Методика Зайцева
Николай Александрович Зайцев - один из видных в России специалистов по русскому языку, ведущий учёный Санкт-Петербугской лингвистической школы. Кроме обучения чтению, у Зайцева есть методики обучения математике, английскому и русскому языкам, постановке почерка.
Как "работают" кубики?
Обучение чтению по методу Зайцева строиться на "складовом" принципе. Это имеет нечто общее в тем, как ребёнок начинает говорить. Мы ведь не начинаем говорить с отдельных букв. "М". Потом "А". Мы начинали говорить "ма", "ба", "да". Так и с кубиками. Буквы и склады показываются ребёнку все сразу, все 56 кубика. Склады поются на мотив любой любимой песенки. И так десятки раз, ненавязчиво, в правильное время - когда малышу это нравится, легко и интересно.
Когда я купила набор кубиков Зайцева, то обнаружила в коробке немало интересного.
Что ещё в комплекте?
1. В коробке я нашла 56 развёрток, которые придётся складывать в кубики.
2. Пять больших плакатов-таблиц с буквами и слогами, цифрами и знаками пунктуации. Их можно повесить на стену и любоваться родными русскими буквами так сказать издалека."Почему не помним, - что сами учились читать по вывескам и крупным надписям, инстинктивно избегая напряжения зрения и угнетающей работы в сидячем положении", - пишет Зайцев в "Учебнике для родителей, воспитателей, учителей" (который был здесь же, в комплекте) и советует чередовать режимы ближнего, среднего и дальнего зрения, сокращая работу в сидячем положении.
3. Кассета с "Попевками", как он называет напевы складов на мотив какой-нибудь песенки. "Таблицы и кубики поются. Обучение чтению с пением, - пишет автор, - оказалось - для всех учащихся без исключения - более эффективным, весёлым и интересным. До некоторых детей только через пение и доберёшься."
Почему кубики разного цвета и размера?
Кубики различаются по цвету - "золотые", "железные", т.е. серые, "деревянные", бело-зелёные и один "железо-дерево-бело-зелёный". Эти названия они получили по своим наполнителям, которые нам предстоит в них положить. В железные - железные лимонадные крышки. В "золотые" - жестяные кусочки. В "деревянные" - маленькие деревяшки или очищенные прутики. В бело-зелёные - бумагу.
Тогда при встряхивании кубики будут звучать.
Наличие больших (для твёрдых складов, как, например, в кубике, который я склеила первым БУ-БО-БА-БЭ-БЫ-Б) и маленьких кубиков (для мягких складов) отражает другую особенность русской речи - её двутоновость. Твёрдые склады мы произносим с более открытым ртом, мягкие - полузакрытым, с узкой щелью. Словом, серьёзная, научная обоснованность чувствуется в каждом ньюансе этого метода, и здорово понимать
Большое преимущество методики Зайцева в том, что она может как работать самостоятельно, так и легко сочетаться с другими, которые вы, возможно, захотите попробовать.
А мне, лично, очень нравиться ещё и то, что это очень продолжительное общение, кубики имеют как бы много ступеней освоения. Можно начать, когда малышу всего несколько месяцев - показывать ему склады, называть, петь их. Продолжать в год, в два, в три. Складывать слова, писать кубиками своё имя. И даже дорасти с ними до пяти и шести лет, когда ввести терминологию (гласные, согласные, глухие-звонкие, твёрдые-мягкие, знаки пунктуации) и объяснить, наконец, малышу, почему его кубики такие разные по размеру и цвету.
А в каком возрасте вы будете играть со своим малышом в загадки, скороговорки и "чистоговорки"? В книжке приводятся 300 (триста!) загадок. С отгадками на два кубика, три... восемь и более. Вот, например, загадка на семь кубиков: "Кто на все руки мастер?" - "Пе-р-ча-то-ч-ни-к". Не просто, правда? Так что, если кубики полюбятся - будут с нами не один год. Если, конечно, сохранятся, ведь пока мой 8-месячный Макс очень их любит пробовать "на зуб". :) (Лика Путинцева)
Эти кубики...
О кубиках Зайцева мечтали давно, читая рассказы мам о чудесах, которые на их глазах за считанные дни происходили с детьми. Наконец, сделали подарок ребенку и "подарочек" себе - не один зимний вечер был проведен с клеем, пробками, деревяшками под ворчанье папы... Внимательно прочитала книгу, методичку и начала заниматься.
Но моя дочь довольно быстро потеряла интерес к занятиям, которые, видимо, казались ей однообразными и длинными. Она почему-то с гораздо большим удовольствием пела алфавиты на мотивы веселых песенок, а не слоги-гаммы... Я винила во всем себя - как же так, у всех получается, всем детям нравится, что же я сделала не так?
Конечно, имела место моя неопытность и неподготовленность, ведь главный принцип занятий с малышами (это я выяснила еще, занимаясь по Доману) - большая скорость, иначе малышу становится скучно и он тут же теряет интерес.
Пришлось самой как следует выучить таблицы, правда, кубики вертеть с нужной скоростью пока не научилась... Но тут я поняла, что главное - не это. Мою Варю не интересовали кубики сами по себе, ей нужна была игра, чтобы выкладываемые слова немедленно материализовывались. "Маму", "папу", "кота" и "Варю" она научилась выкладывать сразу же, составляла паровозики с вагончиками на любую букву, но на этом интерес пропадал, и мои предложения составить что-то новое оставались без ответа.
Конечно, было обидно, что такое количество приложенных усилий и средств себя совершенно не оправдывают. И тут мне в голову пришла игра - настолько простая, что я даже растерялась, как же я не додумалась до нее раньше. Надо было просто совместить что-то хорошо знакомое и любимое с новым, непонятным.
После этого к нам зачастили гости - резиновые куклы из наборов для кукольного театра - бабушка и дедушка, Машенька и много-много всяких зверюшек - от лягушки до медведя. И все они приходили только тогда, когда Варя громко читала составленное ею слово или имя, и, конечно же, все они читать не умели и их надо было научить читать как "свое" слово, так и все ранее составленные.
Очень трогательно было видеть, как дочка старательно тыкала пальчиком, показывая зайцу, как пишется и читается слово "волк", как просила Бабушку принести ей пирожков, причем с одинаковой легкостью складывала как двух- так и многокубиковые (Ма-ше-нь-ка, ля-гу-ш-ка) слова.
Как только я почувствовала, что "радость встреч" уже не такая бурная, все гости быстро-быстро ушли. До следующего раза. Интересно, что в следующий раз все имена (а их было достаточно много для ребенка двух с половиной лет) были собраны ощутимо быстрее и с неменьшим восторгом.
В общем-то, конечно, мое открытие, что все дети разные и к каждому нужен свой подход, никого не удивит, но я надеюсь, что моя маленькая история сможет кому-то подсказать конкретный выход из ситуации. Могу лишь добавить, что авторитет "резиновых головастиков" ничуть не ниже маминого, ведь даже мама иногда с ними советуется и спорит. (Старынина Анастасия)
Подробнее смотри
(http://www.mtu-net.ru/sivash/Archiv/zaycev.zip)
Складушки Воскобовича. Это картинки со стихами и Зайцевскими складами. (Его методика основана на зайцевских складах, и предназначена для детей 3-4 лет (никто не мешает Вам начать раньше, если ребенок знает буквы.)