Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch.
ДНЕВНИК Рыжая Белка

Запись

Рыжая Белка 16 января 2017, 14:09 , Подольск ···

Упражнения для стимуляции речевой активности при ЗРР. 1-3 года

Упражнение 1.

С помощью сюрпризного момента (из «чудесного мешочка», коробочки, из-за ширмы) ребенку предъявляется знакомая или любимая игрушка (например, мишка). Взрослые совершают игровые действия с мишкой, сопровождая словами: «В гости к нам пришел мишка. Он здоровается с тобой: «У-у-у!» Поздоровайся с мишкой» (взрослый побуждает ребенка к произвольному и сопряженному произнесению звукоподражания).

Если малыш охотно включается в игру, можно предложить ее усложнение - игру «Кто позвал?» (вместе с мишкой в гости к малышу пришел волк-волчок («У-у-у»); игрушки располагаются по правую и левую стороны от ребенка и по очереди «зовут» малыша, он поворачивается к той игрушке, которая его «позвала»).

Варианты: аналогичные игры проводятся с самолетиком («у-у-у») и паровозиком («у-у-у»).

Упражнение 2. Игра «В гости пришла кукла».

С помощью сюрпризного момента предъявляется знакомая кукла. Она хочет спать, нужно ее покачать, сопровождая действия звукоподражанием: «а-а-а». Взрослый показывает игровые действия, сопровождая их словами: «Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать», и побуждает малыша сделать то же самое.


Упражнение 3. Игра «Айболит». Взрослый создает игровую ситуацию - к Айболиту приходят знакомые ребенку игрушки: зайка, неваляшка, крокодил.

§ У зайки болят зубы. Зайка плачет: «А-а-а!»

§ Как плачет зайка?

§ У крокодила болят зубы. Крокодил плачет: «А-а-а!» и т.п.

Малыш произносит вместе во взрослым, повторяет за ним, потом произносит самостоятельно звукоподражание «а-а-а!».

Упражнение 4. Используя сюрпризный момент (из-за ширмы, из «чудесного» мешочка, из кукольного домика, одновременно со звуковым сигналом - звуком колокольчика или барабана), взрослый показывает игрушку - пупсика, называя ее: «Это малыш. Малыш плачет: «Уа-уа!»; побуждает ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой (покачать, покормить из соски). Если ребенок испытывает двигательные затруднения, можно использовать совмещенные игровые движения (взрослый производит движение руками ребенка).

Усложнение игры: «Кто позвал?», «У нас в гостях» с использованием игрушек из предыдущих занятий.

Упражнение 5. Ребенок узнает предметы, изображенные на цветных картинках (самолет, кукла, паровозик, волк), используя звукоподражание, называет их («у-у», «а-а», «ау-ау»). Затем последовательно (по одной) предъявляются контурные изображения тех же предметов. Малыш соотносит цветное и контурное изображения, накладывая парные картинки, друг на друга. Вопросы: «Кто плачет? Как?» (вызов звукоподражания).

Игра «Что пропало?»: взрослый убирает одну из картинок и просит назвать ее, используя звукоподражание.

Вопросы:

§ Кто ушел? (кукла: «Уа-уа!»)

§ Что улетело? (самолет: «У-у-у!»)

§ Кто убежал?(волк: «У-у-у»)

Упражнение 6. Игра «Положим спать» (проводится с игрушками):

§ На звук «а» укладываем спать куклу:

Кукла-куколка, бай-бай,

Спи спокойно, засыпай:

«А-а, а-а, а-а».

§ На звук «у» укладываем бычка:

На кроватке спит бычок,

Он улегся на бочок:

У-у, у-у, у-у».

§ На звук «и» укладываем мышку:

Тик-так, тик-так.

Отработанные звукоподражания включают в стихотворные тексты.

Считать кукушка научилась.

На том ученье прекратилось.

Ку-ку, ку-ку.

***

Куры крыльями махали:

Ко-ко, ко-ко!

Куры ключами стучали:

Ко-ко, ко-ко!

***

Гуси, гуси, га-га-га!

