Общие принципы творческих игр с малышами:
Попробуйте показать малышу одновременно профессионально изданную репродукцию картины и ее плохой ксерокс, и посмотрите, что он выберет. Но простота дизайна вовсе не означает низкое качество. Если приходится выбирать между высоким качеством исполнения и идей, мы выбираем идеи.
Покой и радость. Не надо заниматься, если вы слишком напряжены для улыбки. Без радости ничего хорошего не выйдет. А вот расстроенного малыша интересные игры могут отвлечь и успокоить. Наши картинки были одним из лучших способов остановить плач нашей дочки с трех месяцев и дальше.
Горячий интерес. Если малыш любит лошадей, то что ему будет интереснее считать – игрушечных лошадок или просто фишки? Такие интересы надо быстро "ловить", пока не "погасли". При этом малыши обычно только рады, если кто-нибудь ненавязчиво "подсунет" им новые идеи, связанные с предметом их интереса. Например, тот же любитель лошадей с удовольствием посмотрит и на "Медного всадника", и на мифологических созданий вроде Пегаса, посчитает коней, а может, и сбруей заинтересуется, или, скажем, анатомией лошадей, а потом и других животных...
Показать и рассказать. Попробуйте прочитать двухлетнему малышу инструкцию по эксплуатации самоката, и посмотрите, научится ли он в результате кататься. Это, конечно, шутка, но ведь и взрослым, и особенно маленьким, лучше сначала посмотреть, как что-то делается, а потом уже выслушивать объяснения и самим пробовать. А может, лучше сначала самим попробовать, а потом посмотреть на профессионалов и послушать их рассказы. Так что в новые игры со сколько-нибудь сложными правилами можно просто начать играть с другим взрослым на глазах у ребенка, чтобы малыш сам посмотрел, как это делается.
Связи и системы. Мышление маленьких детей постоянно настроено на поиск связей и правил и на построение стройных систем. Именно так они всего за несколько лет способны сконструировать у себя в голове всю грамматику родного языка (или нескольких – никто пока не знает верхнего предела!). Большинство идей Монтессори основаны на этом стремлении детей к упорядочиванию и организации мира. В моих экспериментах годовалым малышам больше нравились картинки с точками, "организованными" в ряды и колонки, чем с точками, беспорядочно раскиданными по бумаге. Что и подало мне идею сделать материалы по умножению с картинками животных, "построенными" в ряды, как это обычно и делается для старших детей. А как умело любовь детей к организации используют такие компании, как Дисней! Детям-то нравится, что есть и мультфильм, и игрушки на ту же тему, и книги, и парки – целая сложная система. Показывая малышу что-то новое, помогите ему построить конкретные связи со знакомыми вещами и увидеть связи между элементами новой системы: "Это гейзер. Пар из него, как из нашей кастрюли! (связь со знакомым) Вода в земле перегревается, и – пшшш! вода и пар выскакивают наружу через вот эту дыру, жерло (связи внутри новой системы). Помнишь, как крышка на кастрюле подпрыгивает и кипящая вода льется через край? Так и гейзер работает!" Ребенку гораздо интереснее, поэтому он может работать с более сложной информацией. И запоминается "система" гораздо лучше, чем бессвязные "куски" информации, как нам напоминают психологи.
Много-много-много! Детям необходимо много, потрясающе, необозримо много информации. Конечно, они должны сами решать, сколько именно (см. "нет-насилию"). Вы можете легко прикинуть, сколько информации требуется вашему ребенку. Для этого найдите место, где "почти бесконечно" много информации на темы, для ребенка интересные. Например, огромный зоопарк для любителя животных, или гигантскую библиотеку для маленького библиофила, или картинную галерею для ценителя прекрасных образов. Переходите с место на место так быстро или так медленно, как хочет ребенок. Обязательно возьмите с собой все, что надо для комфорта (еду и т.п., а себе - книгу, если место для вас скучное). Если внимательно следить за малышом, то можно заметить "момент насыщения" когда ребенок или захочет уйти, или заснет, или переключится на свою игру. Обратите внимание, сколько примерно информации требуется вашему ребенку для насыщения. Представьте, как бы ребенок развивался, если бы ему все время было доступно столько новой информации, сколько он хочет!
