всего, чтобы человек научился выбирать?
- Позволить ему выбирать
- Слушай ты постоянно представляешь себя в коже, латексе и с плетью. Что значит "позволить"? Как позволить? Что за глаголы у вас,я не понимаю!
Ситуация в которой любимый человек должен вас спрашивать разрешение на всё - это ситуация унизительная....Человек не должен у вас спрашивать разрешение на еду, на дружбу, на свое свободное время. Не надо приучать его к проституции, что "мое тело принадлежит маме, моё время принадлежит маме, мой вкус принадлежит маме.
Как происходит выбор? Я иду на шахматы. Понимаю что гавно ваши шахматы. Иду рисовать. Порисовал немного и дальше говорю: "Не буду". Я попробовал, я иду дальше. Что говори Женя: "Ну слушай ,моё материнское сердце трепещет в этот момент.
........
Дальше выводы:
1.Это наша родительская роль - бояться. Бойтесь. Родители должны бояться
От того что мы боимся мы не должны брать в заложники. "Сыночек, я боюсь, поэтому ты будешь всю жизнь заниматься шахматами. Доченька, я боюсь, поэтому ты будешь приходить в 11 часов. Всегда. Наручниками к батарее".
Надо с собой в этот момент (когда хочется наручниками к батарее) что то делать. Трудно.Да трудно. У нас в голове всплывают, подобно дерьму в пруду весной, разные подсказки, (о том)...вот как бы не делать эти разные серьезные изменения(в себе), например:
"Если я дам ему уйти из шахмат, он станет дворником или проституткой в зависимости от пола и везения". В этот момент надо отследить "во мне что-то поднялось"(и разбираться не с ребенком, а с собой, своими страхами и пр).
Попроовал играть в шахматы. Это опыт? безусловно. Проигрыш это опыт? Безусловно. Отказ это опыт? Безусловно.Позволяет это ему вернуться к шахматам в жизни.Безусловно.
2.Второе - оказаться рядом. Может, действительно ему нужна твоя помощь в роли человека который поможет отстроить эти рамки интересов, о которых я говорю. Научить рефлексировать выбор: "Я ухожу потому что..рядом со мной сидит мальчик, который постоянно ругается матом/очень тяжелые фигуры/ не люблю проигрывать....и.... и тогда я иду в те виды спорта, которые не подразумевают проигрыши/выигрыши".
Ну, честное пионерское, это(выбор ребенка) не связано с потерей интереса, это может быть связано с появлением интереса к другому виду деятельности, человеку.
Это не правда что мы должны...как бабушки дедушки наши - в трудовой книжке одна запись. Вот остановитесь и подумайте...вся жизнь....одна запись
Вывод: У нас есть взрослая роль и учительская роль, учим ребенка рефлексировать: "Я ухожу потому что от учителя плохо пахнет/.......
Хочу послушать его "О детских истериках" -