Есть хотите? Да-да-да!

***

Прилетели гули, гули-голубочки:

Гуля-гуля-гуля.

На головку сели моей дочке:

Гуля-гуля-гуля.

***

Гоп-гоп! Конь живой

И с хвостом и с гривой...

Он качает головой,

Вот какой красивый!

Гоп-гоп-гоп!

***

Ду-ду-ду-ду! Потерял Ваня дуду.

А я дудочку нашла,

И Ванюше отдала:

Ду-ду-ду-ду!

***

Маленькие мышки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты,

Пищат: «пи-пи-пи!»

***

Пистолет пугает мух.

Говорит он громко: «ПУХ!»

***

Мой веселый, звонкий мяч.

Ты куда пустился вскачь?

Оп-оп-оп-оп!

***

Миша, Мишенька, бай-бай!

Спи скорее, засыпай!

***

Мальчик плачет и кричит:

«Ручка у меня болит!»

Бо-бо-бо-бо!

***

«Би-би-би, - гудит машина, -

Не поеду без бензина!»

***

С барабаном мы идем,

Громко песенку поем!

Бом-бом, бом-бом!

***

Говорит собака: «АМ!

Кошке мясо не отдам:

«Ам-ам-ам!»

***

Наш малыш кричит с утра:

«УА-УА-УА-УА!»

***

Заблудились мы в лесу,

Закричали все:

«АУ-АУ!»

Сводная таблица звукоподражаний (таблица в конце)

...

На первом этапе основное внимание сосредотачивается на отработке основной глагольной модели предложения:

а) подлежащее + сказуемое, с использованием лепетных слов (звукоподражаний)

Ав-ав бай. (Собака спит.)

Пи-пи ам. (Мышка кушает)

Би-би ту-ту. (Машина поехала.)

Киса, на. (Кошка, возьми.)

б) + сказуемое + подлежащее, выраженное глаголом

Дай ам. (Дай кушать.)

Ди буа. (Иди гулять.)

На втором этапе расширяем структуру модели предложения за счет введения определения:

(определение) + существительное + сказуемое

О-о-о ав-ав бай. (Большая собака спит.)

И-и-и пи-пи ам. (Маленькая мышка кушает.)

Примечание.

1. Составляются и отрабатываются предложения в игровой форме, с использованием игрушек и картинок.

2. На втором этапе некоторые слова могут временно заменяться движением рук (показом). Например, большой и маленький.

Таблица звукоподражаний

Звук

Звукоподражания голосам животных

Звукоподражания бытовым, транспортными и музыкальным шумам

Эмоциональные восклицания

М

МУ - корова


АМ - ребенок ест

П

ПИ - цыплята, мышка, птичка
ПУХ- ружье,
хлопушка


ОП, ПРЫГ- мячик прыгает

Б

БЕ - овечка

БОМ - барабан
БИ-БИ - гудит машина
БУЛЬ - чайник

БАЙ - пора спать
БО-БО - у ребенка болит ушко, ручка
БУХ - упал

Д


ДУ-ДУ - дудочка
ДИНЬ - колокольчик, лодка в стакане

ДА - выражение согласия

Т


ТУ - поезд, пароход
ТУК - молоток
ТЮК - топор
ТИК-ТАК - часы

ТОП - малыш топает

Н

НО - лошадка


НА

К

КУ - кукушка
КО - курочка
КАР - ворона
КРЯ - уточка



Г

ГА-ГА - гусь
ГУЛЯ - позови голубя
ИГО-ГО - лошадь


ГОП - едем на лошадке

X

УХ - сова


ГОП - едем на лошадке
АХ - упал
ОХ - болит
УХ - прыгают

Л


ЛЯ-ЛЯ - песня



Можно использовать на этапе звукоподражаний и отработке основной глагольной модели предложения:
Серия "Понятные книжки" Разенковой:
Иллюстрация 1 из 28 для Про Зайку (для детей до 2 лет + методичка) - Юлия Разенкова | Лабиринт - книги. Источник: Лабиринт



1