Процесс века: тестирование против обучения. Если задуматься, то понимаешь, или по крайней мере я понимаю ;-), что большинство тестов, проверок, контрольных и вообще контроля, обучению только мешают. Это у старших, а у малышей проверки могут напрочь отбить охоту вообще в "такие" игры играть. Так что лучше воспротивиться огромному соблазну потестирвать малыша, и вместо этого просто поиграть с ним. Кстати, большинство так называемых "обучающих" компьютерных программ - это просто более или менее хорошо замаскированные тесты, то есть ребенок может в них играть, только если он уже знает материал. Например, такая вот "игра": три примера на сложение, три ответа, требуется расставить ответы по местам, а компьютер вам скажет, правильно ли вы это сделали. Ведь это просто тестирование! Такие забавы детям тоже могут быть интересны, только все должны понимать, что при этом ребенок на самом деле новым идеям не учится. Настоящая обучающая игра помогает ребенку понять новые для него идеи и сразу же их для чего-нибудь самоценного использовать. Тесты, по определению, самоценными быть не могут.
Несколько. Это о примерах. Представьте себе инопланетянина, который не знает о понятии "количества." Я хочу объяснить ему, что такое "один, два, три…" Для этого я рисую одного утенка и говорю: "Один." Потом рисую две лягушки и говорю: "Два." Три медведя – "Три." Мне кажется, что он понял, пока он радостно не показывает на гроздь бананов: "Один!" Он подумал, что "один" – это желтый цвет. После долгой путаницы он делает еще одну попытку. Он показывает на жабу и говорит: "Два!" Он подумал, что "два" значит "земноводные." А почему бы и нет? Мозгу бедного инопланетянина не хватило информации, чтобы сделать обобщение! Чтобы вывести для себя новый закон, мозгу малыша (да и взрослого тоже) необходимо увидеть и осознать несколько примеров (см. также "связи и системы"). А сколько? Чем больше, тем лучше (см. "много-много-много"), но от пяти до семи примеров на практике работают неплохо, а на большее может не хватить внимания ребенка или вашего терпения для подготовки материалов. Хотите показать, что такое "три" – возьмите картинки трех медведей (желательно одинаковых, чтобы не отвлекать), отдельно трех лягушек, трех утят и других любимых персонажей (см. "горячий интерес"). Повесьте все это на стену вокруг большой цифры 3, показывайте малышу время от времени, а через недельку скрепите в "книжечку." Сделайте это с теми же персонажами для других чисел. Конечно, легче всего такие картинки рисуются на компьютере, но "подсобные средства", такие как желуди или конфеты или кнопки или нарисованные вами картинки, могут быть еще интереснее. А еще очень просто вырезать фигурку из губки или из картофелины и использовать ее как печать с акварельными красками, гуашью или чернилами. К такой забаве и малыш может присоединиться, только самым маленьким все же лучше работать с пищевыми красителями.
Нет – насилию. В том числе над собой: не нравится вам занятие – найдите другое, приятное. А еще "Нет!" – уговорам ребенка, и подкупам его конфетами и т.п., ведь это тоже насилие. Заставлять малышей заниматься – не только бесполезно, но еще и опасно. Дети регулируют нагрузку мозга, "отключаясь" от лишней информации. Если попытаться заставить малыша воспринять нежеланную информацию, он или впадет в истерику и заснет (универсальная защита маленьких!), или проигнорирует информацию, или "перегрузится" – это самое страшное. А еще насилие разрушает отношения между людьми любого возраста. А еще насилие отбивает желание учиться – сколько исследований на этот счет есть... А еще… Можно перечислить десятки причин!
Великая стена. Стены – одно из самых лучших приспособлений для образования. Но только если на них вешать всякие замечательные вещи. Подумайте только, сколько раз ваш взгляд и взгляд ребенка скользит по стенам каждый день! Как солнечная энергия, постоянно изливаюшаяся на Землю, эти взгляды могут быть "пущены в работу." Лучше, если информация на стенах организована "гнездами" по несколько "единиц" (см. "несколько" и "связи и системы"). А некоторые дети любят и огромные сложные таблицы, и отдельные высококачественные картины. Прикреплять бумагу можно скотчем, а можно прибить вдоль потолка реечки и свесить с них веревки со скрепками. Кстати, лучше всегда быть осторожными с веревками и маленькими детьми, не оставлять их вместе одних :-). Главное, чтобы легко было снимать (может, малыш захочет в руки взять) и так же легко вешать (а то будет неохота менять материалы; см. "много-много-много")! А еще очень здорово играть на лестнице, особенно если игра связана с какими-нибудь "изменениями с направлениями," такими как рост, сложение и вычитание, повышение и понижение температуры, накопление денег в банке... А некоторые предметы интересно подвешивать к люстре или потолку. Особенно здорово, если это летающие существа, модели планет, или, скажем, Карлсон вверх ногами - просто решил пройтись по потолку :-)